Экономическая политика и платежный баланс.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая политика и платежный баланс.



Влияние экономической политики на состояние платежного баланса можно рассмотреть на модели малой открытой экономики. Под «малой» мы понимаем экономику, которая представляет собой небольшую долю мирового рынка, и практически, не оказывает никакого воздействия на мировую ставку процента. Следовательно, ставка процента в малой открытой экономике не уравновешивается сбережениями и инвестициями, как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента: r* — реальной процентной ставке, преобладающей на мировых финансовых рынках.

Дефицит ПБ, методы его финансирования.

Причины, которые приводят к бюджетному дефициту:
чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями;
кризис экономики, который выражается в спаде производства и высокой инфляции;
3) осуществление крупных государственных вложений в экономику.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

МОДУЛЬ 3

Сущность процессов международной экономической интеграции в мировом хозяйстве

МЭИ) МЭИ - это процесс сращивания экономик соседних стран на основе ус-тойчивых экономических связей между их экономическими субъектами. В основе лежит принцип выгоды страны от специализации каждой страны в рамках МРТ. Этапы МЭИ • Первый этап МЭИ - прямые хозяйственные связи на уровне фирм.
На следующих этапах в процессе развития интеграции происходит взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных и других систем и формирование надгосударственных структур, вплоть до определенного сращивания управленческих структур Движущая сила В МЭИ движущей силой выступают фирмы. Они заинте-ресованы в достижении оптимального масштаба дея-тельности без таможенных и других ограничений Последствия Как правило, позитивные, но при интеграции имеют место ограничения суверенитета государств, что может наносить существенный ущерб целым отраслям производства этих стран (пример: защита своего суверенитета - отказ Великобритании, Греции, Дании и Швеции от введения единой общеевропейской валюты - евро)

Формы интеграционных объединений

1. Зона свободной торговли (ЗСТ) Самая простая форма. В рамках ЗСТ отменяются тор-говые ограничения, снижаются или отменяются та-моженные пошлины. При этом относительно остальных стран мира каждая страна проводит свою таможенную политику 2. Таможенный союз Является формой более тесного сотрудничества. Для него характерны установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран 3. Общий рынок Знаменует «четыре свободы» пересечения государст-венных границ: товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Опыт Европейского союза (ЕС), реализовавшего этап «общего рынка», показывает, что директивы, адресуемые государствам-членам, обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения 4. Экономический и валютный союз Форма интеграции, при которой «общий рынок» до-полняется соглашениями о проведении общей эко-номической и валютной политики. Эта форма пред-полагает функционирование единого внутреннего рынка, а также гармонизацию и координацию экономической политики государств - членов на основе совместно принятых решений и контроля за их выполнением, замену национальных валют единой валютой и проведение единой валютной и денежной политики 5. Политический союз Дальнейшее развитие союза и совершенствование форм международной экономической интеграции может привести к превращению интеграционного объединения в политический союз (единая конституция, надгосударственные органы власти) К концу XX столетия в мире возникло несколько десятков интеграционных экономических группировок. Цели
объединений Страны создают объединения в целях развития соци-ального и экономического сотрудничества, расширения объемов торговли и повышения конкурентоспособности товаров на мировых рынках
Вопрос 3. Интеграционные объединения 3.1 Содружество Независимых Государств (СНГ)
Commonwealth of Independent States (CIS) Создано в 1991 г. в соответствии с Соглашением об образовании СНГ, Алма-Атинской декларацией и Протоколом к Соглашению. Государства - члены СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан Цели СНГ Интеграция в экономической, политической и гу-манитарной областях 1 !редпосылки создания СНГ || Сложности создания Содружества Независимых Государств После распада Советского Союза возникли тенденции к дезинтеграции, а затем к возможной новой интеграции на основе ранее сформировавшихся структурно-хозяйственных связей Факторы,
предопределяющие
интеграцию - желание широких масс населения;
исторически сложившееся разделение труда;
технологическая взаимозависимость Место России в СНГ Россия - естественное ядро СНГ, на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и более 1/2 ВВП История создания СНГ СНГ объединило сначала Россию, Белоруссию и Украину в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. СНГ - открытая организация для присоединения других стран Препятствия интеграции - стремление упрочить сравнительно недавно по-лученный суверенитет;
неодобрение Запада (рассматривает как попытки воссоздания СССР);
низкая экономическая культура (излишняя политичность) Союзы внутри СНГ
Мировой финансовый кризис 1997 г. ухудшил перспективы экспорта стран - членов СНГ, усилил те

Теории интеграции

Среди исследований по теории международной интеграции в англо-американской литературе основополагающее значение приобрели работы К. Дойча "Политическое сообщество на международном уровне. Проблемы определения и измерений", "Политическое сообщество и североатлантическое пространство. Международная организация в свете исторического эксперимента", а также "Национализм и социальная коммуникация" и ряд других работ.
Считая, что не может быть универсального закона, по которому развиваются кооперация и интеграционные процессы, К. Дойч назвал несколько необходимых для этого условий. Среди них он прежде всего выделил общность политических ценностей и такие психологические факторы, как знание партнеров, развитие торговли, интенсивность культурного обмена и обмена идеями.

К. Дойч выдвинул гипотезу о преобладании факторов коммуникации в образовании политических сообществ и в поддержании их внутреннего единства, сплоченности, рассматривая языковое общение прежде всего с точки зрения обмена информацией. Каждая нация, народ обладает особыми коммуникативными средствами, которые выражаются в закрепившейся коллективной памяти, символах, привычках, традициях.
Два американских автора, Р. Кобб и Ч. Элдер, провели на основе корреляционого анализа исследование с целью определить факторы, обусловливающие сближение и сотрудничество в международных отношениях, сравнив взаимоотношения избранных пятидесяти государств мира и взаимоотношения внутри Североатлантического сообщества. В результате преобладающими оказались два фактора: 1) предшествующее сотрудничество, 2) экономическая мощь, что видно из нижеследующей схемы (значение ряда факторов не выявлено) (см.

табл. 2 в Приложении).
Если учесть, что "предшествующее сотрудничество" само по себе является результатом действия других факторов, то остаются два ведущих по уровню корреляции фактора (экономическая и военная мощь).
Другие авторы подчеркивают преобладание фактора ведущей политической силы, "очага" интеграции. С этих позиций рассматривал историю США, Канады, Австралии и ЮАР бельгийский международник Ж. Барреа, считающий, что интеграция имеет тенденцию развиваться вокруг "ядра сферы" (core area), представляющего одно (возможно и больше) более мощное государство, притягивающее в свою орбиту окружающие его территории

102. Ос­новные этапы развития западноевропейской интеграции

С исторической точки зрения процессы интернационализации хозяйства берут свое начало в сфере обмена. Так, от меновой торговли развитие шло к локальным международным рынкам. Значительно позднее, в период первоначального накопления капитала, произошло перерастание локальных центров межотраслевой торговли в единый мировой рынок.

Как известно, логика эволюции вела (на примере Европы, послужившей своего рода «эталоном» для последователей в осуществлении промышленного переворота и индустриального развития, оказавших прямое воздействие на становление мирового капиталистического рынка) от интернационализации обмена к интернационализации капитала и производства.

Как известно, наиболее далеко на пути хозяйственной интеграции продвинулся Европейский Союз (ЕС), который возник на базе Европейских Сообществ, созданных в 1967 г. в результате слияния органов трех прежде самостоятельных региональных организаций - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), Европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957-1958 гг.) и Европейского сообщества по ядерной энергии (Евратом, 1958 г.). С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских договоренностей, официальным названием этой интеграционной группировки стал Европейский союз.

Развитие интеграционных процессов в Западной Европе постоянно охватывало макроэкономическую сферу и средства структурной перестройки. Межгосударственное вмешательство в экономические процессы носило преимущественно косвенный характер. Его инструментами выступают общий бюджет ЕС и общие фонды. Но эти средства относительно невелики (около 1% ВВП стран ЕС), чтобы оказывать эффективное влияние на общеэкономические процессы в группировке. Основным инструментом такого воздействия выступает формирование общих условий функционирования различных секторов хозяйства в сообществе. В их числе — аграрная, валютная, внешнеэкономическая, социальная сферы и ряд других. Разработаны программы по созданию единых рынков капи-тала, товаров и услуг, что создает дополнительные стимулы для переплетения национальных капиталов.

Еще в 60-е гг. сложилась нынешняя институциональная структура ЕС, которая, наряду с традиционными органами межправительственного сотрудничества, воспроизводит отдельные структуры, присущие законодательной, исполнительной и судебной властям на национальном уровне.

103. Принципы органи­зации и механизм функционирования Европейского Союза

Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного ВМП (20% по покупательной способности валюты) и 6,3% населения мира. Значительно превосходя США по численности населения, ЕС уступает им по общему объему ВВП и в производстве ВВП на душу населения.

ЕС не представляет «сверхдержаву» в экономическом и политическом отношении. Он включает 15 стран, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом.

Образование в 1957 г. Общего рынка положило начало формированию в Западной Европе регионального экономического комплекса со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. С 1993 г. отношения между странами ЕС основываются на договоре о Европейском Союзе (Маастрихтский договор), в соответствии с которым учреждается политический союз, означающий проведение общей внешней политики, политики в области безопасности, сотрудничество в области правосудия, внутренних дел и в социальной сфере. Этот договор ввел единое гражданство. В составе 11 стран создан валютный союз — Еврозона.

Замена традиционных двусторонних отношений многонациональными находится на начальном этапе. Тем не менее увеличивающаяся интеграция производства, сложившийся механизм экономического сотрудничества обеспечивают Европейскому Союзу важную роль в мировой экономике и политике в качестве единого хозяйствующего субъекта. Общая характеристика. Страны Евросоюза принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВВП на душу населения от второго до 44-го места среди стран мира. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности страны Союза делятся на несколько групп.

Основная экономическая мощь региона приходится на четыре крупные высокоразвитые страны — ФРГ, Францию, Италию и Британию, в которых сосредоточено свыше 50% населения и 70% совокупного ВВП. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона.

Остальные государства относятся к малым промышленно развитым странам. Особое место, занимаемое малыми странами в регионе и мире, определяется высоким уровнем специализации на производстве технически сложной, высококачественной продукции. Важную роль в развитии процессов международного разделения труда играли небольшие масштабы внутренних рынков данных стран, которые сдерживали появление крупных предприятий во всех отраслях хозяйства из-за недостаточности спроса.

Малые страны сильно различаются по величине ВВП. К первой группе можно отнести Испанию, Нидерланды, Бельгию, Швецию. Они уступают крупным державам региона в 3—5 раз и на их долю приходится 17% ВВП.

Во вторую группу входят Австрия, Дания, Греция, Финляндия, Португалия. Их значение в западно-европейском хозяйстве относительно невелико — около 7,5% ВВП.

Третья группа стран — Ирландия, Люксембург. Их доля незначительна — около 2% ВВП Евросоюза, но по отдельным видам производства они играют заметную роль.

Страны существенно различаются по уровню экономического развития. Например, в Греции, Португалии национальный доход на душу населения не превышает 70% среднего показателя для всех стран ЕС. Не менее значительны различия в структуре хозяйства. В Греции, Португалии достаточно высок удельный вес сельского хозяйства.

Темпы роста, его факторы и условия. В последние десятилетия положение Европейского Союза в мировой экономике изменилось. Его доля в ВВП мира за 1980—1999 гг. сократилась с 30 до 28%. Экономический рост группировки характеризовался понижающимися темпами (табл. 23.1). Он прерывался сокращением производства в периоды кризисов в 1981 и 1993 гг., когда совокупный ВВП западно-европейских стран упал соответственно на 0,2 и 0,6%. Отмеченные периоды характеризовались резким увеличением инфляции и безработицы, низкой загрузкой производственных мощностей.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.013 с.)