Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качество жизни: оценка и сравнительный анализ

Поиск

 

Столетиями экономическая наука главным объектом своего внимания определяла материальное богатство, его производство, распределение и накопление. Достаточно напомнить классический труд Адама Смита из пяти книг “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г.). До сих пор во многих работах экономистов и в обыденном сознании многих людей задачи экономики сводятся
к обеспечению материального достатка. Конечно, нищета и бедность, неспособность удовлетворить простейшие потребности были и остаются жгучими проблемами, особенно для слаборазвитых стран.
В США, в Европе и Японии с 60-х годов ХХ века смысл и назначение экономической деятельности, включая труд и предпринимательство, стали определять более широко как улучшение качества жизни населения, каждой семьи и каждого человека. Материальный достаток
и доходы оказываются просто одним из важнейших показателей, характеристик качества жизни. Необходимость ориентации экономики на повышение качества жизни начинают признавать экономисты
и политики России.

Как всегда при разработке сложных проблем в науке представлено несколько концепций качества жизни. В нашем пособии как базовая рассматриваются концепция и рекомендации ООН, одобренные на всемирной встрече на высшем уровне, в Копенгагене, в марте
1995 года. Эксперты ООН в 1970 и 1990 годах провели сравнительный анализ качества и уровня жизни населения в 169 странах мира. По итогам этих исследований и сложились современные представления.

В систему показателей качества и уровня жизни включены: 1) продолжительность предстоящей жизни; 2) размеры и состав домашних хозяйств; 3) уровень профессионального образования; 4) занятия; 5) положение в занятии; 6) социально-экономические группы; 7) состав и динамика населения; 8) населенные пункты, жилье и географическое распределение населения; 9) домашние хозяйства и семьи, брачное состояние, фертильность; 10) здоровье населения; 11) медицинское обслуживание и ресурсы; 12) питание; 13) уровень образования и неграмотности; 14) педагогические кадры и расходы; 15) участие в труде и экономически неактивное население; 16) занятость
и безработица; 17) вознаграждение за труд работающих по найму;
18) условия труда и подготовка кадров; 19) социально-экономические группы и социальная мобильность; 20) доходы, потребление и благосостояние; 21) уровень, рост и структура доходов домашнего хозяйства; 22) уровень, рост и структура потребления; 23) распределения доходов и потребления; 24) социальное обеспечение и социальная помощь; 25) досуг и культура, коммуникации; 26) общественный порядок и безопасность.

На первый взгляд, слишком много показателей качества жизни. Да, при этом большинство из них являются составными, интегрирующими группу более конкретных показателей и оценок. Но это первое впечатление. Жизнь сложна и тем хороша. Вроде проще жить в тюрьме или пустыне - мало потребностей и мало возможностей.
В реальной жизни интересна богатая жизнь с богатством потребностей и богатым выборам возможностей. Но люди стремятся к упрощению, к выделению сущности или существенного содержания. Появляются различные концепции и подходы. Так и в экономической науке. Раскроем несколько из этих подходов.

 

1. Аксиологический подход. Качество жизни изучается с позиции многообразия ценностей, освоенных и используемых человеком. Материальные, социальные и духовные ценности в гармоническом сочетании и перемене характеризуют богатую, качественную, интересную жизнь. Современная западная цивилизация развивается по этому пути. Производятся и потребляются миллионы наименований материальных благ. Интенсивно социальное обеспечение и стремление к социальной справедливости, к добру, миру и согласию. Развиваются все виды искусства как духовное производство высших ценностей.

Однако у этого подхода есть два существенных ограничения. Что такое ценность и можно ли ее оценить? Каждый человек имеет свое мнение о ценностях. “Все, что имеет цену, - отмечал Ф. Ницше, - не имеет большой ценности”. Что же такое “бесценные ценности”? Это - жизнь, любовь, дух, вера, дружба, выдающиеся произведения искусства. По этим предельным ценностям во владении человека можно судить о богатстве (качестве) его жизни.

Какова иерархия ценностей? Что первично, что вторично - материальное, социальное или духовное? Споры не утихают до сих пор. Надежда возникает при опоре на категорию “гармония” ценностей. Как гармонизировать материальное, социальное и духовное в личной жизни, в обществе? Ответ на этот вопрос ищет наука и каждый человек. Кто нашел такой ответ, тот живет в гармонии с собой, с ближними, с природой и обществом, тот может быть счастлив, он достиг высокого качества жизни.

Таким образом, аксиология характеризует качество жизни человека как совокупность осознанных ценностных ориентаций на рост духовности и нравственности, укрепление социального положения и материального достатка, отражающих уровень личной активности при соблюдении норм культуры, гуманистических обычаев и традиций страны.

 

2. Поведенческий подход. Большинство людей достаток и благополучие зарабатывают интенсивным трудом. “Манна небесная” снисходит одному из миллиона в виде выигрышей в лотерею или по рекламным конкурсам. Иждивенчество, надежды на помощь государства или каких-то внешних сил не могут обеспечить даже скудную жизнь. Только трудовая и предпринимательская активность являются основой и источником доходов, а значит, и возможностей обеспечения достойного качества жизни. Причинная связь здесь прямая: деловая активность ® качество жизни.

Но активность не может быть однобокой, узконаправленной. Так называемые трудоголики сгорают на работе, в бизнесе, обедняя свою жизнь за счет ограничений в социальном общении и духовной жизни. Активность тоже должна быть гармоничной в единстве деловой, социальной и творческой активности. Успехи в делах подкрепляются достойным социальным положением и признанием. Творческая активность развивает интеллект и обогащает духовный мир.

Активность, к сожалению, не всегда нацелена на полезные и нравственно оправданные цели. Преступность, мошенничество, эксплуатация других людей тоже требуют активности. Но они противоречат нормам морали культуры. Неправедно нажитые доходы, карьеры “по блату”, псевдокультура создают видимость богатой жизни. “Сколько веревочке ни виться, все равно конец придет” - говорят в народе. Потому качество жизни и активность имеют положительное значение только в рамках нравственности и культуры. Общая структура качества жизни, развиваемая на основе поведенческого подхода, получает следующий вид.

 

Качество жизни - поведенческий подход
Деловая активность (в труде и бизнесе) ® Материальный достаток   Материальная культура
Социальная активность (в общении и государстве) ® Социальное признание   Нравственность
Творческая активность ® Духовное богатство   Духовная культура

 

Рис. 3.1. Качество жизни – поведенческий подход

 

3. Социально-бытовой подход. Насыщенная, богатая жизнь по-разному понимается в разных социальных группах населения. Но есть общая закономерность: люди хотят жить не хуже, чем другие люди их социального круга, а в чем-то даже превосходить их. И большинство мечтает о взлете в высшие слои общества. Эти мечты отражены
в сказках о Золушке, в легендах об Ассоль и алых парусах, в романах типа “Граф Монте Кристо”, в современных рекламных роликах о сказочных выигрышах.

Для горожан прочное качество жизни обычно связывается с благоустроенной квартирой, дачей, семейным автомобилем, хорошим образованием для детей, надежной и хорошо оплачиваемой работой, нормальными отношениями с начальством, сослуживцами и соседями, согласие в семье и с родственниками, достаточным набором возможностей для отдыха и досуга, наличием любительских занятий.

В деревне при оценках хорошей, крепкой жизни обычно понимают наличие добротного дома с мебелью и удобствами, прочной семьи, хороших детей, согласие с соседями и начальством, уважение к традициям. Конечно, эти оценки существенно различаются по регионам страны, по национальным обычаям, уровню образования и культуры.

Новые стандарты качества жизни быстро осваиваются такой социальной группой, как так называемые новые русские! Доходный бизнес, коттедж, иномарка, отдых на Канарах, посещение концертов иностранных звезд, ночные клубы, модные видеофильмы и музыка становятся отличительными признаками их образа жизни.

Многообразие качества жизни конкретных социальных групп изучает социология и социальная психология. Коллективом ученых ОрелГТУ при участии студентов в 1998 г. проведено социологическое исследование качества жизни семей горожан в г. Орле. По результатам опроса, хорошие оценки сохраняются в духовной образовательной деятельности. Более 96% семей имеют и ориентированы на получение среднего и высшего образования, в том числе половина семей стремятся дать творческое образование своим детям. Лишь 3,7% опрошенных имели начальное и неполное среднее образование. По образовательному потенциалу и творческим ориентациям большая часть семей ощущает себя как средний класс.

Хуже социальная обстановка и социальное самочувствие: 57,7% семей отметили безденежье, низкие доходы; 41,4% - плохое здоровье, болезни близких; 32,2% - усталость, переутомление; 29,2% угроза безработицы, отсутствие уверенности в будущем; 19,9% - бытовые неурядицы. Социальные угрозы и риски явно превышают допустимые пределы, что требует экономической и политической стабилизации в обществе.

Остается значительная дифференциация в доходах и материальном обеспечении жизни: 29,2% семей получали доходы ниже бюджета прожиточного минимума; 41,1% семей имели доходы на уровне бедности; лишь 22,1% семей смогли отнести себя по доходам к среднему классу, а 5,6% - к живущим в достатке. У 70% семей даже отсутствует уверенность в увеличении доходов в следующем году, а 88,3% считают возможным уменьшение реальных доходов из-за инфляции. 88% семей вынуждены иметь подсобное хозяйство (дачу, сад, огород), которые обеспечивают в среднем 18% годового дохода. 39,5% семей сберегают часть дохода, причем каждая пятая семья – на "черный день", каждая третья – на покупку товаров длительного пользования: на телевизор – 9,2%, на стиральную машину – 9,4%, холодильник – 7,9%, пылесос – 6,9% и другие товары первичных бытовых потребностей.

 

Контрольные и дискуссионные вопросы

 

1. Какой критерий для определения перехода страны в постинду-
стриальную фазу развития предложил японский ученый К.Ямагути? Есть ли у вас возражения против утверждения о переходе России в эту историческую фазу?

2. Что такое человеческий капитал? Охарактеризуйте его отличия от материального капитала.

3. Назовите группы способностей и виды человеческого капитала. Какими отличительными признаками они характеризуются? Может ли конкретный человек сформировать все виды человеческого капитала?

4. Дайте характеристику основных жизненных циклов социализации человека с точки зрения формирования человеческого капитала. Постройте график параллельного формирования всех видов человеческого капитала в жизни человека.

5. В чем специфика формирования организационно-предпринимательского и интеллектуального капитала? Расскажите об известных вам примерах накопления и использования предпринимательских или творческих способностей конкретными людьми.

6. Перечислите основные показатели качества человеческого капитала по всем его видам. Можно ли разработать социальные нормативы или эталоны качества или величины человеческого капитала?

7. Какие исторические условия делают возможным переориентацию экономики на цели достижения высокого качества жизни? Как взаимосвязаны материальный достаток и качество жизни?

8. Перечислите показатели качества жизни населения по методике ООН. Предложите свои группировки этих показателей по разным основаниям.

9. Охарактеризуйте специфику аксиологического подхода в оценке качества жизни. Перечислите освоенный вами или вашей семьей набор реальных ценностей, используемых в жизнеобеспечении.

10. Как в жизни разрешается парадокс “бесценных” ценностей?

11. Раскройте особенности поведенческого подхода в обеспечении достойного качества жизни. Самокритично оцените ваш личный уровень деловой, социальной и творческой активности.

12. Какова роль нравственности и культуры в ориентации деловой активности?

13. Как сформировался социально-бытовой подход к оценке качества жизни и в чем его особенности? В какой социальной группе формируются эталоны качества жизни? Почему часть молодежи не приемлет и даже отвергает сформировавшиеся стереотипы оценок качества жизни своих родителей?

14. Приведите из литературы, кинофильмов, из личного опыта примеры из жизни семей по меркам высокого качества жизни
в гармонии материального, социального и духовного.


4. СОБСТВЕННОСТЬ И МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМ

 

Понятие экономика имело первоначальный смысл "хозяйство". Там, где есть хозяйство, должен быть хозяин. В обыденном сознании бесхозяйственность ассоциируется с понятием "без хозяина". «Человек серьезно делает что-нибудь только тогда, - подчеркивал известный русский писатель А.И. Герцен, - когда он делает для себя».
В экономике каждый экономический ресурс и продукт должен иметь своего хозяина. Такое лицо именуется собственником, а ресурс и продукт - объектом собственности. Извечно естественное стремление человека к обладанию собственностью, которая есть не только благо, но и бремя. Люди не знали меры в увеличении своей собственности,
а это являлось основной причиной войн, революций и других трагедий общества.

Особое место вопрос собственности занимает в истории России. Вспомните историю революций и реформ. В наши дни основным экономическим содержанием рыночных преобразований в России является проблема реформирования отношений собственности, порождающая социальные конфликты и политические страсти. Центральное место в теме занимает проблема изучения экономических отношений собственности, раскрывающая "тайны" экономического поведения человека, специфику формы хозяйства и экономического интереса, природы и эффективности экономической системы общества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.012 с.)