Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос на ресурс со стороны конкурентной фирмы

Поиск

И монопсонии

 

Ресурсы взаимозаменяемы в определённых границах. Каждый ресурс по мере увеличения его использования приносит дополнительный продукт, причём в соответствии с законом убывающей предельной производительности во всё уменьшающемся размере.

Прирост общего продукта в натуральных единицах в результате увеличения использования данного ресурса на единицу называется предельным продуктом от этого ресурса (МР).

Предельный доход или предельный продукт в денежном выражении (МRР) представляет собой дополнительный доход, полученный от применения дополнительной единицы ресурса. МRР=МР·Рх, где Рх – цена продукта, который произведён с помощью данного ресурса.

В условиях совершенной конкуренции на рынках готовой продукции предельная выручка равна рыночной цене единицы продукта (MR=Рх). В этом случае дополнительный доход от предельного продукта будет равен стоимости этого дополнительного продукта (МRР=Рх).

В условиях несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) дополнительная выручка оказывается меньше рыночной цены единицы продукта (при увеличении
объёма продаж фирма должна снижать цену продукта), и поэтому
доход от реализации предельного продукта меньше его стоимости (МRР < Рх).

На графике спрос на ресурс со стороны конкурентной фирмы изображается в виде линии с отрицательным наклоном, которая рисуется по данным предельного продукта в денежном выражении (MRP). Отрицательный наклон объясняется тем, что хотя цена (и предельная выручка) на конкурентных рынках готовой продукции является постоянной величиной, предельный продукт от ресурса – величина убывающая. Таким образом, предельный продукт уменьшается под влиянием только одного фактора: предельной производительности
(см. рис. 12.1. а).

Кривая спроса фирмы–монополиста на ресурс будет менее эластична, более крутой, чем кривая спроса на ресурс конкурентной фирмы, так как предельный продукт в денежном выражении уменьшается, во–первых, вследствие снижения дополнительного дохода от реализации дополнительного продукта; во–вторых, вследствие действия закона убывающей предельной производительности (см. рис. 12.1. б).

Однако знания только доходности от продажи дополнительного объёма продукции недостаточно, чтобы определить оптимальный объём использования ресурса и равновесие производителя.

 

 


Рис. 12.1. Стоимость и доход от предельного продукта ресурса,
а также спрос (Da) на него со стороны конкурентной фирмы (а) и монополии (б); а – количество ресурса; R – стоимость и доход от предельного продукта.

 

Использование каждой дополнительной единицы ресурса увеличивает затраты фирмы, предельные затраты на ресурс (МRС). МRС показывает прирост издержек в результате производства предельного продукта.

Пока доходность от продажи дополнительного продукта (МRР), произведённого с помощью дополнительной единицы данного ресурса, будет превышать затраты на приобретение этой единицы ресурса (МRС), до тех пор есть смысл увеличивать спрос на данный ресурс.
И наоборот, если доход от продажи дополнительного продукта, произведённого с помощью дополнительной единицы данного ресурса будет меньше затрат на покупку этой единицы ресурса, то спрос на него уменьшается. Таким образом, условием достижения оптимального (эффективного) объёма использования каждого ресурса будет равенство: МRР=МRС.

Если рынок используемого ресурса конкурентный, то это значит, что все единицы ресурса фирма будет закупать по одной цене. Линия МRС в этом случае (она же линия цены и линия предложения – S) будет горизонтальной (см. рис. 12.2. а).

Если же ресурсный рынок является рынком несовершенной конкуренции (монопсоническим*, олигополистическим), то каждую дополнительную единицу ресурсов фирма–покупатель сможет приобрести по более высокой цене (линия цены Р, она же линия предложения

 
 

 

 


Рис. 12.2. Предельные издержки фирмы и предложение ресурса на рынке
совершенной конкуренции (а) и в условиях монопсонии (б).

 

ресурса S, она же, линия средних факторных затрат АRС – имеет положительный наклон) (рис. 12.2.б). Таким образом, дополнительные затраты фирмы (МRС), связанные с увеличением использования
ресурса, окажутся выше цены дополнительной единицы ресурса
(и средних затрат на единицу ресурса – АRC). Поэтому линия затрат фирмы (МRС) располагается выше линии АRC.

 

МRС > Р (=АRС).

 

На конкурентном рынке цена на ресурс определяется соотношением спроса на данный ресурс и его предложением. Рыночный спрос на ресурс суммируется из объёмов спроса на него со стороны всех отраслей, фирм при каждой данной цене (D). Рыночный спрос на ресурс получается тем же способом, что и рыночный спрос на готовую продукцию. При каждой цене объёмы спроса отраслей суммируются для получения объёма рыночного спроса и построения его кривой.

Предположим, что предложение ресурса в соответствии с законом предложения увеличивается по мере роста цены единицы ресурса.
Такое допущение даёт возможность изобразить кривую рыночного предложения ресурса в виде восходящей кривой (S).

Теперь остаётся совместить на графике кривые рыночного спроса на ресурс и его рыночное предложение, чтобы определить цену единицы ресурса и его количество, на которое предъявляет спрос отдельная фирма (рис. 12.3).

 

 


Рис. 12.3. Определение цены (Рa) ресурса на конкурентном рынке (а)
и количество ресурса (qa), используемое конкурентной фирмой
при данной цене (б).

 

Сравнение цены ресурса, назначаемой конкурентной фирмой,
и цены ресурса, определяемой монопсонистом (фирма–единственный покупатель на рынке), позволяет сделать следующей вывод: конкурентная фирма, покупающая ресурс на конкурентном рынке, предъявляет больший объём спроса на ресурс по более высокой цене, чем монопсонист. Монопсония–монополия назначает более низкую цену
на ресурс и использует его в меньшем объёме, чем конкурентная
(рис. 12.4.).

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.98.175 (0.008 с.)