Источники и распределение доходов: прибыль, предпринимательский доход, заработная плата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и распределение доходов: прибыль, предпринимательский доход, заработная плата



Из века в век между людьми и их социальными группами шла трудная борьба за распределение доходов производства. Частный интерес урвать по больше от общинного пирога привел к развалу общинного строя. Рабовладельцы выделяли рабам из продукта латифундии физический минимум на "прокорм", приравнивая рабов к скоту. Феодалы отбирали у крепостных половину и более урожая, не оставляя иногда на семена и фураж. Капиталисты - хапуги из раннего капитализма периода первоначального накопления капитала, заставляя рабочих работать по 14-16 часов в день, платили "рабский паек", пока профсоюзы не повели тяжелую борьбу за увеличение доли труда
в доходах предприятий.

Не смогли решить проблему распределения доходов в рамках модели государственного социализма в СССР. Руководство страны даже в 80-годы не уменьшило долю оборонки, тяжелой промышленности, накопления, чтобы увеличить долю в доходах трудящихся. Низкая оплата труда, явно непредпринимательское положение директорского корпуса не создавали достаточных стимулов для деловой и трудовой активности, что способствовало застою и распаду.

Как же создаются и распределяются доходы в рыночной экономике постиндустриального общества? Этот вопрос рассматривается
в данной теме.

 

Доходы предприятий. Прибыль, ее оценка, факторы

И пути повышения

 

В минипекарне выпекается в день 1 тыс. буханок хлеба и продается по 3 рубля. Ежедневная выручка составляет 3 тыс. рублей, месячная – 90 тыс. рублей при ежедневной работе, годовая – 1,1 млн. рублей при остановке на 2 недели для ремонта. Издержки производства
и реализации составляют 2,5 рубля на одну буханку, или 2,5 рублей
в день. Значит, валовая ежедневная прибыль составляет 500 рублей
в день (3000-2500), 15 тыс. рублей в месяц, 180 тыс. рублей в год.
Из валовой прибыли нужно заплатить налоги, выделить средства на инвестиции (накопление), заплатить дивиденды собственникам
(акционерам, пайщикам), укрепить резервный капитал, осуществить другие платежи. Такова повседневная практика бизнеса на всех других предприятиях, в действиях индивидуальных предпринимателей. Доходы предприятий производятся, распределяются, используются. Основные категории и виды доходов рассматриваются с учетом перехода России на систему национальных счетов, применяемых
в Европе. В этой системе каждому показателю доходов на микроуровне, на предприятиях соответствуют совокупные показатели доходов отрасли хозяйства и страны в целом. В таблице 14.1. представлен счет производства по минипекарне за год по основным статьям доходов и расходов.

 

Таблица 14.1

 

Счет производства по минипекарне за 1999 г.

№ п/п Показатели доходов и расходов Доходы Расходы (издержки)
  Валовой выпуск (чистые продажи)    
2. Издержки производства, всего    
2.1 в т.ч. материальные затраты    
2.2   оплата труда    
2.3   отчисления в социальные фонды (пенсионный, социального и медицинского страхования, занятости)    
2.4   амортизация    
2.5   прочие затраты    
  Издержки реализации (торговая наценка 10% к выпуску), всего    
  Валовая прибыль (1строка-(2строка+3 строка))    
  Налог на прибыль (30%)    
  Чистая прибыль (4 строка-5строка)    
       
  Распределение прибыли    
  Инвестиции (накопление), 30%    
8. Дивиденды,30%    
  в т.ч. по привилегированным акциям    
  по обыкновенным акциям    
  Отчисления в резервный капитал, 15%    
10. Прочие платежи из прибыли    

 

Статьи издержек производства и реализации рассматривались
в предыдущей теме курса. Здесь раскроем источники и расчет доходов, сосредоточив главное внимание на прибыли и факторах ее увеличения.

Валовой выпуск (объем чистых продаж[3]) - суммарная стоимость всей произведенной за год продукции, включая производство товаров и услуг, которые могут иметь рыночный или нерыночный характер.

Прибыль - отдача капитала в виде прироста примененного капитала. В любой отрасли бизнеса прибыль рассчитывается как разница между выпуском (продажами) продукции (услуг) и издержками на их производство и реализацию.

 

Рвал. = ВВ-И,

 

где Рвал.- прибыль валовая; ВВ - валовой выпуск; И - издержки.

По каждому отдельному товару прибыль определяется по разнице между ценой реализации товара и себестоимостью его производства
и реализации.

 

Рi=Цi-Сi,

 

где Рi - прибыль индивидуальная; Цi - цена реализации, Сi – себе-
стоимость.

Соответственно, убыток представляется как отрицание прибыли, когда издержки производства и реализации превышают цену продажи на рынке. Убыточность предприятий характерна для кризисных фаз экономики, при неэффективном хозяйствовании, в предбанкротном состоянии предприятий.

Предприниматели и экономисты должны понимать различия между тремя основными видами прибыли.

Бухгалтерская прибыль - часть дохода фирмы за вычетом внешних издержек, т.е. за вычетом расходов на оплату ресурсов, поставляемых извне, от других предприятий. В бухгалтерских балансах
и счетах учитываются только явные, документально зафиксированные издержки. Для выявления вмененных (скрытых) издержек требуется дополнительный анализ производственных альтернатив (возможностей).

Экономическая прибыль - часть дохода предприятия, за вычетом всех издержек, внешних и внутренних, включая оплату услуг предпринимателя или капитала. Процент за капитал или предоставление предприятию права пользования организационно-предпринима-тельским капиталом (коммерческими секретами, "ноу-хау", ограниченными производственными ресурсами) оказываются для предприятия тоже издержками бизнеса, хотя для владельцев капитала выступают доходом.

Чистая прибыль - часть валовой прибыли предприятия за вычетом налогов и обязательных (по закону) платежей из прибыли.
Из чистой прибыли можно осуществлять накопления, т.е. вкладывать, инвестировать средства в развитие предприятия, в освоение новой, конкурентоспособной продукции, на покупку лицензий по новым технологиям, на улучшение условий труда и другие производственные инновации. Из чистой прибыли финансируется социальная сфера предприятия (профилактории, медсанчасть, культурно-спортивная работа и др.), а также благотворительные проекты.

И собственники, и предприниматели, и персонал предприятия заинтересованы в увеличении прибыли, а, значит, в поиске путей снижения издержек и увеличения валовых доходов. В программе увеличения прибыльности бизнеса или избавления от убыточности определяются конкретные факторы и пути повышения эффективности предприятия. Эти вопросы изучаются в теории фирмы (экономика предприятия).

Производственные факторы и пути:

- экономия издержек производства по каждой из статей затрат
до предельно допустимых технологических режимов, не допускающих снижения качества продукции (услуг);

- увеличение производства продукции (услуг) и освоение новых
рыночных ниш реализации;

- расширение направлений и отраслей деятельности предприятия,
внедрение гибких технологий для конкурентного обновления ассортимента продукции (услуг).

Коммерческие факторы и пути:

- анализ конкурентной среды реализации продукции (услуг), стра-
тегии и тактики поведения на рынке главных конкурентов с выработкой собственных планов и программ активного маркетинга;

- изучение потребителей (клиентов), их потребностей и предпоч-
тений, доходов и спроса, возможностей для увеличения емкости рынка;

- поиск и освоение новых рынков сбыта продукции, формирова-
ние сбытовых систем продвижения товаров.

Эффективность предприятия оценивается по прибыльности производства или норме прибыли (Р')

 

Р Прибыль

Р' = -- = -------------------- = в процентах или в относительных долях

К примененный капитал

 

Так, в Орловской области в 1999 г. прибыльно работало каждое второе промышленное предприятие. В 1996 году норма прибыли на капитал составила на передовых предприятиях: АО "Ливныпластик" более 30 %, АО "Автоагрегат" - 22,5%, АО "Ливныгидромаш" -22%, АО "Гамма" - 13,7%. В том же году более половины предприятий
в материальном производстве, а в России - 36% предприятий сработали с убытками, превышающими суммарную прибыль эффективных предприятий. Это свидетельствует с позиции микроэкономики о низком качестве менеджмента (управления) на убыточных предприятиях, с другой, - о неблагоприятном деловом климате в России и ее регионах.

14.2. Предпринимательский доход, его источники, виды,
ограничения

 

Экономику постиндустриального общества характеризует динамичность, огромное разнообразие сфер и отраслей бизнеса, миллионы наименований производимых товаров и услуг. Эти условия резко повышают риск предпринимательства, а, значит, и цену предпринимательских услуг. Предпринимательский доход становится устойчивым и значительным по величине, видам дохода для миллионов предпринимателей и менеджеров (руководителей предприятий). Для примера, в России и в Орловской области доходы от собственности и предпринимательской деятельности с 1994 года превышают совокупную заработную плату работающих по найму.

До 60-х годов ХХ века под предпринимательским доходом понимали часть прибыли после уплаты ссудного процента за взятый функционирующим предпринимателем (менеджером) заемный капитал. Разграничение капитала-собственности и капитала-функции выражалось через разделение труда между банками (другими инвестиционными фирмами) и предпринимателями реального сектора экономики. Для организации предприятия и ведения бизнеса предприниматели брали ссуды в банках, а из полученной прибыли выплачивали банкирам процент. В современных условиях кредитная система охватывает практически все отрасли бизнеса, стала всеобщей, собирая все временно свободные денежные средства и предлагая их предпринимателям для прибыльного применения. Собственный капитал предпринимателей также авансируется предприятию под процент, как и заемный капитал. Углубляется разделение труда и рисков внутри класса предпринимателей.

Предприниматели-собственники, владеющие свободными денежными средствами, ищут наиболее прибыльные сферы, отрасли
и предприятия для вложения капитала. Капитал-собственность институционально закрепляется в ценных бумагах - акциях, облигациях, векселях. Владельцы ценных бумаг контролируют использование своего капитала через особый рынок ценных бумаг и его институты - фондовые биржи и банки, брокерские конторы, индивидуальных предпринимателей финансовой сферы: инвестиционных консультантов, брокеров, дилеров. Стремясь к максимизации доходов на капитал, собственники капитала продают низкодоходные ценные бумаги
и покупают более прибыльные. Тем самым выполняется общественно полезная функция перелива капиталов из отраслей низкодоходных, умирающих в отрасли высокодоходного, прогрессирующего бизнеса. Кроме того, собственники капитала (акционеры, пайщики, вкладчики) назначают и контролируют работу менеджеров, управляющих капиталом и предприятием.

Предпринимательский доход собственников капитала образуется из прироста курсовой стоимости ценных бумаг и годовых дивидендов. Рассчитаем, для примера, доход владельцев акций "Газпрома" при оценке на декабрь1999 г.

Номинальная стоимость акции при первоначальном размещении (Ан) - 10 руб.

Курсовая стоимость покупки акций в декабре 1999 г. - 13 рублей.

Годовой дивиденд за 1999 год - 20 рублей.

На каждой акции ее владелец может получить более 30 рублей дохода. Правда, при перепродажах учитывается разница в ценах покупки и продажи акций предприятий с учетом конъюнктуры рынка ценных бумаг и надежности работы предприятия, в данном случае "Газпрома", в будущем.

Средние и крупные инвесторы, контролирующие крупные пакеты ценных бумаг, стремятся сформировать выгодный "портфель", вкладывая деньги в ценные бумаги разных отраслей и предприятий. Мелким держателям ценных бумаг лучше обращаться за консультациями к профессионалам фондового рынка или передавать свои пакеты ценных бумаг в доверительное управление банкам, брокерским конторам, финансовым консультантам.

Предприниматель-инноватор занимается разработкой и внедрением инноваций - новых товаров, новых технологий, новой информации. Инновационный бизнес выступает двигателем технического
и экономического прогресса. Инновационной деятельностью должно заниматься каждое предприятие, если оно стремится работать прибыльно на конкурентном рынке.

Доход предпринимателя-инноватора образуется из двух источников. Так, новые товары образуют новый рынок, продаются по более высоким ценам по сравнению с товарами-аналогами, вытесняемыми или замещаемыми на рынке. Новые товары иметь престижно, и покупатели соглашаются платить более высокую цену. Сравните цены благоустроенных новых квартир и квартир в домах 60-х годов ("хрущобах"). Вспомните цены на новейшие марки автомобилей, холодильников, телевизоров. Модные модели одежды в сезоне продаются дороже, а в конце сезона распродаются в 1,5-2 раза дешевле. Быть лидером в обновлении ассортимента на рынке выгодно, получая соответствующий инновационный доход.

Дополнительный доход приносят предпринимателям технологические и факторные инновации. Новые технологии ("ноу-хау") снижают индивидуальные издержки ниже средних. Продажа товаров по средней рыночной цене позволяет предпринимателям-инноваторам получать избыточный доход до тех пор пока не появится более совершенная техника и технология новых поколений. Сравните издержки хранения и переработки на единицу информации при работе на компьютерах первого и пятого поколений. Многократно повышается производительность работ, а, значит, снижаются затраты при работе технологов и конструкторов на автоматизированных рабочих местах, оборудованных современной техникой обработки и графического отображения информации. Новые технологии проведения операций для лечения ряда болезней глаз позволяют клиникам Св.Федорова иметь устойчивые доходы даже в кризисное время, показывая неисчерпаемые резервы инновационного бизнеса.

Предприниматель-организатор, или менеджер управляет бизнесом, т.е. учреждает предприятие, ищет инвестиции, покупает факторы производства, организует и контролирует работу предприятия. В истории предпринимательства всемирную известность получили имена крупнейших организаторов бизнеса - Генри Форда, Анри Файоля,
Теда Тернера, Ли Якокки, Джорджа Сороса и др. Крупнейшие предприятия и проекты организовывали и обеспечивали эффективную работу российские предприниматели-руководители: Д.Лихачев Московский автозавод в 30-годы, С. Королев - ракетно-космический комплекс, А.Туполев - авиационный комплекс, В. Стародубцев - колхоз им. В.Ленина в Тульской области и многие другие.

Первым источником предпринимательского дохода менеджеров выступает снижение индивидуальных издержек производства ниже средних. Четкая организация бизнеса, строжайшая экономия, предвидение рисков и снижение потерь от них приводят к экономии издержек по каждой статье затрат даже в рамках той же технологии. Организационный эффект выражается в избыточной прибыли при реализации товаров по средним ценам.

Вторым источникам дохода хороших администраторов выступает ускорение оборачиваемости капитала. Предположим, в хлебопекарном производстве среднеотраслевой оборот капитала равен 20 оборотам в год. У хорошего организатора он обернется 25 раз, принося
за каждый дополнительный из пяти циклов доход.

Важным источником снижения убытков и увеличения доходов
в современных условиях выступает грамотная и активная коммерческая работа. Активный маркетинг, наступательная реклама, высокий уровень сервиса при обслуживании покупателей, эффективная тактика конкурентной борьбы позволяют ускорить оборот капитала в сфере обращения и снизить удельные издержки обращения. Для России
и российских предприятий повышение качества менеджмента на рынках является чрезвычайно актуальной задачей.

Для оценки организаторских талантов (способностей) предпринимателей и менеджеров в последние годы используется критерий качества менеджмента. Оценка осуществляется по конечным результатам деятельности предприятия, возглавляемого конкретным менеджером. Чистая прибыль на капитал, скорость его оборота, индивидуальные издержки в сравнении со средними и авангардными, качество и ликвидность активов по всем их видам, деловой климат и организационная культура взаимоотношений на предприятии - все эти показатели характеризуют качество менеджмента как решающий фактор обеспечения эффективной работы предприятий. Высшим проявлением качества менеджмента является способность руководителей (менеджеров) обеспечить эффективную работу предприятия в предельных кризисных ситуациях, например, в условиях затяжного кризиса в России. Также менеджеры вправе рассчитывать на справедливую долю в доходах предприятия как вознаграждение за их решающий вклад в успехи фирмы.

Классическим примером в теории менеджмента стал успех в выведении из глубокого кризиса автомобильной фирмы "Крайслер" (США), осуществленный в 80-е годы Ли Якоккой, приглашенным на пост президента корпорации. Как он замечает в книге "Карьера менеджера" (М. -1990): "Еще одна черта, которую люди, по-видимому, ценят во мне, заключается в том, что я хороший менеджер. Я способен сокращать издержки производства, делать деньги и справляться
с управлением громадным заведением. Я знаю, как надо сводить бюджет с активом, и я уже обладаю опытом возрождения к жизни терпящей крах компании. Американцы, очевидно, жаждут иметь лидера, который способен сбалансировать бюджет и вернуть стране решимость в достижении своих целей" (стр.308).

Образцы высокого качества менеджмента показывают многие российские руководители. В тяжелейших условиях кризисных лет сохраняют устойчивую работу своих предприятий генеральный директор АО "Ливныгидромаш" В.М. Лихман, директор АОЗТ "Славянское" Д.М. Пониткин, два содиректора СП "Велор" с итальянской стороны г-н Р.Бартоли, с российской - В.М. Ростовцев и многие другие. Они делом доказывают возможность эффективной работы в условиях рынка, возможность активного влияния на среду бизнеса,
на преодоление неблагоприятных условий и барьеров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.023 с.)