Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В круг проблем, изучаемых мировой экономикой, входит внешняя миграция рабочей силы (внутренняя миграция происходит между регионами одной страны).

Поиск

Внешняя миграция рабочей силы - перемещение лиц наемного труда между национальными хозяйствами, вызванное причинами экономического и иного

Характера.

Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

Миграционное сальдо - разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.

Мировой рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет трудовую миграцию.

Основными экономическими причинами трудовой

Миграции являются: -

Изменение спроса и предложения на низкоквали

Фицированную рабочую силу; -

Изменение спроса и предложения на высококва

лифицированную рабочую силу;

- межгосударственные различия в оплате труда; -

Вывоз капитала, приводящий к перемещению ре

Сурсов; -

Функционирование международных корпораций, способствующих соединению рабочей силы с капиталом либо перемещающих свой капитал в трудоизбыточные регионы.

Развитие транспорта и связи способствует существенной интенсификации миграции.

Причинами внеэкономического характера являются: -

Политико-правовые, демографические, религиозные, национальные, культурные, семейные, психоло -

Гические, экологические.

Основу миграционных потоков составляют рабо - чие, в меньшей степени служащие. Особо выделяется международная миграция высококвалифицированных кадров, так называемая “утечка умов”. На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящих- ся-мигрантов (в 1960 - 3,2 млн.). Если учесть, что на каждого мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрантов превышает 100 млн. человек. Определить точно объемы международного перемещения рабочей силы является довольно сложным делом. Наиболее используемыми показателями перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. Как и в других случаях, нерезидентом считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируются в резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям: Трудовой доход, выплаты занятым - зарплата и прочие выплаты, полученные частными лицами- нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу

Нерезидента.

Перемещение мигрантов - денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перево - зят с собой, перемещаясь в другую страну (в натуральной форме показывается как экспорт товаров из страны, а в денежной - как бы оплата за этот экспорт

По данной статье).

Переводы работников - пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на ро -

Дине.

Если в первой статье учитываются доходы нерезидентов, то есть временно (сроком до года) находящихся в данной стране, то в двух последних статьях показываются доходы и расходы резидентов, мигрантов, ко - торые находятся за рубежом более года. Последние две статьи объединяются в статью - частные неоплаченные переводы. Все перечисленные

Статьи являются частью баланса текущих операций в платежном балансе страны.

На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно.

Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией, измеряются сотнями миллиардов долларов и сопоставимы по масштабам с ежегодными прямыми зарубежными инвестициями.

На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода иностранным рабочим- нерезидентам и 2/3 всех частных неоплаченных переводов, тогда как на все развивающиеся страны - только, соответственно, 1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредоточена основная доля мигрантов и что эти страны являются центрами притяжения рабочей силы из развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой. В общем денежном потоке, связанном с трудовой миграцией, трудовые доходы составляют около 31%, переводы работников - около 62%, перемещение мигрантов - около 7%.

Использование иностранной рабочей силы в настоящее время становится важным элементом нормального функционирования всего мирового хозяйства и отдельных стран. В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На протяжении всего послевоенного времени направления миграции постоянно изменялись вслед за изменениями экономических условий.

Влияние эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов на экономику страны.

Международная миграция рабочей силы обусловлена, прежде всего, экономическими факторами. К ним относятся действие законов накопления, народонаселения, неравномерности экономического развития и др.; существенная разница в условиях труда, уровнях заработной платы, жизни, условиях предпринимательской деятельности и т. д.; циклический характер экономического развития, в частности, асинхронность экономического цикла в разных странах; неравномерность развертывания НТР, структурных кризисов и структурных реформ. Международная миграция обусловлена также демографическими факторами, разницей в естественном приросте населения, кроме того, она связана с политическими, военными, национально-этническими и другими неэкономическими факторами.

Международная миграция рабочей силы является важнейшей формой миграции населения. Ее сущность заключается в перемещении трудоспособного населения в рамках мирового хозяйства с целью поиска работы, лучших условий жизни в соответствии с требованиями экономических законов. В определенной мере такое перемещение обусловлено внеэкономическими факторами. С точки зрения вещественного содержания осуществляется миграция малоквалифицированной и неквалифицированной, недостаточно образованной рабочей силы из слаборазвитых в развитые страны (из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из Латиноамериканских стран в США и т.д.). Из западноевропейских стран, частично из слаборазвитых стран, а также стран бывшего СССР, мигрирует высококвалифицированная и образованная рабочая сила в США и страны Западной Европы (частично Восточной Европы). Первый вид миграции является наиболее массовым.

С точки зрения социально-экономической формы международная миграция рабочей силы означает процесс формирования ее интернациональной стоимости, а также определенную совокупность отношений экономической собственности между различными субъектами по поводу присвоения созданного ею необходимого и прибавочного продукта.

Процесс формирования интернациональной стоимости рабочей силы включает в себя:

1) формирование новых затрат для содержания самого работника и членов его семьи. Новые затраты, связанные с содержанием самого наемного работника -- это возросшие физические, нервные, психические, умственные затраты, обусловленные ростом интенсивности и производительности труда; потреблением определенного количества материальных и духовных благ по другим ценам, оплата жилья и др.;

2) появление новых затрат, обусловленных необходимостью переквалификации, получения новой профессии, изучения языка и т.д.;

Развитие новых потребностей наемного работника в качественно новой среде. Речь идет о модификации социально-исторического элемента стоимости рабочей силы, в котором отражается развитие материальных, социальных и духовных потребностей.

111. Государственное и международное регулирование международной трудовой мигра­ции.

Цель межгосударственного регулирования трудовой миграции населения — достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции и отбор нужных работников из общего потока потенциальных мигрантов.

Регулирование трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.

Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах между народных организаций.

Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна — импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера в большей степени входят регулирование оттока и зашита интересов мигрантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран — экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках Международной организации труда, организация набора рабочей силы должна производиться на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран — экспортеров и импортеров рабочей силы.

Деятельность ООН

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Гак, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации груда в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО есть положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), цель которой состоит в обеспечении упорядоченной и плановой международной миграции, ее организации, обмене опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.62.10 (0.011 с.)