Тема 8. Общее экономическое равновесие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Общее экономическое равновесие



И несостоятельность рынка. РОЛЬ

ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


Тесты

 

Выберите правильные ответы.

1. В модели Л. Вальраса:

а) рынки потребительских и инвестиционных товаров взаимосвязаны;

б) цены факторов производства включены в издержки фирм, а доходы фирм являются расходы домашних хозяйств;

в) цены не изменяются;

г) учитывается внешняя торговля.

 

2. Граница производственных возможностей показывает:

а) максимально возможные объемы производства всех товаров при исполь­зовании двух видов ресурсов;

б) желаемый, но не достижимый для общества на данном этапе объем произ­водства товаров и услуг;

в) максимальное количество возможных комбинаций выпуска двух видов то­варов;

г) максимально возможные объемы выпуска товаров, в производстве кото­рых применяются одинаковые объемы ресурсов.

 

3. Предельная норма продуктовой трансформации – это:

а) каким количеством продукта Y следует пожертвовать в обмен на увеличе­ние количества продукта Y на единицу, чтобы уровень удовлетворения не изменился;

б) то количество ресурса В, которое должно быть сокращено в обмен на уве­личение ресурса А на единицу, чтобы объем производства не изменился;

в) то, каким количеством продукта Y следует пожертвовать ради производ­ства дополнительной единицы продукции Х при полном и эффективном ис­пользовании всех ресурсов;

г) то количество продукта X, которым следует пожертвовать для производ­ства дополнительной единицы продукта Y, чтобы уровень полезности уве­личился.

 

4. Когда государство устанавливает на товар цену ниже равновесной, то в результате этого мероприятия:

а) выигрыш потребителей возрастет, выигрыш производителей снизится, мертвых потерь благосостояния не возникнет;

б) выигрыш потребителей снизится, выигрыш производителей возрастет, возникнут мертвые потери благосостояния;

в) возрастет выигрыш и потребителей, и производителей;

г) выигрыш производителей снизится, возникнут мертвые потери благосостояния.

 

5. Состояние экономики называется Парето-оптимальным в том случае, если:

а) можно увеличить благосостояние нескольких индивидуумов, изменив про­изводство и распределение товаров;

б) невозможно изменить производство и распределение, чтобы увеличить бла­госостояние одного или нескольких индивидуумов без уменьшения благо­состояния других;

в) невозможно увеличить благосостояние одного или нескольких индивидуу­мов, не изменяя производства и распределения товаров;

г) можно расширить производство и удовлетворить потребности всех инди­видуумов путем сокращения благосостояния.

 

6. Каким из состояний эффективности не обладает Парето-оптимальность:

а) эффективностью в обмене;

б) эффективностью структуры выпуска;

в) эффективностью в перераспределении;

г) эффективностью в производстве.

 

7. Общее экономическое равновесие – это:

а) такое состояние экономической системы, при котором только товарные рынки находятся в состоянии равновесия;

б) такое состояние экономической системы, при котором только рынки фак­торов производства находятся в состоянии равновесия;

в) такое состояние экономической системы, при котором рынки всех товаров и ресурсов находятся в состоянии равновесия;

г) когда равновесие существует на n – 1 рынке.

 

8. В соответствии с критерием оптимальности В. Парето, в экономике происхо­дит улучшение, если в результате хозяйственного мероприятия:

а) доходы богатых слоев населения сокращаются на меньшую величину, чем возрастают доходы бедных;

б) происходит рост благосостояния хотя бы одного субъекта без ухудшения благосостояния всех остальных;

в) происходит переход от трудоемкого к капиталоемкому производству;

г) сокращается уровень безработицы.

 

9. Дифференциацию доходов в обществе можно сократить путем:

а) введения системы прогрессивного налогообложения;

б) введения системы пропорционального налогообложения;

в) уменьшения налога на добавленную стоимость;

г) увеличения налога на прибыль.

 

10. Эффективность структуры выпуска продукции заключается в том, что:

а) невозможно увеличить благосостояние одних индивидуумов, не уменьшая благосостояния других, путем изменения структуры выпускаемой продук­ции;

б) невозможно увеличить благосостояние одних индивидуумов, не уменьшая благосостояния других, путем рассредоточения всего выпуска на разных предприятиях;

в) возможно дальнейшее увеличение благосостояния индивидуумов благо­даря уменьшению затрат на производство всех товаров;

г) возможно дальнейшее увеличение благосостояния индивидуумов благо­даря вовлечению в производство все новых и новых ресурсов.

 

11. Общественные блага отличаются от обычных тем, что:

а) отсутствует соперничество в потреблении этих благ и невозможно воспре­пятствовать потреблению благ;

б) эластичность спроса по цене на общественные блага низкая;

в) эластичность спроса по цене на общественные блага высокая;

г) монополизация рынка этих благ чрезвычайно высока.

 

12. Примером чистого общественного блага может служить:

а) высшее учебное заведение;

б) национальная оборона;

в) средняя школа или детский сад;

г) концертный зал или филармония.

 

13. Общественные товары относятся к провалам рынка потому, что:

а) на рынках этих товаров цена может отклоняться от равновесной;

б) благодаря особенностям потребления общественных товаров су­ществует стимул уклоняться от финансирования их производства;

в) производители общественных товаров получают дотации от госу­дарства;

г) общественные товары являются экономическими благами.

 

14. Внешние эффекты рассматриваются в качестве провалов рынка, поскольку:

а) решения одних экономических агентов в экономике неизбежно оказывают влияние на положение других экономических агентов;

б) в чистой рыночной экономике для экономического агента зачас­тую отсутствуют стимулы учитывать влияние своих решений на экономи­ческое положение других экономических агентов;

в) решения экономических агентов оказывают влияние только на их собственное экономическое положение;

г) если один экономический агент принимает решение, улучшающее положение, оно одновременно приводит к ухудшению положения другого экономического агента.

 

15. Отрицательный внешний эффект имеет место в следующей ситуации:

а) увеличение ставки налога на прибыль;

б) увеличение урожая у фермера, вызванное установкой его соседом дренаж­ной системы;

в) производство табачных изделий;

г) покупка фирмой сырья со скидкой.

 

16. Положительный внешний эффект имеет место в следующей ситуации:

а) снижение налога на добавленную стоимость;

б) производство спортивных товаров;

в) снижение затрат фирмы с ростом объема производства;

г) производство какого-либо товара в условиях совершенной конкуренции.

 

17. Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлено следующим:

а) несовершенством рыночной системы;

б) установлением экономических связей между фирмами;

в) необходимостью решения социальных задач;

г) все ответы верны.

.

18. Необходимость государственного регулирования макроэконо­мического равновесия впервые было обосновано в теории:

а) кейнсианцев;

б) классиков;

в) маржиналистов;

г) монетаристов;

д) неоклассиков.

 

19. Основные направления государственного участия в экономике:

а) структурное регулирование экономики;

б) стабилизация экономики;

в) обеспечение экономического роста;

г) обеспечение собственников факторными доходами;

д) обеспечение эффективного денежного обращения;

е) все ответы верны.

 

20. В компетенцию государства по регулированию экономики входит:

а) создание и регулирование правовой и институциональной рыночной среды;

б) формирование экономического, предпринимательского и инвестиционного климата;

в) содействие в совершенствовании рыночной инфраструк­туры;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

 

21. Высшие цели государственного регулирования:

а) формирование наиболее благоприятных условий для под­держания экономического развития;

б) рациональное использование ресурсов;

в) общественная стабильность;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

 

22. Основные цели государственного регулирования:

а) обеспечение темпов роста ВВП с учетом потенциала страны;

б) минимизация безработицы;

в) стабильность цен;

г) умеренно-дефицитный платежный баланс;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

23. Государство может участвовать:

а) в сырьевых и топливных отраслях;

б) сфере услуг;

в) любых отраслях;

г) наиболее прибыльных сферах.

 

24. Основная цель государственной антиинфляционной политики:

а) снижение уровня инфляции до оптимального;

б) полное устранение инфляции, так как она снижает жиз­ненный уровень населения;

в) государственное регулирование цен, чтобы не снижалась покупательная способность населения;

г) все ответы верны.

 

25. Административные методы государственного регулирования экономики:

а) штрафы и санкции;

б) меры по разрешению, запрету и ограничению деятельно­сти экономических субъектов;

в) изменение налоговых ставок;

г) все ответы верны.

 

26. Косвенные методы государственного регулирования:

а) государственные расходы;

б) государственные субсидии;

в) налоговое регулирование;

г) денежно-кредитная политика;

д) все ответы верны.

 

27. Бюджет семьи – это:

а) общая сумма денежных доходов, которыми располагает се­мья;

б) общая сумма расходов, которые произведет семья за опреде­ленный период времени;

в) структура всех доходов и расходов за определенный период времени.

 

28. В странах с развитой рыночной экономикой в структуре доходов семьи наибольший удельный вес занимают:

а) заработная плата и жалованье;

б) доходы от владения собственностью;

в) доходы от ценных бумаг.

 

29. Увеличение степени неравенства в распределении доходов в обществе отразится на кривой Лоренца:

а) совпадением кривой распределения доходов со срединной линией;

б) движением кривой распределения доходов вверх;

в) движением кривой распределения доходов вниз;

г) кривая останется в прежнем положении.

 

30. Если фирма-монополист использует совершенную ценовую дис­криминацию, параметры общественного благосостояния таковы, что:

а) выигрыш потребителей равен нулю, потери общества по сравнению с рынком совершенной конкуренции равны нулю;

б) выигрыш потребителей равен выигрышу потребителей на рынке совершенной конкуренции, потери общества по сравнению с рынком со­вершенной конкуренции равны нулю;

в) прибыль фирмы равна нулю, общественное благосостояние равно нулю;

г) потери общества от монополии равны нулю, прибыль фирмы рав­на нулю.

 


 

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Задача 1.

Кривая производственных возможностей описывается уравнением X 2+ Y 2 = 200. Функция полезности общества U = X + Y. Определить оптимальный объем про­изводства товаров X и Y.

Ответ: X = 10; Y = 10.

 

Задача 2.

Предприятие производит продукцию, которая приносит пользу обществу, т.е. суммарный положительный эффект без учета загрязнения окружающей среды, равный TSB = 200 Q – 5 Q 2 и затраты (частные затраты) в размере TPC = 20 Q + Q 2и загрязняет окружающую среду. Совокупный ущерб, наносимый природе и обществу деятельностью предприятия, составляет TEC = 10 Q + 1,5Q2.

а) найти объем выпуска (Q 1) и цену (P 1);

б) определить совокупные потери от отрицательного внешнего эффекта;

в) вычислить оптимальные с позиций всего общества объем выпуска (Q 2) и цену (P2);

г) найти величину корректирующего налога на единицу продукции (t) и сумму корректирующего налога (T).

) Q 1 = 15, P 1 = 50; б) 82,5; в) Q 2 = 12, P 2 = 80;

г) t = 55, T = 552.

 

Задача 3.

Допустим, что высшее образование в стране X платное и спрос на высшее образование описывается формулой 2 Q = 120 – 10 P, где Q – прием студентов в вузы, в тысячах человек в год, а P – цена полного курса обучения одного студента, в тысячах ден. ед. в год. Общие затраты на полный курс обучения студентов составляют 2 TC = 100+ 8 Q млн ден. ед.

а) найдите оптимальные для вузов план приема и цену полного курса обучения, а также общую прибыль вузов;

б) предположим, что потребности в высшем образовании составляют 15 тыс. человек. Правительство решило ввести налог на потребителей, уплачиваемый каждым студентом при зачислении в вуз. Каким будет этот налог, чтобы потребности совпали с фактическим приемом в вузы? Сколько будут студенты платить вузам и каковы будут их общие затраты на данное образование?

) 20 тыс. человек в год, 8 тыс. ден. ед., прибыль равна 30 млн ден. ед.; б) налог – 2 тыс. ден. ед., 7 тыс. ден. ед., общие затраты студента – 9 тыс. ден. ед.

Задача 4.

В стране бедных было 70 %, и они владели 40 % совокупного дохода, а богатых – 30 %, и они владели оставшимися 60 %.

а) построить кривую Лоренца;

б) найти коэффициент Джини.

Ответ: 0,3.

 

Задача 5.

В правительстве обсуждается вопрос о величине аккордного налога, устанавливаемого для естественной монополии вне зависимости от объема выпускаемой продукции и устанавливаемой им цены. Предположим, налог составит T, функция издержек монополиста в краткосрочном периоде задана уравнением 2 TC = 10 Q2 + 38 Q +24200, а спрос на продукцию описывается уравнением 2 QD = 24 200 – 200 P. Найдите цену и объем выпускаемой монополистом продукции.

Ответ: при любой ставке аккордного налога объем выпуска равен 100, а цена товара – 120.

вопросы для самопроверки

1. Равновесие между какими рынками, чьими доходами и расходами исследовал в своих моделях Л. Вальрас?

2. Чем отличается частичное и общее рыночное равновесие?

3. В чем суть эффекта обратной связи?

4. Что В. Парето считал критерием оптимального распределения благ в обществе?

5. Назовите основные препятствия для достижения Парето-эффективного размещения ресурсов и распределения благ, существующие в реальной экономике.

6. В чем состоит суть критерия Калдора-Хикса?

7. Что вы считаете важнейшей чертой государства как субъекта экономической деятельности?

8. Что такое экстернальные, или внешние, издержки?

9. Какие бывают внешние эффекты?

10. Перечислите «провалы» рынка и «провалы» государства.

11. Охарактеризуйте частное благо, общественное благо, чисто общественное благо.

12. В чем состоит суть проблемы безбилетника?

13. Кто выигрывает от качественного бесплатного образования?

14. В чем преимущество металлургических мини-заводов?

15. Дайте определение корректирующего налога, корректирующей субсидии

16. Почему чем выше коэффициент Джини, тем сильнее побудительные мотивы к труду?

17. Какое влияние на коэффициент Джини оказывают подоходный налог, косвенные налоги, система бесплатного образования?

18. Назовите основные функции государства в современной рыночной экономике.

19. Какие факторы учитываются при выборе товаров, на которые следует ввести налог?

20. Как государство, заботясь о благосостоянии народа, должно регулировать цену естественного монополиста?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арутюнова, Г.И. Экономическая теория для студентов технических вузов: учебник – М.: Междунар. отношения, 2003. – 151 с.

2. Базылев, Н.И. и др. Экономическая теория: практикум. – 2-е изд., испр. и доп. / под общ. ред. Н.И. Базылева, Л.В. Воробьевой. – Минск: Из-во БГЭУ, 2000. – 240 с.

3. Веретенникова, И.И. Амортизация и амортизационная политика. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.

4. Волков, С.Д., Корнейчук, Б.В., Любарский, А.Н. Экономика: сборник задач. – М.: Рольф, 2001. – 176 с.

5. Мицкевич, А.А. Сборник заданий по экономике с решениями: пособие для преподавателей экономики: в 3 кн. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 592 с. – Кн. 1. Задачник по микроэкономике с решениями.

6. Гребнев, Л.С., Нуреев, Р.М. Экономика. Курс основ: учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 432 с.

7. Гукасьян, Г.М., Бородина, Т.С. Экономическая теория: практикум / под общ. ред. Г.М. Гукасьян – М.: Инфра-М, 2003. – 151 с.

8. Гукасьян, Г.М., Амосова, В.А., Маховикова, Г.А. Экономическая теория / под общ. ред. Г.М. Гукасьян – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.

9. Клюня, В.Л. и др. Экономическая теория: практикум. – 2-е изд., испр. и доп. / под общ. ред. В.Л Клюни, Л.И. Дакуко– Минск: ТетраСистемс, 2002. – 112 с.

10.Методические материалы по экономическим дисциплинам для преподавателей средних школ и вузов: программы, тесты, задачи, решения / под ред. Л.С. Гребнева – М.: ГУ-ВШЭ, 2000. – 376 с.

11.Михайлушкин, А.И. Начала экономики: учебный минимум для абитуриентов / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко – М.: Высшая школа, 2004. – 327 с.

12.Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000 – 572 с.

13.Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. – Киров: ООО «АСА», 2002. – 246 с.

14.Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича – СПб.: Питер, 1999. – 448 с.

15.Экономическая теория. Микроэкономика: учебник: в 2 кн. / под общ. ред. Г.П. Журавлевой – М.: «Дашков и К°», 2004. – 934 с.

16.Экономическая теория: Вопросы и ответы, задачи и решения: учебное пособие / под ред. В.Я. Иохина – М.: Экономистъ, 2003. – 558 с.

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.069 с.)