ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА.



Некоторые общие черты районов Восточной зоны:

- значительная площадь, но в целом слабая заселенность,

- значительные природные контрасты \"север - юг", горы

- равнины, побережье - континент, а также общая экстремальность природных условий, создающая трудности при освоении\,

- относительная "молодость" хозяйства,

- огромный ресурсный потенциал, при сравнительно низком уровне его современного использования,

- "сдвинутость" хозяйства к югу \ в районы, лучше обеспеченные транспортом, в первую очередь - железнодорожным\.

- относительно более высокое значение водного и воздушного транспорта в осуществлении внутрирайонных связей.

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ РАЙОН.

- крупный по площади, в основном равнинный район, "открывающий" Восточную зону, для которой выполняет почти такие же функции, как Центральный район для Западной зоны,

- основные особенности ЭГП - соседство с Уралом и Казахстаном,

- особенность внутренней структуры - наличие меридианально­широтного Обского водного пути и широтной "железнодорожной оси" \Тюмень - Омск - Новосибирск\ на юге района,

- один из крупнейших ресурсных районов России, с особенно высоким удельным весом топливных ресурсов \ведущая нефте­газовая база России, с "потерей" Донбасса - крупнейшая угольная база\, также представлены руды металлов \Fe \Горная Шория\, полиметаллические руды \Салаир\\, лесные, водные и почвенные ресурсы,

- для ТСХ района весьма характерно деление на три широтных "зоны": "газовый север", "нефтяной центр" и "угольно­машиностроительный и зерновой юг",

- ведущие отрасли промышленности:

- топливная промышленность - добыча нефти, природного газа \в т.ч. газового конденсата и попутных нефтяных газов\, каменного \особенно - коксующегося\ угля \около 20% всех углей СНГ, около 1\3 всех коксующихся углей\,

- в то же время нефтепереработка \Омск\ и газопереработка \Нижневартовск, Сургут\ существенно уступают добыче этих видов топлива \одна из особнностей отраслевой структуры района, обусловленная возможностью эффективной "переброски" топлива по трубопроводам за пределы района, "на запад", к основному потребителю\, в известной мере то же самое относится и к нефтехимии \Томск, Тобольск\, хотя сейчас эта подотрасль находится "на подъеме",

- черная металлургия \Новокузнецк, Нвосибирск\,

- тяжелое машиностроение, ориентированное прежде всего на топливную и горнодобывающую промышленность района и всей Сибири \Кузбасс \Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Киселевск\ и его "периферия" \Новосибирск - тяжелые станки и прессовое оборудование\\, тракторное \Рубцовск\ и сельскохозяйственное машиностроние \Новосибирск, Омск\, железнодорожное машиностроение \Новоалтайск\,

- химическая промышленность, особенно - коксохимия \Кемерово, Заринск\, производство аммиака и азотных удобрений \Кемерово\, производство СК \Омск\, синтетических смол \Кемерово\, хим.волокон, шин, резинотехнических изделий \Барнаул\,

- лесная промышленность - представлены в основном "нижние этажи", территориально расположенные вдоль Обского сплавного пути,

- с\х: Алтайский край - один из крупнейших зерновых районов России, специализирующийся на яровой пшенице,

- Новосибирск - крупнейший научный и "вузовский цнтр Сибири.

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ РАЙОН.

- второй по площади район России с одними из самых сложных условий для освоения \удаленность, гористость, континентальность, "северность", вечная мерзлота и т.д.\,

- "положительная" сторона ЭГП - соседство с Кузбассом,

- для внутренней структуры района характерен резкий "сдвиг" хозяйства к югу и наличие огромных, практически неосвоенных областей в центральных и северных частях района, наличие "Енисейского лифта" важнейшего транспортного пути, связывающего "север" и "юг",

- характерно довольно четкое деление на два "подрайона" - Ангаро-Енисейский и Забайкальский,

- район исключительно ресурсный \выделяется прежде всего масштабами ресурсов\: "союзное" значение имеют гидроэнергетические ресурсы, запасы дешевого \по условиям добычи\ бурого \Канско-Ачинский бассейн\ и каменного угля \ с очень широкой " географией запасов" - крупнейший в мире Тунгусский бассейн, Минусинский, Иркутско-Черемховский и Таймырский бассейны\, широко представлены руды черных и цветных металлов \Норильск, Забайкалье, Приангарье\, район богат высококачественным лесом, графитом, асбестом, слюдой, сырьем для строительных материалов,

- характерная черта района - контраст между запасами и современным уровем использования ресурсов

\"недоиспользованность"\, особенно это заметно в отношении

рудных месторождений, более эффективному использованию которых

препятствуют их рассредоточенность и сложные природные условия,

- промышленность в основном представлена отраслями, ориентированными на эффективное использование природных ресурсов,

- выделяются:

- электроэнергетика, особенно - гидроэлектроэнергетика \крупнейшие в СНГ ГЭС Ангарского и Енисейского каскадов\, а также - тепловая энергетика \ на базе дешевого бурого угля Канско-Ачинского бассейна\,

- энергоемкие подотрасли цветной металлургии \особенно - металлургия алюминия \производство глинозема \Ачинск\, производство металлического алюминия \Красноярск, Братск, Шелехов\\, производство никеля, меди, кобальта и др. \Норильск\,

- энергоемкие, тепло- и водоемкие подотрасли химии \Красноярск, Усолье Сибирское\, в т.ч. нефтехимии \Ангарск\ и лесохимии \Канск\,

- машиностроение представлено в основном "тяжелыми" подотраслями c ориентацией на добывающую промышленность: производство подъемно-транспортного оборудования, оборудования для металлургии и угольной промышленности \Красноярск \"Сибтяжмаш"\\, золотодобывающих драг и оборудования для добычи алмазов \Иркутск, Дарасун, Усолье Сибирское\, вагонов \Абакан\, оборудования для лесной и целлюлозно-бумажной промышленности,

- лесная промышленность : характерен полный цикл производств в крупных масштабах \Братский, Усть-Илимский, Лесосибирский лесопромышленные комплексы\; район выделяется прежде всего разнообразием продукции переработки древесины \от пиломатериалов до синт. каучука и шин \Красноярск\.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РАЙОН.

- самый крупный по площади район России, но одновременно - с очень малочисленным населением,

- характерна самая протяженная морская граница среди всех районов,

- особенность ЭГП - предельная удаленность от Западной эк. зоны, но одновременно - "повернутость" к Тихоокеанскому региону, при этом наиболее выгодное ЭГП имеет Приморье,

- особенность внутренней структуры - сдвиг хозяйства к юго­востоку \Приморье, Сахалин\, также - наличие огромного внутриконтинентального "подрайона"\центральная Якутия\,

- район ресурсный, особенно выделяются запасы руд цветных металлов \олово, полиметаллические руды, золото\, каменного угля, алмазов, район исключительно богат лесными и гидроэнергетическими ресурсами, прибрежные акватории - рыбными, в качестве особого вида ресурсов выделяются геотермальные, также район обладает специфическими климатическими ресурсами, благоприятными для выращивания культур муссонного климата \рис, соя\,

- в то же время \как и для Восточной Сибири\ для района характерна "недоиспользованность" расурсов \особенно "по" углю и гидроэнергии\,

- ведущие отрасли промышленности:

- горнодобывающая \с наиболее высоким, "союзным" значением добычи алмазов \Якутия\ и золота\,

- рыбная и рыбоконсервная промышленность,

- цветная металлургия \Дальнегорск\,

- из отраслей машиностроения выделяется судостроение и судоремонт \Владивосток\ в т.ч. производство судовых дизелей \Хабаровск\, производство тяжелого подъемно-транспортного оборудования \Комсомольск-на-Амуре\,

- лесная промышленность \Амурск\,

- Владивосток, Находка, Южно-Сахалинск - важнейшие порты России на Тихом океане.

При составлении материала использован материал школьных учебников по географии \9 класс, под ред. А.В.Даринского, 1991, 8-9 класс \география России\, под ред. А.В.Даринского, 1993\, учебника "Экономическая и социальная география СССР" под ред.

В.Я.Рома, 1986, а также материалы научно-популярной серии

"Страны и народы" .

19. После распада СССР и образования на месте бывших союзных республик независимых государств геополитическое положение России существенно изменилось. Особенно наглядно это проявилось в том, что многие регионы, ранее находившиеся в глубине страны (Челябинская, Омская, Саратовская области и др.), ныне оказались приграничными. В настоящее время протяженность сухопутных границ России составляет 14,3 тыс. км. Эти границы можно дифференцировать по следующим признакам: • совпадающие с рубежами бывшего СССР — границы с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем и КНДР; • границы с государствами Балтии — Эстонией, Латвией и Литвой; • административные границы со странами СНГ — Беларусью, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном. Таким образом, вместе с ранее существовавшими границами в Карелии, Мурманской, Ленинградской, Калининградской областях, республиках Алтай, Тыва, Бурятия, Читинской и Амурской областях, Еврейской АО, Хабаровском и Приморском краях приграничными оказались еще 24 субъекта Федерации (Псковская, Смоленская, Брянская, Курская, Белгородская, Воронежская и Ростовская области, Краснодарский край, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, Северная Осетия—Алания, Ингушетия, Чеченская республика, Дагестан, Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Тюменская, Омская и Новосибирская области, Алтайский край).

В результате ранее глубоко интегрированные в экономическом, социально-демографическом и культурно-этническом отношении сопредельные территории оказались разобщенными. Коснулось это и непосредственно населения приграничных областей. Многие, даже самые близкие, родственники (родители и дети, братья и сестры) стали гражданами разных государств, затруднилось общение между ними. Вприграничных районах в настоящее время сложилась непростая ситуация. Все они (за исключением Санкт-Петербурга и Ленинградской области) имеют низкий уровень производства валового регионального продукта (ВРП) на душу населения. Например, в субъектах Федерации Юга России он в 1,5—2,7 раза ниже, чем в среднем по стране, а денежные доходы населения составляют лишь 43,8% среднероссийского уровня. Почти полностью прекращена инвестиционная деятельность. Высок уро-вень безработицы, значительно отстает от среднероссийских показателей доля малых и средних предприятий. Аналогичная картина наблюдается и в других приграничных районах. Между тем все более широкое включение России в международное разделение труда, мировые хозяйственные связи создают благоприятные возможности для активизации развития приграничных районов. Однако с учетом несомненных преимуществ географического положения России как евро-азиатской страны в осуществлении торгово-экономических связей между государствами Европы и Азиатско-тихоокеанского региона возможности эти недоиспользуются.

Такое положение во многом обуслов-лено несоответствием технико-эксплуатационных параметров морских портов, оставшихся в России после распада СССР, для принятия грузопотоков, ранее проходивших через порты Украины и Балтии. Отметим также, что с переходом под юрисдикцию других государств крупных морских портов с нефтяными терминалами (Вентспилс — Латвия, Клайпеда — Литва, Ильичевск и Одесса — Украина) существенно осложнилась транспортировка на зарубежные рынки нефти и нефтепродуктов — главного источника валютных поступлений в экономику России. Все это ставит в ряд первостепенных задач реконструкцию и техническую модернизацию действующих, а также сооружение новых современных портовых комплексов. В частности, три новых порта должны быть построены в Ленинградской области на побережье Финского залива уже в ближайшее время: в Усть-Луге (многопрофильный), в Приморске (со специализацией на перевозках сырой нефти и нефтепродуктов, сжиженного природного газа и жидких химических продуктов) и в бухте Батарейной (по перевозкам нефтепродуктов). Кроме упрочения позиций России в мировых хозяйственных связях осуществление этих мероприятий позволит создать большое число дополнительных рабочих мест, привлечь значительные инвестиции (в том числе и иностранные), поднять уровень социально-экономического развития приграничных регионов.

Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Содержание [убрать] · 1 Цели создания ОЭЗ o 1.1 Цели создания с точки зрения государства o 1.2 Цели создания с точки зрения инвесторов · 2 Классификация ОЭЗ o 2.1 По функциям o 2.2 По степени интеграции в экономику o 2.3 По системам льгот · 3 Особые экономические зоны по странам o 3.1 Россия § 3.1.1 Промышленные ОЭЗ § 3.1.2 Инновационные ОЭЗ § 3.1.3 Туристические ОЭЗ § 3.1.4 Портовые ОЭЗ § 3.1.5 Условия создания o 3.2 Беларусь · 4 Другие страны · 5 Источники · 6 Ссылки · 7 Примечания

[править]Цели создания ОЭЗ

[править]Цели создания с точки зрения государства

· Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг.

· Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.

· Развитие экспортной базы.

· Импортозамещение.

· Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

[править]Цели создания с точки зрения инвесторов

· Приближение производства к потребителю.

· Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин

· Доступ к инфраструктуре.

· Использование более дешёвой рабочей силы.

· Снижение административных барьеров.

· Развитие территории.

[править]Классификация ОЭЗ

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

[править]По функциям

· Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

· Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

· Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ:технопарки, технополисы.

· Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

· Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

· Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

[править]По степени интеграции в экономику

· Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

· Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

[править]По системам льгот

· Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %.)[1]

· Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

· Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

· Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

· Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

[править]Особые экономические зоны по странам

[править]Россия

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - "Особые экономические зоны", единственным акционером которого является государство.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

· Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства

· Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы

· Предоставляется ряд налоговых преференций

· Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

· Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

· Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

· Портовые зоны

· Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

 

.

[править]Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В декабре 2010 года - была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Титановая долина" (Верхняя Салда, Свердловская область)

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

· Автомобилей и автокомпонентов

· Строительных материалов

· Химической и нефтехимической продукции

· Бытовой техники и торгового оборудования

[править]Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда) и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

· Нано- и биотехнологии

· Медицинские технологии

· Электроника и средства связи

· Информационные технологии

· Точное и аналитическое приборостроение

· Ядерная физика

[править]Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

[править]Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

[править]Условия создания

В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г.

 

оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

· На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:

· Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);

· Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);

· Туристско-рекреационные;

· Портовые

· Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;

· На территории ОЭЗ не допускается:

· Добыча и переработка полезных ископаемых;

· Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

· ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;

· Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

[править]Беларусь

Работа по созданию и развитию СЭЗ в Беларуси была начата еще в 90-х гг. В качестве территорий под создание СЭЗ были выбраны отдельные районы областных центров. В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 6 свободных экономических зон, в числе которых «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». Все СЭЗ Беларуси являются комплексными по характеру экономической деятельности, что проявляется в выполнении ими производственной, экспортной и таможенной функций. В настоящее время стадии разработки находится проект по организации специализированной СЭЗ туристско-рекреационного типа «Несвиж-Минск». Первая СЭЗ «Брест» в Беларуси была создана в 1996 г. Процесс становления СЭЗ включал два этапа. На первом этапе (1997-2000 г.) акцент делался на формирование необходимых основ производственной и социальной инфраструктуры многоотраслевого комплекса взаимосвязанных производств, в том числе экспортной ориентации, для решения задач последующих этапов развития зоны. Второй этап (2000-2005 гг.) предусматривал становление и наращивание производственного потенциала зоны в соответствии с ее специализацией, создание высокоэффективного производственно-инновационного комплекса предприятий экспортного и импортозамещающего характера, развитие туристско-рекреационной и других видов деятельности. На практике СЭЗ «Брест» создавалась практически на чистом месте, при отсутствии привлекательных условий для инвесторов. Проблема отсутствия необходимых элементов инфраструктуры для функционирования промышленных производств являлась главной и для СЭЗ «Витебск». Также на территории СЭЗ отсутствовали склады временного хранения, где должны производиться оперативное таможенное управление и контроль всех поступающих и вывозимых грузов. Проблемность развития выражается через необходимость инвестиций, либо одним резидентом СЭЗ, или участие в совместном строительстве. Более благоприятные стартовые условия для создания СЭЗ были в районах городов Минск, Гомель, Гродно и Могилев. Во-первых, эти центры имели необходимую инфраструктуру, инженерные коммуникации, свободные земельные площади для производственной деятельности. Во-вторых, здесь присутствует развитая сеть автомобильных, железнодорожных и авиационных коммуникаций. В-третьих, наличие на границах СЭЗ свободных производственных мощностей действующих предприятий, объектов и строительства, а также земельных участков в районах перспективной промышленности. Создание свободных экономических зон ставит целью привлечение иностранного капитала, при условии местного производства, с дальнейшим сбытом товаров (услуг) на экспорт. Суммарный экспорт СЭЗ Беларуси в 2009 году составил 1176,86 млн. долл., а импорт – 1146,94 млн. долл. Сальдо равняется +29,91 млн. долл. Ситуация изменяется в 2010 году. Экспорт товаров и услуг составил – 1571,24 млн. долл., а импорт – 1588,89 млн. долл. Соответственно сальдо внешней торговли -17,65 м млн. долл. Наибольшее количество резидентов занято машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности. На эти сферы приходится порядка 48% всех резидентов СЭЗ. Эти отрасли являются высокотехнологическими и требуют постоянных потоков финансовых ресурсов. Эффективность функционирования СЭЗ отражается через объем накопленных инвестиций. Свободными экономическими зонами Беларуси за период с 1998 по 2011 года накоплено иностранного капитала на сумму в 559,87 млн. долларов. В абсолютном выражении наибольший объем ППИ поступил из СЭЗ «Могилев», «Брест», «Минск». Чистые поступления прямых иностранных инвестиций от резидентов СЭЗ составили только 166,52 млн. долл., соответственно 8% от общего объема прямых инвестиций в страну в 2011 г. Такие показатели ставят под сомнение эффективность функционирования СЭЗ Беларуси. При наличии таможенных и налоговых льгот, которые в большинстве своем представлены отменой всяких выплат, резиденты СЭЗ не в состоянии качественно привлекать иностранный капитал.

[править]Другие страны

ОЭЗ действуют и во многих других странах, в том числе соседних с Россией. Так, в Беларуси в каждой из административных областей создано по одной свободной экономической зоне: «Брест», «Витебск», «Гродноинвест», «Гомель-Ратон» (увеличена в 2011 г.[2]), «Минск» (частично расположена в г. Минске, который не входит в состав Минской области), «Могилёв».

В США существует более 50 ОЭЗ, через которые проходит 3 % национального импорта и 2,5 % экспорта. В Великобритании — 30 ОЭЗ, в Южной Корее — 170[3].

Китай

Игорь Рогачёв отмечал: "Одно из достижений, которым китайцы вправе гордиться, это создание особых экономических зон. Вот восточное побережье Китая - это сплошные экономические зоны"[4]. По замечанию В. В. Овчинникова: "Первые свободные экономические зоны на юге и востоке страны были прежде всего ориентированы на связи с Гонконгом и Тайванем"[5].

[править]Источники

· Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

 

(недоступная ссылка)

20.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.033 с.)