Источники правового регулирования ВЭД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники правового регулирования ВЭД



 

Под источниками правового регулирования внешнеэкономической деятельности понимается формы, в которых выражена та или иная норма. Источники имеют определенную специфику и двойственный характер. С одной стороны источниками являются формы внешне объективированного выражения согласованной воли двух и более государств - договор и обычай. С другой стороны его источникам присущи те юридические формы, которые характерны для национального права вообще, т.е. внутреннее законодательство и обычай.

Согласно Конституции РФ (ст. 15 п. 4) международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора. Среди международных договоров с участием РФ, относящихся к внешнеэкономической деятельности, можно выделить следующие:

  • Конвенция ООН о договорах международной купли - продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.);
  • Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г.;
  • Конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселе (Женевская конвенция, 1930 г.);
  • Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988 г).;
  • Парижская конвенция по охране промышленной собственности, 1883 г.;
  • Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, 1891 г.;
  • Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йоркская конвенция, 1958 г.);
  • Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женевская Конвенция,1961 г.);
  • Гаагская конвенция, отменяющая требования легализации, 1961 г.;
  • Таможенный Кодекс таможенного союза, утвержденный Договором о Таможенном Кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 г.;
  • Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года;
  • Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г.

Основные нормативные акты Российской Федерации:

  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
  • Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О валютном регулировании и валютном контроле";
  • Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.06.2009) «О таможенном тарифе»;
  • Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 07.05.2009) "Об экспортном контроле". В нем регулируется контроль экспорта оружия массового поражения и средств его доставки;
  • Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
  • Федеральный закон от 14.04.1998 N 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (принят ГД ФС РФ 20.03.1998). Среди защитных мер в Законе предусмотрено применение антидемпинговых и компенсационных мер;
  • Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 30.12.2006) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров";
  • Федеральный закон 22.07.2005 г. № 116-фз (ред. от 25.12.2009) «Об особых экономических зонах в российской федерации»;
  • Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений";
  • Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О соглашениях о разделе продукции";
  • Федеральный закон от 11.03.1997 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" (принят ГД ФС РФ 21.02.1997);
  • Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 03.12.2008) "О международном коммерческом арбитраже";
  • Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об акционерных обществах";
  • Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об обществах с ограниченной ответственностью";
  • Постановление Правительства РФ от 09.06.2005 N 364 (ред. от 14.02.2009) "Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий";
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.1996 N 1560 (ред. от 19.07.2010) "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе Российской Федерации";
  • Указ Президента Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок №1209 от 18.08.1996 г.;
  • Постановление Правительства РФ О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок от 31.10.1996 г. N 1300.

Субъекты ВЭД

 

Индивидуальный предприниматель вправе заниматься коммерческой деятельностью только после регистрации в установленном порядке. В России действует ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001года № 129-ФЗ (с изменениями от 2010 года). Иностранные юридические лица и организации, не признаваемые иностранным правом юридическими лицами, но обладающие гражданской правоспособностью вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России, если они обладают таким правомочием в соответствии с законодательством страны – происхождения. Это вытекает из положений статьи 1202 и 1203 ГК РФ.

В отношениях по осуществлению внешнеэкономической деятельности вовлечены 2 группы субъектов:

  • Частные субъекты, которые непосредственно осуществляют внешнеэкономическую деятельность, и
  • Субъекты публичного права, которые преимущественно эту деятельность регулируют.

Первая группа субъектов представляет собой зарегистрированные в установленном порядке юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, но в правоспособность которых согласно иностранному законодательству входит правомочие на занятие предпринимательской деятельностью. Все эти субъекты делятся на резидентов и нерезидентов.

Резиденты.

Юридические лица, которые созданы (имеют место государственной регистрации) на территории Российской Федерации, независимо от того, принадлежат они российским или иностранным собственникам. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица, которое выдается регистрирующим органом. В настоящий момент таким органом является районная Инспекция Федеральной налоговой службы, на территории, где находится место нахождения организации, под которым по общему правилу признается место нахождения ее руководящих органов. Специальное законодательство, в частности: о валютном регулировании, налоговое, рассматривает также в качестве резидентов филиалы и представительства российских организаций, находящиеся за рубежом. Строго говоря, они не являются самостоятельными субъектами правоотношений, в том числе и по поводу международного обмена товарами, работами и услугами. Однако, указание в законе, что такие филиалы и представительства являются резидентами, связано с избежанием недоразумений, которые могли бы возникнуть при толковании соответствующих нормативных актов.

Физические лица, имеющие постоянное место жительство на территории Российской Федерации (не обязательно граждане России), в том числе временно находящиеся на территории иностранных государств.

Нерезиденты.

К нерезидентам относятся все остальные субъекты правоотношений, а именно:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в пунктах «б» и «в».

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленныхфедеральными законами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.006 с.)