Тема 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНВЕНЦИИ В ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНВЕНЦИИ В ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА



План

1. Виды международных таможенных организаций. Роль Всемирной таможенной организации.

2. Роль международных договоров и соглашений с участием России в области таможенного дела. Характеристика Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г.

3. Основные положения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г. с поправками 1997 г.

4. Основные положения Таможенной конвенции о карнете ATA для временного ввоза 1961 г. и Конвенции о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г.

5. Характеристика Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г.

6. Основные положения Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби) 1977 г.

 

Виды международных таможенных организаций. роль всемирной таможенной организации

Международные таможенные организации способствуют координации сотрудничества в таможенной сфере.

К универсальным международным таможенным организациям относятся:

— Всемирная торговая организация (ВТО);

— Всемирная таможенная организация.

К региональным таможенным организациям относятся:

— Европейский Союз (ЕС);

— Содружество Независимых Государств (СНГ).

Всемирная таможенная организация учреждена

Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 г., вступившей в силу 4 ноября 1952 г.

В настоящее время Организация объединяет свыше 160 государств, в том числе все государства СНГ. Россия как правопреемник СССР входит во Всемирную таможенную организацию с 1992 г.

Организация занимается разработкой, внедрением и обновлением международных конвенций и других правовых инструментов в области таможенного дела. Ее важнейшим достижением за последние годы считается разработка обновленной версии Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции).

Цели Всемирной таможенной организации:

— развитие международного сотрудничества в области таможенного дела;

— обеспечение более высокого уровня гармонизации и унификации таможенных систем;

— совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий;

— усиление борьбы с международными преступлениями таможенными средствами.

 

Роль международных договоров и соглашений с участием России в области таможенного дела. характеристика международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (киотская конвенция) 1973 г.

Успешная ВЭД во многом зависит от соблюдения условий работы на рынках зарубежных партнеров, которые регламентируются различными нормами, пра вилами и способами воздействия на внешнюю торговлю, выработанными национальными и межгосударственными системами. В современной международной практике регламентации внешней торговли одной из мер нетарифного ограничения считаются предписания таможенных органов, связанные с соблюдением формальностей и процедур по отношению к товарам, пересекающим границы страны. Эти предписания регулируются как законодательными актами страны, так и многосторонними международными соглашениями в области таможенного дела, зафиксированными в известных конвенциях, которые рассматриваются в данной теме.

Согласно международным правилам, предписания таможенных органов должны сводиться к минимуму требований и процедур и в одинаковой мере предъявляться к товарам и транспортным средствам разных стран, не создавая дополнительных препятствий для внешней торговли.

Учитывая тот факт, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России, российские участники ВЭД должны знать и применять в необходимых случаях на практике их основные положения.

Рассмотрим наиболее важные положения и роль в организации таможенного дела основных международных таможенных конвенций.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г. вступила в силу 25 сентября 1974 г. В ней участвуют около 70 государств, на которые приходится свыше 70% внешнеторгового оборота России. Девиз Киотской конвенции — максимальное содействие внешней торговле без ущерба для эффективности таможенного контроля

После принятия Киотской конвенции прошло определенное время и стало ясно, что интеграционные процессы, происходящие в обществе, предопределили необходимость приведения положений Конвенции к современным реалиям. В течение четырех лет велась работа по пересмотру Киотской конвенции. 26 мая 1999 г. сессия Всемирной таможенной организации одобрила новую редакцию Киотской конвенции.

Положения новой редакции Киотской конвенции строятся на следующих принципах:

1) ясность и четкость положений таможенного законодательства, в том числе института обжалования решений таможенных органов;

2) принятие стандартных упрощенных таможенных правил и процедур;

3) максимально эффективное использование в таможенных процедурах информационных систем и технологий;

4) совершенствование методов таможенного контроля, проведение его на основе управления рисками;

5) использование предварительных форм декларирования;

6) использование электронных баз данных и электронных способов обмена информацией при проведении таможенных процедур;

7) всестороннее сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами, торговыми ассоциациями, а также международное сотрудничество и взаимодействие таможенных служб;

8) установление партнерских отношений с законопослушными участниками ВЭД.

Целью Киотской конвенции является упрощение и унификация таможенных формальностей, предшествующих таможенному оформлению товаров и транспортных средств, т.е. соблюдаемых до момента представления таможенной декларации, и процедур таможенного оформления. Для этого установлены стандартные правила для участников ВЭД и таможенной службы. Условия и порядок применения таможенных правил и процедур, установленных Киотской конвенцией, определяются национальным законодательством и должны быть предельно простыми.

Особого внимания для российских участников ВЭД заслуживают стандартные правила, касающиеся таможенного оформления, включающего следующие операции: представление таможенной декларации и прилагаемых к ней документов, их проверку и принятие, представление товаров таможне для досмотра, начисление й уплату таможенных пошлин, сборов и выпуск товаров с таможни. Рассмотрим основные из них.

Таможенные власти при пересечении границы могут требовать только документы, которые необходимы для идентификации транспорта и груза, т.е. транспортные и товаросопроводительные, не ставя обязательного условия перевода их на свой язык. Декларирование грузов означает предъявление таможенного документа и является обязательной процедурой оформления. Предъявителем таможенной декларации — декларантом — может быть любое лицо, обладающее правом распоряжаться товарами, которым может быть владелец товара, транспортный агент, таможенный брокер и другие лица, круг которых определен национальным законодательством. Содержание таможенной декларации определяется таможенной службой. Письменная форма таможенной декларации должна соответствовать типовой форме ООН. В соответствии с Киотской конвенцией обязательными сведениями таможенной декларации являются: о декларанте, импортере (экспортере), консигнаторе, виде транспорта, о характеристике товара (страна происхождения и назначения, число мест груза, его маркировка и вес), тарифной позиции товара (код в товарной номенклатуре таможенного тарифа), таможенной стоимости и ставке пошлины, а также перечень прилагаемых документов. Одной из процедур таможенного оформления является принятие таможенной декларации. Согласно Киотской конвенции основанием для признания достоверности декларации служат данные проверки. Предельный лимит времени на такую проверку определен в 24 часа. После принятия декларации процесс таможенного оформления может закончиться выпуском товара таможней, дополнительной проверкой декларации с привлечением других документов или таможенным досмотром.

Структурно новая редакция Киотской конвенции состоит из 3 частей: основного текста Конвенции, Генерального приложения к ней и десяти специальных приложений. Помимо этого, Конвенция включает в себя документы, которые не являются ее неотъемлемой частью (приложения 4 и 5). Имеется также Протокол об изменении Киотской конвенции, регулирующий процедуру присоединения к обновленной Конвенции.

Основной текст содержит преамбулу, определения общих терминов, положения об объеме обязательств и основных принципов присоединения к конвенции и выхода из нее, органов управления, условий применения Конвенции и ряд других общих положений.

Специальные приложения конкретизируют принципы применения различных таможенных правил и процедур. Они содержат стандартные и рекомендуемые правила по отдельным таможенным режимам и сферам деятельности таможенных служб.

Основное отличие новой редакции Киотской конвенции от прежней состоит в том, что обязательным условием присоединения к Конвенции является принятие как минимум всех положений ее Генерального приложения и внедрение так называемых «стандартных правил». При этом присоединяющееся государство может принять одно или несколько специальных приложений или одну либо несколько их глав.

Присоединяющимся государствам предоставляется также право переходного периода, в течение которого они должны ввести стандартные правила (3 года), стандартные правила с переходным сроком (5 лет) и рекомендуемые правила (без ограничения сроков).

Следует отметить, что Киотская конвенция оставляет возможность для применения национального таможенного законодательства, исходя из экономических условий, специфики построения административной системы и других факторов, влияющих на законодательство.

Участником Киотской конвенции может стать любой член Всемирной таможенной организации и Организации Объединенных Наций или ее специализированных учреждений, подписав Конвенцию без оговорки о ратификации, подав документы о ратификации после ее подписания, если ратификация необходима, или же присоединившись к ней.

Россия пока не присоединилась к Киотской конвенции. Однако действующий Таможенный кодекс РФ разработан в соответствии с международными стандартами, заложенными в новой редакции Киотской конвенции в 1999 г. К числу норм и правил, призванных содействовать развитию внешней торговли, предусмотренных ТК РФ и основанных на международных стандартах, заложенных в новой редакции Киотской конвенции, относятся: упрощение таможенных процедур, широкое использование информационных технологий, партнерский подход в отношениях между таможней и торговым сообществом. С точки зрения упрощения таможенных процедур в ТК РФ заложены предварительное декларирование, когда импортер по желанию может до ввоза товаров, до предоставления товара таможне пройти эту процедуру документального контроля, и возможность выпуска товаров до завершения процедуры таможенного оформления с учетом условной предварительной оценки при условии представления впоследствии таможне документов бухгалтерского учета для уточнения вопросов, связанных с таможенной стоимостью. Кроме того, следует отметить, что заложенная в ТК РФ новая концепция таможенного контроля — анализ и управление рисками — один из базовых принципов обновленной редакции Киотской конвенции, на основе которого выстраивают систему таможенного контроля все таможенные администрации развитых стран мира.

При использовании во внешнеторговых перевозках автомобильного транспорта российские участники ВЭД должны понимать, что прохождение границ автотранспортом в европейских странах регулируется Таможенной конвенцией (Конвенция МДП) 1975 г. о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (книжка МДП — таможенный документ, дающий право на временный ввоз товара) с поправками 1997 г., которая вступила в силу 20 марта 1978 г. Целью Конвенции МДП является упрощение таможенных процедур внутреннего таможенного транзита и международного транзита при международных перевозках грузов с применением книжки МДП. Ее участниками являются около 50 государств, в том числе Российская Федерация. Конвенция регулирует перевозку грузов в любых видах транспортных средств от таможни места отправления до таможни места назначения государств-участников. При этом обязательным требованием является то, чтобы часть перевозки грузов осуществлялась автомобильным транспортом.

В промежуточных таможнях грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных таможенных пошлин и, как правило, от таможенного досмотра.

Наличие одного сопроводительного документа — книжки МДП — упрощает пограничные операции, что существенно снижает транспортные расходы, главным образом за счет задержек в пути.

Каждая страна-участница Конвенции назначает организацию или организации, которые имеют право выдавать книжки МДП. В России это Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АС-МАП). Выдавая автотранспортной компании книжку МДП на перевозку, АСМАП тем самым как бы выступает перед грузоотправителем гарантом того, что данная автотранспортная компания способна осуществить качественную и надежную перевозку. На каждое автотранспортное средство или контейнер составляется одна книжка МДП. Книжка МДП действительна на выполнение только одной перевозки. Она должна содержать такое число отрывных листков, какое необходимо для осуществления данной перевозки (по два листа на страну отправления, назначения и каждую транзитную страну). Грузы, автотранспортное средство, состав или контейнер должны предъявляться в таможне места отправления вместе с книжкой МДП. После проверки таможня накладывает пломбы на автотранспортное средство или контейнер и штемпелюет странички книжки МДП.

27 июня 1997 г. были одобрены поправки к Конвенции МДП, суть которых сводится к тому, чтобы более надежно гарантировать процедуры МДП, упростить таможенные процедуры и усилить контроль за использованием книжки МДП. 1 сентября 1999 г. Министерство транспорта РФ и ГТК РФ издали Приказ № 61/591 «О мерах, связанных с применением на территории РФ Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. (Конвенция МДП), с учетом принятых поправок». Данным приказом утверждены два положения: 1) о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП и 2) о комиссии по рассмотрению спорных вопросов, связанных с подтверждением допуска к процедуре МДП российских перевозчиков, пользовавшихся этой процедурой до 17 февраля 1999 г.

Согласно Положению о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП к лицам, желающим получить допуск к процедуре МДП, предъявляются следующие минимальные требования:

1) наличие опыта осуществления международных автоперевозок не менее 6 месяцев;

2) устойчивое финансовое положение, обеспечивающее выполнение обязательств перевозчика, предусмотренных Конвенцией МДП;

3) отсутствие серьезных или неоднократных нарушений таможенного и налогового законодательств РФ и задолженности по уплате таможенных пошлин;

4) наличие знаний в области применения книжки МДП.

Юридические и физические лица (перевозчики), желающие получить допуск к процедуре МДП, предоставляют в ассоциацию международных автоперевозчиков (АСМАП) письменное заявление, к которому прикладывают 8 специальных документов, а также обязательство выполнять ряд требований, в том числе соблюдать таможенные правила и положения Конвенции МДП.

АСМАП рассматривает предоставленные документы и в течение недели со дня подачи перевозчиком заявления и необходимых материалов направляет их в ФТС РФ, которая в течение трех недель со дня получения документов из АСМАП проверяет отсутствие у перевозчика серьезных или неоднократных нарушений таможенных правил и сообщает АСМАП результаты проверки не позднее недели после ее завершения.

Процедура МДП (Международные дорожные перевозки) применяется на таможенной территории РФ при транспортировке иностранных товаров автомобильным транспортом в соответствии с внутренним таможенным транзитом (ВТТ); международным таможенным транзитом (МТТ).

Технология таможенного оформления товаров, перевозимых по процедуре МДП, утверждена приказом ГТК России от 18 мая 1994 года № 206 «Об утверждении Положения о применении Конвенции МДП, 1975 г.».

Таким образом, преимущества книжки МДП заключаются в том, что в данном случае:

— обеспечивается уплата таможенных платежей на сумму до 50 ООО долларов США;

— подтверждается выполнение условий оборудования транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами;

— книжка МДП заменяет национальные таможенные документы (применительно к РФ — это транзитная декларация).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.6.131 (0.013 с.)