Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные школы экономической мысли↑ Стр 1 из 32Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В книге "Заветные мысли" великий русский ученый Д.И. Менделеев заметил, что "образование есть благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости... Нам особенно нужны образованные люди - писал он - близко знающие русскую природу, т.е. всю русскую действительность, чтобы мы могли сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития страны..." [1] Человечество накопило огромный запас знаний о природе, об обществе, о человеке, его духе и сознании. В общей системе знаний развивается и экономическая наука. Раньше экономические взгляды были неразрывной составной частью философии. В 17-18 веках экономическая наука выделилась в особую общественную науку. В учебном курсе мы будем опираться на достижения и вклад основных школ экономической мысли (рис. 1). Но конечно же палитра экономических воззрений, концепций и взглядов намного богаче и многограннее.
Рис. 1.1. Основные школы экономической мысли Меркантилизм - (mercante – ит. торговец) XV-XVII вв. - идеология господства торгового капитала. Купить, чтобы продать дороже, - исходный принцип. Продать за границу больше, чем покупать. В теории меркантилисты искали закономерности в сфере обращения, в торговле и в денежном обороте, а в экономической политике - всемерное накопление драгоценных металлов в стране и в государственной казне. " Люди гибнут за металл..." - и принцип, и реальность, если описывать завоевания Индии, покорение Америки. Шла эпоха первоначального накопления капитала. Крупнейшие авторы меркантилизма: Томас Манн (1571-1641) в Англии, министр короля Франции Жан Физиократы (phisis + kratos, греч. - власть природы). Идеология земледельческого капитала. Естественный порядок, собственность священна, laisser faire (фр.) - свобода действий без вмешательства государства, все богатства - от земли: таковы идеи физиократов. Земледельцы - производительный класс, остальные бесплодные. Единый земельный налог должен заменить все налоги. "Экономическая таблица" французского врача и экономиста Франсуа Кенэ (1694-1774) впервые раскрывала кругооборот общественных продуктов и доходов. Им же введены категории инвестиций и издержек производства. Классическая экономическая теория. Два выдающихся ученых Англии Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823) придали экономической науке вид целостной теоретической системы. Пять книг А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" и сегодня не потеряли своей актуальности: труд как источник богатства и основа ценности товаров, национальный доход как разница между доходом и расходами страны, разделение труда и обмен как формы общественной связи, различие полезности и меновой стоимости товаров, капитал, его оборот, виды и доходы, модель свободной конкуренции и "невидимая рука рынка", экономические циклы и причины кризисов, накопление капитала и общественное воспроизводство, функции государства в экономике. Все эти вопросы поставлены Историческая школа. Немецкие ученые А. Мюллер (1779-1829), Фридрих Лист (1789-1846), Густав Шмоллер (1838-1917), Вернер Зомбарт (1863-1941), Макс Вебер (1864-1920) и др. разработали исторический метод в политической экономии. Основные его принципы - опираться на установленные исторические факты, а не на абстракции; каждая нация - это особый организм со своими жизненными принципами и своей индивидуальностью, нации присущи органичная целостность и преемственность от прошлого к настоящему и к будущему; она не может и не должна жить только текущим потреблением, не заботясь о благе будущих поколений; необходимо промышленное воспитание нации; в частных хозяйствах допускаются злоупотребления Политическая экономия трудящихся. Так назвал мощное направление экономической мысли Н. Г. Чернышевский (1828-1889). Мечты о "земном рае", когда все люди живут в счастье и довольстве, без угнетающей заботы о хлебе насущном, когда нет насилия и эксплуатации нищеты и бесправия, когда во всем царит справедливость Знаменитый Роберт Оуэн (1771-1858) практически в течение Интересы рабочего класса выразили и отстаивали в политической борьбе К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Ими разработана политическая экономия пролетариата, в которой доказана историческая ограниченность капитализма, основанного на эксплуатации и наживе, необходимость социалистической революции, постепенного утверждения коммунистического способа производства. Социалистические идеи получили практическое воплощение в России. До 1991 г. в Советском Союзе практически осуществлялась политика строительства социалистического общества. Однако жесткая классовая борьба, необходимость сверхнакоплений и создания оборонного потенциала привели к утверждению в СССР уникальной системы государственно-бюрократического социализма. Неограниченная власть партийно-бюрократической элиты установилась в период правления И.Сталина (1879-1953). Индустриализация страны, коллективизация и механизация сельского хозяйства, победа в Великой Отечественной войне, научно-технологические прорывы в космос и С 1985 г. в СССР и России начинается поворот к либеральной модели экономической системы. Содержание, процессы и формы либерализации экономики, утверждения частной собственности и рыночных форм взаимодействия мы и будем изучать в курсе экономической теории. При этом будут учитываться экономические воззрения социал-демократии и практический опыт европейских стран, где социал-демократы длительное время находятся у власти. Социально-институциональное направление экономической мысли развивалось в работах Торстейна Веблена (1857-1929), Кейнсианство как направление экономической мысли обязано трудам и практической экономической политике Джона М. Кейнса (1883-1946). Его книга "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) стала манифестом регулируемого капитализма. Его идеи и проекты легли в основу экономических реформ Ф.Рузвельта, обеспечивших выведение США из затяжного экономического кризиса в 30-е годы. К идеям Дж.М.Кейнса мы будем неоднократно обращаться в этом курсе. Монетаризм. Модное нынче течение экономической мысли, в том числе у идеологов "шоковых реформ" в России. Милтон Фридмен (род. в 1912 г.) вновь призвал к полной свободе действия рыночных сил. Регулируя спрос на деньги, можно воздействовать на рост или подавление деловой активности. Роль государства нужно свести к минимуму. Неоклассический синтез в экономической теории совершили Дж.Хикс (1904-1989), Пол Сэмуэльсон (род. в 1915 г.) и др. Им удалось найти взаимосвязи микроэкономики и макроэкономики, меру сочетания свободы конкуренции с государственным регулированием. Большой вклад в современную экономическую науку вносят теория экономического роста и теория человеческого капитала. Они входят органической составной частью экономического анализа и будут рассматриваться нами в учебном курсе. Профессиональные экономисты не ограничиваются изучением экономической теории. Они изучают и практически используют целый набор экономических наук. К функциональным экономическим наукам можно отнести: бухгалтерский учет, статистику, маркетинг, менеджмент, финансы, экономику труда и др. К отраслевым экономическим наукам относятся экономика промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей деятельности, отражающих сложнейшую структуру современной экономики.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.76 (0.008 с.) |