Организация международного сотрудничества и развития (ОЭСР).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация международного сотрудничества и развития (ОЭСР).



Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 под названием Организа́ция европе́йского экономи́ческого сотру́дничества(англ. Organisation for European Economic Co-operation, OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Вне ООН влиятельной межправительственной организацией межрегионального характера является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая начала свою деятельность в 1961 г. на базе Организации европейского экономического сотрудничества.Штаб-квартира организации располагается в Париже.

В ОЭСР входят 30 экономически развитых стран, в том числе Венгрия, Греция, Мексика, Польша, Республика Корея, Турция, Чехия и Словакия.

РФ имеет в ОЭСР статус наблюдателя, однако заинтересована в полноправном членстве.

Цель деятельности ОЭСР

Содействовать устойчивому экономическому развитию в государствах-членах и нечленах Организации посредством проведения политики либерализации трансграничного перемещения всех факторов производства.

ОЭСР осуществляет научные исследования процессов, происходящих в мировой экономике в целом, а также в отдельных ее регионах и странах, проводит консультации, участвует в международных проектах, осуществляет активное сотрудничество с МВФ, ВБ, ВТО и другими организациями.

В рамках Организации экономического сотрудничества и развития проходят дискуссии и обмен опытом по ключевым мировым проблемам.

Для достижения целей ОЭСР принципиальное значение имеет научная организация сбора, обработки и анализа данных, совершенствование статистических и экономических методов анализа информации. Это необходимо для составления прогнозов, которые принесли ОЭСР наибольшую известность. Они вырабатываются совместно национальными экспертами и специалистами Совета. Прогнозы охватывают бюджетную и валютную политику, зарплату, цены, денежное обращение, торговлю и т.д. Два раза в год издается сборник «Экономические перспективы ОЭСР» — наиболее известный среди сотен других публикаций ОЭСР, широко используемый политическими, деловыми и научными кругами. Сборник дает прогноз на два года, а также содержит детальный анализ текущего социально-экономического положения стран.

Большую роль играет ОЭСР в оказании помощи развивающимся странам. В 70-е гг. выделилась группа богатых нефтяных стран, в 80-е гг. на рынки мира вышли так называемые новые индустриальные страны (НИС). В то же время усилилось обнищание наиболее бедных и отсталых стран. Это определило дифференцированный подход ОЭСР к проблемам развивающихся стран. Например, в отношениях с последней группой стран применяются различные формы продовольственной помощи, пониженные ставки процента по займам, оказывается содействие в формировании экономических структур. Центр развития ОЭСР координирует всю работу с развивающимися странами.

В целом ОЭСР является влиятельной и достаточно эффективной международной экономической организацией промышленно развитых капиталистических стран, накопившей большой опыт выработки разнообразных методов экономической политики, механизмов сотрудничества различных государств. Поэтому участие России в деятельности ОЭСР может способствовать ее экономическому прогрессу.

122. Уча­стие России в международных экономических организациях.

Российская Федерация унаследовала примерно 70% внешнеэкономических связей СССР. Однако необходимо отметить, что дальнейшего их развития не последовало. Выходом из создавшегося положения в новых для России условиях может быть развитие мирохозяйственных связей и интеграция в мировую экономику.

Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основными из них являются: уровень и динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей (ВЭС), умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом для себя направлении (взаимодействие с международными финансово-кредитными и экономическими организациями), наличие транснациональных корпораций.

Опыт западноевропейской интеграции и некоторых других успешно развивающихся экономических группировок говорит о том, что основа этого процесса складывается на микроуровне, в виде взаимовыгодного сотрудничества конкретных компаний, банков, финансово-промышленных групп, их совместных инвестиционных проектов, создания смешанных предприятий и т.п.

При множестве точек зрения относительно путей включения России в мировые интеграционные процессы несомненно то, что успешное решение этой проблемы будет в конечном счете зависеть, во-первых, от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а во-вторых, от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.

Что касается оздоровления экономики и структурной перестройки, то это требует усилий, времени и ресурсов. Значительно меньше усилий требует создание необходимого законодательного поля и благоприятных условий для непосредственного вовлечения России в международные интеграционные процессы.

Как показывает анализ проблем интеграции в мировое хозяйство других стран, основным условием создания жизнеспособной экономики переходного периода является ее открытость. В условиях открытой экономики цены мирового рынка прямо или косвенно определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган. Это условие является необходимыми для российской экономики, поскольку в этом случае у российских производителей останется один легальный путь к процветанию - повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при сокращении издержек. Естественно, переход к экономике открытого типа - процесс целенаправленный, осуществляемый поэтапно таким образом, чтобы внешняя конкуренция не превратилась из фактора созидания в фактор разрушения российской экономики.

Важным преимуществом открытой экономики является ее значение для борьбы с монополизмом. Отмечая роль мирового рынка как мощного средства борьбы с монополизмом и решения проблемы эффективного функционирования народного хозяйства в переходный период, необходимо исходить из того, что делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. Только в этом случае можно избежать рисков негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости и получить положительные результаты воздействия мировой экономики и мирового рынка на российскую экономику в этих условиях.

Практика показывает, что в настоящее время в силу прежде всего географических причин, настоятельной становится необходимость более масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства и т.д.).

В этом случае подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах должен стать основной частью национального интереса. Однако активное участие России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем через национальный интерес требует полнокровного участия в работе международных многосторонних структур, в число которых входят финансово-кредитные, экономические, специализированные и региональные организации ООН, например Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), региональные экономические комиссии.

Представляется также необходимость активного участия России в таких всемирных по сфере своего проявления организаций, как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и региональные государственные образования (Европейский Союз - ЕС, Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ, организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР и др.).

Еще одним направлением интеграции России в мировую экономику может быть участие в многосторонних международных экономических проектах, число которых постоянно увеличивается. Уже сегодня имеется много примеров активного участия России в престижных и экономически значимых проектах, например, в области освоения космического пространства (например, создание международной космической станции), в области военно-технического сотрудничества (программа "Эврика”, разработанная еще в 1985г. по инициативе Франции как европейский ответ на американскую программу СОИ) и т.п.

В условиях перехода к открытой экономике для России жизненно важное значение приобретает проблема выбора стратегии и тактики эффективного участия в мирохозяйственных процессах. В стратегическом плане Россия придерживается деполитизации международных экономических отношений и их развития на принципах экономической целесообразности. Такого рода прагматический подход предполагает реальную оценку (переоценку) и создание предпосылок для эффективной перестройки всей системы внешнеэкономических связей России как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, прежде всего со странами СНГ, так как степень экономической взаимозависимости с ними остается весьма значительной.

В сложившихся сегодня условиях требуют более глубокого анализа и осмысления принципиальные вопросы экономических взаимоотношений России и с развивающимися странами. При этом в первую очередь Россия заинтересована в тех регионах, страны которых близки по месту в системе мирохозяйственных связей, имеют близкие показатели экономического развития и т.д.

В основе развития внешнеэкономических связей России лежит ряд специфических внутренних и внешних факторов. Среди внутренних центральное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. В этих условиях многие предприятия и даже целые отрасли оказались на грани банкротства, и активизация работы на внешних рынках оказалась для них важным средством выживания. Успехи ряда отраслей промышленности, достигнутые за счет усиленной ориентации на внешние рынки, во многом определили общую тенденцию к некоторой стабилизации промышленного производства в стране в целом.

В части внешних факторов, содействовавших за последнее время расширению российского экспорта, послужили благоприятные конъюнктурные условия на мировых рынках: с конца 1993г. экономика большинства промышленно развитых стран находится с стадии экономического подъема, что создает благоприятные условия для реализации на рынках этих стран многих товаров российского экспорта.

Характерной особенностью международной торговли в условиях глобализации становится все более тесная связь между торговлей и прямыми иностранными инвестициями. При этом международная торговля выступает как составная часть общей, интегрированной системы производства, сбыта и снабжения, которую создают и развивают транснациональные корпорации.

В рамках комплексной интеграционной стратегии ТНК переплетаются потоки капитала (прежде всего в виде прямых инвестиций) и торговли, складываются многообразные связи в сфере производства и обращения: между материнской компанией (штаб-квартира ТНК) и ее иностранными филиалами, между разными филиалами одной и той же корпорации, между различными ТНК и их филиалами или любыми другими компаниями. Международная торговля все в большей мере оказывается отражением, следствием и стимулом этих связей, ее истоки - в самой организации современного глобализированного производства.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.012 с.)