Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая состоятельность предприятий

Поиск
Критерии состоятельности Рыночные позиции
Лидеры Типичные Аутсайдеры
способные выжить банкроты
1. Производственная состоятельность Новые технологии и лидерство в обновлении ассортимента продукции Типичные технологии и продукция массового спроса Возможность реконструкции и обновления бизнес-линий Невозможность реструктуризации
2. Рыночная состоятельность Растущая доля на рынке, длительные договоры поставок Устойчивая доля на рынке Снижающаяся доля на рынке Отсутствие заказов и сбыта
3.Финансовая состоятельность Рентабельность более 20% Ликвидность более 200% Наличие предоплаты заказов Рентабельность +(-) 10% от средней по отрасли Ликвидность 100-200 % Нормальные взаиморасчеты Самоокупаемость издержек Ликвидность от 0 до 100% Способность оплаты долгов Длительная убыточность и невозможность оплаты долгов
4. Социальная состоятельность Растущая заработная плата и дивиденды, содержание социальной сферы, благотворительность. Устойчивая оплата труда и дивидендов, необходимые социальные расходы Долги по зарплате, отсутствие дивидендов и социальных расходов Низкая зарплата с задержкой выплаты, сокращение персонала, потеря акционеров.

 

Производственная активность заключается в своевременном обновлении основного капитала, обеспечении полной технологической загрузки оборудования, полной и продуктивной занятости персонала при лидерстве в производительности труда и капитала. Опережение конкурентов в технологиях производства, в обновлении ассортимента и в повышении качества продукции, лидерство в ценах создают прочную основу конкурентоспособности предприятия.

Инновационная активность предприятия заключается в опережающем жизненном цикле технологий и продукции. Выделяя достаточные средства на научные исследования и разработку новых технологий и новой продукции, первым покупая лицензии на использование пионерных разработок венчурных фирм, предприятие сохраняет свои позиции на активной части рынка, формируя спрос и предпочтения, определяя линии развития рынка на перспективу.

Инвестиционная активность предприятия состоит в поиске
и привлечении необходимых инвестиций на осуществление производственных, инновационных и коммерческих проектов. Полная мобилизация внутренних источников инвестиций, привлекательность проектов для внешних инвесторов, широкий фронт инвестиционной деятельности создают основу для устойчивого лидерства в перспективе.

Коммерческая активность предприятия заключается в проведении активной маркетинговой стратегии, в формировании гибких сбытовых структур, в грамотной ценовой политике, в умелой практике конкурентной борьбы, в создании сервисных систем по обслуживанию потребителей, по изучению и формированию их потребностей.

Конкурентоспособность предприятия можно оценивать и развивать по всем направлениям деловой активности. Рост доли продаж на целевых рынках, поддержание оптимальной загрузки производственных мощностей и полной занятости персонала, широкий фронт инноваций и инвестиционных проектов, наступательная коммерческая работа характеризуют экономически состоятельное и конкурентоспособное предприятие. Одновременно эти показатели определяют качество менеджмента и предприимчивость руководителей предприятия. Таков сплав деловой работы формирует конкурентная рыночная среда.

 

Контрольные вопросы

1. Изобразите графически кривую спроса. Объясните, почему она имеет вид нисходящей кривой. Назовите факторы, влияющие на динамику спроса.

2. Изобразите графически кривую предложения. Объясните, почему она имеет вид восходящей кривой. Назовите факторы, влияющие на динамику предложения.

3. Что такое равновесная цена? Как она определяется?

4. Объясните причины образования в экономике излишков и дефицитов.

5. Что означает понятие «эластичность» и как измеряется эластичность спроса?

6. Расскажите о перекрёстной эластичности спроса и эластичности спроса по доходу.

7. Приведите примеры практического использования теории эластичности спроса.

8. Что означает понятие «эластичность предложения»? Как измеряется эластичность предложения?

9. Расскажите о факторах эластичности спроса и эластичности предложения.

10. Приведите примеры практического использования теории
эластичности предложения.

 


7. Теории потребительского выбора. Кардиналистская и ординалистская модели полезности

 

Экономический человек в условиях ограниченности ресурсов
и безграничности своих потребностей ведёт себя рационально, т.е. он стремится получить максимальный результат при минимальных затратах. Потребитель стремится максимизировать свою полезность, производитель — прибыль.

Идея о рациональности поведения людей очень важна. Она помогает предвидеть последствия экономической политики менеджеров
и государства. «Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдавали предпочтения причудам, случайностям и бесполезным действиям, экономическая теория почти потеряла бы свою предсказательную силу …»[2].

Есть два направления, две школы, две модели изучения поведения потребителя в рыночной экономике: кардиналистская модель
и ординалистская. Представителями первой - являются А.Маршалл, У.С. Джевонс, представителями второй— Дж.Хикс, В.Парето и др. Они предложили оригинальные способы изучения спроса потребителей.

7.1. Полезность, предельная полезность. Закон убывающей
предельной полезности

 

Каждый менеджер должен знать, что происходит со спросом при изменении доходов потребителей и цен на продукты, которые они покупают. Эта информация нужна менеджерам для определения оптимального объёма производства, означающего эффективное использование ресурсов и получение максимальной прибыли. Прежде чем рассматривать модели поведения человека на рынке, выясним сущность таких категорий, как потребность и полезность.

Под понятием «материальные потребности» мы понимаем желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность.

В основе оценок полезности и спроса находятся потребности, которые возникают и осознаются каждым человеком через взаимодействие с условиями жизни. Полезные вещи и явления присваиваются человеком для поддержания жизнеспособности. Вредные и опасные условия жизни требуют создания защитных механизмов обеспечения безопасности жизнедеятельности. Система потребностей сложна
и многообразна, что ведет к многозначности понятия потребностей.

Простейшее, биологические потребности осознаются как нужда – голод, жажда, холод, неудовлетворенность чем-либо. Активность человека, ресурсы направляются на преодоление неудовлетворенности. Интенсивность физиологических потребностей имеет жесткие пределы – от минимума, например, в 2200 ккал приносимых пищей в день, до максимума в 5000 ккал в день, сверх которого начинается ожирение и болезни от переедания.

Пользование сложными техническими изделиями, например, автомобилем, предполагает наличие способности к потреблению – навыка вождения автомобиля, знание правил дорожного движения.
Потребность как способность к потреблению особенно важна
в осознании и удовлетворении социальных и познавательных потребностей. Например, потребность в знаниях по-разному осознана студентами, что проявляется в разной степени усердия, настойчивости, стремлений к овладению знаниями и, соответственно, в успеваемости.

В последние годы потребность трактуется как ценностная ориентация субъекта по освоению материального, социального и духовного мира явлений. Соответственно, выделяются материальные, социальные и духовные потребности в зависимости от объекта присвоения и оценки.

По настоятельности потребности характеризуются как абсолютные (воздух, вода, пища, тепло), необходимые (состав воздуха, качество воды, калорийность пищи), потребности достатка и роскоши (разнообразие напитков, включая алкогольные, гастрономические изыски в питании, статусные потребности).

По способам удовлетворения различают интимные потребности (физиологические, сексуальные), индивидуальные (одежда), семейные (жилище, мебель, дача), коллективные (общественный транспорт), совместные или общественные (телевидение, печать).

Потребности изучаются статистическими, социологическими
и аналитическими (экспертными) методами. Для экономики важно выявить предпочтения покупателей при покупке товаров. Закономерности предпочтений покупателей на конкретных товарных рынках изучает теория полезности.

Полезность — это получаемое людьми удовольствие или удовлетворение от данного товара или услуги. Или полезность — это способность товара или услуги удовлетворить потребности. Полезность — понятие во многом субъективное, т.к. полезность определённого продукта будет различной для разных людей. Например, табак для курящего человека имеет полезность, и вреден, отвратителен для некурящего.

Интенсивность удовлетворения потребностей характеризует такое понятие как «предельная полезность». Под предельной полезностью имеется в виду добавочная полезность, извлекаемая потребителем из каждой дополнительной единицы продукта. При этом предельная полезность каждой последующей единицы продукта падает. Почему? Потребность в этом конкретном продукте будет постепенно удовлетворяться или насыщаться.

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определённого продукта известно под названием закона убывающей предельной полезности. Например, первое яблоко потребитель съест с большим удовольствием, чем второе, третье и т.д.

Выразим закон убывающей предельной полезности математически. Предположим, что потребитель купил 1 кг яблок, полезность которых измерим в ютилях (ютиль - полезность по - английски). Допустим, что закон убывающей предельной полезности вступает в действие с первого же приобретённого яблока.

 

Таблица 7.1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.01 с.)