Тема 2. 2. Система государственного регулирования вэд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 2. Система государственного регулирования вэд



 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ:

Государственное регулирование ВЭД – содержание и система.Теоретические взгляды регулирования ВЭД. Принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Нормативно-правовой аппарат регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.Методы и приемы регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.Объекты и субъекты управления внешнеэкономической деятельностью. Программы развития внешнеэкономической деятельности России. Важность государственного регулирования ВЭД.

 

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации – вид государственной политики, совокупность принципов, методов и приемов, законодательных и нормативно-правовых актов, комплексное использование которых осуществляет воздействие на экономические объекты и процессы, с целью «… защиты экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц…».

Представим систему государственного регулирования в совокупности – см. рисунок 3.

 

Рассмотрим элементы системы государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации.

Так, теоретические взгляды регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на два принципиально разных похода – свободная торговля и протекционизм.

Принцип «свободы торговли» (или «фритредерство», от англ. «free trade» - свободная торговля, синоним «либерализм») - направление во внешнеторговой политике, минимизирующее вмешательство (в идеальном случае – невмешательство) государства в частнопредпринимательскую деятельность экспортеров и импортеров.

Базовые основы этого направления построены на теориях абсолютных (А. Смита) и относительных (Д. Риккардо)) преимуществ, считающихся базовыми в классике рыночной экономики, и обосновывающих, что каждая из стран извлекает выгоду из разделения труда и внешней торговли, используя относительные различия в издержках производства двух или нескольких товаров.

Эти теории раскрыты во всех современных экономических учебниках и изучающие курс могут без труда ознакомиться с их положениями.

В качестве «contro» заметим, что данные теории построены на том, что сотрудничество осуществляется в условиях абсолютной свободы торговли, в соответствии со спросом и предложением, т.е. по-сути представляют собой идеальную модель и в известной степени были политически ангажированы.

Протекционизм (франц. «protectionnisme», от лат. «ptotectio» - защита, покровительство) – направление в экономической теории, экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики.

Протекционизм осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от импорта товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.

Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.

В защиту протекционизма известно высказывание Д.И. Менделеева: «… не будь, например, наложена пошлина на сахар, Россия не имела бы до сих пор своего свеклосахарного производства, потому что всякую попытку начинателей задавило бы соперничество соседних стран, где ранее успела вырасти эта промышленность…».

Известный британский теоретик и апологет свободной торговли, А. Маршалл (1842-1924 гг.), «…формируя графический метод анализа проблем международной торговли, хотел отказаться от него, поскольку из него следует, что тарифы (т.е. протекционизм) в определенных условиях бывают выгодны вводящей их стране …».

В итоге, заключим, что гипотеза классической теории международного обмена, заключается том, что обмен происходит в условиях свободной конкуренции, в соответствии со спросом и предложением.

Но на самом деле это не так – международный рынок ассиметричен и неравномерен, что обусловлено наличием неконкурентных структур, тенденциями к монополизации в мировой экономике: образование ТНК, экспортно-импортных картелей, поддержка государствами отечественных производителе и т.п.

Ассиметричность и неравномерность рынка обуславливает проявление протекционизма, как естественной формы защиты национальной экономики и национальных интересов. Налицо действие принципа диалектического материализма – единства и борьбы противоположностей.

Можно констатировать, что современная экономическая теория страдает некой амбивалентностью, представляя аргументы, как в пользу политики свободной торговли, так и в пользу протекционизма.

Федеральным законом «Об основах государственного регулирования…» № 164-ФЗ от 08.12.2003 г., основными принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации определены:

1) Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.

2) Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3) Единство таможенной территории Российской Федерации.

4) Взаимность в отношении другого государства (группы государств).

5) Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации.

6) Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

7) Гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

8) Обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

9) Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации.

10) Обеспечение обороны страны и безопасности государства.

11) Обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности.

12) Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

13) Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, закрепленные в федеральном законе, декларируют:

  • протекционистский подход - защита интересов национальных рынков и потребителей, обеспечение обороны страны и безопасности государства и т.п.,
  • либеральный подход, что подтверждено установлением равенства и отсутствием незаконной дискриминации участников внешнеторговой деятельности, обязательством выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, не обременительных для участников ВЭД, право на обжалование в судебном (или ином установленном законом порядке) действий государственных органов и их должностных лиц и т.п.

Нормативно-правовой аппарат регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации построен в иерархии римского права, имеет структуру:

  • законодательные акты – как высший, императивный уровень правовой системы;
  • нормативно-правовые акты: подзаконные акты, инструкции, указы – как уровень правовой системы, регулирующий текущие (повседневные) правовые отношения;
  • практика судебного прецедента – как уровень регулирования споров и коллизий в правоотношениях субъектов, и
  • обычаи делового оборота – как диспозитивный уровень праворегулирования.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ). Более подробно данный аспект системы государственного регулирования ВЭД рассмотрен ниже.

Методы и приемы регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации построены на сочетании методов таможенно-тарифного регулирования посредством таможенных пошлин, и приемов нетарифного регулирования – введения различных запретов и ограничений, «… реализующие основные задачи:

  • поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке;
  • повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики;
  • поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств;
  • повышение конкурентоспособности российского экспорта;
  • интеграция в единую систему таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза…».

Более подробно методы и приемы регулирования ВЭД рассмотрены ниже.

Объектами и субъектами управления внешнеэкономической деятельностью выступают:

  • объект – непосредственно внешнеэкономическая деятельность как процесс и совокупность профессиональных видов деятельности, носящей коммерчески и некоммерческий характер, реализуемые как на макро - так и на микроуровнях;
  • субъект управления – совокупность участников ВЭД, разделяемых законом: а) на органы власти Российской Федерации по государственному (Российская Федерация), региональному (субъекты Федерации) и муниципальному (местные органы самоуправления) уровням; б) на физических и юридических лиц.

Помимо этого органы власти Российской Федерации как субъект управления можно разграничить по ведомственному признаку - Министерство промышленности и торговли, Минэкономразвития, Федеральная таможенная служба и т.д.

В свою очередь, участников ВЭД - физических и юридических лиц, можно разграничить по ряду признаков, например по признаку резидентства – на резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Более подробно правовой статус субъектов внешнеэкономической деятельности раскрыт ниже.

Рассмотрим, программы развития внешнеэкономической деятельности России, отраженные в официальных документах Минэкономразвития РФ.

Так, в октябре 2008 года, Правительство Российской Федерации одобрило «Внешнеэкономическую стратегию России до 2020 года» (далее «Внешнеэкономическая стратегия…»), подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса. В Стратегии впервые за последние годы зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.

Необходимость разработки этого документа обусловлена как вышеперечисленными проблемами внешнеэкономического комплекса России, так и тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в мировом хозяйстве, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами.

Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов.

Внутренние причины связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития.

Долговременной целью внешнеэкономической политики России является обеспечение глобальных лидирующих позиций страны, как одной из ведущих мировых экономических держав XXI века.

В этой связи «Внешнеэкономическая стратегия…» базируется на ключевых положениях «Концепции Долгосрочного развития России-2020», в которой зафиксированы цели, принципы, приоритетные направления и географическая диверсификация внешнеэкономических связей России.

«Внешнеэкономическая стратегия…» содержит концептуальные условия развития отношений со странами Америки, Европы, СНГ, Азии и Африки, рассматривает вопросы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации регулирует правовые аспекты ее развития, особенности регулирования валютно-кредитных отношений, урегулирование внешней задолженности России, процессы развития отношений в ЕврАзЭС, процедуры взаимодействия с деловыми кругами, аспекты реализации торговой политики и статус торговых представительств России за рубежом.

Важность государственного регулирования ВЭД в современной практике Российской Федерации обусловлена роль внешней торговли в экономике страны. Так, в примерах Дальнего Востока (см. таблицу 2), внешняя торговля составляет порядка 30-40% от валового регионального продукта, что определяет существенную зависимость экономики региона от внешнего рынка и предопределяет принципиальную важность государственного регулирования ВЭД.

В итоге заключим, что государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, наряду с другими видами государственной экономической политики (денежно-кредитной, фискальной и т.п.), является важным инструментом сбалансированного и позитивного развития национальной экономики Российской Федерации.

 

Вопросы для контроля:

1) Раскройте систему государственного регулирования ВЭД

2) Рассмотрите основные теоретические взгляды на государственное регулирование ВЭД, приведите примеры теорий и покажите их диалектический характер.

3) Перечислите принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

4) Рассмотрите нормативно-правовой аппарат регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

5) Концептуально раскройте методы и приемы регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

6) Покажите сущность программ развития внешнеэкономической деятельности России и раскройте важность государственного регулирования ВЭД.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.018 с.)