Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах



Одной из основных идей этой Конвенции начнется признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

  • организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);
  • принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);
  • принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);
  • организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);
  • разрешением свободно переводить на родину полученные валютные средства и сбережения (ст. 9).

Конвенция включает также приложения, среди которых первые два касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, а третье — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

  • наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;
  • частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

В этом же документе предусматривается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию.

В названной Конвенции подчеркивается необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, — возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства, по желанию сторон, могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав, а также в отношении социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Конвенции — координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для реализации их положений.

Россия и международный рынок труда

На протяжении большей части XX в. международный рынок труда формировался без участия России. В период, когда складывались основные потоки международной миграции, СССР проводил политику жесткого контроля за всеми формами движения трудовых ресурсов. Международная трудовая миграция рассматривалась в советской экономической науке как порождение капитализма и необходимое условие его господства.

Тем не менее Советский Союз, как и другие страны социализма, не мог совсем оставаться в стороне от процессов, происходивших на мировой арене. Значительное число рабочих и специалистов ежегодно выезжали из Советского Союза в другие государства, в основном социалистические (Китай, Монголию, Северную Корею, Кубу, Вьетнам), а также страны «третьего мира» (Индию, Египет, Сирию, Ирак и др.). По некоторым оценкам, в 70 —80-е гг. XX в. за пределами СССР работало ежегодно в среднем около 300 тыс. советских граждан.

Тогда же СССР принимал у себя определенное количество тру- дящихся-мигрантов в рамках программ СЭВ по контрактам с иностранными государствами. На 1 января 1990 г. в Советском Союзе работало около 200 тыс. граждан социалистических стран (в том числе из Вьетнама — около 82 тыс. чел., Болгарии — 37, КНДР — 20, Польши — 13,5, ГДР — 14,7, Румынии — 5,3, Венгрии — 4,1,

Кубы — 0,8 тыс. чел.). Отраслевое распределение работников из социалистических стран было следующим: в строительстве нефте- и газопроводов — 45,5 тыс. чел. (из Болгарии, ГДР и Венгрии); в лесной промышленности — 34,2 тыс. чел. (из КНДР и Болгарии), в легкой промышленности — более 20 тыс чел (из Вьетнама).

Есть все основания рассматривать такую форму использования трудовых ресурсов в СССР как международную трудовую миграцию, которую, однако, нельзя считать составной частью международного рынка труда рабочей силы.

С началом перестройки, а затем и распада СССР меняется взгляд на проблемы трудовой миграции. В 1991 г. был принят закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», позволявший каждому гражданину свободно выезжать и работать за рубежом.

В дальнейшем были приняты Указы Президента Российской Федерации «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы».

В 2002 г. в России были приняты такие важные для рынка труда законы, как Федеральный закон от 19 апреля 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Федеральный закон от 21

Июня 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 2 ноября 2004 г.). Были введены ежегодные квоты на привлечение иностранных рабочих кадров и на временное проживание иностранцев (на основе предложений субъектов РФ). Усиление контроля за миграцией стало обеспечиваться путем введения миграционных карт.

С 18 июля 2006 г. вступил в действие Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В этот же период начала реализовываться

Государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. В соответствии с данной программой в 2007 г. в Россию переселятся 50 тыс. наших соотечественников, в 2008 г. и 2009 г. — 100 тыс. и 150 тыс. соответственно.

В настоящее время по мере формирования рынка труда в России все более отчетливо проявляются и элементы международного рынка труда: •

экспорт рабочей силы; •

импорт рабочей силы; •



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.005 с.)