Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров

Поиск

 

Особенность международных торговых сделок состоит в том, что их правовой режим складывается из совокупности норм, не только составляющих внутреннее право участвующих в них сторон, но также вытекающих из международно-правовых обязательств тех государств, где находятся контрагенты.

Заключаемые между государствами торговые договоры, соглашения о товарообороте и платежах, по другим вопросам могут включать положения, которые непосредственно влияют на содержание торговых сделок между субъектами права из договаривающихся государств. Целью межгосударственных отношений может также быть регулирование прав и обязанностей по определенным коммерческим договорам. К таким соглашениям можно отнести согласование общих условий поставок, применение которых является обязательным для всех участвующих в товарообороте.

Применяемые к правам и обязанностям сторон договора правовые нормы не устанавливают, как правило, императивных предписаний, что позволяет свободно сформулировать условия договора.

Вместе с тем, ряд моментов, определяющих взаимные права и обязанности сторон внешнеторгового договора, подпадает под действие административно-правового регулирования стран-контрагентов, например, экспортно-импортного, валютного, таможенного. В случае, когда включенные в договор условия не будут соответствовать таким обязательным предписаниям, они признаются недействительными.

Детальное регламентирование условий договора объясняется стремлением избежать применения в разных государствах противоречащих друг другу норм национального права, которое может оказаться применимым к договору.

Часто стороны внешнеторговой сделки заранее договариваются, какое национальное право будет применяться к договору. Если стороны договора не обусловили применяемое право, то их права и обязанности будут регламентироваться правом, которое будет определяться судом или арбитражем.

Наличие существенных различий в национальных правовых системах препятствует развитию международных торговых сделок. Разрешению этого объективного противоречия между национальным правовым регулированием и международным характером внешнеторговых операций способствует международная унификация правового регулирования торговых сделок.

Межправительственные и неправительственные организации, особенно входящие в систему Организации Объединенных Наций, разрабатывают и принимают конвенции, соглашения и другие документы, учитывающие интересы участников коммерческих операций различных по уровню экономического развития стран.

Одни международные торгово-экономические документы имеют обязательную силу для подписавших их стран и, следовательно, для их предпринимателей, тогда как другие имеют добровольный характер, но ими также руководствуются предприниматели всех стран, чтобы повысить эффективность своей деятельности.

В процессе перехода к рыночным отношениям правительство России проводит курс на присоединение к важнейшим международным торгово-экономическим конвенциям и соглашениям. При разработке многих российских законов учитываются положения тех международных документов, к которым Россия еще не присоединилась.

Наибольшее распространение международные торгово-экономические документы получили в области либерализации, упорядочения и унификации национальных систем регулирования внешнеторговых связей между странами, международных перевозок и внешнеэкономических расчетов, разрешения коммерческих споров, по вопросам международного инвестиционного сотрудничества и защиты прав на интеллектуальную собственность.

Большой вклад в разработку международных инструментов, регламентирующих взаимоотношения партнеров в самых различных сферах международных связей, начиная от транспорта и кончая обменом культурными ценностями, внес Международный институт унификации частного права (УНИДРУА). В 1994 году УНИДРУА была завершена работа над документом, получившим название «Принципы международных коммерческих договоров», в котором сформулирован свод положений, носящих правовой характер и адресованных непосредственно участникам международных сделок. Сравнительно-правовой анализ норм различных национальных правовых систем в контексте регулирования международных сделок позволил выявить общие подходы в решении отдельных вопросов договорного права и сформулировать положения, отвечающие потребностям регулирования международной торговли.

Нормы права отдельного государства ориентированы исключительно на урегулирование внутренних отношений, принимая во внимание сложившиеся в данном государстве подходы, правовые традиции и практику, и не учитывают в необходимой мере специфику правового регулирования внешних экономических операций. Применение же «Принципов» УНИДРУА отвечает потребности участников международных торговых сделок регулировать свои отношения нормами, имеющими международный характер, поскольку данный документ дает ответ на вопрос, каково конкретное содержание соответствующих правовых норм, являющееся общим или превалирующим для разных национальных правовых систем.

Данный документ не представляет собой источник «права» в принятом понимании. Наибольший эффект от его применения может быть достигнут в том случае, когда стороны международного договора уже при его заключении путем прямой ссылки на принципы УНИДРУА в тексте заключаемого договора желают подчинить его не определенному национальному правопорядку, а международным по своему содержанию нормам правового характера.

«Принципы международных коммерческих договоров» охватывают своим содержанием практически все проблемы, возникающие при заключении и исполнении договоров, включая преддоговорную стадию и ответственность за неисполнение договора. Применение «Принципов» должно исключать необходимость использовать другие источники, Поскольку они представляют согласованную систему, способную дать ответ на любой вопрос, который может возникнуть в данной сфере отношений. В том случае, когда отсутствует необходимая конкретная норма, ответ должен быть дан на основе сформулированных в документе общих принципов. И хотя «Принципы международных коммерческих договоров» являются факультативным документом, в рамках этой системы имеются также и императивные положения, в частности, положение о том, что стороны всегда должны действовать добросовестно и в соответствии с честной деловой практикой, принятой в международной торговле.

«Принципы» УНИДРУА включают нормы о материально-правовых основаниях действительности договорных обязательств, о толковании договоров, о юридическом содержании обязательств, вытекающих из договоров, положения об исполнении договора и последствиях неисполнения, решают вопросы, связанные с заключением договора, значением обычаев и коммерческой практики.

При разработке данного документа использовались решения, нашедшие широкое применение в известных международных документах.

Среди таких международных документов наибольшее практическое значение для российских предприятий, участвующих во внешнеэкономической деятельности, имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция), участницей которой с 1 сентября 1991 года является Российская Федерация. Конвенция была подготовлена Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

Значение Венской конвенции определяется не только тем, что сегодня в ней участвуют многие государства, но и тем, что она представляет собой международную унификацию материально-правовых норм, регулирующих самый распространенный вид договора – куплю-продажу.

Практически почти все основные торговые партнеры России являются участниками Венской конвенции. Конвенция исходит из принципа свободы сторон договора в определении его условий. Стороны вправе решать, какие условия включить в их сделку.

Знание положений Конвенции облегчает ведение переговоров по заключению договоров купли-продажи. Уже на стадии согласования условий внешнеторгового договора важно помнить о содержании диспозитивного регулирования, вытекающего из Конвенции, и правильно воспользоваться этим обстоятельством при определении содержания договора

Если конкретный договор относится к сфере действия Конвенции, то для ее применения нет необходимости в ссылке на нее в договоре. Для применения Венской конвенции к конкретному договору купли-продажи товаров необходима совокупность определенных условий.

Правовой эффект участия в Конвенции состоит в том, что ее положения становятся частью национального права соответствующего государства. В соответствии с действующим законодательством РФ конвенции, в которых участвует Российская Федерация, рассматриваются как часть национальной правовой системы, имеющей приоритетное значение и обязательный характер. Это вытекает из п. 4 ст. 15 Конституции РФ, закрепившей правило, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то принимаются правила международного договора». В этой связи следует отметить, что Конвенция стала составной частью правовой системы России. Когда Конвенцией установлены иные правила, чем предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации, подлежат применению положения Конвенции.

Вместе с тем, следует учитывать, что в рамках единственной Конвенции не могли быть решены все вопросы, которые возникают в торговой практике. В соответствии с Конвенцией (п. 2 ст. 7) вопросы, относящиеся к предмету ее регулирования, которые прямо не разрешены в Конвенции, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов – в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права.

Конвенция регулирует отношения по вопросам, связанным с заключением договоров международной купли-продажи товаров, с их исполнением и ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение. Часть вторая Конвенции «Заключение договора» и часть третья «Купля-продажа товаров» имеют самостоятельное значение: государство по его усмотрению может заявить об обязательности для себя либо обеих частей Конвенции, либо одной из них (ст. 92). Часть первая Конвенции «Сфера применения и общие положения» и часть четвертая «Заключительные положения» содержат предписания, в одинаковой мере применимые к части второй и третьей Конвенции.

Гибкость формулировок норм Конвенции позволяет при их применении учитывать конкретные обстоятельства каждой сделки. Вместе с тем для успешного применения этого документа необходимы знания и навыки ведения коммерческих операций в условиях рыночных отношений.

Учет в Конвенции деловой практики, опыта регулирования купли-продажи в национальных законодательствах позволил широко использовать ее положения при разработке нового гражданского законодательства, регулирующего и внутригосударственный экономический оборот в России. Так, положения Конвенции и общие принципы, на которых она основана, в значительной мере использованы при разработке первой и второй частей ГК РФ. Таким образом, наметилась устойчивая тенденция к сближению российского гражданского законодательства, регулирующего внутригосударственный оборот, с унифицированными нормами, применяемыми в международном экономическом обороте.

Во внешнеторговой практике нередко возникает необходимость обратиться также и к тем международным конвенциям, связанным с международной куплей-продажей товаров, в которых Российская Федерация не участвует. К их числу относятся: Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 года, Конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 года и Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 года.

Для участников внешнеторговой сделки они могут иметь значение, в частности, в случаях, когда в договор включается прямая ссылка на какую-либо из международных конвенций либо на праве государства-участника международной конвенции, в котором эти конвенции имеют обязательный характер.

В практике международной торговли широко используются публикации Международной торговой палаты, представляющие в определенной мере унификацию сложившихся на практике обычаев делового оборота.

В ст. 5 ч. 1 Гражданского кодекса РФ обычай делового оборота рассматривается в качестве источника правового регулирования и характеризуется как «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». По отношению к законодательству обычаи делового оборота носят факультативный характер. Согласно п. 2 ст. 5 ГК РФ, «обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора, не применяются».

Использование обычаев международной торговли как источника регулирования договорных отношений купли-продажи вытекает из ст. 9 Конвенции ООН о международной купле-продаже товаров. Для сторон договора купли-продажи обязательный характер могут иметь обычаи, относительно которых они договорились, практика, которую они установили в своих взаимных отношениях, а также обычаи, о которых стороны знали или должны были знать и которые в международной торговле широко известны и постоянно соблюдаются в договорах.

В практике международной торговли применение Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров обычно сочетается с использованием Международных правил толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС), разработанных Международной торговой палатой. В 2009 году опубликовано последнее издание ИНКОТЕРМС-2010, служащее толкованием текста основных базисных условий поставки (перечня коммерческих терминов). Каждый из таких базисов охватывает комплекс прав и обязанностей сторон при различных видах международной купли-продажи. Диапазон базисных условий ИНКОТЕРМС-2010 весьма широк и охватывает варианты – от случая, когда вся ответственность лежит на покупателе, до случая, когда вся ответственность лежит на продавце.

Положения ИНКОТЕРМС имеют факультативный характер: они обязательны для сторон сделки лишь при наличии в договоре прямой ссылки на эти Правила, что позволяет избежать неопределенности в отношениях между сторонами. При отсутствии в договоре такой ссылки, по общему правилу будут применяться национальные торговые обычаи, которые могут существенно отличаться не только в разных странах, но и в портах и регионах одной и той же страны. Представляется целесообразной подготовка предложения о введении на территории России в качестве обычаев делового оборота ИНКОТЕРМС-2010.

Необходимо обратить внимание на особенность заключения внешнеторговых сделок с государствами – участниками Содружества Независимых Государств. Общие условия торговли с этими государствами – членами СНГ регулируются многосторонним Соглашением «Об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников СНГ», заключенным 20 марта 1992 года в г. Киеве.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров в соответствующих случаях подлежит применению и к договорам между субъектами права государств – участников СНГ.

Государства-участники Конвенции обязаны применять ее положения, если соответствующий договор подпадает под сферу ее действия. Следует иметь в виду, что в силу ст. 90 Конвенции «Общие условия поставок товаров между организациями государств-участников СНГ имеют приоритет перед положениями Конвенции».

К числу международных договоров, регулирующих отношения по международной купле-продаже, относятся и Общие условия поставок (ОУП) нормативного характера, в которых участвовал бывший Советский Союз.

В настоящее время сохраняют действие двусторонние ОУП СССР – КНР (вступили в силу с 1 июля 1990 года) и ОУП СССР – КНДР (вступили в силу с 1 января 1982 года). При расхождении этих ОУП и Венской конвенции приоритет отдается ОУП. Это прямо предусмотрено в статье 90 Венской конвенции. Другие общие условия поставок (ОУП СЭВ – Финляндия 1978 г. и ОУП СССР – СФРЮ 1977 г.) носят факультативный характер, т. е. применяются лишь в тех случаях, когда на них делается ссылка в контракте. При наличии такой ссылки их положениям также отдается приоритет по отношению к нормам Венской конвенции, что является следствием его диспозитивного характера. Что касается общих условий поставок бывшего Совета Экономической Взаимопомощи СЭВ (ОУП СЭВ 1968/1988 г.), то они в настоящее время применяются в отношениях с партнерами из стран, входивших в СЭВ, тоже лишь при наличии ссылки на них в контракте.

Особые условия торговых взаимоотношений между участниками предусматривает Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества – форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В официальных документах ЕврАзЭС используется наименование «Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества» или, чаще, просто «Таможенный союз». В прессе распространены неофициальные наименования «Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана», «Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России» и т. п.

Межгосударственными соглашениями предусматривается также присоединение к союзу Киргизии.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Белоруссии, Казахстана и России, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза. По расчётам учёных Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году.

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран, прежде всего, входящих в ЕврАзЭС и СНГ. Евразийская экономическая комиссия и страны ТС ведут с рядом стран и торговых организаций консультации или переговоры по вопросам, связанным с возможностью заключения соглашений о свободной торговле.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.28.196 (0.009 с.)