Применение базисных условий поставки при заключении договора международной купли-продажи товаров



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение базисных условий поставки при заключении договора международной купли-продажи товаров



 

При заключении внешнеторгового контракта стороны должны четко разделить между собой многочисленные обязанности, связанные с поставкой товара от продавца к покупателю.

Необходимым условием купли-продажи является физическая доставка – перевозка товара от продавца к покупателю. Таким образом, в торговых контрактах (договорах купли-продажи, поставки) большое значение придается транспортным условиям. Устанавливая в контракте условия поставки, стороны решают целый ряд задач, определяя свои обязанности:

- кто несет транспортные расходы по поставке товара;

- кто представляет (оплачивает) транспортные средства для перевозки товара;

- положение груза по отношению транспортного средства (кто грузовладелец);

- кто оформляет таможенные документы на ввоз и вывоз;

- кто осуществляет (оплачивает) погрузку товара на транспортные средства и выгрузку из них;

- когда происходит переход риска с продавца на покупателя в случае гибели, повреждения или порчи товара и как распределяется ответственность.

Исторически разделение обязанностей продавца и покупателя возникло в развитии международной морской торговле. Впоследствии, при использовании всех видов транспорта в транспортных условиях договора поставки также стало необходимым указывать, как распределены между сторонами затраты по перевозке грузов, различные заботы и расходы по осуществлению ряда необходимых формальностей в пунктах отправления и назначения товара. На железнодорожном, автомобильном и воздушном транспорте получило распространение понятие «франко» (т. е. – «свободен»). «Франко – определенное место» означает, что все транспортные расходы по доставке груза до указанного места включительно несет поставщик, а остальные – покупатель. Разумеется, в целях рационального использования управленческого труда, при заключении договоров необходимо реально учитывать возможности сторон в этих вопросах.

В настоящее время для унификации обязанностей продавца и покупателя по поставке товаров и обеспечения одинакового их толкования контрагентами из разных стран Международной торговой палатой (МТП) разрабатываются Правила толкования международных коммерческих терминов «Инкотермс» (International Commercial Terms), которые основываются на общепризнанных торговых обычаях и правилах и определяют содержание основных, наиболее применяемых на практике, условий поставки. Первая редакция документа была подготовлена МТП в 1936 г. Последняя редакция выполнена в 2010 г. («Инкотермс 2010»). В правовом отношении документ носит факультативный характер.

С учетом изменений, время от времени вносимых в Инкотермс, важно обеспечить, чтобы в каждом случае, когда стороны намереваются включить Инкотермс в свой договор купли - продажи, всегда была сделана четкая ссылка на действующий в настоящее время вариант Инкотермс. Отсутствие ссылки на текущий вариант может затем привести к разногласиям относительно того, были ли намерены стороны включить данный вариант или более ранний вариант в качестве составляющей их договора.

Инкотермс-2010 – международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международно признанном документе, вступившем в силу с 1 января 2011 года.

16 сентября 2010 года Международная торговая палата объявила о выпуске новой редакции по использованию национальных и международных торговых терминов. Правила Инкотермс-2010 отражают современные тенденции развития международной торговли, сложившиеся с момента выпуска последней редакции Правил в 2000 году (Инкотермс-2000).

Общее количество терминов сокращено с 13 до 11. Также в Правилах появилось 2 новых термина: базисы DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в пункте) заменили базисы DAF, DES, DEQ, DDU из Инкотермс-2000. Кроме того, новая версия содержит небольшое руководство к каждому термину, чтобы помочь пользователям Правил выбрать нужный термин.

Каждый термин Инкотермс-2010 представляет собой аббревиатуру из трех букв. Коммерческие термины подразделяются на четыре группы (названы по начальным буквам аббревиатур).

Группа E – Место отправки (Departure). Продавец передает товары покупателю непосредственно в своих помещениях. Обязанностей по заключению договора перевозки нет. Риск утраты или повреждения товара лежит на покупателе:

EXW. Ex Works (указанное место): товар со склада продавца. Любые виды транспорта. Переход рисков: в момент передачи товара на складе продавца. Экспортные таможенные формальности: ответственность покупателя. Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя.

Группа F – Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid). Термины предусматривают, что продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, выбранного покупателем. Одновременно происходит переход риска утраты или повреждения товара. Договор международной перевозки заключает покупатель:

FCA. Free Carrier (указанное место): товар доставляется перевозчику заказчика. Любые виды транспорта. Переход рисков: в момент передачи перевозчику на складе продавца. Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца. Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя.

FAS. Free Alongside Ship (указан порт погрузки): товар доставляется к судну заказчика. Морские и внутренние водные перевозки. Переход рисков: в момент размещения товара вдоль борта судна. Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца. Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя.

FOB. Free On Board (указан порт погрузки): товар погружается на судно заказчика. Морские и внутренние водные перевозки. Переход рисков: с момента полной погрузки на борт судна. Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца. Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя.

Группа C – Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid). Продавец обязуется заключить договор перевозки, однако, без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара:

CFR. Cost and Freight (указан порт назначения): товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки). Морские и внутренние водные перевозки. Переход рисков: с момента полной погрузки на борт судна. Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца. Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя.

CIF. Cost, Insurance and Freight (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки). Морские и внутренние водные перевозки. Переход рисков: с момента полной погрузки на борт судна. Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца. Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя.

CPT. Carriage Paid To (указано место назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения. Любые виды транспорта. Переход рисков: в момент доставки/передачи перевозчику. Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца. Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя.

CIP. Carriage and Insurance Paid to (указано место назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения. Любые виды транспорта. Переход рисков: в момент доставки/передачи перевозчику. Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца. Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя.

Группа D – Доставка (Arrival). Продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения:

DAP Delivered at Point: поставка в месте назначения. Любые виды транспорта. Переход рисков: в момент доставки товара в пункт, указанный покупателем. Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца. Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя.

DAT. Delivered at Terminal: поставка на терминале. Экспортные платежи лежат на продавце, а импортные на покупателе. Терминал находится на границе, нужно указать название терминала. Любые виды транспорта. Переход рисков: в момент доставки товара на терминал покупателя. Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца. Импортные таможенные формальности: ответственность покупателя.

DDP. Delivered Duty Paid (указано место назначения): товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков. Любые виды транспорта. Переход рисков: в момент передачи товара в распоряжение покупателя. Экспортные таможенные формальности: ответственность продавца. Импортные таможенные формальности: ответственность продавца.

Для каждого термина по десяти основным направлениям сгруппированы положения о соответствующих обязанностях продавца – (А) и покупателя – (Б).

Из Инкотермс-2010 были исключены: DEQ (Delivered Ex Quay), DES (Delivered Ex Ship), DDU и DAF.

Принятие решения о снижении количества условий было обусловлено тем, что трейдеры зачастую выбирали неверные или запутанные условия, ведущие к противоречивым или неясным контрактам. Новые условия не зависят от избранного вида транспорта. При определении таможенной стоимости товаров, поставленных в соответствии с новыми условиями, необходимо учесть, что на условиях DAT в стоимость товара включаются затраты как на перевозку до согласованного сторонами терминала, так и на разгрузку на таком терминале (без затрат на страхование). На условиях DAP в фактурную стоимость входит только стоимость перевозки до указанного сторонами места без разгрузки и страхования. Определение таможенной стоимости импортируемых товаров облегчается тем, что новые правила вводят обязательства обеих сторон предоставлять всю необходимую информацию по запросу в случаях проведения таможенной импортно-экспортной очистки. Предыдущая версия Инкотермс не обязывала к такому виду сотрудничества.

Выбор базиса поставки в конкретной сделке производится в зависимости от многих факторов: специфики условий, в которых находятся контрагенты (расположение складов и грузовых терминалов; возможности контроля поставки за рубежом и др.); особенностей товара; конъюнктурных факторов, в частности, сравнительной стоимости фрахта и страхования у контрагентов; вида транспорта.

Базис поставки по сделке согласуется сторонами в ходе переговоров. При этом каждому из партнеров необходимо ответить на вопросы: Какие затраты он хотел бы включить в цену? Какой уровень ответственности он мог бы взять на себя? Есть ли возможность и целесообразно ли брать на себя ответственность за транспорт и страховку?

В Гражданском кодексе РФ (статья 459) предусматривается переход риска случайной гибели товара, где делаются ссылки на обычаи делового оборота. Этому требованию отвечают базисные условия договоров купли-продажи товаров.

Правила Инкотермс содержат модели решения многих проблем, сопровождающих договоры международной купли-продажи, в частности вопросы упаковки, таможенной очистки, инспектирования товара, перехода на товар соответствующих рисков и расходов в зависимости от того или иного вида транспортировки и базисного условия поставки и др.

В правилах Инкотермс содержится ссылка на «переход рисков», используется выражение «потеря или повреждение товаров». Это означает физическую потерю или повреждение груза и не включает другие риски, такие как риск задержки или невыполнение контракта по другим причинам.

Несомненным достоинством правил Инкотермс, чтобы исключить возможные споры и претензии, является факт точной фиксации в них перехода рискf от продавца к покупателю. Четкая регламентация условий перехода риска позволяет поставить стороны в такие условия, чтобы соответствующая сторона не находилась на риске более предусмотренного периода. Наряду с этим имеет место и преждевременный переход риска. Например, в некоторых случаях риск может перейти от продавца к покупателю еще до того, как продавец выполнил свои обязательства по поставке. Это может явиться результатом следующих обстоятельств:

1) покупатель не выполнил зависящие от него действия (приготовить всe необходимое к осуществлению поставки, назначить перевозчика, принять товар от перевозчика и т. д., как договорено), от которых зависит доставка товаров продавцом;

2) непринятие поставки покупателем.

Если риск, на который производится ссылка в контракте, реализовался, покупатель должен заплатить цену, доже если он не получил товаров в кондиционном виде или вовсе. Это – так называемый «риск цены». Тем не менее, повреждения груза могут возникнуть в связи с обстоятельствами, зависящими, от продавца: например, продавец мог упаковать товары ненадлежащим образом. Если это так, то повреждение не будет являться результатом транспортировки, и покупатель, таким образом, будет иметь право не только уклониться от оплаты за товары, но и перенести ответственность на продавца, нарушившего контрактные обязательства.

Инкотермс не углубляется в детальное рассмотрение других последствий при невыполнении продавцом своих обязательств по поставке, эти вопросы рассматриваются в соответствующих законах или условиях торгового контракта. Но при отсутствии каких-либо положении в контракте, исполнение продавцом своих обязательств по поставке также означает, что любые дальнейшие риски или затраты относятся на счет покупателя.

Следует отметить, что базисные условия поставки не заменяют собой транспортные условия торговых контрактов, поскольку определяют только общие, принципиальные положения и не предусматривают все организационно–коммерческие условия конкретной перевозки проданных товаров.

Подробное изложение транспортных условий включается в договор обычно в виде особого раздела. Так, применительно к морскому транспорту, его содержание состоит из следующих пунктов:

- срок отгрузки товара;

- проформа чартера или коносамента для оформления договора морской перевозки (значение морских коммерческих терминов см. далее);

- место и порядок сдачи товара продавцом покупателю;

- наименование порта и места выгрузки при договорах на условиях CIF или порта и места погрузки при условиях FOB;

- порядок информации покупателя о предполагаемом времени прихода судна в порт выгрузки (CIF) или информация продавца о приходе судна в порт погрузки (FOB);

- порядок вручения капитаном нотиса (извещения) о готовности судна к грузовым работам в порту выгрузки (CIF); определение готовности судна к приему груза и порядок вручения нотиса в порту погрузки (FOB);

- кем оплачивается выгрузка груза из трюмов судна в порту назначения (CIF) или кем оплачивается погрузка груза и его укладка в трюмах судна в порту погрузки (FOB);

- кем оплачивается перемещение груза на берегу от борта судна до места его сдачи получателю в порту выгрузки (CIF) или кем оплачивается перемещение груза на берегу до борта судна в порту погрузки (FOB);

- нормы выгрузки и порядок расчета сталийного времени в порту выгрузки (CIF) или нормы погрузки и порядок расчета сталийного времени в порту погрузки (FOB);

- судовые средства, предоставляемые для выполнения грузовых работ в порту выгрузки (CIF) или в порту погрузки (FOB);

- порядок расчета по демереджу и диспачу в порту выгрузки (CIF) или в порту погрузки (FOB);

- кто назначает стивидоров в порту выгрузки (CIF) или в порту погрузки (FOB);

- кто назначает агентов для обслуживания судна в порту выгрузки (CIF) или в порту погрузки (FOB).

Сторона, на которую по условиям договора поставки возлагается фрахтование тоннажа, должна впоследствии отразить все эти вопросы в договоре морской перевозки, заключаемом с судовладельцем, так как в противном случае это может привести к существенным недоразумениям.

Таким образом, для решения организационно-коммерческих вопросов перевозки проданного товара в отдельный реквизит (раздел) контракта вносятся согласованные подробные транспортные условия. Кроме этого, они могут быть вынесены в качестве дополнений (аддендумов) к договору.

Следует иметь в виду, что все расходы, которые несет продавец по доставке товара до пункта, обозначенного в контракте, включаются в цену товара и оплачиваются покупателем.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.01 с.)