Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человеческий капитал и качество жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Операторы управляют процессами на атомной электростанции или космическим полетом станции “Мир”. Каков должен быть объем и уровень их знаний, а главное - надежность и высочайшая ответственность в работе, чтобы не допустить нового “Чернобыля” или космической аварии?! Ученые и конструкторы разрабатывают новые модели самолетов, автомобилей, компьютеров и другой сложной техники. Важны творческий заряд, оригинальные идеи и решения, тогда появится новое изделие - качественное, надежное, красивое, конкурентоспособное. Врач и учитель непосредственно работают с детьми, с каждым человеком. От их знаний и ответственности зависят здоровье, судьба, часто сама жизнь человека. Все эти проявления новой роли человека в современной экономики подтверждают положения о том, что знания, интеллект, творческие способности, надежность и ответственность, общительность и человечность становятся главными производительными способностями. Эта новая роль сугубо человеческих способностей раскрывается Возникновение и роль человеческого капитала в экономике
В странах-лидерах научно-технического прогресса и экономической мощи за последние 30 лет кардинально изменилась отраслевая структура занятости и бизнеса. В США в сфере услуг в 1970 году было занято 66% работников, в 1998 году - 78%. По прогнозу Бюро статистики занятости США, к 2005 году в сфере материального производства останется 12% работающих. Японский экономист К.Ямагути предложил простой критерий для определения перехода страны в постиндустриальную фазу развития, когда число работающих в сфере услуг превысит число занятых в материальном производстве. США перешагнули эту черту в 1955 г., Англия - 1970 г., Япония - 1975 г., ФРГ и Италия в 1980 г. Также в России в 1994 г. число занятых в здравоохранении, образовании, науке, культуре, управлении, информатике, в сфере банковских и торговых услуг также превысило число занятых в традиционных отраслях материального производства. Ученый, конструктор, врач, учитель, менеджер (управляющий), маркетолог, экономист, эксперт, оператор автоматизированных производств, финансист, брокер, риэлтер и много других лидирующих по значению профессий определяют лицо современных фирм, их эффективную работу и конкурентоспособность. Доля малоквалифицированного труда составляет в развитых странах 10-15%. Интеллект и творческие способности, интеллектуальные продукты и новая информация становятся определяющими как в организации любого предприятия, так и в обеспечении прогресса страны. Исходное значение человеческих способностей в производстве всегда отмечалось экономистами. Давид Рикардо писал, что “добавочный капитал будет столь же действителен при производстве будущего богатства, все равно, получается ли он путем усовершенствования квалификации рабочего или машины...” К. Маркс подчеркивал, что развитие человека можно рассматривать, как производство основного капитала. Самобытный русский экономист XVII - XVIII вв. Целостный вид теория человеческого капитала получила в работах ученых чикагской школы Т. Шульца и Г. Беккера, которым была присуждена за их вклад в экономическую науку Нобелевская премия. В работах Т. Шульца: “Формирования капитала образования” Человеческий капитал – это накопленный запас здоровья, знаний, способностей, культуры, опыта, целесообразно используемые для производственной деятельности по созданию продукции и услуг, увеличивая доходы человека, предприятия, обще-ства. Раскрывая качественное содержание и многообразие человеческого капитала, важно выделить следующие существенные моменты: 1. Человеческий капитал формируется конкретным человеком 2. Здоровье, знания, способности, опыт накапливаются и выступают как определенный запас или потенциал, требующий сохранения и воспроизводства. 3. Формирование индивидуального человеческого капитала занимает большой период жизни - 18 - 25 лет и требует значительных затрат - 100 - 150 тыс. долларов США, 400 - 800 тыс. рублей в ценах 1998 года в России. 4. Инвестиции (вложения) в формирование и накопление человеческого капитала осуществляют семья, сам человек, фирмы, государство, но их эффект зависит от личной активности 5. Использование человеческого капитала, степень его отдачи (эффекта) во много зависит от свободного волеизъявления человека, его индивидуальных предпочтений и ценностей, ответственности, общего мировоззрения и культуры, в том числе экономической культуры. 6. В современных условиях в любой отрасли экономической деятельности человеческий капитал, его объем, качество и формы использования выступают главным фактором экономического роста, конкурентоспособности и эффективности. В теории предлагаются разные подходы к выделению видов человеческого капитала. Для каждого конкретного человека, особенно для студентов, формирующих свою будущую профессию и жизненную судьбу, интересно понимание видов человеческого капитала, определяемых той группой знаний и способностей, которые нужно развивать. Приведем эту квалификацию с примерами тех видов экономической деятельности, где наглядно видна роль именно данных способностей. Капитал здоровья. Физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, период активной трудовой деятельности необходимы в каждой профессии. Как отмечают такие профессионалы шахмат как А. Карпов и Г.Каспаров, победа в изнурительных матчах часто достается более выносливому и сильному. Космонавтом и летчиком можно стать только с определенным запасом физических сил, психологической устойчивости и надежности. В профессиональном спорте побеждают не только сильнейшие, но и умственно полноценные. Значит здоровье становится фактором эффективного труда и бизнеса, тем самым превращаясь в капитал. Трудовой капитал. Чем сложнее труд, тем более высоки требования к квалификации, навыкам и опыту. Сравните требования к трудовому капиталу грузчика, токаря - универсала, программиста ЭВМ, оператора атомной станции, экономиста. Их знания и талант определяют успех дела. Способности к труду тоже капитализируются. Интеллектуальный капитал. Т.Эдисон, А.Туполев и другие изобретатели получили авторское право назвать своим именем сконструированные и запатентованные изделия. Физики, химики, биологии делают открытия и получают приоритет в использовании этих открытий в производстве и в науке. Писатели, художники, кинорежиссеры, композиторы имеют исключительное право на распоряжение своей интеллектуальной собственностью. Интеллектуальный продукт обособляется от автора, патентуется и закрепляется авторским правом как исключительная собственность автора, который определяет направления и формы экономического использования своей собственности. В интеллектуальном капитале наиболее выпукло, рельефно проявляются особенности и значение человеческого капитала в целом. Организационно-предпринимательский капитал. Известный экономист и политолог Й. Шумпетер еще в начале ХХ века обосновал особое значение предпринимательских, организаторских способностей. Сегодня это признается всеми экономистами, что отмечалось в предыдущей теме. Способности к выработке плодотворных бизнес-идей, предприимчивость и решительность, организаторские таланты, владение коммерческими секретами становятся незаменимыми в современной конкурентной экономике. Использование предпринимательских способностей в бизнесе и в управлении становится особым видом человеческого капитала. Культурно-нравственный капитал. Десятки миллионов россиян доверили в 1992 - 1993 гг. свои трудовые сбережения банкам, финансовым корпорациям типа “МММ”, фондам (“Нефть - Алмаз - инвест” и др.). Но многие банкиры, финансисты, брокеры нагло обманули вкладчиков, присвоив триллионы рублей. У них явно отсутствовали честь, совесть, порядочность, нормальная деловая этика. Значит, культура и нравственность также необходимы в экономике, как
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.36 (0.007 с.) |