Развитие экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие экономической теории



 


Тесты

 

Выберите правильные ответы.

1. Общественное воспроизводство представляет собой:

а) процесс непрерывного возобновления производства материальных и духовных благ, услуг и связанных с ними экономических отношений;

б) непрерывный процесс взаимодействия факторов производства;

в) процесс реализации общественного продукта, произведенного за год;

г) процесс обмена общественного продукта в соответствии с его стоимостной структурой.

 

2. Укажите правильную последовательность стадий процесса воспроизводства:

а) обмен, потребление, распределение, производство;

б) распределение, производство, обмен, потребление;

в) производство, распределение, потребление, обмен;

г) производство, распределение, обмен, потребление.

 

3. Производство – это:

а) процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества;

б) процесс взаимодействия рабочей силы и средств производства;

в) любая деятельность по использованию рабочей силы и оборудования, а также природных ресурсов и материалов для создания новых благ;

г) все ответы верны.

.

 

4. Рабочая сила представляет собой:

а) трудовую деятельность;

б) средство производства благ;

в) состояние духа человека;

г) совокупность способностей человека для трудовой деятельности.

.

 

5. Средства производства включают:

а) рабочую силу и предметы труда;

б) рабочую силу и средства труда;

в) предметы труда и продукты труда;

г) предметы труда и средства труда.

.

6. Предметом труда является:

а) средство, с помощью которого производится продукт;

б) то, на что направлен труд и из чего в результате процесса производства получается продукт труда;

в) совокупность материальных ресурсов;

г) продукт процесса производства.

.

 

7. К средствам труда относится все то:

а) из чего получается продукт труда;

б) на что направлен человеческий труд;

в) с помощью чего человек воздействует на предмет труда;

г) чем обладает человек.

.

 

8. Факторы производства – это:

а) совокупность материальных и людских ресурсов, вовлеченных в процесс производства и используемых в нем;

б) это ресурсы, используемые для производства экономических благ;

в) земля, капитал, труд и предпринимательские способности, используемые в производстве благ;

г) все ответы верны.

.

 

9. Экономические ресурсы – это:

а) все факторы производства;

б) необходимые средства и условия для производства экономических благ;

в) потенциальные источники создания экономических благ;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

.

 

10. Общим свойством экономических ресурсов является их:

а) относительно ограниченное количество (ограниченность);

б) полезность;

в) ценность;

г) все ответы верны.

.

 

11. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди;

б) невозможно одновременное и полное удовлетворение с их помощью всех потребностей всех членов общества;

в) хозяйствующие субъекты не умеют рационально вести хозяйство;

г) верны ответы а, б.

.

 

12. Потребности – это:

а) отношения между потребителем и продавцом;

б) желание, необходимость иметь что-либо;

в) покупательная способность;

г) выражение недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом;

д) верны ответы б, г.

.

 

13. Разграничьте экономические и естественные блага:

а) продукты природы (деревья в лесу, уголь в недрах, грибы в лесу);

б) продукты труда (древесина на лесопильном заводе; уголь, поднятый из земных недр; грибы на приемном пункте);

в) результат производственной деятельности (выпеченный хлеб, мебель в магазине).

 

 

14. Верным является следующая взаимосвязь:

а) появление потребностей обусловлено производством;

б) потребности являются побуждающим мотивом производства;

в) верны ответы а и б;

г) верного ответа нет.

.

 

15. Если все ресурсы в экономике страны используются таким образом, что наращивать производство одного блага можно только сокращая производство другого, то экономическая ситуация в стране:

а) эффективная;

б) неэффективная;

в) кризисная;

г) верного ответа нет.

.

 

16. Альтернативные издержки – это:

а) трудоемкость изготовления единицы продукции;

б) общая сумма затрат на изготовление единицы продукции;

в) затраты на производство единицы одного товара, выраженные через затраты на производство соответствующего количества единиц другого товара;

г) количество одного продукта, которым необходимо пожертвовать, чтобы увеличить объем производства данного товара на единицу.

д) верны ответы в и г.

.

 

17. Кривая производственных возможностей показывает:

а) ограниченность ресурсов;

б) эффективность экономики;

в) экономический выбор;

г) альтернативные затраты;

д) все ответы верны.

.

 

18. Кривая производственных возможностей выражает:

а) взаимосвязь между факторами производства;

б) максимальный объем производства двух благ при использовании всех пригодных ресурсов;

в) соотношение между производственными мощностями и объемом выпускаемой продукции;

г) дополнительный выпуск продукции при увеличении (уменьшении) ресурсов.

.

 

19. Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется:

а) ограниченностью ресурсов;

б) падением эффективного производства;

в) существованием вмененных издержек;

г) все ответы верны.

.

 

20. Выпуклость кривой производственных возможностей относительно начала координат объясняется:

а) полной взаимозаменяемостью ресурсов;

б) растущей альтернативной стоимостью дополнительных единиц производимых благ;

в) взаимодополняемостью ресурсов.

.

 

21. В каком случае кривая производственных возможностей представлена прямой линией:

а) в условиях неограниченности ресурсов;

б) в условиях абсолютной заменяемости экономических ресурсов;

в) при ограниченных ресурсах такого быть не может;

г) ни в каком.

.

 

22. Действие закона возрастания альтернативных издержек обусловлено:

а) отсутствием абсолютной взаимозаменяемости экономических ресурсов при их использовании для производства альтернативных благ;

б) ограниченностью экономических ресурсов;

в) потерями общества при переключении ресурсов из одних сфер их использования в другие;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

.

 

23. Выберите наиболее корректное определение экономической теории:

а) наука о том, как делать деньги;

б) наука о деньгах, капитале, ценах, производстве и занятости;

в) наука о поведении людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

г) наука об экономических отношениях и законах, знание которых позволяет выбирать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и их распределения в целях потребления;

д) наука о поведении участников общественного воспроизводства, имеющая практическое значение в решении конкретных хозяйственных вопросов.

.

 

24. Разграничьте позитивные и нормативные утверждения (позитивный и нормативный подход):

а) цены на продукты, входящие в набор «потребительской корзины», должны быть низкими;

б) высокие пошлины на ввозимые в страну иностранные автомобили выгодны отечественным производителям и поэтому желательны;

в) безработица в России достигает 9 % от количества трудоспособного населения;

г) стипендии, пенсии и заработная плата должны постоянно индексироваться;

д) служащие государственного аппарата не должны иметь привилегий;

е) за последние годы в экономике России наблюдается замедление инфляции;

ж) структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей;

з) структурная перестройка должна осуществляться постепенно.

 

25. Понятие «социально-экономическая система» охватывает:

а) организационно-технические отношения;

б) организационно-экономические отношения;

в) социально-экономические отношения;

г) духовно-культурные отношения;

д) все перечисленное верно.

.

 

26. При цивилизационном подходе к классификации социально-экономических систем за основу принимаются:

а) уровень развития техники и технологии;

б) структура экономики;

в) система общечеловеческих интересов и ценностей и духовно-культурные достижения;

г) способ производства.

.

 

27. Критерием формационной классификации социально-экономических систем являются:

а) система духовных ценностей человека;

б) общественный способ производства;

в) природно-климатические условия;

г) техническая база экономики.

.

 

28. Согласно теории стадий экономического роста (технологическому подходу) основой разграничения социально-экономических систем является:

а) уровень технологического развития;

б) уровень обеспечения социальной справедливости;

в) система духовно-культурных ценностей;

г) структура экономики.

.

 

29. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы: кейнсианство, физиократы, маржинализм, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм.


.

 

Задачи для самостоятельного решения

 

Задача 1.

В табл. 1.3 приведены данные об изменении структуры производства в стране с началом войны:

 

Таблица 1.3

 

Варианты А Б В Г Д Е Ж
Тракторы              
Танки              
Альтернативные затраты              

Построить кривую производственных возможностей. Рассчитать альтернативные издержки производства танка для каждого варианта. Дать анализ динамики альтернативных издержек.

Ответ: 0,167; 0,455; 0,7; 1,33; 1,8; 4.

 

Задача 2.

В стране А производится ежедневно или 50 пар сапог, или 150 рубашек. Изобразите кривую производственных возможностей государства А.

Покажите, как сдвинется кривая производственных возможностей, если в государстве А появится новая техника, позволяющая выпускать ежедневно:

а) 200 пар рубашек;

б) 70 пар сапог.

 

Задача 3.

Укажите точки на рис. 1.5, соответствующие приведенным ниже объемам выпуска, и определите эффективность производства (эффективное / неэффективное) и его возможность (возможное / невозможное):

а) 38 автомобилей и 20 часов (точка А);

б) 25 автомобилей и 32 часа (точка В);

в) 20 автомобилей и 120 часов (точка С);

г) 50 автомобилей и 100 часов (точка D).

 

 

Рис. 1.5. Кривая производственных возможностей

 

Ответ: в точке А эффективное производство; в точке В неэффективное производство; в точках С, D производство невозможно.

 

Задача 4.

Ниже представлены альтернативные варианты производства продуктов С и D:

 

С          
D          

 

Перестройте кривую производственных возможностей. Определите:

а) альтернативные издержки производства третьей единицы продукта С;

б) общие альтернативные издержки трех единиц продукта С.

) 6; б) 10.

 

Задача 5.

В табл. 1.4 представлены данные, характеризующие производственные возможности условной экономической системы по выпуску потребительских и инвестиционных товаров.

Таблица 1.4

 

Объем выпуска продукции, Альтернативные варианты:
усл. ед.: А В С D E F
потребительские товары            
инвестиционные товары            

 

Определите, как изменятся альтернативные затраты при выпуске последней единицы инвестиционных товаров по сравнению с альтернативными затратами на изготовления первой единицы этого вида продукции. Объясните, почему?

Ответ: увеличатся в 5 раз.

 

Задача 6.

Увеличение выпуска молока на 4 т требует сокращения выпуска сахара на 6 т. Найдите альтернативные (вмененные) издержки производства молока и сахара, если ресурсы являются абсолютно взаимозаменяемыми.

Ответ: 1,5 и 0,67.

 

Задача 7.

Экономическая система в состоянии произвести максимально возможный выпуск кофе в объеме 20 тыс. т или пшеницы – 80 тыс. т. Кривая производственных возможностей представляет собой отрезок прямой. Найдите:

1) альтернативные издержки производства кофе и пшеницы;

2) максимально возможный выпуск кофе при производстве 60 тыс. т пшеницы.

Ответ: 1) 4 и 0,25; 2) 5 тыс. т.

 

Задача 8.

Экономическая система производит автомобили и пушки в следующих альтернативных количественных комбинациях:

автомобили            
пушки            

Определите альтернативные издержки:

а) одного дополнительного автомобиля;

б) одной дополнительной пушки.

) 3, 4, 5, 6, 7 пушек;

б) 1/6, 1/5, 1/4, 1/3 автомобиля.

 

Задача 9.

Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов.

льтернативная стоимость компьютера равна двум магнитофонам.

 

 

вопросы для самопроверки

 

1. Какова взаимосвязь потребностей и благ?

2. Приведите примеры следующих групп потребностей:

1) первичных и вторичных;

2) жестких и эластичных;

3) материальных и духовных;

4) производственных и потребительских.

3. Охарактеризуйте уровни потребностей в пирамиде потребностей А. Маслоу.

4. Что лежит в основе разграничения благ на естественные и экономические? Приведите примеры.

5. Известно, что общественный продукт в своем движении проходит четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Вопрос о том, с какой из этих стадий начинается экономика, является дискуссионным. Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.

6. Различаются ли понятия «фактор» и «ресурс»? Приведите примеры.

7. Назовите основные факторы производства и характеризуйте их.

8. Какие недостатки имеет концепция «четырех факторов»? Почему теория постиндустриального общества расширяет ее?

9. Что вы понимаете под ограниченными ресурсами, рациональным и эффективным их использованием?

10. Почему экономика как наука имеет дело только с редкими ресурсами?

11. Назовите фундаментальные проблемы экономики.

12. Что характеризует кривая производственных возможностей?

13. Почему экономический выбор всегда сопряжен с альтернативными издержками?

14. Что такое социально-экономическая система и какова ее роль в развитии общества?

15. Дайте характеристику смешанной экономики как основной современной формы экономической системы.

16. Дайте характеристику командной экономики, раскройте ее негативное значение для развития общества, а также назовите условия ее эффективного функционирования.

17. Какие отличия имеет управление трудом в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществе?

18. В чем кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории?

19. Что послужило причиной формирования у людей экономического образа мышления?

20. Почему политическая экономия как научная система рождается только в эпоху становления капитализма?

21. В чем состояла заслуга меркантилистов – представителей первой школы экономического анализа? Почему их идеи и рекомендации рассматриваются как донаучная фаза в развитии политической экономии?

22. В чем состоит содержательное отличие меркантилизма от физиократии?

23. Обоснуйте основные аргументы критики А. Смитом идеологии и практики меркантилизма. В чем состоят основные признаки классической политической экономии?

24. Почему учение А. Смита и Д. Рикардо называют классическим?

25. Что нового привнесла классическая школа политической экономии в понимание предмета экономической науки?

26. Почему разделение труда А. Смит рассматривает как основной фактор роста общественного богатства?

27. Какую кардинальную новизну внесла марксистская политическая экономия в понимание целей и задач этой науки?

28. В чем основное различие между политической экономией и экономиксом?

29. Что нового по сравнению с классиками внесли в экономическую науку представители неоклассического направления?

30. Сформулируйте основные положения кейнсианской экономической теории. В чем заслуга Дж. Кейнса в развитии экономической науки и почему со временем кейнсианство подверглось научной критике многими экономистами либерального направления?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.093 с.)