Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация внешнеторговых операций по видам товаров и услугСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При классификации внешнеторговых операций наиболее целесообразно выделение следующих видов товаров и услуг: - сырьевые товары; - продовольственные товары; - потребительские товары; - машинотехническая продукция; - сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности; - товарные знаки; - услуги. Под сырьем обычно понимают продукты добывающей промышленности и сельского хозяйства, а под основными материалами – продукцию обрабатывающей промышленности. Но существует и более полное представление о сырье как о комплексе, объединяющем: - материалы, непосредственно добываемые из природной среды (нефть, руды, лес); - полуфабрикаты, т. е. материалы, подвергшиеся обработке, но не идущие на конечное потребление, а выступающие в качестве сырья для производства готовой продукции (металлы, крупнотоннажная химия). В мировой торговле принято все виды сырья, необходимые для промышленности, делить на две группы: - промышленное сырье, к которому относится сырье минерального происхождения (руды, уголь, нефть, соль и другие ископаемые), и сырье, полученное искусственным путем (синтетический каучук, искусственные волокна, пластмасса); - сельскохозяйственное сырье. По формам международной торговли сырьевые товары бывают: - биржевые (зерновые, сахар, натуральный каучук, хлопок, цветные металлы); - небиржевые (природный газ, уголь, руды, черные металлы), которые реализуются по контрактам с различным сроками действия. Учитывая большую экономическую значимость поставок продовольственных товаров (сахар, спирт, кофе в зернах, чай, зерновые и бобовые, масло, рыба, картофель), мировой рынок предъявляет к ним особо высокие требования по качеству. Важной особенностью торговли продовольственными товарами является то, что каждый отдельный оптовый потребитель страны, импортирующей продовольственные товары, не закупает их на внешнем рынке самостоятельно. Закупку осуществляет обычно оптовый посредник, который располагает складскими помещениями, а иногда и производственными мощностями для доработки (сортировки, расфасовки, упаковки) этих товаров, а также транспортом для их доставки конечным потребителям. Торговля потребительскими товарами имеет следующие особенности: - экспорт потребительских товаров рассчитан не на конечного потребителя, а на оптового покупателя (именно с ним обычно имеет дело экспортер); - реализация потребительских товаров обязательно должна предшествовать реклама, иначе конкурентный покупатель просто не будет знать товар; - прежде чем начать массовую поставку, желательна организация пробных продаж с целью выявления реакции конечного потребителя конкурентного рынка на предлагаемый товар; - диапазон потребительский товаров должен быть достаточно широк, чтобы удовлетворить каждый сегмент покупателей; - определяющим при реализации потребительских товаров является их новизна, новые потребительские функции и качество. Машинотехническая продукция характеризуется следующим: - развитие торговли машинами и оборудованием опережающими темпами по отношению ко всему внешнеторговому обороту; - постоянное появление новых изделий; - появление новых функций, заполняющих экологическую нишу; - большое значение имеет реклама и весь комплекс маркетинга; - резкое сокращение жизненного цикла большинства видов машинотехнической продукции, сокращение сроков морального износа; - обострение конкуренции на рынках машинотехнической продукции; - определяющим при закупке является не цена, как раньше, а величина эксплуатационных расходов. Сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности подразделяются на: - сделки по торговле результатами научно-технических исследований (НТИ); - сделки по торговле объектами авторского права. Операции по торговле научно-техническими знаниями связаны с обменом результатами производственных научных исследований и разработок, имеющих не только научную, но и коммерческую ценность. В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда, обличенные в форму: - патентов; - лицензий; - товарных знаков; - промышленных образцов, представляющих собой часть промышленной собственности; - технических знаний и опыта, объединяемых понятием «ноу-хау» (что предполагает передачу знаний и опыта путем предоставления технической документации, чертежей, секретов производства, не подлежащих патентованию). Патент на изобретение – это свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю или его правопреемнику и удостоверяющее наличие у его владельца монопольного права на использование этого изобретения. Патентной защитой пользуются лишь принципиально новые технологические изобретения, применяемые в производстве и позволяющие достигать качественно нового технического результата. Различного рода улучшения и усовершенствования, а также технические знания и опыт патентной защите не подлежат, и контроль над ними сохраняется путем засекречивания. Наличие патента исключает свободный доступ конкурирующей фирме к запатентованной новинке и дает возможность патентовладельцу создать лучшие условия производства, повысить производительность труда и т. д. Лицензионные операции – это предоставление стороной‑патентовладельцем (лицензиаром) другой стороне, лицу или фирме (лицензиату) права на промышленное и коммерческое использование изобретения, пользующегося патентной защитой, в течение обусловленного срока и за определенное вознаграждение. В международной практике торговли существуют две группы лицензий: - чистые лицензии – объект лицензионных соглашений, основное содержание которых заключается в передаче прав на предмет изобретение или ноу-хау; - сопутствующие лицензии, которые включаются в общие договоры о поставках продукции, чаще всего комплектного оборудования, и при этом отдельные лицензионные соглашения не подписываются. По способам охраны объектов промышленной собственности выделяют лицензии: - патентные; - беспатентные; - смешанные. Патентные – лицензии на использование технических решений, защищенных патентами или другими аналогичными охранными документами. Беспатентные – лицензии, предметом которых являются разработки (технологии), не имеющие правовой защиты (например, ноу-хау). Смешанные – лицензии на передачу ноу-хау и прав, охраняемых патентами. Экспорт и импорт лицензий осуществляется на основе подписания лицензионных соглашений. Торговлю лицензиями осуществляют владельцы и потребители, а также посредники. Кроме этого, торговлю лицензиями ведут специальные фирмы, скупающие, дорабатывающие их и пополняющие комплексом ноу-хау. Существуют следующие группы лицензионных договоров: - о простой лицензии (не ограничивает прав лицензиаров продавать аналогичные лицензии другим лицензиатам, самостоятельно производить продукцию на ее основе и сбывать на той же территории); - об исключительной лицензии (дает лицензиару монопольное право на ее использование, включая перепродажу лицам в пределах оговоренной территории. Лицензиар не может продавать эту лицензию на договорной территории, а также производить продукцию на ее основе на этой же территории); - о полной лицензии (лицензиар полностью лишается прав на изобретение). В международной практике торговли лицензиями доля вознаграждения лицензиара в среднем составляет от 10 до 35 % общей суммы дополнительной прибыли. Стоимость лицензии существенно различается в зависимости от степени технической разработки и патентной защиты. Стоимость беспатентной лицензии на 10–20 % ниже, чем на изобретение, защищенное патентом. Цены на исключительные лицензии обычно в 2 раза превышают цены на простые лицензии. Выделяют ряд основных действий со стороны лицензиара и лицензиата при купле-продаже лицензии: - изучение конъюнктуры рынка по поводу купли-продажи лицензии; - патентование лицензиаром изобретения в странах покупателя; - проведение лицензиаром рекламных мероприятий, не выдавая секретов изобретения; - рассылка лицензиаром экспортных предложений потенциальным покупателям (лицензиатам); - расчет лицензиаром предполагаемого вознаграждения; - подписание сторонами лицензионного соглашения; - передача лицензиату технической документации по реализованному изобретению; - осуществление расчетов за купленное изобретение. Лицензионные соглашения оплачиваются в формах: - единовременного (паушального) платежа заранее согласованной цены лицензии. Паушальные платежи применяются, когда стоимость лицензии мала по сравнению со стоимостью оборудования и сложен контроль за показателями работы лицензиата; - постепенной выплаты вознаграждений частичными платежами (роялти) пропорционального согласованным показателям деятельности лицензиатов. Роялти может начисляться к следующим показателям: – дополнительной прибыли лицензиата; – его общей прибыли; – стоимости произведенной или реализованной продукции; – физическому объему произведенной или реализованной продукции; – мощности изготовленного по лицензии оборудования; – объему потребляемого сырья; – стоимости переработки; - выплаты за оказываемые лицензиаром дополнительные услуги по согласованным расценкам; - платежей в смешанной форме, предполагающих применение нескольких способов. Сделки по торговле объектами авторского права охватывают сферу духовной жизни и включают операции по уступке и приобретению прав: - на перевод и издание научной и художественной литературы; - постановку театральных спектаклей; - издание нот и использование музыкальных произведений; - совместную постановку кинофильмов; - прокат и обмен кино- и видеофильмов и телепрограммами. Торговля товарными знаками. Товарные знаки – это обозначения, применяемые для отличия товаров (услуг) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических (физических) лиц. Товарные знаки регистрируются на имя юридического или физического лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак владельцу знака выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет знака и исключительное право владельца товарного знака в отношении товаров или услуг, указанных в свидетельствах. Товарные знаки символизируют высокий уровень качества. Стоимость продукции, маркированной товарным знаком и имеющей на мировом рынке известность, повышается, как правило, на 20–25 %. Во многих странах товарные знаки имеют правовую защиту, которая действует с момента их регистрации. Правовая защита обеспечивает его владельцу монопольное право на данную маркировку. Международная торговля товарными знаками имеет те же особенности, что и торговля лицензиями на изобретение и ноу-хау. В основном продажа прав на использование товарного знака сопутствует экспортно-импортным операциям по машинам, оборудованию. При этом в контракт на поставку оборудования включается продажа лицензии на ноу-хау в области технологических новшеств и продажа прав на использование товарного знака производителя, известного качеством своей продукции и имиджем добросовестного партнера. Общая стоимость контракта купли-продажи оборудования будет включать цену лицензии и стоимость прав использования торговой марки. Расчеты вознаграждений производителя также в виде роялти или паушальных платежей. Для избежания риска недобросовестного использования товарного знака и ущерба собственному имиджу продавцы прав использования товарного знака при продажах с неисключительным правом оставляют за собой право контролировать качество маркируемых знаком продукции и услуг. И хотя этот контроль влечет за собой расходы, возможные потери имиджа высокого качества могут быть непоправимыми. Функции товарного знака достаточно разнообразны и коммерчески привлекательны. Знак должен психологически воздействовать на покупателя, вызывая у него ассоциации с высоким качеством, надежностью, престижностью. Товарный знак эффективно используется в рекламных целях, выступая в качестве ключевого элемента рекламного стиля фирмы. В неизменном виде знак должен быть на любой рекламной продукции, упаковке и т. п. Товарный знак должен обладать новизной идеи, лаконичностью, современным дизайном и иметь правовую защиту. Приоритет правовой защиты имеет знак, зарегистрированный первым. Использование товарных знаков в России регулируется законом и осуществляется на основе их государственной регистрации и выдачи владельцу свидетельства. Регистрацию товарного знака осуществляет Роспатент на основании поданной заявки. Рыночная стоимость прав использования товарного знака определяется на основе оценки возможной прибыли. Франчайзинг. Специфической формой торговли лицензиями является франчайзинг, представляющий собой систему передачи или продажи лицензий на технологию или товарный знак (например, сеть ресторанов «Макдоналдс» в России). Фирма (франчайзер), имеющая высокую репутацию на рынке, передает на определенных условиях неизвестной потребителю фирме (франчайзиату или франчайзи) право, т. е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход). По договору франчайзинга право деятельности обычно предоставляется на определенное время и на определенной территории. Основной принцип франчайзинга заключается в сочетании ноу-хау франчайзера и капитала франчайзиата. Франчайзиат в данном случае выполняет две функции: - предоставляет капитал для создания торгового предприятия; - руководит собственным торговым предприятием. Франчайзиат выполняет роль источника капитала, и поэтому он является наиболее важным элементом данного двустороннего бизнеса. Можно выделить следующие преимущества франчайзинга: - с точки зрения франчайзера: – возможность увеличить число торговых предприятий при минимальных капиталовложениях с его стороны, поскольку вложение капитала является по большей части заботой франчайзиата; – возможность увеличить доходы за счет усилий франчайзиата, так как франчайзиат является собственником предприятия, его деятельность сильно мотивирована, и он прилагает максимум усилий для роста доходности своего бизнеса; – снижение издержек производства и обращения на единицу товарооборота, так как франчайзиат в качестве предпринимателя сам несет все расходы по содержанию своего предприятия; – расширение распределительной сети своего товара или услуги, так как франчайзиат, как правило, покупает необходимое ему оборудование у франчайзера или же через него; - с точки зрения франчайзиата: – ведение своего бизнеса под торговым знаком, который пользуется известностью и хорошей репутацией; – использование уже испытанной формы предпринимательства; – возможность пользования совместной рекламой; – помощь и обучение со стороны франчайзера; – относительно низкая стоимость лицензионного бизнеса. Однако наряду с преимуществами существуют следующие недостатки франчайзинга: - для франчайзера: – сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как он не является наемным работником и франчайзер непосредственно им не управляет; – риск потерять свою репутацию и позитивный имидж из-за плохой работы франчайзиата; – вероятность искажения бухгалтерской отчетности от франчайзиата; – возможная противоположность целей с франчайзиатом, что может неблагоприятно сказаться на бизнесе, так как франчайзер не может расторгнуть договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора; - для франчайзиата: – наличие контроля со стороны франчайзера, что может ограничивать инициативу франчайзиата; – определенная нестабильность в положении франчайзиата, так как со сменой франчайзера может поменяться политика в отношении франчайзиата; – определенная плата за услуги франчайзера, например, предусматриваемое иногда исключительное право покупки оборудования у франчайзера. Франчайзинг в первую очередь пригоден для отраслей, для которых характерны услуги с большой долей персонального обслуживания (общепит, гостиничное, бытовое обслуживание). Выделяют следующие виды франчайзинга: - товарный (франчайзинг продукта и торговой марки); - комплексный (производственный, бизнес-формат). Товарный франчайзинг предусматривает реализацию франчайзиатом товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком. В этом случае франчайзиат специализируется только на продукции данной компании. Такой вид франчайзинга используется для сбыта бензина, автомобилей, сельскохозяйственного оборудования. Комплексный франчайзинг наиболее распространен в сфере ресторанного бизнеса. Он предусматривает предоставление франчайзиату право на использование товарного знака, разработки маркетинговой стратегии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции. При этом типе франчайзинга франчайзиат получает поддержку от франчайзера в течение всего срока действия договора. В пользу франчайзера взимается начальный гонорар предоставление франчайза. Это может быть одноразовая плата либо плата за предоставление услуг, например отдельно за обучение, за выбор площадки для строительства предприятия. Кроме того, франчайзиат должен делать взнос в рекламный фонд, которым располагает франчайзер. Доходы франчайзера складываются из первоначально уплачиваемого ему одноразового вознаграждения, которое может рассматриваться как вступительный взнос, и из постоянных отчислений, т. е. текущих сборов, которые взимаются как процент от оборота, от валового дохода или какого-либо другого финансового показателя. Услуги в международной торговле. Наряду с международной торговлей товарами широко развита и торговля услугами. Международная торговля товарами и услугами тесно связаны между собой. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включается в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с товарной торговлей. Услуги – это комплекс разнообразных видов деятельности, в том числе предпринимательской, связанных с удовлетворением совокупности потребностей людей. Различаю понятие «услуги» в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги – это комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих знаний человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне. Большинство услуг продается и покупается, следовательно, услуга – это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его вещественном виде: - они, как правило, неосязаемы; - услуги неотделимы от своего источника; - производство и потребление услуг, как правило, происходит одновременно; - для услуг характерно непостоянство качества, изменчивость, невозможность хранения. Большинство видов услуг может быть объектами международной торговли. Торговля услугами – это нетоварные коммерческие сделки. Если сделка заключена между фирмами или физическими лицами разных стран, она считается международной. В отличие от торговли товарами, экспорт или импорт услуг не обязательно означает перемещение через таможенную границу. Например, если иностранец снимает номер в гостинице или оплачивает проезд внутри другой страны, это считается международной нетоварной сделкой по покупке (продаже) услуг. По характеру обслуживания все услуги можно подразделить на: - персональные, т. е. услуги, удовлетворяющие потребности физических лиц; - деловые услуги для обслуживания юридических лиц. По объектам, на которые направлены услуги, выделяют: - производственные услуги, т. е. имеющие дело с потребительскими товарами: в процессе оказания услуги наблюдается такой же процесс труда, как и в материальном производстве; - непроизводственные услуги – это те услуги, действия которых направлены либо непосредственно на человека, либо окружающие его условия. Здесь не фигурируют материальные продукты, и производство такой услуги неотделимо от потребления. В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов: - услуги для бизнеса; - строительные услуги; - услуги связи (почтовые, курьерские, телекоммуникационные); - дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг); - транспортные услуги; - финансовые услуги; - образовательные услуги; - услуги здравоохранения; - туристические услуги; - рекреационные услуги; - услуги по охране окружающей среды; - услуги, в другом месте не классифицированные. Наиболее неоднородными является сектор услуг для бизнеса, включающий следующие услуги: - профессиональные; - компьютерные; - в сфере исследований и разработок; - в сфере оборота недвижимости; - по аренде оборудования без обслуживающего персонала; - рекламные и др. К профессиональным услугам относятся: - правовые; - бухгалтерские; - по налоговому консультированию; - архитектурные; - инженерные; - по научно-техническому консультированию и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.140 (0.01 с.) |