Международные правовые нормы в сфере унификации торгового права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные правовые нормы в сфере унификации торгового права



 

Различия, имеющиеся в национальном праве отдельных стран, объективно препятствуют развитию международной торговли. Такое положение ставит задачу создания унифицированных международных правовых актов, предназначенных регулировать международные торговые сделки.

В мире ведется большая работа по облегчению сотрудничества между странами и народами. Одним из проявлений такой деятельности является унификация материально-правовых норм, регулирующих вопросы, возникающие в сфере внешней торговли, путем разработки и принятия международных конвенций.

По мере увеличения масштабов и усложнения форм внешнеэкономических отношений, усиления интеграционных процессов и взаимозависимости национальных экономик расширяется многостороннее регулирование мирохозяйственных связей при участии межправительственных и неправительственных организаций.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) – вспомогательный орган Генеральной ассамблеи ООН – была создана в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли, в частности, путем подготовки проектов международных конвенций и других документов. ЮНСИТРАЛ подготовила, среди прочих актов, Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 года и Протокол о поправках к ней 1980 года, Конвенцию о морской перевозке грузов 1978 года, Конвенцию ООН о международной купле-продаже товаров 1980 года.

Международный институт по унификации частного права в Риме (УНИДРУА). Данный институт представляет собой межправительственную организацию, она создана в 1926 году. Ее членами являются 52 страны, в том числе и Россия.

УНИДРУА были подготовлены проекты конвенций по целому ряду вопросов:

- международной купле-продаже товаров;

- представительству;

- перевозкам грузов и пассажиров, а также по иным вопросам.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) – орган Генеральной ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Конференция существует с 1964 года и насчитывает 168 стран-членов. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций. Основными задачами ЮНКТАД являются:

- содействие развитию международной торговли;

- равноправное, взаимовыгодное сотрудничество между государствами;

- выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений;

- участие в координации действий других учреждений системы ООН в области экономического развития хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

В сферу деятельности ЮНКТАД входит поощрение широкого круга вопросов, связанных:

- с развитием международной торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами;

- с развитием «невидимой» торговли (условия фрахтования морского транспорта, финансирование и кредитование внешней торговли);

- с деятельностью межнациональных корпораций;

- с проблемами участия развивающихся стран в международном разделении труда.

Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений и т. д. и имеют рекомендательный характер.

Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции. Высшими органами ЮНКТАД являются Конференция и Совет по торговле и развитию. В рамках Совета работают 6 Комитетов:

1. Комитет по сырьевым товарам.

2. Комитет по морским перевозкам.

3. Комитет по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с торговлей.

4. Специальный комитет по конференциям.

5. Комитет по готовым изделиям.

6. Комитет по передаче технологии.

В рамках Секретариата ООН для обеспечения текущей деятельности ЮНКТАД образован Постоянный секретариат во главе с Генеральным секретарем. Штаб-квартира организации находится в Женеве. Расходы организации покрываются за счет бюджета ООН. В ЮНКТАД принят групповой принцип работы: государства-члены разделены на 4 группы по социально-экономическому и географическому признаку. ЮНКТАД является для России важнейшей международной организацией по формированию вопросов торговли.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (1947–1993 гг.). Объективная потребность в международном регулировании торговли с помощью единых норм и правил начала ощущаться уже в 1930-х годах, когда односторонние протекционистские действия национальных правительств резко сузили возможности мировой торговли.

Основу мировой торговли в тот период составляли двусторонние торговые договоры. Их недостаток заключался в том, что они охватывали лишь узкий список товаров двусторонней торговли. Результаты же заключения двусторонних договоров оказывались неожиданными: от них выигрывали производители третьих стран, которые не предоставляли никаких уступок со своей стороны.

После Второй мировой войны были предприняты попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию торговой стратегии. По поводу одного из разделов соглашения о создании международной организации посвященного вопросам тарифов, были проведены специальные переговоры в Женеве в 1947 г. Результатом их стало подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли, получившего наименование ГАТТ. Вступив в силу с 1 января 1948 г., это соглашение как бы дополняло в таможенно-тарифной сфере работу других организаций в области валютно-финансового обеспечения внешней торговли – Международного валютного фонда (МВФ) и др.

Несмотря на сложность и определенную противоречивость статей, составляющих основу ГАТТ, все они базируются наряде основополагающих принципов.

1. Главным является принцип взаимных торговых уступок, воплощенный в режиме, наиболее благоприятствуемом нации (РНБ). В соответствии с этим режимом страны, заключившие между собой договор, автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые на третьи страны. Привилегии и льготы касаются величины таможенной защиты, то есть ставок таможенных пошлин. Под любым преимуществом, привилегией, льготой подразумевается операция с таможенными средствами защиты.

На практике РНБ характеризуется следующим: путем двусторонних консультаций и переговоров страны договариваются о предоставлении таможенных уступок в торговле товарами. Как только соответствующее соглашение по данному вопросу заключено, оно немедленно распространяется на все другие страны; теперь действия стран строятся по принципу недискриминации, в соответствии с которым любая страна, участвующая в ГАТТ, не может быть поставлена в худшие условия.

Например, для России режим наибольшего благоприятствования заключается в применении единого тарифа по отношению ко всему объему импортированного конкретного однородного товара вне зависимости от того, из какой страны он ввозится, и использовании единой системы оценки базисной стоимости товара.

Сущность РНБ проявляется в том, что ликвидация или снижение таможенных тарифов является благом для всех участвующих сторон даже в том случае, если это сокращение производится в одностороннем порядке.

На практике же такому одностороннему сокращению противодействуют лоббирующие в правительстве группировки, заинтересованные в сохранении протекционистских пошлин. Это воздействие тем более значительно, чем более монополизирована защищаемая отрасль промышленности. Поэтому разработанный на основе неоклассических доктрин и декларированный в ГАТТ принцип взаимности торговых уступок претворяется в жизнь со значительными изъятиями.

2. Если тарифы признаются правилами ГАТТ в качестве средства регулирования внешней торговли, то количественные ограничения и квоты запрещаются. Исключения составляют случаи обеспечения равновесия платежных балансов и национальной безопасности. Если какая-либо страна и прибегает к количественным ограничениям, то они должны использоваться в недискриминационной форме, то есть в отношении всех стран-участниц, но не выборочно в отношении отдельных стран. Аналогичное запрещение ограничивает использование импортных квот.

3. Важным принципом ГАТТ является неприемлемость односторонних действий. Решения по защите национального рынка должны приниматься после многосторонних консультаций. На практике страны-участницы неоднократно нарушали эти нормы, ставя национальные интересы выше международной договоренности. Это касалось, например, практики применения США обусловленных уступок (условного режима наибольшего благоприятствования), использования западноевропейскими странами прямых государственных субсидий в области сельского хозяйства, введения количественных ограничений на экспорт в страны социалистического лагеря.

По взаимной договоренности стран, подписавших текст Соглашения, был создан организационный механизм – секретариат, предназначенный для реализации в практике международной торговли основных принципов ГАТТ. Секретариат ГАТТ разместился в Женеве. Деятельность этого органа осуществлялась в рамках конвенций сессий.

Основное значение в деятельности ГАТТ имеет задача ликвидации или сокращения таможенных пошлин. Торговые барьеры ликвидировались динамично. На первых раундах переговоры обычно велись между основными производителями и покупателями отдельных товаров, и впоследствии к достигнутым соглашениям присоединялись остальные государства. В последних двух раундах (Токио-раунд 1973–1979 гг. и Уругвайский раунд 1986–1994 гг.) стороны перешли к переговорам по комплексным спискам, включавшим главные тарифные позиции. Соглашение подготавливалось на базе специальных списков таким образом, что сумма недополученных от ликвидации пошлин средств какой-либо страны оказывалась равной сумме уменьшения платежей по пошлинам, сниженным на товары, экспортируемые данным государством.

В «Кодексе по техническим барьерам в торговле», принятом в ходе Токио-раунда (1973–1979 гг.), поставлена задача устранения дискриминационного воздействия стандартов и технических барьеров в торговле, маркировке, сертификации и испытании товаров. Использование технических норм не должно препятствовать развитию торговли и должно достигаться, прежде всего, за счет применения к иностранным товарам тех же требований, что и к национальным.

Наиболее важным является Соглашение об обмене информацией о предполагаемом введении новых стандартов, технических требований, систем сертификации.

В Соглашении о государственных заказах (Токио-раунд 1973–1979 гг.) при размещении их предусматривается применение правительством по отношению к иностранным производителям тех же норм, что и по отношению к национальным. Соглашение запрещает дискриминацию между поставщиками различных стран при размещении государственных заказов.

Рекомендации Уругвайского раунда (1986–1994 гг.) по сокращению таможенных барьеров оказались радикальными. На ряд товаров пошлины планируется отменить вообще. Это, прежде всего, те товары, по которым особенно высока конкурентоспособность США (строительное и медицинское оборудование, химикаты, фармацевтическая продукция, сельскохозяйственные товары, цемент, пиво, мебель).

Одновременно с уменьшением величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения. Например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену накладной (фактуры) на товар. Решения, касающиеся других нетарифных барьеров, оформлялись в виде специальных кодексов и соглашений, подписываемых отдельно.

Субсидии и антидемпинговые (компенсационные) пошлины представляли собой один из наиболее сложных пунктов переговоров. Было предложено ввести прямой запрет на использование прямых экспортных субсидий. Однако по настоянию стран ЕС, широко использующих прямое дотирование сельскохозяйственного экспорта, для этой группы товаров были сделаны значительные исключения.

В декабре 1993 года был подготовлен Итоговый документ Уругвайского раунда, включающий результаты всех предшествующих переговоров и предусматривающий создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО). Подписанное в 1994 году соглашение об образовании ВТО, которая начала свою деятельность в 1995 году, создало общие институциональные рамки, которые объединили ГАТТ с решениями Уругвайского раунда и включают все принятые под патронажем ГАТТ договоренности и соглашения. ВТО руководствуется в своих действиях Меморандумом о правилах урегулирования споров (Understanding on Rules and Procedures Covering the Settlement of Disputes) и Механизмом пересмотра торговой политики (trade Policy review Mechanism).

ВТО-ГАТТ преуспела в снижении таможенных тарифов на промышленные товары, сократив их с 40 % в период до заключения ГАТТ до 5 % в настоящее время. Однако когда исчезали одни таможенные барьеры, на их месте возникали другие. 80 % существующих в наши дни торговых барьеров разрешены ВТО-ГАТТ.

Оценивая деятельность ВТО-ГАТТ, можно определить ее как претворение в жизнь программы нахождения компромисса между сторонниками идеального и реального подходов к проблеме регулирования международных экономических отношений. К числу результатов деятельности ГАТТ следует отнести тот факт, что международная торговля развивалась более высокими темпами по сравнению с ростом мирового производства.

Этот успех сопровождался появлением ряда новых проблем, что было связано с ростом числа членов ВТО-ГАТТ, расширением круга регулируемых вопросов. Увеличение стран-членов ВТО-ГАТТ затрудняло претворение в жизнь принципа взаимных ступок, поскольку становилось все труднее обеспечивать равенство получаемых льгот для более 100 участников. Малые страны, в том числе многие развивающиеся, неоднократно обвиняли ВТО-ГАТТ в ориентации на удовлетворение интересов наиболее крупных государств, а также в том, что она не обеспечивает решение наиболее важных для них проблем экспорта минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, трудности в деятельности ВТО-ГАТТ возникали в связи с расширением круга рассматриваемых вопросов и прежде всего включением в сферу регулирования нетарифных барьеров, которые начали оказывать возрастающее влияние на развитие Международной торговли уже с середины 1970-х годов. Решения ВТО-ГАТТ по вопросам регулирования нетарифных барьеров на практике ориентируют не столько на их ликвидацию, сколько на координацию использования отдельными государствами этих барьеров.

Новым моментом в деятельности ВТО-ГАТТ стали переговоры по либерализации торговли услугами, начавшиеся на Уругвайском раунде (1986–1994 гг.). Значимость достижения соглашения по этой проблеме определялась тем, что в среднем на услуги приходится не менее 20 % стоимости мировой торговли. Сюда входят такие услуги, как связь, программное обеспечение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юридическое, сбытовое и финансовое обслуживание.

Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие международных экономических связей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.013 с.)