Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Привлечения средств транспортаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Указанные в табл. 2 показатели отличаются от принятых при оценке эффективности инвестиционных проектов в той части, что в качестве прибыльности варианта рассматривается возможная экономия денежных средств либо грузовладельца – коммерческого юридического лица, либо выделяемых по смете соответствующего федерального органа исполнительной власти при госзакупке транспортных услуг, относительно альтернативного, рассматриваемого в качестве базы сравнения. Таким образом, в данном качестве может выступать либо уже реализованный вариант – при совершенствовании существующей ТС, либо один из альтернативных (очевидно, предусматривающий линейную форму привлечения СрТ, как наиболее затратную по оплате владельцу) – при ее организации. Рассмотрим показатели экономической эффективности с точки зрения их наибольшего соответствия оцениваемым мероприятиям. Это позволит определить порядок технико-экономического обоснования состава средств транспорта по признакам, как их владельцев, так и форм привлечения, и разработать на этой основе общую методику оценки экономической эффективности организации перевозок. Статические показатели предусматривают применение наиболее простых методов, пригодных главным образом для быстрой и приближенной оценки экономической эффективности вариантов. Вследствие этого, их применение целесообразно на ранних стадиях экспертизы вариантов, а также для вариантов, имеющих относительно короткий период реализации. Показатели экономии – предлагаемые показатели, имеющие общую природу с принятыми в практике оценки инвестиционных проектов, приносящих доход, показателями «суммарная прибыль» и «среднегодовая прибыль». Предназначены для характеристики величины сэкономленных средств, достигнутой при реализации варианта, альтернативного принятому (оцениваемому), т. е., требуют наличие базы сравнения. Суммарная экономия ЭS может быть определена как разность совокупных затрат, вызванных реализацией сравниваемых вариантов при условии одинаковых целевых эффектов: , где ЗБ – совокупные затраты, предусмотренные базовым вариантом в течение планового периода, руб.; ЗА – то же – предусмотренные оцениваемым (альтернативным) вариантом, руб.; t – признак планового периода. Среднегодовая (среднепериодическая) экономия ЭТ при этом является расчетным показателем, определяющим усредненную величину годовой (или за плановый период) экономии, предусматриваемую оцениваемым вариантом: , где Т – продолжительность функционирования ТС, лет (плановых периодов). Очевидно, что вариант можно считать более эффективным, чем базовый, если эти показатели являются положительными, в противном случае вариант является убыточным. Рентабельность (ROI – Return On Investments) применительно к рассматриваемым процессам дает возможность установить не только факт экономичности варианта, но и оценить степень этой экономичности. Показатель рентабельности можно определить как отношение среднегодовой (среднепериодической) экономии Эt к обусловленным вариантом затратам: , таким образом, сравниваются две части денежного потока – условно доходная и инвестиционная. Показатель рентабельности может быть рассчитан по данным одного из плановых периодов (годов) реализации варианта, по отдельным плановым периодам (годам) реализации варианта при различной степени использования технологических мощностей или по усредненному показателю экономии. Предлагаемый показатель – относительный период окупаемости – определяет промежуток времени от момента начала производства затрат по оцениваемому варианту до момента, когда величина экономии относительно базового (альтернативного) варианта, рассчитываемая нарастающим итогом, полностью окупает (компенсирует) начальные затраты по оцениваемому варианту. Очевидно, что, чем меньше относительный период окупаемости, тем быстрее компенсируются затраты грузовладельца и вариант организации ТС является более привлекательным. Для вариантов, характеризующихся постоянной по величине и равномерно достигаемой экономией ЭО и затратами по оцениваемому варианту ЗА, период окупаемости ТВ может быть определен, как: . Таким образом, можно приближенно оценить период окупаемости, используя для этого ROI. В общем виде, учитывая необходимость производства затрат на реализацию альтернативного варианта, величина показателя ТВ может быть определена, как: . Необходимо отметить, что приведенные статические показатели являются весьма поверхностными, так как не учитывают разновременность денежных потоков. Их применение может быть оправдано простотой вычисления. Вместе с тем, известно, что в процессе экономической деятельности хозяйствующих субъектов является постоянной проблема соизмерения ценности денежных средств, выплачиваемых (или получаемых) в различные моменты времени. Грузовладельцам, в свою очередь, необходимо учитывать фактор времени, поскольку они, с одной стороны заинтересованы в постепенных выплатах но, с другой, минимизируют платежи за финансовые ресурсы (при оплате по частям в оговоренной форме). Следовательно, определяется потребность в применении динамических показателей экономической эффективности вариантов (третий столбец табл. 2), предусматривающих дисконтирование денежных потоков. Дисконтирование – это вычисление текущей стоимости некоторой будущей суммы (поступлений и платежей). Приведение будущих платежей и экономий к настоящему времени осуществляется с помощью коэффициента дисконтирования: , где: t – признак периода времени (по умолчанию – 1 год, хотя может быть и более коротким); r – ставка дисконтирования (планируемая доходность, рентабельность хозяйственной операции или инвестиционного проекта). Чистая текущая стоимость экономии (ТЭ, NPV – Net Present Value) – предлагаемый показатель, основанный на определении чистой дисконтированной экономии как интегрального экономического эффекта варианта, может быть рассчитан как разность дисконтированных денежных потоков платежей по базовому и оцениваемому вариантам, производимых в процессе их реализации за весь период функционирования ТС: , где: ЗБ, ЗA – величина платежей денежных средств (затрат) на окончание временного интервала (планового периода), образующих выходной денежный поток соответственно по базовому и альтернативному (оцениваемому) варианту, руб.; Т – количество временных интервалов (плановых периодов) в общем периоде реализации варианта (функционирования ТС), ед.; t – признак планового периода (под t=0 подразумевается период осуществления первоначальных инвестиционных затрат); r – ставка дисконтирования. Таким образом, порядок принятия решения об экономической целесообразности варианта организации ТС (привлечения СрТ) на основании показателя чистой текущей стоимости экономии определяется следующими шагами: 1. Для каждого варианта рассчитывается значение показателя ТЭ с использованием в качестве ставки дисконтирования стоимости привлеченных средств. 2. При необходимости принятия решения о целесообразности реализации конкретного варианта, его следует одобрить, если значение ТЭ положительно, и отклонить, если отрицательно. 3. Если имеется набор альтернативных вариантов и значения ТЭ каждого из них больше нуля, то одобрить следует тот вариант, ТЭ которого максимальна. Необходимо отметить, что этот показатель аддитивен в пространственно-временном аспекте, т. е. значения ТЭ ряда параллельно и последовательно выполняемых перевозок можно суммировать в целях оценки экономической эффективности расширенного ряда мероприятий (например, при выполнении массовых перевозок с использованием средств различных видов магистрального транспорта). Дополнительным показателем, характеризующим соотношение дисконтированных денежных потоков и величины затрат по реализации варианта можно принять индекс экономичности (ИЭ, PI – Profitability Index), определяемый как: . Таким образом, если ИЭ > 1, то альтернативный вариант является экономически эффективным, если ИЭ < 1, то наоборот. В отличие от показателя ТЭ, индекс экономичности является относительным показателем, характеризующим уровень достигаемой текущей экономии на единицу приведенных затрат, т. е. эффективность вложений по альтернативному варианту (фактически, чем выше значение ИЭ, тем эффективнее реализация 1 рубля затрат). Таким образом, применение показателя ИЭ целесообразно при выборе одного варианта из ряда альтернативных, имеющих сходные значения ТЭ, либо при определении перечня параллельно и последовательно реализуемых вариантов с целью максимизации суммарного значения ТЭ по всей ТС. Показатель внутренней нормы окупаемости (IRR – Internal Rate of Return) представляет собой расчетную ставку процента, при которой капитализированная стоимость регулярно достигаемой в результате реализации альтернативного варианта текущей экономии дает сумму, равную производимым текущим расходам, и, следовательно, приведенные затраты по альтернативному варианту являются окупаемой операцией. Иначе говоря, при начислении на сумму затрат процентов по ставке, равной показателю внутренней нормы окупаемости (IRR), обеспечивается получение распределенного во времени дохода (т. е. определяется значение ставки дисконтирования r, при котором показатель ТЭ варианта равен нулю). Вариант может считаться экономически эффективным, если величина показателя внутренней нормы окупаемости превышает заранее установленный уровень: если проект финансируется за счет взятого кредита, то IRR должна быть выше процентной ставки; если за счет собственных средств – то не менее безрисковой ставки вложений; при смешанном финансировании – не меньше средневзвешенной стоимости капитала и т. д. Внутренняя норма окупаемости показана на графике (рис. 4). Рис. 4. График достижения внутренней нормы окупаемости.
В общем случае, когда затраты и достигаемая экономия задаются в виде потока платежей, применительно к рассматриваемой ситуации IRR может быть определена на основе решения уравнения: или , где n - коэффициент дисконтирования по ставке IRR. Относительно n решение производится итерационным методом с использованием табулированных значений дисконтных множителей. Следуя этому методу, в ходе решения с помощью таблиц выбираются два значения коэффициента дисконтирования r1 < r2 таким образом, чтобы в интервале [ r1, r2 ] функция ТЭ = f(r) меняла свое значение с положительного на отрицательное или наоборот. Далее значение показателя IRR может быть определено из уравнения: , где r 1 – значение табулированной ставки дисконтирования, при котором f(r 1 )>0 (f(r 1 )<0); r 2 – то же - при котором f(r 2 )<0 (f(r 2 )>0). Очевидно, что точность вычислений находится в обратной пропорции к длине интервала [ r 1, r 2], а наилучшая аппроксимация с использованием табулированных значений достигается в случае, когда длина интервала минимальна, т.е. r 1 и r 2 – такие ближайшие друг к другу значения ставки дисконтирования, что , при соблюдении условия изменения знака функции ТЭ = f(r) с положительного на отрицательный. Путем взаимной замены значений r 1 и r 2 аналогичные условия могут быть выписаны для ситуации, когда функция изменяет знак с отрицательного на положительный. Существующая практика оценки инвестиционных проектов (рассчитываемых для получения дохода) показывает высокую точность метода последовательных итераций. Следует отметить, что критерий внутренней нормы окупаемости можно использовать только при соблюдении двух важных условий: 1) денежные потоки должны быть «шаблонными», т. е. первый денежный поток (начальные инвестиции) отрицателен, а остальные – положительны; 2) проект должен быть независимым, т. е. решение о его принятии или отклонении не должно быть связано с аналогичными решениями по другим проектам. Нешаблонные денежные потоки достаточно типичны в сфере перевозок, особенно морским транспортом, так как затраты на плановый ремонт, замену обшивки судна и т. п. являются весьма значительными по объему и могут в отдельные периоды времени превышать доходы (экономии) от выбранного варианта перевозки. Предположим, что мы рассматриваем проект, требующий первоначальных инвестиций в размере 60 д. е. В первый год эксплуатации ожидается денежный поток в размере 155 д. е. Во второй год требуется потратить 100 д. е. на ремонт. Попробуем определить чистую текущую стоимость этого проекта при разных значениях ставки дисконтирования (табл. 3). При расчете внутренней нормы окупаемости мы получим два значения: 25 % и 33,3 %. Следовательно, правило внутренней нормы окупаемости непригодно и следует руководствоваться правилом ТЭ.
Таблица 3
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.80 (0.01 с.) |