Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. общие основы экономики.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1. общие основы экономики. Развитие экономической теории
Тесты
Выберите правильные ответы. 1. Общественное воспроизводство представляет собой: а) процесс непрерывного возобновления производства материальных и духовных благ, услуг и связанных с ними экономических отношений; б) непрерывный процесс взаимодействия факторов производства; в) процесс реализации общественного продукта, произведенного за год; г) процесс обмена общественного продукта в соответствии с его стоимостной структурой.
2. Укажите правильную последовательность стадий процесса воспроизводства: а) обмен, потребление, распределение, производство; б) распределение, производство, обмен, потребление; в) производство, распределение, потребление, обмен; г) производство, распределение, обмен, потребление.
3. Производство – это: а) процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества; б) процесс взаимодействия рабочей силы и средств производства; в) любая деятельность по использованию рабочей силы и оборудования, а также природных ресурсов и материалов для создания новых благ; г) все ответы верны. .
4. Рабочая сила представляет собой: а) трудовую деятельность; б) средство производства благ; в) состояние духа человека; г) совокупность способностей человека для трудовой деятельности. .
5. Средства производства включают: а) рабочую силу и предметы труда; б) рабочую силу и средства труда; в) предметы труда и продукты труда; г) предметы труда и средства труда. . 6. Предметом труда является: а) средство, с помощью которого производится продукт; б) то, на что направлен труд и из чего в результате процесса производства получается продукт труда; в) совокупность материальных ресурсов; г) продукт процесса производства. .
7. К средствам труда относится все то: а) из чего получается продукт труда; б) на что направлен человеческий труд; в) с помощью чего человек воздействует на предмет труда; г) чем обладает человек. .
8. Факторы производства – это: а) совокупность материальных и людских ресурсов, вовлеченных в процесс производства и используемых в нем; б) это ресурсы, используемые для производства экономических благ; в) земля, капитал, труд и предпринимательские способности, используемые в производстве благ; г) все ответы верны. .
9. Экономические ресурсы – это: а) все факторы производства; б) необходимые средства и условия для производства экономических благ; в) потенциальные источники создания экономических благ; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. .
10. Общим свойством экономических ресурсов является их: а) относительно ограниченное количество (ограниченность); б) полезность; в) ценность; г) все ответы верны. .
11. Ограниченность ресурсов означает, что: а) общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди; б) невозможно одновременное и полное удовлетворение с их помощью всех потребностей всех членов общества; в) хозяйствующие субъекты не умеют рационально вести хозяйство; г) верны ответы а, б. .
12. Потребности – это: а) отношения между потребителем и продавцом; б) желание, необходимость иметь что-либо; в) покупательная способность; г) выражение недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом; д) верны ответы б, г. .
13. Разграничьте экономические и естественные блага: а) продукты природы (деревья в лесу, уголь в недрах, грибы в лесу); б) продукты труда (древесина на лесопильном заводе; уголь, поднятый из земных недр; грибы на приемном пункте); в) результат производственной деятельности (выпеченный хлеб, мебель в магазине).
14. Верным является следующая взаимосвязь: а) появление потребностей обусловлено производством; б) потребности являются побуждающим мотивом производства; в) верны ответы а и б; г) верного ответа нет. .
15. Если все ресурсы в экономике страны используются таким образом, что наращивать производство одного блага можно только сокращая производство другого, то экономическая ситуация в стране: а) эффективная; б) неэффективная; в) кризисная; г) верного ответа нет. .
16. Альтернативные издержки – это: а) трудоемкость изготовления единицы продукции; б) общая сумма затрат на изготовление единицы продукции; в) затраты на производство единицы одного товара, выраженные через затраты на производство соответствующего количества единиц другого товара; г) количество одного продукта, которым необходимо пожертвовать, чтобы увеличить объем производства данного товара на единицу. д) верны ответы в и г. .
17. Кривая производственных возможностей показывает: а) ограниченность ресурсов; б) эффективность экономики; в) экономический выбор; г) альтернативные затраты; д) все ответы верны. .
18. Кривая производственных возможностей выражает: а) взаимосвязь между факторами производства; б) максимальный объем производства двух благ при использовании всех пригодных ресурсов; в) соотношение между производственными мощностями и объемом выпускаемой продукции; г) дополнительный выпуск продукции при увеличении (уменьшении) ресурсов. .
19. Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется: а) ограниченностью ресурсов; б) падением эффективного производства; в) существованием вмененных издержек; г) все ответы верны. .
20. Выпуклость кривой производственных возможностей относительно начала координат объясняется: а) полной взаимозаменяемостью ресурсов; б) растущей альтернативной стоимостью дополнительных единиц производимых благ; в) взаимодополняемостью ресурсов. .
21. В каком случае кривая производственных возможностей представлена прямой линией: а) в условиях неограниченности ресурсов; б) в условиях абсолютной заменяемости экономических ресурсов; в) при ограниченных ресурсах такого быть не может; г) ни в каком. .
22. Действие закона возрастания альтернативных издержек обусловлено: а) отсутствием абсолютной взаимозаменяемости экономических ресурсов при их использовании для производства альтернативных благ; б) ограниченностью экономических ресурсов; в) потерями общества при переключении ресурсов из одних сфер их использования в другие; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. .
23. Выберите наиболее корректное определение экономической теории: а) наука о том, как делать деньги; б) наука о деньгах, капитале, ценах, производстве и занятости; в) наука о поведении людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; г) наука об экономических отношениях и законах, знание которых позволяет выбирать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и их распределения в целях потребления; д) наука о поведении участников общественного воспроизводства, имеющая практическое значение в решении конкретных хозяйственных вопросов. .
24. Разграничьте позитивные и нормативные утверждения (позитивный и нормативный подход): а) цены на продукты, входящие в набор «потребительской корзины», должны быть низкими; б) высокие пошлины на ввозимые в страну иностранные автомобили выгодны отечественным производителям и поэтому желательны; в) безработица в России достигает 9 % от количества трудоспособного населения; г) стипендии, пенсии и заработная плата должны постоянно индексироваться; д) служащие государственного аппарата не должны иметь привилегий; е) за последние годы в экономике России наблюдается замедление инфляции; ж) структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей; з) структурная перестройка должна осуществляться постепенно.
25. Понятие «социально-экономическая система» охватывает: а) организационно-технические отношения; б) организационно-экономические отношения; в) социально-экономические отношения; г) духовно-культурные отношения; д) все перечисленное верно. .
26. При цивилизационном подходе к классификации социально-экономических систем за основу принимаются: а) уровень развития техники и технологии; б) структура экономики; в) система общечеловеческих интересов и ценностей и духовно-культурные достижения; г) способ производства. .
27. Критерием формационной классификации социально-экономических систем являются: а) система духовных ценностей человека; б) общественный способ производства; в) природно-климатические условия; г) техническая база экономики. .
28. Согласно теории стадий экономического роста (технологическому подходу) основой разграничения социально-экономических систем является: а) уровень технологического развития; б) уровень обеспечения социальной справедливости; в) система духовно-культурных ценностей; г) структура экономики. .
29. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы: кейнсианство, физиократы, маржинализм, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм. .
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1. В табл. 1.3 приведены данные об изменении структуры производства в стране с началом войны:
Таблица 1.3
Построить кривую производственных возможностей. Рассчитать альтернативные издержки производства танка для каждого варианта. Дать анализ динамики альтернативных издержек. Ответ: 0,167; 0,455; 0,7; 1,33; 1,8; 4.
Задача 2. В стране А производится ежедневно или 50 пар сапог, или 150 рубашек. Изобразите кривую производственных возможностей государства А. Покажите, как сдвинется кривая производственных возможностей, если в государстве А появится новая техника, позволяющая выпускать ежедневно: а) 200 пар рубашек; б) 70 пар сапог.
Задача 3. Укажите точки на рис. 1.5, соответствующие приведенным ниже объемам выпуска, и определите эффективность производства (эффективное / неэффективное) и его возможность (возможное / невозможное): а) 38 автомобилей и 20 часов (точка А); б) 25 автомобилей и 32 часа (точка В); в) 20 автомобилей и 120 часов (точка С); г) 50 автомобилей и 100 часов (точка D).
Рис. 1.5. Кривая производственных возможностей
Ответ: в точке А эффективное производство; в точке В неэффективное производство; в точках С, D производство невозможно.
Задача 4. Ниже представлены альтернативные варианты производства продуктов С и D:
Перестройте кривую производственных возможностей. Определите: а) альтернативные издержки производства третьей единицы продукта С; б) общие альтернативные издержки трех единиц продукта С. ) 6; б) 10.
Задача 5. В табл. 1.4 представлены данные, характеризующие производственные возможности условной экономической системы по выпуску потребительских и инвестиционных товаров. Таблица 1.4
Определите, как изменятся альтернативные затраты при выпуске последней единицы инвестиционных товаров по сравнению с альтернативными затратами на изготовления первой единицы этого вида продукции. Объясните, почему? Ответ: увеличатся в 5 раз.
Задача 6. Увеличение выпуска молока на 4 т требует сокращения выпуска сахара на 6 т. Найдите альтернативные (вмененные) издержки производства молока и сахара, если ресурсы являются абсолютно взаимозаменяемыми. Ответ: 1,5 и 0,67.
Задача 7. Экономическая система в состоянии произвести максимально возможный выпуск кофе в объеме 20 тыс. т или пшеницы – 80 тыс. т. Кривая производственных возможностей представляет собой отрезок прямой. Найдите: 1) альтернативные издержки производства кофе и пшеницы; 2) максимально возможный выпуск кофе при производстве 60 тыс. т пшеницы. Ответ: 1) 4 и 0,25; 2) 5 тыс. т.
Задача 8. Экономическая система производит автомобили и пушки в следующих альтернативных количественных комбинациях:
Определите альтернативные издержки: а) одного дополнительного автомобиля; б) одной дополнительной пушки. ) 3, 4, 5, 6, 7 пушек; б) 1/6, 1/5, 1/4, 1/3 автомобиля.
Задача 9. Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов. льтернативная стоимость компьютера равна двум магнитофонам.
вопросы для самопроверки
1. Какова взаимосвязь потребностей и благ? 2. Приведите примеры следующих групп потребностей: 1) первичных и вторичных; 2) жестких и эластичных; 3) материальных и духовных; 4) производственных и потребительских. 3. Охарактеризуйте уровни потребностей в пирамиде потребностей А. Маслоу. 4. Что лежит в основе разграничения благ на естественные и экономические? Приведите примеры. 5. Известно, что общественный продукт в своем движении проходит четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Вопрос о том, с какой из этих стадий начинается экономика, является дискуссионным. Выскажите и аргументируйте свою точку зрения. 6. Различаются ли понятия «фактор» и «ресурс»? Приведите примеры. 7. Назовите основные факторы производства и характеризуйте их. 8. Какие недостатки имеет концепция «четырех факторов»? Почему теория постиндустриального общества расширяет ее? 9. Что вы понимаете под ограниченными ресурсами, рациональным и эффективным их использованием? 10. Почему экономика как наука имеет дело только с редкими ресурсами? 11. Назовите фундаментальные проблемы экономики. 12. Что характеризует кривая производственных возможностей? 13. Почему экономический выбор всегда сопряжен с альтернативными издержками? 14. Что такое социально-экономическая система и какова ее роль в развитии общества? 15. Дайте характеристику смешанной экономики как основной современной формы экономической системы. 16. Дайте характеристику командной экономики, раскройте ее негативное значение для развития общества, а также назовите условия ее эффективного функционирования. 17. Какие отличия имеет управление трудом в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществе? 18. В чем кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории? 19. Что послужило причиной формирования у людей экономического образа мышления? 20. Почему политическая экономия как научная система рождается только в эпоху становления капитализма? 21. В чем состояла заслуга меркантилистов – представителей первой школы экономического анализа? Почему их идеи и рекомендации рассматриваются как донаучная фаза в развитии политической экономии? 22. В чем состоит содержательное отличие меркантилизма от физиократии? 23. Обоснуйте основные аргументы критики А. Смитом идеологии и практики меркантилизма. В чем состоят основные признаки классической политической экономии? 24. Почему учение А. Смита и Д. Рикардо называют классическим? 25. Что нового привнесла классическая школа политической экономии в понимание предмета экономической науки? 26. Почему разделение труда А. Смит рассматривает как основной фактор роста общественного богатства? 27. Какую кардинальную новизну внесла марксистская политическая экономия в понимание целей и задач этой науки? 28. В чем основное различие между политической экономией и экономиксом? 29. Что нового по сравнению с классиками внесли в экономическую науку представители неоклассического направления? 30. Сформулируйте основные положения кейнсианской экономической теории. В чем заслуга Дж. Кейнса в развитии экономической науки и почему со временем кейнсианство подверглось научной критике многими экономистами либерального направления?
Тесты
Выберите правильные ответы.
1. Рынок – это: а) место, где происходит обмен товарами; б) способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на централизованном механизме хозяйствования; в) это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения; г) конкурентный механизм, улавливающий движение спроса и предложения и отражающий их взаимодействие через систему свободного ценообразования; д) верны ответы а, б, г; е) верны ответы а, в, г. .
2. Условиями возникновения рынка являются: а) стихийный характер производства; б) прямая, непосредственная связь между производителями; в) общественное разделение труда; г) появление денег; д) экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности на средства производства; е) верны ответы в, д. .
3. Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для функционирования рыночной экономики: а) сильные профсоюзы; б) гражданская ответственность предпринимателей; в) мудрое государственное регулирование экономики; г) активная конкуренция на рынке. .
4. Конкуренция – это: а) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи благ; б) борьба производителей за получение наивысшей прибыли; в) борьба потребителей за право покупать товары по более низким ценам; г) экономическая состязательность за достижение наилучших результатов в каком-нибудь деле; д) движущая сила рынка; е) все ответы верны; .
5. Найдите определения: товара, рынка, стоимости товара, цены, денег: а) совокупность отношений по обмену товаров; б) общественные затраты труда, воплощенные в товаре; в) денежное выражение стоимости единицы товара; г) продукт труда, предназначенный не для собственного потребления, а для обмена на другой; д) всеобщий эквивалент товарных ценностей. ) – рынок; б) – стоимость; в) – цена; г) – товар; д) – деньги.
6. Назовите достоинства и недостатки рынка: а) гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся социально-экономическим условиям; б) отсутствие стимулов для производства общественных благ; в) наличие свободного выбора для производителей и потребителей; г) отторжение неэффективного и ненужного производства; д) стимулирование и оптимальное использование результатов НТП; е) неспособность гарантировать право на труд и доход, порождение социального неравенства; ж) нестабильность экономического развития, связанная с экономическими кризисами; з) безразличие к сохранению невоспроизводимых экономических ресурсов, природы. остоинства – а, в, г, д; недостатки – б, е, ж, з.
7. К трансакционным издержкам относятся следующие расходы: а) на покупку сырья; б) на покупку оборудования; в) рекламные расходы; г) на аренду помещения; д) на проведение переговоров с контрагентами об условиях поставки продукции; е) на заработную плату рабочих и служащих предприятия; ж) на содержание адвоката, обеспечивающего юридическую защиту деятельности Вашего предприятия. , д, ж.
8. Спрос (эффективный спрос) – это: а) потребности населения в данном благе; б) готовность и способность потребителя платить за товары; в) количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени; г) потребность иметь какое-то благо, подкрепленная суммой денег, необходимой для его покупки; д) верно б, в, г. .
9. В законе спроса проявляется: а) зависимость между спросом и предложением; б) прямая зависимость между спросом и ценой; в) зависимость между спросом и количеством денег, находящимся в распоряжении покупателя; г) обратная зависимость между ценой и величиной спроса. .
10. Типичная кривая спроса: а) идет вниз слева направо; б) идет вниз справа налево; в) обычно прямая линия; г) всегда кривая линия. .
11. Факторы, смещающие кривую спроса – это: а) полученное наследство; б) цены на товары – заменители; в) число покупателей данного товара; г) цены на экономические ресурсы; д) вкусы и доходы потребителей; е) верны все ответы, кроме г; ж) верны все ответы. .
12. Критерием разграничения товаров и услуг на группы эластичного и неэластичного спроса по цене является: а) единичная эластичность; б) дуговая эластичность; в) перекрестная эластичность; г) эластичность по доходу. .
13. Спрос неэластичен по цене, если: а) реакция спроса на изменение цены < 1; б) реакция спроса на изменение цены > 1; в) реакция спроса на изменение цены нейтральна. ;
14. Эластичность спроса по цене характеризуется отношением: а) изменения цены к изменению спроса; б) изменения спроса к изменению предложения; в) процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на товар; г) процентного изменения цены на товар к процентному изменению величины спроса. .
15. Эластичность спроса на основе средней величины спроса и средней цены является: а) единичной; б) дуговой; в) совершенной; г) перекрестной. .
16. Если значение перекрестной эластичности отрицательное, то это свидетельствует о том, что товары: а) взаимозаменяемые; б) взаимодополняемые; в) независимые; г) все перечисленное неверно. .
17. Коэффициент ценовой эластичности спроса (прямой) равен 2. Это означает, что: а) при снижении цены товара на 1 % величина спроса на него сократится на 2 %. б) при повышении цены товара на 1 % величина спроса на него сократится на 2 %; в) при повышении цены товара на 2 % величина спроса на него сократится на 2 %. .
18. Какое из нижеперечисленных значений коэффициента эластичности по доходу относится к товарам первой необходимости: а) равно 1; б) больше 1; в) меньше 0; г) больше 0, но меньше 1; д) ни одно из выше перечисленных. .
19. Увеличение предложения товаров и услуг приведет: а) к росту цен; б) к снижению цен; в) к росту спроса на них; г) к сокращению их производства. .
20. Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется: а) в изменении предложения; б) в росте величины предложения; в) в сокращении величины предложения; г) в росте спроса. . 21. Смещение кривой предложения вправо может произойти в результате: а) повышения цен на ресурсы, используемые для производства данного товара; б) внедрения новых технологий, повышающих производительность труда; в) снижения косвенных налогов на бизнес и предоставления субсидий; г) верны ответы б, в. .
22. Фиксированное, неизменное количество предлагаемого товара характерно для: а) краткосрочного периода; б) долгосрочного периода; в) мгновенного состояния; г) общего равновесия. .
23. Кривая абсолютно неэластичного предложения представляет собой: а) горизонтальную линию; б) кривую с отрицательным наклоном; в) прямую линию с положительным наклоном; г) вертикальную линию. .
24. Если уменьшение цены на 8 % приводит к снижению объема предложения на 10 %, данное предложение: а) абсолютно эластично; б) абсолютно неэластично; в) неэластично; г) единичной эластичности; д) эластично. .
25. Рыночное равновесие устанавливается при условии, что: а) спрос равен предложению; б) затраты равны результатам; в) уровень технологии меняется постепенно; г) цены на товары остаются неизменными. .
26. При рыночной цене выше равновесной: а) величина спроса больше величины предложения; б) величина спроса равна величине предложения; в) величина предложения больше величины спроса; г) все ответы неверны. .
27. Допустим, что предложение товара А совершенно неэластично. Если спрос на товар А увеличится, то равновесная цена: а) уменьшится, а равновесное количество возрастет; б) уменьшится, равновесный объем также уменьшится; в) увеличится, а равновесное количество уменьшится; г) увеличится, а равновесное количество останется неизменным. .
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1. В табл. 2.4 приведены данные об объемах индивидуального спроса на рыбу потребителей Иванова, Петрова и Сидорова, а также указаны объемы рыночного предложения. Построить графики индивидуального и рыночного спросов на данный товар. Заполнить в таблице графу объема рыночного спроса, построить график рыночного предложения. Определить равновесные цену и объем, показать их на графике рыночного равновесия.
Таблица 2.4
Ответ: объем рыночного спроса при каждом значении цены представляет собой сумму индивидуальных спросов потребителей при данном значении цены – 17, 13, 9, 6, 0. Равновесная цена Р = 2; равновесный объем Q = 9. Задача 2. Функция спроса QD = 40 – 7 Р, функция предложения QS = -6 + 16 Р. 1. Определить равновесную цену (РЕ) и равновесный объем продаж (QE); 2. Как изменится спрос и предложение, если рыночная цена станет 4 ден. ед.? 3. Какая ситуация образуется на рынке, если рыночная цена снизится до 1 ден. ед.? Ответ: 1. РЕ = 2, QE = 26. 2. QD = 12, QS = 58, т.е. на рынке образуется избыток предложения в размере 46 ед. 3. QD = 33, QS = 10, т.е. на рынке образуется дефицит товара в размере 23 ед.
Задача 3. В табл. 2.5. помещены данные о ситуации на рынке сверлильных станков. Таблица 2.5
1. Изобразите графически кривые спроса и предложения на рынке сверлильных станков. 2. Какова равновесная цена на рынке сверлильных станков? 3. Каков равновесный объем купли-продажи сверлильных станков? 4. Если рыночная цена сверлильного станка составит 30 тыс. руб., какова будет величина дефицита на этом рынке? 5. Если рыночная цена сверлильного станка повысится до 60 тыс. руб., какова будет величина избытка товара на этом рынке? Все ответы покажите на графике. Ответ: 2) 50 тыс. руб.; 3) 16 тыс. шт.; 4) 14 тыс. шт.; 5) 7 тыс. шт.
Задача 4. В результате повышения цены товара с 5 до 6 руб. объем спроса сократился с 9 до 7 млн шт. в год. Общий уровень цен не изменился. Определите коэффициент эластичности спроса по цене (точечный и дуговой). Ответ: 1,11; 1, 37.
Задача 5. В табл. 2.6. представлен объем спроса на мороженое, при различных ценах. Таблица 2.6
1. Изобразите графически кривую спроса, обозначив цену по оси ординат, а количество порций мороженого – по оси абсцисс. 2. Предположим, что цена порции мороженого равна 3 руб. Как изменится объем спроса, если эта цена сократится на 50 коп.? Будет ли ответ иным, если на 50 коп. сократится любая другая цена? 3. Определите расходы на мороженое при каждом значении цены. Полученные данные занесите в табл. 2.6. 4. Начертите кривую расходов на мороженое, отметив сумму расходов на вертикальной оси, а величину спроса – на горизонтальной. 5. При какой цене выручка окажется максимальной? 6. При какой цене коэффициент ценовой эластичности спроса равен единице? 7. При каких значениях цены спрос является эластичным? 8. При каких значениях цены спрос является неэластичным? Ответ: 5) 2,4 руб.; 6) 2,4 руб.; 7) больше 2,4 руб.; 8) меньше 2,4 руб. Задача 6. При увеличении суммарного дохода потребителей муки с 5 до 7 млн руб. спрос на нее сократился с 50 до 40 тыс. т. 1. Оцените коэффициент эластичности спроса по доходу. 2. К какому типу товаров принадлежит мука? Ответ: 1) – 0,67; 2) низший товар.
Задача 7. При увеличении цены масла на 2 % спрос на него сократился на 3 %, а спрос на маргарин увеличился на 2,5 %. Найдите эластичность спроса на масло и перекрестную эластичность спроса на маргарин. Ответ: 1,5 и 1,25.
Задача 8. Предложение описывается уравнением QS = 0,4 Р. Как изменится предложение (какова эластичность предложения), если цена товара изменится с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. S = 1, т.е. предложение возрастет на 1 %.
Задача 9. Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями: QD = 600 – 25 Р; QS = 100 + 100 Р. Выполните задание: а) найдите параметры равновесия на рынке данного товара; б) государство установило косвенный налог на единицу данного товара в размере 2,5 денежной единицы. Определите, к чему приведет введение налога при продаже данного товара. Решение задачи подтвердите графически. ) РЕ = 4; QЕ = QD = QS = 500; б) РЕ 1 = 6, РD = 6, РS 1 = 3,5. QЕ 1 = QD = QS = 450.
Сокращение выигрышей потребителей – 950 единиц. Сокращение выигрышей производителей – 237,5 единиц.
Вопросы для самопроверки
1. Почему общественное разделение труда – необходимое, но недостаточное условие для возникновения рынка? 2. Почему экономисты говорят, что для возникновения рыночных отношений необходима частная собственность? 3. Как бы вы определили роль механизма цен в рыночной системе? Что он дает рыночной экономике? 4. Ученые утверждают, что собственность – единство экономики и права. Как вы понимаете эту формулу? Можно ли провести различие между собственностью как экономической категорией и собственностью как юридическим понятием? 5. Что является экономической основой собственности? 6. Что лежит в основе спроса покупателя на какой-либо товар? 7. Какие факторы и каким образом оказывают влияние на спрос? 8. Что представляет собой цена товара с точки зрения микроэкономического анализа? 9. Что показывает кривая спроса? Какой характер зависимости между ценой и объемом спроса она иллюстрирует? Какие факторы лежат в основе закона спроса? 10. Существуют ли исключения из закона спроса и какой характер они носят? 11. Чем отличается цена спроса от рыночной цены? 12. Под влиянием каких факторов происходит сдвиг кривой спроса и движение вдоль кривой спроса? 13. Почему объем предложения товара увеличивается при росте цены и наоборот? 14. Что произойдет с кривой предложения автомобилей, если возрастет цена на бензин? 15. Как вы понимаете утверждение о том, что цена предложения товара отражает издержки его производства? Обоснуйте. Почему цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара? 16. В чем экономический смысл наклона кривой предложения, обратного наклону кривой спроса? 17. В чем заключается смысл рыночного равновесия? Чем отличается равновесие по Л. Вальрасу от равновесия по А. Маршаллу? 18. С какой целью государство вмешивается в рыночный процесс? 19. Какие эффекты возникают в случае административного установления цен ниже или выше равновесных? 20. Что происходит с рыночным равновесием в случае введения потоварного налога? Кому достается ценовая разница от введения потоварного налога? Обоснуйте. 21. В чем смысл излишка потребителя? Какие последствия были бы для потребителя, если бы он приобрел товар по той цене, которую готов заплатить? 22. Что показывает излишек производителя? Чем определяется его мера? 23. Влияет ли фактор времени на рыночное равновесие? Обоснуйте, почему в текущем и краткосрочном периодах изменение спроса ведет к изменению цены товара, а в долгосрочном наблюдаются, прежде всего, изменения в объемах предложения? 24. В чем состоит экономический смысл стабильности равновесия? 25. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то какой будет в данном случае эластичность спроса? 26. Почему при неэластичности спроса выручка от продажи возрастает при повышении
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.014 с.) |