Тема 6. Доход, равновесие и поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Доход, равновесие и поведение



Фирм на рынках совершенной

И несовершенной конкуренции


Тесты

 

Выберите правильные ответы.

 

1. Валовой доход – это:

а) выручка от реализации минус бухгалтерские издержки;

б) стоимостное выражение всей производимой продукции;

в) доход, полученный от реализации всей продукции;

г) выручка от реализации минус экономические издержки.

 

2. Средний доход – это доход:

а) получаемый в результате изменения продаж на единицу продукции;

б) получаемый в случае продажи всей продукции;

в) полученный от реализации единицы продукции;

г) полученный как результат деления валового дохода на объем реализованной продукции.

 

3. Какой из ниже перечисленных доходов называют предельным:

а) выручку от реализации всей продукции;

б) приращение валового дохода от продажи дополнительной единицы продукции;

в) доход, рассчитанный на единицу проданной продукции?

 

4. Назовите концепции или их представителей, в которых ут­верждается, что прибыль – это:

а) доход новаторов;

б) плата за риск и неопределенность результатов предпринима­тельской деятельности;

в) вычет из продукта труда рабочего;

г) доход от всех факторов производства;

д) превращенная форма прибавочной стоимости, созданной наемным трудом;

е) разница между ввезенными и вывезенными из страны день­гами в результате внешней торговли.

 

5. Выберите правильные ответы:

а) можно ли ограничиться определением прибыли как стоимо­сти в движении (да, нет);

б) справедливо ли связывать прибыль лишь с капитализмом или рыночной экономикой (да, нет);

в) возможно ли общество без отчуждения части созданного про­дукта в распоряжение государства (да, нет)?

 

6. Экономическая прибыль фирмы меньше бухгалтерской:

а) на сумму амортизации;

б) на сумму альтернативной ценности собственных ресурсов фирмы;

в) на сумму постоянных затрат фирмы;

г) на сумму переменных затрат фирмы.

 

7. Условия максимизации прибыли для фирмы – это равенство:

а) валового дохода и валовых издержек;

б) среднего дохода, средних издержек и цены;

в) предельного дохода и предельных издержек;

г) предельного дохода, предельных издержек и цены.

 

8. Точка безубыточности графически соответствует точке пересечения кривых:

а) средних издержек и цены;

б) валовых издержек и валового дохода;

в) средних издержек и валовых издержек;

г) предельных и средних издержек.

.

 

9. Решив начать производство, любая фирма, максимизирующая прибыль, долж­на произвести такое количество продукции, при котором:

а) средние издержки минимальны;

б) средняя выручка равна средним общим издержкам;

в) предельная выручка равна предельным издержкам;

г) общая выручка максимальна.

 

10. В коротком периоде фирма с целью максимизировать прибыль или минимизи­ровать убытки не должна производить товар, если:

а) цена меньше, чем минимальные средние переменные затраты;

б) цена меньше, чем минимальные средние затраты;

в) цена меньше, чем средние постоянные затраты;

г) минимальные средние затраты меньше, чем предельные затраты.

 

11. В краткосрочном периоде фирма, максимизирующая прибыль прекратит производство, если:

а) нормальная прибыль меньше среднеотраслевой;

б) цена меньше минимальных средних издержек;

в) общий доход меньше общих переменных издержек;

г) средние переменные издержки меньше чем цена.

 

12. Верны ли утверждения:

а) бухгалтерская прибыль отличается от экономической из­держками производства (да, нет);

б) бухгалтерская прибыль – это разница между валовыми до­ходами и экономическими издержками (да, нет);

в) экономическая прибыль – это разница между валовыми до­ходами и экономическими издержками (да, нет);

г) если валовые доходы фирмы равны ее издержкам, то эконо­мическая прибыль оказывается «нулевой», т. е. «нормаль­ной» (да, нет)?

 

13. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

а) товары, выпускаемые большим количеством фирм, неоднородны;

б) имеется только один покупатель данной продукции;

в) отсутствуют входные барьеры в отрасль;

г) информация продавцов и покупателей о рынке существенно ограничена.

14. Что из нижеперечисленного является признаком только рынка со­вершенной конкуренции?

а) фирма не обладает рыночной властью;

б) фирма выбирает объем выпуска так, чтобы получить максималь­ную прибыль;

в) фирмы продают продукты, которые являются несовершенными заменителями;

г) спрос на продукцию фирмы не является совершенно эластичным.

 

15. Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с:

а) кривой предельной и средней выручки;

б) кривой общей выручки;

в) кривой общих затрат;

г) кривой предельных затрат.

 

16. Кривая предложения фирмы в коротком периоде в условиях совершенной кон­куренции:

а) совпадает с участком кривой средних переменных затрат, лежащим выше кривой предельных затрат;

б) выводится из рыночной кривой предложения;

в) совпадает с участком кривой предельных затрат, лежащим ниже кривой средних переменных затрат;

г) совпадает с участком кривой предельных затрат, лежащим выше кривой средних переменных затрат.

 

17. В группу условий совершенной конкуренции не входит условие:

а) имеется много продавцов и покупателей данного товара и каждый из них производит лишь малую долю всего объема продаж;

б) товар должен быть однороден с точки зрения покупателя, и все покупатели должны быть анонимны с точки зрения продавца;

в) отсутствие всяких барьеров на вход в отрасль;

г) информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна.

 

18. Предельные затраты равны цене в условиях совершенной конкуренции пото­му, что:

а) линия предельной выручки пересекает кривую спроса;

б) кривая спроса на продукцию фирмы горизонтальна;

в) линия предельной выручки вертикальна;

г) линия общих затрат имеет отрицательный наклон.

 

19. В условиях совершенной конкуренции точкой «бегства» (закрытия) называет­ся такой объем производства, при котором цена равна минимуму:

а) средних общих затрат;

б) средних переменных затрат;

в) предельных затрат;

г) средних постоянных затрат.

 

20. О фирме, которая не может повлиять на цену готовой продукции, известны следующие данные: цена производимого товара составляет 5 руб., средние переменные затраты равны 4,5 руб., и это служит для них мини­мальным значением, выпуск при этом составляет 1 млн штук. Какова должна быть стратегия фирмы в краткосрочном периоде?

а) прекратить производство;

б) увеличить выпуск;

в) уменьшить выпуск;

г) не менять объем выпуска.

 

21. О фирме, которая не может повлиять на цену готовой продукции, известны следующие данные: цена равна 8 руб., постоянные затраты 16 тыс. руб., средние постоянные затраты – 6 руб., средние общие затраты – 9 руб., предельные затраты вдвое превышают средние постоянные затраты и растут с ростом выпуска. Оптимальная стратегия фирмы, максимизиру­ющей прибыль:

а) прекратить производство;

б) не менять объём выпуска;

в) увеличить выпуск;

г) уменьшить выпуск.

 

22. В длительном периоде монополист в отличие от совершенного конкурента:

а) не может изменить размер своего предприятия;

б) не может покинуть отрасль;

в) не заинтересован в изменении размеров предприятия;

г) защищен от конкуренции других фирм.

 

23. Монопсония – это такая рыночная структура, при которой:

а) товар однороден, входные барьеры на рынок отсутствуют, имеется два продавца и множество покупателей;

б) имеется много покупателей и продавцов, входные барьеры отсутствуют, продукт различается с точки зрения покупателей;

в) на рынке имеется много продавцов и один покупатель, товар однородный;

г) на рынке имеется один продавец и несколько покупателей.

 

24. Кривая спроса на продукцию монополиста:

а) имеет отрицательный наклон;

б) имеет положительный наклон;

в) является вертикальной линией;

г) является горизонтальной линией.

 

25. Предельный доход для фирмы, обладающей монопольной властью:

а) превышает цену при любом объеме выпуска:

б) ниже цены при любом объеме выпуска;

в) равняется цене при любом объеме выпуска;

г) соотношение между предельным доходом и назначаемой фирмой ценой может быть произвольным.

.

 

26. Функция общих затрат монополиста ТС = 100 + 3 Q, функция спроса на про­дукцию монополиста Р = 200 – Q. Предельный доход от производства 20-й единицы продукции равен:

а) 3400;

б) 180;

в) 400;

г) все предыдущие ответы неверны.

 

27. Если монополист выбирает объем продаж и цену такие, что абсо­лютное значение эластичности спроса по цене меньше единицы, мы можем сделать вывод:

а) монополист может увеличить выручку, снизив цену;

б) монополист получает прибыль меньшую, чем максимально воз­можная прибыль;

в) предельная выручка монополиста положительна;

г) предельная выручка монополиста выше цены.

 

28. На рынке существует естественная монополия, если товар производит фирма:

а) являющаяся собственником всех ресурсов, используемых в про­изводстве рассматриваемого продукта;

б) обслуживающая монолитную группу покупателей;

в) чья производственная функция имеет постоянную отдачу от мас­штаба;

г) средние издержки в долгосроч­ном периоде, которой снижаются с увеличением выпуска.

 

29. В каком случае имеет место ценовая дискриминация:

а) продавец на рынке продал респектабельной даме апельсины по 12 руб. за кг, а скромно одетой старушке – по 10 руб. за кг;

б) пшеничный хлеб стоит больше, чем ржаной;

в) индийский чай продается по более высокой цене, чем грузинский.

 

30. Целью ценовой дискриминации является:

а) снижение уровня благосостояния потребителей;

б) максимизация объема продаж;

в) уменьшение количества покупателей;

г) установление максимальной цены для каждого покупателя.

 

31. Какое из приведенных высказываний является неправильным?

а) монополист всегда назначает цену выше величины предельных издержек;

б) для монополиста, производящего положительный объем выпуска, предель­ный доход выше цены;

в) монополия представляет собой крайний случай несовершенной конку­ренции;

г) фирмы, обладающие властью над рынком, обычно прибегают к практике ценовой дискриминации.

 

32. Совершенная ценовая дискриминация имеет место в том случае, когда:

а) на все единицы однородного товара устанавливается конкретная цена, равная цене предложения;

б) на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена таким образом, что излишек полностью остается у покупателей;

в) на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, рав­ная цене спроса, и весь излишек изымается монополистом;

г) устанавливается n цен так, что все единицы товара, по которым цена спроса превышает определенный уровень цен, реализуются по некото­рой цене Р.

 

33. Ломаная кривая спроса при олигополии означает:

а) разрыв в графике предельной выручки;

б) разрыв в графике предельных затрат;

в) что цена не должна быть выше предельного дохода;

г) формальный сговор в определении цены.

 

34. В случае квазимонополии (лидерства в установлении цен):

а) ценовой лидер устанавливает цену по принципу «предельная выручка рав­на предельным затратам», а остальные фирмы определяют цену по принци­пу «предельные затраты равны цене лидера»;

б) ценовой лидер устанавливает цену по принципу «предельные затраты рав­ны цене», а остальные фирмы определяют цену по принципу «предельная выручка равна предельным затратам»;

в) ценовой лидер устанавливает цену только для себя, остальные фирмы ус­танавливают цену самостоятельно;

г) ценовой лидер устанавливает цену по принципу «предельные затраты боль­ше цены», а остальные фирмы – по принципу «предельная выручка равна предельным затратам».

 

35. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает что:

а) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

б) цены уравниваются с предельными издержками;

в) фирмы не получают экономической прибыли;

г) все имеющиеся производственные мощности задействованы.

 

36. Рынок монополистической конкуренции отличается от рынка со­вершенной конкуренции тем, что:

а) на рынке монополистической конкуренции очень низкие барьеры входа;

б) на рынке монополистической конкуренции очень много продавцов;

в) на рынке монополистической конкуренции товары разных фирм являются несовершенными заменителями;

г) на рынке монополистической конкуренции продавцы используют только неценовые методы конкурентной борьбы.

37. Рынок олигополии отличается от рынка монополистической кон­куренции тем, что:

а) на этом рынке может действовать до 100 продавцов;

б) барьеры входа на этот рынок очень высоки;

в) фирмы на этом рынке обладают монопольной властью;

г) товары, производимые фирмами на рынке олигополии, являются не­совершенными заменителями.

 

38. Рыночная власть – способность целенаправленно влиять на цену продаваемого товара – может возникать благодаря:

а) приверженности марке, возникающей у группы покупателей;

б) заключению картельного соглашения между фирмами;

в) праву исключительного доступа к ресурсам;

г) верно все перечисленное.

 

 

39. К экономическим методам борьбы государства с монополи­ями относится:

а) принудительное разукрупнение;

б) поддержка малого бизнеса, поощрение производства заменителей;

в) запрет на слияния.

 

40. К методам "добросовестной" конкуренции относится:

а) продажа по ценам ниже издержек производства;

б) снижение цены на основе снижения издержек производства;

в) снижение качества продукции.

 


 

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Задача 1.

Фирма действует на рынке совершенной конкуренции. Зависимость общих производственных затрат фирмы от ее выпуска представлена в табл. 6.6.

Таблица 6.6

 

Q, тыс. шт.                
TC, тыс. руб.                

 

1. Какова минимальная цена, при которой фирма еще будет продавать на рынке?

2. Какое количество продукции будет продавать фирма при цене, равной 44 руб. за штуку?

3. При каких ценах фирма будет получать экономическую прибыль, если в качестве источников средств фирмы выступает акционерный капитал в сумме 500 тыс. руб.? Процент по облигациям составляет 20 % годовых.

Ответ: минимальная цена, при которой фирма еще будет продавать на рынке составляет 38 руб.; при цене, равной 44 руб. за штуку фирма будет продавать 6 тыс. шт. продукции; при ценах свыше 68,57 руб. (выпуск 7 тыс. шт.) фирма будет получать экономическую прибыль.

Задача 2.

Через год после начала деятельности бухгалтерская прибыль предприятия составила 300 тыс. ден. ед., экономи­ческая прибыль – 100 тыс. ден. ед. Определите явные и неявные издержки предприятия, если известно, что совокупный до­ход предприятия – 800 тыс. ден. ед.

Ответ: явные издержки – 500 тыс. ден. ед., неявные издержки – 200 тыс. ден. ед.

 

Задача 3.

Предприниматель получил прибыль 1 млн руб. при капиталовложениях равных 1 млн руб. Кроме того, ему предложили сдать производственные помещения за 700 тыс. руб. в год. Но он отказался от предложения. Банковский процент составлял 40 % годовых. Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Ответ: 1 млн руб., -0,1 млн руб.

Задача 4.

Дана функция спроса на продукцию монополиста QD = 12 – P и функция общих затрат TC = 6 + 6 Q – 0,5 Q 2. Найти максимальную прибыль и соответствующую цену.

Ответ: наибольшая прибыль 12 достигается при Q = 6.

 

Задача 5.

Монополист имеет затраты TC = 2 000 + 10 Q + 0,5 Q 2. Спрос на его продукцию задан уравнением QD = 120 – 2 P.

Найти монопольную прибыль и коэффициент Лернера.

Ответ: ТП = -1 375, L = 0,357.

 

Задача 6.

Даны функция затрат монополии TC = 500 – 70 Q + 0,5 Q 2 и функция спроса на двух изолированных рынках: Q 1= 200 – 2 P 1, Q 2 = 100 – 4 P 2. Найти объемы продаж и цены на каждом из двух рынков, при которых прибыль монополии будет максимальной.

Ответ: Q1 = 80, P 1= 60, Q 2 = 10, P 2 = 22,5.

 

 

вопросы для самопроверки

 

1. Каково значение предельного дохода для экономического анализа?

2. Объясните взаимосвязь совокупного, среднего и предельного дохода фирмы.

3. Чем отличается экономическая прибыль от бухгалтерской?

4. Что такое нормальная прибыль?

5. Что понимается под операционной прибылью фирмы?

6. Как определяется цена на рынке совершенной конкуренции?

7. Какова тенденция изменения цены на рынке совершенной конкуренции?

8. При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?

9. Охарактеризуйте условия равновесия фирмы со сверхприбылью, самоокупаемой фирмы, фирмы с операционной прибылью.

10. В каком случае фирма прекратит свою деятельность даже в краткосрочном периоде?

11. Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма получает нулевую экономическую прибыль?

12. Могут ли конкурентные фирмы развиваться, если они получают в долгосрочном периоде нулевые прибыли?

13. Почему рынок совершенной конкуренции считают эффективным?

14. Дайте определение понятий аллокативная эффективность и производственная эффективность.

15. Объясните, почему кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон?

16. Как фирма может добиться монопольной власти?

17. В силу, каких причин на конкурентном рынке может возникнуть монополия, а на монопольном рынке иметь место конкуренция?

18. Что такое Х-неэффективность?

19. Всегда ли монополист получает прибыль?

20. В чем состоят причины создания естественной монополии?

21. В чем могут состоять, с точки зрения национальных интересов, достоинства и недостатки монополиста?

22. В чем могут состоять, с точки зрения монополиста, достоинства и недостатки монопольного положения?

23. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему?

24. Каковы критерии и условия стабильности равновесия в условиях олигополии?

25. О чем договариваются участники картеля?

26. Какие факторы затрудняют организацию картеля?

27. Охарактеризуйте основные модели тайного сговора фирм.

28. Какая фирма является ценовым лидером?

29. Что произойдет, если ценовой лидер откажется от лидерства и установит более высокую цену – такую, какая устраивает его конкурентов?

30. Охарактеризуйте модели отсутствия сговора в олигополии.

31. Что такое ценовая война?

32. Почему обществу невыгодно, чтобы на олигопольном рынке было больше фирм, «держащих» цену?

33. В чем смысл ценовой дискриминации?

34. Какие виды ценовой дискриминации вы знаете?

35. Какие методы неценовой конкуренции вы знаете?

36. В каких отраслях возможны монопсония и дуопсония?

37. Какие рыночные структуры присущи современной развитой экономике?

38. Когда и по какому поводу впервые был принят антимонопольный закон?

39. Какие показатели используются для оценки монопольной власти на товарных рынках? Охарактеризуйте их.

40. Какими методами осуществляется антимонопольное регулирование?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.133 с.)