Тема 2.4. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.4. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ



 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ:

Приемы и методы, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: практика таможенно-тарифного регулировании, приемы нетарифного регулировании, содействие развитию внешней торговли.

Компетенция органов в государственном регулировании ВЭД: ведение Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности, совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ведение субъектов Российской Федерации, компетенция органов местного самоуправления и участников ВЭД, компетенция федеральных органов исполнительной власти – уполномоченных органов регулирования ВЭД, роль Федеральной судебной системы.

 

Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определены основные приемы и методы, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, формирующие собой Торговую политику Российской Федерации.

Установлено, что «…торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг…».

Торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Реализация торговой политики России осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных указанным законом. К их числу относят:

  • методы таможенно-тарифного регулирования;
  • приемы нетарифного регулирования: запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности, из перечня, предусмотренного законом.

Заметим, что указанный перечень носит исчерпывающий характер – т.е. применение других приемов и способов в практике государственного регулирования ВЭД недопустимо.

При этом определены и однозначно разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования ВЭД, что рассмотрено выше.

Наибольшее распространение в сфере государственного регулирования ВЭД в России получила практика таможенно-тарифного регулирования, осуществляемая для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в ее экономике.

В практике этого вида регулирования основная роль отведена ввозным и вывозным таможенным пошлинам - государственным денежным сборам с товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. Подробно эти аспекты изложены в разделе 9.

Приемы нетарифного регулирования - комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами. Подробно эти аспекты изложены в разделе 4.

Существенным элементом государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации является содействие развитию внешней торговли.

Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусмотрено, что «… Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляют мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности…», в том числе обеспечивают:

1) Создание благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств посредством двусторонних и многосторонних переговоров, международных договоров и деятельности в международных организациях и межправительственных комиссиях.

2) Финансовую поддержку посредством кредитования участников внешнеторговой деятельности, создания и использования систем гарантий и страхования экспортных кредитов.

3) Дипломатическую помощь: внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных государствах обеспечиваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, а также созданными на основании международных договоров Российской Федерации торговыми представительствами Российской Федерации.

4) Информационное сопровождение, предоставляя сведения: о российских лицах и об иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке; о российских лицах и об иностранных лицах, получивших квоты и лицензии; о международных торговых договорах и об иных договорах Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; о российском и об иностранном законодательстве в области внешнеторговой деятельности; о деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах; о таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации; о конъюнктуре на внешних рынках по основным товарным группам; о правонарушениях в области внешнеторговой деятельности и другие данные, предусмотренные законодательством.

5) Организационную помощь посредством проведения торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций, проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определена компетенция органов в государственном регулировании ВЭД.

Так,в ведении Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности находятся:

1) формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации;

2) защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;

3) государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;

4) установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля над ними;

5) определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, а также иных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан, жизнь или здоровье животных и растений, окружающую среду;

6) определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней;

7) координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль над разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации;

8) установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

9) заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

10) учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

11) участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

12) определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности находятся:

1) координация внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

2) выполнение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, если эти договоры затрагивают вопросы, относящиеся к ведению субъектов Российской Федерации, или полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

3) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности;

4) создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности;

5) участие в деятельности специально созданных для этой цели органов международных организаций.

Ведение субъектов Российской Федерации заключается в праве: 1) проводить переговоры и заключать соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств;

2) содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и Министерством иностранных дел Российской Федерации;

3) открывать представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) осуществлять формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности.

Заметим, чтовнешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления осуществляется только в специально определенных законодательством РФ случаях.

Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет состав и компетенцию участников ВЭД, определяя таковых как:

  • статья 10 - «Любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами»;
  • статья 11 – «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами».

Помимо этого, законом определены:

  • Основные положения государственного регулирования ВЭД, отражая методы государственного регулирования в этой сфере, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, практику заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, процедуры гласности и иные вопросы.
  • Процедуры государственного регулирования ВЭД в области внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, устанавливая процедуры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, практику недискриминационных применений количественных ограничений, распределение квот и лицензирования внешней торговли, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры и т.д.

Практика нормативно-правовой базы государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации формируется с учетом компетенций федеральных органов исполнительной власти – уполномоченных органов регулирования ВЭД, а именно:

  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации – осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;
  • Министерство экономического развития Российской Федерации в части создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;
  • Федеральная таможенная служба является органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
  • иные министерства и федеральные службы – в рамках своей компетенции.

При этом, если затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, работа уполномоченных федеральных органов осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В государственном регулировании внешнеэкономической деятельности существенно важна роль Федеральной судебной системы России, создающей практику судебного прецедента.

Судебный прецедент (от лат. «praecedens» - предшествующий) – это вынесенное судом по конкретному делу решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела.

Практика судебного прецедента является основным инструментом разрешения споров между участниками ВЭД и таможенными органами (как пример), так и формирует собой статистический материал для трансформации законодательной и нормативно-правовой базы регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

Вопросы для контроля:

1) Раскройте приемы и методы, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

2) Покажите практику таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

3) Раскройте приемы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

4) Рассмотрите сущность процедур содействия развитию внешней торговли.

5) Раскройте содержание компетенций Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности,

6) Раскройте содержание компетенций совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации во внешнеторговых процессах.

7) Раскройте содержание компетенций субъектов Российской Федерации во внешнеторговых процессах.

8) Отразите компетенции органов местного самоуправления и участников ВЭД во внешнеторговых процессах.

9) Покажите компетенции федеральных органов исполнительной власти – уполномоченных органов регулирования ВЭД,

10) Раскройте роль Федеральной судебной системы во внешнеторговых процессах.

 

 

ЛИТЕРАТУРА





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.133.198 (0.007 с.)