Особенности истории экономического развития США после Второй мировой войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности истории экономического развития США после Второй мировой войны



США стали мировым экономическим лидером в середине XX века, когда сама история изменила расстановку сил в мировом хозяйстве. Одной из основных причин лидирующих позиций США в мире стали мировые войны, которые значительно подорвали экономический потенциал европейских стран. Основные конкуренты США в борьбе за лидерство на мировом рынке, воюя друг с другом, надолго выбыли из борьбы, а США, благодаря свободе рыночных отношений, своевременному государственному вмешательству в экономику, потенциал которой не был подорван войнами, переместились на первую позицию.

После окончания Второй мировой войны у США оказались также и значительные финансовые активы в виде запасов золота европейских стран, переведенного в предвоенное и военное время через океан в федеральное хранилище в Форте-Нокс. Имея возможности для покрытия национальной валюты золотом, обладая мощной экономикой, не затронутой войнами, США стали во главе Бреттон-Вудской системы валютных курсов, сущность которой заключалась в господстве американской валюты в качестве всемирного платежного и резервного средства. Экономическое могущество Соединенных Штатов политически подкреплялось наличием ядерного оружия.

Помогая восстановлению экономики послевоенной Европы, США стали, оказывать значительную финансовую помощь европейским странам в рамках плана Маршалла. Кроме того США путем экономической и консультационной поддержки во многом предопределили «восход солнца» над Японией.

Таким образом, американские инвестиции широким потоком хлынули через океан, формируя т.н. «вторую экономику» Соединенных Штатов. По своему производственному и финансовому потенциалу «вторая экономика» США на базе зарубежных филиалов и дочерних компаний американских корпораций не уступает национальной экономике многих ведущих стран мира. Не будем забывать также и о портфельных инвестициях, ссудном капитале. Итак, США превращаются в однозначного мирового экономического и политического лидера со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Однако по мере восстановления хозяйства стран Западной Европы и Японии ситуация в мире начинает изменяться. Конкурентоспособность американских товаров снижается, снижается и курс доллара по отношению к валютам европейских стран и Японии. Поскольку в рамках Бреттон-Вудской системы валютных курсов 1 доллар соответствовал 0,888 г. золота, и этот уровень курса с 1946 г. был неизменен, то фактическое падение курса доллара по отношению к другим валютам означало обмен меньшего, чем раньше количества европейских валют или японских йен на доллары. Далее доллары могли быть обменены на золото или положены на депозит с начислением процентов. Таким образом количество долларов на руках у иностранных резидентов нарастало, а накопленный Соединенными Штатами золотой запас неуклонно снижался.

В результате США оказались в ситуации, когда запасы золота, соответствовавшие сумме в 10 млрд. долл. не смогли бы покрыть 50 млрд. долл., находящихся на руках у иностранцев. В 1971 г. золотое содержание доллара было снижено, а с 1973 г. обмен долларов на золото был окончательно прекращен, и золотовалютный стандарт в виде золотодолларового стандарта канул в лету.

По мере роста производственных мощностей европейских стран и Японии доля США в ВВП промышленно развитых стран начала снижаться, примерно на 1/3 снизилась доля США в мировом капиталистическом производстве. Доля США в мировом экспорте капитала начала падать, примерно в три раза снизилась и доля американских ТНК в общем объеме мировых прямых зарубежных инвестиций. Европейские страны и Япония догнали США и по уровню производительности труда. В результате экспорт в США из стран Западной Европы и Японии возрос в два раза, а американский экспорт в Европу и Японию начал снижаться. К началу 1980-х гг. конкурентоспособная зарубежная продукция заполнила внутренний рынок США, а американская продукция все труднее находила зарубежных потребителей. В экономику США стали делаться инвестиции окрепшими зарубежными ТНК, которые, приближаясь к рынкам сбыта, создавали здесь производственные и сборочные предприятия, компании по сервисному обслуживанию. Позиции США в мировой экономике, во внешней торговле значительно ухудшились. Дефицит торгового баланса в середине 1980-х гг. достиг 150 млрд. долл., платежного - 140 млрд. долл. США превращаются в чистого импортера товаров и капиталов.

Ввиду угрозы потери лидерства в мировой экономике США пришлось предпринять первоочередные ответные меры: для закрепления на мировом рынке высокотехнологичной продукции были значительно увеличены ассигнования на НИОКР, ускорилась и углубилась структурная перестройка промышленности в пользу наукоемких отраслей, возникли и получили развитие новые методы стимулирования НТП. США стратегически правильно выбрали нишу на мировом рынке, сосредоточившись на экспорте продукции интеллектуальной собственности, высокотехнологичной продукции, услуг.

Следует также отметить то, что на протяжении большей части послевоенного периода развития в США активно применялась кейнсианская политика управления совокупным спросом, в основе которой лежал постулат обеспечения полной занятости и высоких темпов экономического роста. Послевоенный период кейнсианства в американской экономике можно разделить на три этапа.

Пассивная антициклическая бюджетная макрополитика (1946-1962,период президентства Г. Трумэна и Д. Эйзенхауэра). В рамках данного периода активно эксплуатировались «встроенные стабилизаторы» государственной бюджетной системы, правительство довольствовалось минимальными финансовыми акциями. Постепенно отвергался докейнсианский догмат о сбалансированности государственного бюджета, вводился дефицитный бюджет по Кейнсу.

Бюджетный активизм (1962-1977,эпоха Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Дж. Форда). Этот период времени связан с активным регулированием совокупного спроса на основе использования государственного бюджета. В периоды спада сокращались государственные доходы и наращивались расходы правительства, а во время экономического бума поступления федерального правительства росли, а расходы, напротив, сокращались. В 1961-63 гг. администрация Д. Кеннеди для форсирования экономического роста и сокращения безработицы напрямую перешла к бюджетному воздействию на совокупный спрос, что получило у экономистов такую характеристику как американский «кейнсианский фискализм», поскольку государственный спрос наращивался за счет увеличения налогового бремени.

С начала 1970-х гг. была обнаружена негативная сторона такого процесса обеспечения полной занятости - инфляция (взаимосвязь между инфляцией и безработицей, как известно, представляет широкоизвестная кривая Филипса).

В результате от активизма пришлось перейти к градуализму, т.е. замене широкомасштабных фискальных акций на умеренное и постепенное регулирование спроса. Период 1976-77 гг. поэтому представляет собой своеобразную эклектику: взаимосуществование обновленных принципов активной и пассивной стратегий.

Кейнсианский бюджетный консерватизм (1978-1980гг., период президентства Дж. Картера). В это время был осуществлен возврат к классическому бюджетному активизму, существовавшему при Дж. Кеннеди. Сам президент Картер утверждал, что бюджетный дефицит время от времени необходим для поддержания покупательной способности, однако длительный бюджетный дефицит усугубляет инфляцию. Долговременной стратегией стал бездефицитный бюджет, для достижения которого предполагалось введение управления и контроля за федеральными расходами, а также сокращение налогов. Однако фактически сократить дефицит бюджета и сбить волну инфляции не удалось.

Инфляция стала главным фактором, который подрывал стабилизационный потенциал кейнсианской бюджетной макроэкономической политики. Высокий уровень инфляции, рост безработицы, снижение темпов экономического роста, неблагоприятное состояние государственных финансов привели к утере стабилизационного эффекта кейнсианского подхода к регулированию макроэкономических процессов. И для политиков, и для экономистов, да и для большей части избирателей все яснее становилась необходимость смены кейнсианской модели развития. Поэтому вовсе не случайно кейнсианская эпоха развития американской экономики сменилась началом «консервативной экономической революции», которая произошла вскоре после победы на президентских выборах Рональда Рейгана.

Неоконсервативный этап развития (1981-1992,эпоха президентов Р. Рейгана и Дж. Буша). Оздоровлению экономики США и возвращению былых внешнеэкономических позиций в немалой степени способствовали реформы, проведенные президентом Р. Рейганом, получившие название «рейганомика». «Рейганомика» была бы невозможной без сильной команды молодых экономистов-советников Рейгана. Огромная заслуга президента Рейгана как раз и заключается в том, что, будучи дилетантом в экономике (Рейган, как известно, в прошлом был киноактером), он окружил себя весьма квалифицированной командой реформаторов. Основные программы «рейганомики» позволили оживить стимулы к предпринимательству и трудовой деятельности у американцев, сократить масштабы неэффективного государственного вмешательства в экономику.

Концепция «рейганомики» предполагала решение трех основных задач:

1) снижение уровня инфляции;

2) увеличение темпов экономического роста, производительности труда и занятости;

3) обеспечение сбалансированности федерального бюджета.

Основные меры, предпринятые Рейганом и его командой, включали в себя следующие составляющие:

• Жесткая кредитно-денежная политика способствовала снижению уровня инфляции, повышение процентной ставки на первых порах привлекло в страну иностранный капитал, в немалой степени способствовавший модернизации американской промышленности, затем для обеспечения роста экономики процентные ставки были снижены.

• Налоговая политика стимулировала предпринимательскую активность, новый порядок исчисления амортизации помог быстрому обновлению оборудования. Ставки федеральных налогов (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций) были существенно снижены. Низкие налоговые ставки усилили уровень сбережений и инвестиций, привели к раскрепощению рынка от прежнего фискализма, стимулировали экономический рост. Снижение налогов при одновременной расширении налоговой базы (ликвидации прежних налоговых льгот) как то и предсказывала кривая Лаффера увеличили поступления федерального бюджета, а долговременным эффектом, проявившим себя уже к концу 1990-х гг., стало оздоровление государственных финансов.

• Пересмотр социальной политики, сокращение федеральных расходов на всю социальную инфраструктуру заставили американцев трудиться более энергично, не быть иждивенцами на шее «государства благоденствия».

Пожалуй, самый главный стратегический элемент «рейганомики» - это поддержка НТП путем государственного финансирования НИОКР и стимулирования расходов на НИОКР со стороны частного бизнеса за счет соответствующих налоговых льгот. «Рейганомика» предполагала резкое увеличение финансирования НИОКР, фундаментальной науки. Не случайно в настоящее время США имеют самые большие расходы на НИОКР среди ведущих развитых стран мира (около 3% ВВП), что в долгосрочной перспективе обеспечивает стране лидерство в мировом НТП, в разработке современных технологий.

В результате реализации программ «рейганомики» изменилась структура федерального бюджета (сократились непроизводственные расходы правительства и вскоре повысились налоговые поступления), произошел отход от активной политики государственного вмешательства в экономику в пользу применения косвенных методов регулирования. Доля государственного сектора в результате программ приватизации и дерегулирования сократилась, а частный сектор получил новый импульс своему развитию. С 1983 г. в США начался энергичный экономический подъем, который продолжался вплоть до начала 1990-х гг. Темпы экономического роста также были рекордными (в 1984 г., например, они равнялись 7%). Уровень инфляции снизился в три раза, а безработицу удалось уменьшить до её «естественного» уровня в 5-6%. Тем не менее экономический подъем вопреки дефляционному эффекту сокращения федеральных расходов стимулировал огромный бюджетный дефицит. Объяснением дефицита может служить краткосрочный эффект снижения налоговых ставок, в результате чего при сохранявшихся до 1986 г. налоговых льготах крупному бизнесу налоговые поступления от корпоративного сектора экономики в федеральный бюджет также снизились, а уровень государственных расходов (включая расходы на оборону) при этом неизменно возрастал.

«Рейганомика» сделала свое дело, и к концу 1980-х - началу 1990-х гг. положение США в мировой экономике значительно укрепились, чему в немалой степени способствовало и окончание вооруженного противостояния по линии Запад - Восток. Ассигнования военно-промышленному комплексу США снизились, а высвободившиеся средства были использованы для структурной перестройки экономики. США, в частности, неуклонно наращивают выпуск наукоемкой продукции.

Несмотря на массу экономических и политических достижений, цель ликвидации дефицита федерального бюджета при Рейгане так и не была достигнута.

Напротив, были поставлены рекорды по дефициту. Успехи «рейганомики» в виде снижения инфляции и безработицы имели слишком высокую цену в виде колоссального бюджетного дефицита, что наращивало уровень государственного долга и угрожало потерей прежних внешнеэкономических позиций. Сменивший Р. Рейгана президент Джордж Буш, ранее бывший вице-президентом, продолжил курс своего предшественника. Тем не менее, действуя по наработанным неоконсервативным рецептам, республиканцы к началу 1990-х гг. зашли в тупик, их основные методы макроэкономической политики начали себя исчерпывать. Снижение налоговых ставок, конечно, было огромным преимуществом для бизнеса и физических лиц, но вместе с тем это ослабило «автономные» бюджетные стабилизаторы. Оказалось, что рынок чересчур потеснил государство в экономике, и неоконсервативная политика стала нуждаться в корректировке. На президентских выборах 1992 г. на фоне кризиса идей рейганизма победу одерживает кандидат от демократической партии Уильям (Билл) Клинтон, предложивший новую экономическую программу.

Б. Клинтон скорректировал консервативную экономическую стратегию в либеральном направлении. В основе реформ, проведенных Клинтоном, лежало изменение прежней бюджетной политики, возвращение к более активной регулирующей роли государства в экономике на новом уровне развития. Задачей правительства стало обеспечение макрооснов стабильного экономического роста. Бюджет федерального правительства приобрел при этом новое стабилизационное значение. Осуществлялась селективная поддержка сфере НИОКР, образования, социальной инфраструктуры. В центр экономической политики Клинтона была поставлена новая бюджетная стратегия. Дефицитный федеральный бюджет, доставшийся Клинтону в наследство от предшественников-республиканцев, предполагалось ликвидировать, накапливая при этом федеральный государственный долг.

Программа Клинтона в области экономики включала в себя:

1) Повышение основных федеральных налогов. Администрация Клинтона считала, что при Рейгане и Буше налоговые ставки были неоправданно занижены, они даже оказались ниже оптимума, приносящего, по Лафферу, наибольшие поступления в государственный бюджет. Поэтому максимальная ставка индивидуального подоходного налога, который приносит наибольшие доходы правительству, была вопреки всем прежним неоконсервативным постулатам повышена с 31 до 36,9%. Подобные меры помогли увеличить доходы федерального бюджета, не подрывая налоговую базу.

2) Сокращение федеральных расходов. Был введен режим экономии расходов правительства, сокращен государственный аппарат и непроизводственные расходы.

3) Сохранение разумной социальной инфраструктуры рыночной экономики.

Демократы критиковали республиканцев за невнимание к социальным проблемам, они считали, что сокращать дефицита бюджета за счет уменьшения финансирования общественного сектора - это деструктивно. Клинтон предложил программу увеличения инвестиций в общественный сектор экономики. Стимулировались государственные и частные инвестиции в науку и технологию, образование и переподготовку трудовых ресурсов. Предполагалось, что развитие социальной инфраструктуры сможет обеспечить дальнейший рост экономики.

На первом этапе программа Клинтона сохраняла неоконсервативные традиции республиканцев, но затем она стала приспосабливаться к новым реалиям, закладывая основы современной версии смешанной экономики с более активной ролью государства. С 1993 г. в США начался очередной циклический подъем, который в определенном смысле доказывает правильность макроэкономической стратегии Клинтона. Результатами изменений, внесенных в макроэкономическую модель развития США правительством Б. Клинтона, стали значительное улучшение ситуации в государственных финансах и переход к новой стадии развития - т.н. «новой экономике».

Рекордный дефицит государственного бюджета, доставшийся Клинтону от предшественника Буша (290,4 млрд. долл. в 1992 г.), уже в 1998 финансовом году был ликвидирован, а к 1999 г. положительное сальдо достигло 80 млрд. долл.

Впервые в современной истории США приостановился рост государственного долга, снизился государственный спрос на кредитные ресурсы. Это отражалось на понижательной тенденции движения уровня процентных ставок, что стимулировало долговременные инвестиции частного сектора, продолжая экономический рост. Объяснение выхода на положительное сальдо бюджета очевидно: неоконсерваторы подготовили бизнесу благоприятную почву развития, в результате чего налоговая база стала неуклонно расти, а скорректированные Клинтоном налоговые ставки позволили выйти на оптимальный уровень налогообложения, дающий наибольшие поступления в федеральный бюджет. Кроме того, были урезаны непроизводственные расходы правительства.

Основной же заслугой демократической администрации Белого дома стала «золотая экономика Клинтона», иначе «клинтономика», возникшая в период его президентства. США удается одновременно поддерживать высокие темпы экономического роста и занятости при низком уровне инфляции. Инфляция снижена до 2-3% в год, безработица - до 4,5%, а экономический рост в конце 1990-х гг. составлял около 4%. Создано 12 млн. новых рабочих мест, индекс Доу-Джонса (фондовый индекс ведущих американских корпораций) бьет рекорд за рекордом, перешагнув за отметку в 11 тыс. пунктов. Даже мировой валютно-финансовый кризис оказался для экономики нестрашен, напротив США извлекли из этого кризиса немалую выгоду: курс доллара в результате бегства инвесторов от сомнительных валют усилился. Одновременно США удалось взять под свой экономический и идеологический контроль страны, пострадавшие от кризиса.

Причины успехов «клинтономики» кроются во-первых, в предприимчивости и работоспособности американцев, для которых правительство создало все условия развития бизнеса; во-вторых, в успешной макроэкономической политике Клинтона; а в третьих, в интеграционных процессах в североамериканском регионе, которые как раз стартовали при Клинтоне. Экономический курс администрации Клинтона оздоровил экономику США, позволил преодолеть неразрешимые неоконсервативные препятствия на пути развития. Тем не менее, не следует отрицать того, что основы «золотой экономики» или «новой экономики» были все-таки заложены президентами Рейганом и Бушем (в части сокращения налогов и стимулах бизнесу), а Клинтон скорректировал в нужном направлении прежний неоконсервативный курс.

Важное значение для роста экономики США в 1990-е гг. имеет курс на интеграцию в мировую хозяйственную систему. США являются ядром североамериканской интеграционной группировки - Северо-Американской Зоны Свободной Торговли (НАФТА) - включающей также Канаду и Мексику. По экономическому потенциалу (объем ВВП трех стран, емкость рынка) НАФТА является даже более мощным рынком, чем рынок Европейского Союза. Североамериканская интеграция активизировала развитие региона, американские компании получили мощный придаток в виде развития своей мексиканской и канадской производственной базы, что позволяет им значительно снижать издержки на оплату труда.

«Новая экономика» была бы немыслима и без гибкости рынка труда в США. Каждый американец, в среднем, меняет работу раз в пять лет, а то и чаще. Рабочая сила в США удивительно мобильна и может в одночасье переместиться, скажем, с западного побережья страны на восточное и наоборот, если в каком-либо регионе создаются новые рабочие места с высоким уровнем оплаты. В свое время быт американцев изменила автомобилизация страны и наличие сети прекрасных дорог, в настоящее время высокоразвитая информационная, транспортная и жилищная инфраструктура страны открывает новые возможности всем ищущим работу. В США трудится и немало иностранцев, привлеченных сюда более высоким уровнем доходов, нежели у себя на родине.

Иностранцы представляют собой как лучший интеллектуальный потенциал европейских и азиатских стран, так и многочисленную неквалифицированную рабочая сила, занятую в сфере услуг на несложных работах. Многие иностранцы, особенно из развивающихся стран, стремятся натурализоваться в США, что постоянно приумножает количество трудовых ресурсов и научно-техническую базу страны.

Не в последнюю очередь эффективность «новой экономики» связана и с американским вариантом менеджмента, который нацелен на быстрое принятие решений, развивает индивидуальные способности руководителя и его подчиненных.

Напористой американской модели управления свойственен больший риск перед возможностью соответственно большего вознаграждения за этот риск, чем в более консервативных и осторожных европейской и японской моделях менеджмента, предпочитающих менее рискованные сценарии развития бизнеса и несколько меньший, но гарантированный уровень прибыли.

Тем не менее, не все в экономическом развитии США протекает столь гладко. Можно отметить некоторые проблемы, которые так и не были решены в 1980-90-е гг.

Неоконсерватизм сделал богатых богаче, а бедных беднее. Реформы Рейгана проводились, в основном, для повышения жизненного уровня среднего класса американцев, причем больше всего выиграла от этого верхушка среднего класса (снижение уровня налогового бремени при росте реальной заработной платы). Рейганомика лишила нижние слои общества социального равенства, привела к громадной дифференциации доходов. Деятельность Клинтона практически никак не скорректировала неоконсервативный социальный курс правительства.

В результате расслоение по доходам в США гораздо большее, чем в Европе с её моделью социального рыночного хозяйства. Наиболее богатые американцы (1% населения) контролируют 45% всех финансовых ресурсов страны. Средний уровень заработной платы руководителя крупной компании составляет порядка 2,5 млн. долл. в год, а доходы наименее обеспеченных семей не превышают 15 тыс. долл. в год на семью из четырех человек. Наименее обеспеченных американцев в общей сложности насчитывается около 15% населения (40 млн. человек). Неслучаен поэтому и рост преступности в среде бедных американцев, распространение наркотиков, оружия и проституции.

В годы президентства Клинтона удалось решить немаловажную проблему ликвидации дефицита государственного бюджета. Но за первое десятилетие XXI века от профицита не осталось и следа. Более того, дефицит государственного бюджета достиг при Бараке Обаме исторических максимумов – на конец 2012 года более 1 трлн. долл. (на начало 2016 года дефицит удалось уменьшить до 474 млрд. долл.) Дефицит финансируется за счет увеличения государственного долга (на 1 января 2016 г. – более 18 трлн. долл. – 55,6 тыс. долл. на каждого жителя США) и беспредельной эмиссией долларов со стороны ФРС, которая, спасая экономику США от рецессии, фактически подкладывает бомбу замедленного действия под всю мировую экономику, наводняя мир необеспеченными долларами и раскручивая, тем самым, инфляцию во всем мире.

В целом президентство Барака Обамы проходит в нескончаемой борьбе против оппозиционного ему Конгресса, поэтому никакие радикальные меры по реформированию американской экономики в принципе не могут быть осуществлены. Большая часть времени тратиться на тушение очередного экономического «пожара» – (справедливо будет отметить, что искорки тех пожаров были заложены в годы правления предыдущих президентов). Самый крупный «пожар» за последнее время был в 2007 году – вызванный коллапсом крупнейших американских банков, что по цепочке погрузило в пучину кризиса сначала американскую промышленность, а затем и всю мировую экономику.

В сравнении с Западной Европой и Японией США отличаются довольно низким уровнем сбережений и инвестиций (15,4% ВВП, в то время как, к примеру, в Нидерландах - 19,5%, Германии - 22,6%, Японии - 29,7%). Борьба с инфляцией привела к снижению уровня процентных ставок и незаинтересованности населения в сбережениях. Американцы предпочитают потребительское отношение к жизни и, не откладывая заработанные средства на банковский счет, обзаводятся необходимыми в своем домохозяйстве предметами, получают образование, медицинские и юридические услуги, путешествуют. Экономика же от такого потребительского отношения к жизни американцев страдает ослаблением своего внутреннего инвестиционного потенциала, что заставляет обращаться к внешним инвестиционным ресурсам и усугубляет проблемы национальных финансов и кредита.

Старение населения пока еще угрожает США в меньшей степени, чем Западной Европе и Японии, но и Соединенные Штаты довольно скоро столкнутся со значительным изменением соотношения трудоспособного населения и неработающих пенсионеров, с существенным переложением груза по социальному обеспечению пенсионеров на плечи работающего населения. Из-за нагрузки на государственную систему социального обеспечения может осложниться с таким трудом выправленная ситуация в государственных финансах, по причине чего прежним неоконсервативным налоговым достижениям, возможно, придется несколько потесниться.

Опасность появления у США на мировых рынках новых конкурентов в лице бурноразвивающихся стран Юго-Восточной Азии, Центральной и Восточной Европы пока удалось несколько отсрочить. Не вызывает серьезных опасений и Япония, которая уже довольно долго пребывает в рецессии. В данном регионе, пожалуй, только Китай по мере своего развития может превратиться в серьезный противовес США, хотя Пекин значительно проигрывает Вашингтону практически по всем позициям кроме величины населения. К тому же модель развития и Японии, и Китая значительно слабее американской. Опасения для США может вызывать процесс европейской интеграции, поскольку в совокупности страны ЕС, да еще и потенциальные кандидаты на вступление в Евросоюз уже могут экономически противостоять США. Однако в Европе пока еще много своих нерешенных проблем: как структурных, так и культурных. Постоянно тлеющий кризис еврозоны из-за долговых проблем Греции и нынешний миграционный – самый свежий тому пример.

Канада

Территория страны составляет 10 млн. кв. км, население - 33 млн. человек. Столица - Оттава (1 млн. человек). Крупные города: Монреаль (3,2 млн. человек), Торонто (3,1 млн.), Ванкувер (1,8 млн.). Основная часть населения и хозяйства страны концентрируется в сравнительно неширокой южной полосе (200-500 км), протянувшейся вдоль границы с США.

Обладая ВВП (по ППС) в размере 1,594 трлн. долл. (2014), экономика Канада занимает 15-е место в мире и 20-е место по ВВП (по ППС) на душу населения. Структура канадской экономики следующая: доля сельского хозяйства в ВВП - 3,1%, промышленности - 30,7% (в том числе обрабатывающей промышленности - 22,1%), а на долю сферы нематериального производства приходится 66,2% ВВП.

Канада обладает крупными минеральными ресурсами, которые способствовали её превращению в одну из великих горнодобывающих держав мира. Так, она занимает первое место в мире по добыче урана, цинковых руд и асбеста, второе - по добыче никелевых руд и калийных солей, третье - платиноидов, четвертое - медной руды и серебра, пятое - свинцовых руд и золота и т. д. К ведущим отраслям горнодобывающей промышленности относится также нефтегазовая.

Помимо «ресурсные» отраслей промышленности. В настоящее время на первый план в промышленном развитии выходят следующие наукоемкие отрасли:

• производство электронного и электротехнического оборудования;

• производство средств телекоммуникаций;

• фармацевтическая промышленность;

• производство промышленного оборудования;

• индустрия новых конструкционных материалов (полимеры, пластмассы и синтетические материалы).

Возрастают также объемы производства автомобилей (автомобильная промышленность Канады базируется на основе зарубежных филиалов и дочерних компаний американских и японских фирм), материалов для строительной промышленности, набирает обороты химическая промышленность. Ведущей отраслью экономики является и транспортное машиностроение: выпуск строительных машин (экскаваторов, машин для прокладки тоннелей), авиатехники.

Около 40 % поверхности Канады покрыто тайгой, что позволяет ей быть крупнейшим экспортёром леса (и его производных) и одним из крупнейших в мире производителей бумаги. Эта продукция предназначается как для внутреннего рынка, так и для США, являющихся основным покупателем.

Положение страны в мировом хозяйстве и международном разделении труда определяют следующие группы отраслей: горнодобывающая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, цветная металлургия, сельское хозяйство и пищевая промышленность. В области сельского хозяйства Канада специализируется прежде всего на производстве пшеницы, а также ряда масличных культур, плодов и мясной продукции.

Отличительная черта канадской экономики - её теснейшая связь с экономикой США, ориентация большей части производимой продукции на американский потребительский рынок. В свою очередь США экспортируют в Канаду товаров больше, чем в любую другую страну (на нее приходится около 25% американского экспорта). Связям с США во многом способствует общность языка, огромная протяженность общей границы, удобство связи между районами обеих стран.

На США приходится около 85% канадского экспорта и около 73% импорта. Внешнеторговыми партнерами Канады являются также Великобритания и Япония. Страны ЕС (включая Великобританию) составляют 3,8% по экспорту и 6,6% по импорту.

Можно выделить три фактора, с которыми исторически было связано экономическое развитие Канады:

1) Исключительные природные ресурсы,благодаря которым Канада располагает всем необходимым для организации производства в любой отрасли экономики.

2) Демографические факторы и социально-психологические особенности, которые выражаются в постоянном притоке в страну высококвалифицированных кадров, интеллектуального потенциала извне и ориентации на модель развития США, для которых Канада является «младшим братом».

3) Иностранный капитал,представляющий прежде всего США (особенна сильна связь экономики Канады с американской экономикой), Великобританию и Францию и составляющий до трети всех капиталовложений в канадскую промышленность.

Хотя канадская модель экономики и отличается от американской, в настоящее время Канада все активнее стремится перенимать опыт США в части проведения неоконсервативных преобразований и в реформировании государственных финансов. Своеобразие экономико-географичекого положения Канады исторически обусловило более сильные позиции государства в национальной экономике, нежели позиции государства в экономике США. Тем не менее, неэффективный государственный сектор уже в 1980-е гг. стал значительно тормозить развитие Канады. Правительство страны вовремя произвело корректировку экономического курса, запустив неоконсервативные реформы.

Итогом реформ в канадской экономике, проводящихся с середины 1980-х гг., стало её общее оздоровление и значительное улучшение в сфере государственных финансов. Основные достижения неоконсервативных и либеральных реформаторов следующие:

• разгосударствление экономики, широкомасштабная приватизация и либерализация важнейших отраслей добывающей промышленности и инфраструктуры;

• дерегулирование, ликвидация прямых субсидий в сельском хозяйстве и на транспорте;

• сбалансированный федеральный бюджет и ликвидация бюджетного дефицита в большинстве провинций;

• сокращение государственного аппарата: численность государственных служащих уменьшилась на 40 тысяч человек;

• создание новых прогрессивных секторов экономики и расширение числа занятых в частном бизнесе.

В результате удалось трансформировать роль государства в экономике, отказаться от прямого производства государством товаров и услуг и перейти к координирующей и направляющей функции государственного управления в важнейших сферах экономики и социальной жизни, равноправного партнерства государства и частного бизнеса. Успехом можно считать и победу над квебекским сепаратизмом, разграничение полномочий между федеральным центром и провинциями.

Канадская экономика представляет собой один из вариантов экспортно-ориентированного хозяйства. Узкий внутренний рынок (небольшое население) и огромный производственный потенциал страны (необъятные природные ресурсы, передовая научно-техническая база) обусловили такую модель развития Канады. Экономика страны до недавнего времени была зависима от роста экспорта канадских природных ресурсов. Однако Канада вовсе не стала сырьевым придатком других развитых стран мира, в её экспорте в настоящее время доля сырья сведена к 30%, а преобладает наукоемкая продукция.

Подобные изменения характеризуют произошедшую структурную перестройку экономики страны. Приоритет в развитии получили новые сектора национального хозяйства, создающие высокотехнологичную продукцию.

Новые перспективы развитию страны открывают интеграционные процессы в Северной Америке, перспективы создания Трансатлантического экономического пространства и повышение спроса на внутреннем рынке в результате роста дохода канадцев и продолжающегося притока в страну иммигрантов.

Развитию Канады несколько вредит мощная социальная система страны, которая привела к более высокому, чем в США уровню налогообложения. Это не стимулирует развитие бизнеса и даже приводит к миграциям за рубеж канадских капиталов и граждан (в первую очередь в США). С другой стороны, сильная социальная поддержка со стороны государства в Канаде делает общество менее дифференцированным по уровню доходов, что, несомненно, является положительной чертой экономики страны.

Вопросы для самоконтроля

1) Охарактеризуйте социально-экономическое и географическое положение стран Северной Америки (США, Канада).

2) Какими природными ресурсами богат регион?

3) Охарактеризуйте транспортную систему региона.

4) Назовите основные отрасли специализации экономики США на мировом рынке. Назовите основных внешнеторговых партнёров США.

5) Назовите четыре экономических района США и расскажите, чем они примечательны.

6) В чём особенности экономического развития США после Второй мировой войны?

7) Дайте характеристику пассивной антициклической бюджетной макрополитики политики (1946-1962 гг.). Дайте характеристику политики «бюджетного активизма» (1962-1977 гг.). Дайте характеристику политики «кейнсианского бюджетного консерватизма» (1978-1980 гг.).

8) Охарактеризуйте неоконсервативный этап развития экономики США («рейганомика»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.082 с.)