Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Государственное регулирование

Поиск

ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

7.1. Способы государственного регулирования

 

Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям занимает длительный период и характеризуется сложностью и неоднозначностью осуществляемых преобразований, поэтому государственное регулирование складывающихся рыночных отношений в настоящее время необходимо. Государственное вмешательство в регулирование экономических отношений должно быть оптимальным, обеспечивать баланс прав и обязанностей всех участников рыночных отношений, поэтому сложной задачей является определение меры, способов и объема государственного воздействия. Необходимо сказать, что в экономической и юридической литературе активно изучаются способы государственного воздействия на рыночную экономику, но до сих пор само понятие государственного регулирования, его природа и объем весьма неоднозначно понимаются учеными <1>.

--------------------------------

<1> См.: Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005; Тихомиров Ю.А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и экономика. 2005. N 5.

 

Государственное регулирование осуществляется различными способами - прямым и косвенным. Для выявления диспропорций на товарных рынках осуществляется также государственный мониторинг (наблюдение) рынков отдельных видов товаров.

Прямое регулирование заключается в основном в предъявлении к субъектам предпринимательской деятельности обязательных требований (государственной регистрации, лицензирования, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, уплаты налогов и сборов, соблюдения различных установленных норм, нормативов и лимитов и др.). Новым Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1> перечень лицензируемых видов деятельности значительно сокращен. В области торговли лицензированию подлежат деятельность по перевозкам воздушным видом транспорта грузов, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных и черных металлов, производство лекарственных средств и др. <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2715.

<2> См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430 (с послед. изм.).

 

На отдельные виды товаров федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок (наценок) к ценам на них, в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти (ч. 4 ст. 8 Закона о госрегулировании торговли).

Кроме того, впервые в Законе о госрегулировании торговли предусмотрена такая мера государственного вмешательства в процесс регулирования цен, как предоставляемое Правительству РФ право устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые продовольственные товары первой необходимости на территории субъекта РФ или территориях нескольких субъектов РФ, в случае если в течение 30 календарных дней подряд на территории такого субъекта (таких субъектов) рост розничных цен на такие товары составит 30% и более. Эта мера может быть введена на срок не более чем 90 календарных дней (ч. 5 ст. 8). Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельных цен на них устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 875 <1> создана Правительственная комиссия по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков, которая рассматривает предложения по установлению предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. Правила установления предельно допустимых розничных цен установлены Правительством РФ <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 45. Ст. 5858.

<2> Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 // СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 4103.

 

С целью достижения доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары Законом о госрегулировании торговли предусмотрена необходимость достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов РФ, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований (ст. 19). Такие нормативы разрабатывают уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством РФ.

Важной задачей государства является информационное обеспечение в области торговли. С этой целью Законом о госрегулировании торговли предусмотрено создание соответствующей системы государственного информационного обеспечения. Выполнение данной задачи возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, которым является Министерство промышленности и торговли РФ. Правительством РФ утверждено Положение о создании и обеспечении функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. N 887 // СЗ РФ. 2010. N 47. Ст. 6115.

 

Законом установлена обязанность Министерства промышленности и торговли РФ по обязательному размещению и не реже чем 1 раз в квартал обновлению на его официальном сайте и на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ в сети Интернет:

- информации о принятых Министерством решениях в области торговли;

- информации об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговли;

- информации о среднем уровне цен на отдельные виды товаров и иной информации.

Одним из важных обязательных требований, предъявляемых государством к производителям товаров и торговцам, является соблюдение санитарных норм и правил в процессе производства, реализации и осуществления других видов деятельности с товарами.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <1> установлены требования к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые заключаются в сертификации и лицензировании товаров, работ, услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, а также государственной регистрации потенциально опасных для человека веществ, продукции (товаров), в том числе ввозимой на территорию Российской Федерации, отходов производства и потребления.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650 (с послед. изм.).

 

Товары по своим свойствам должны соответствовать санитарным правилам, которые утверждает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <1>.

--------------------------------

<1> См.: Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569 // СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3953 (с послед. изм.).

 

Предприниматели обязаны контролировать соблюдение санитарных правил в процессе производства, реализации, хранения и других видов деятельности с товарами в целях обеспечения безопасности и безвредности продукции для человека и среды его обитания.

Следует отметить, что условия о выполнении требований санитарного законодательства к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продукции являются существенными условиями договора поставки (п. 3 ст. 16 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Косвенное регулирование осуществляется путем применения мер поддержки и экономических стимулов к предпринимателям (налоговые льготы, кредиты на льготных условиях, государственные субвенции, субсидии и др.).

Так, органами государственной власти субъектов РФ при определении основных направлений социально-экономического развития соответствующих территорий предусматриваются мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, а также разработка и реализация региональных программ развития торговли (ст. 18 Закона о госрегулировании торговли).

Они осуществляют поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, ведущих торгово-закупочную деятельность в сельской местности, а также стимулирование деловой активности производителей и торговых предпринимателей путем организации и проведения выставок и ярмарок в области торговой деятельности.

Кроме того, в качестве мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Законом установлено, что не менее 60% нестационарных объектов от их общего количества, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов, которая утверждается уполномоченным органом местного самоуправления, должны использоваться субъектами малого или среднего предпринимательства.

Законом о госрегулировании торговли предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли.

Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:

1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

2) повышение доступности товаров для населения;

3) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.

Между тем, как представляется, целесообразно было бы разработать и утвердить и федеральную программу развития торговли в Российской Федерации.

 

7.2. Обеспечение конкуренции на товарных рынках

 

Конкуренция является основной движущей силой рыночной экономики. Поддержка конкуренции - одна из основных гарантий в сфере экономической деятельности, провозглашенной Конституцией РФ (ч. 1 ст. 8). Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, запрещается (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Конкуренция как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Наличие конкуренции на товарных рынках способствует установлению равновесной цены на однородные товары, эффективному развитию производства, удовлетворению спроса потребителей, применению новых технологий, совершенствованию форм и методов организации производства и сбыта товаров, улучшению качества и расширению ассортимента товаров.

Конкуренция как движущая сила развития производства и торговли должна поддерживаться государством. С этой целью государством разработана конкурентная политика, представляющая собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах <1>.

--------------------------------

<1> См.: Программа развития конкуренции в Российской Федерации.

 

При становлении рыночной экономики одной из главных задач государства является поддержка конкуренции, поскольку она выражает суть рыночной экономики. Решение этой главной задачи означает: во-первых, формирование конкурентной среды на товарных рынках, т.е. предоставление хозяйствующим субъектам возможности беспрепятственного осуществления правомерных конкурентных действий с целью привлечения покупательского спроса; во-вторых, защиту конкуренции; в-третьих, борьбу с недобросовестной конкуренцией.

Между тем в настоящее время антимонопольные органы уделяют в основном внимание применению антимонопольных мер. При этом наиболее сложной задачей является формирование конкурентной среды на товарных рынках. Отсутствие конкуренции либо ее недостаточность являются основанием для вмешательства государства в регулирование и защиту рыночных отношений.

Анализ состояния конкуренции включает в том числе изучение условий доступа на товарный рынок, долей хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношения долей покупателей и продавцов товара, периода существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке (ч. 8 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Закон о защите конкуренции распространяет свое действие как на товарные рынки, так и на рынок финансовых услуг. Вместе с тем Законом о госрегулировании торговли установлены специальные антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов в области торговли и антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления (глава 3).

Специальные антимонопольные правила установлены в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю продовольственными товарами путем организации торговой сети (ритейлеров), и поставщиков продовольственных товаров. Эти правила направлены на исключение недобросовестных практик, сложившихся между некоторыми ритейлерами и поставщиками, такими, как создание контрагентам дискриминационных условий, навязывание невыгодных условий договора (ст. 13).

Определение наличия у хозяйствующего субъекта торговой сети необходимо для выявления размера доли реализуемых таким субъектом товаров на соответствующем рынке. Закон о госрегулировании торговли не устанавливает, что субъект, доля которого на соответствующем рынке превышает 25%, признается занимающим доминирующее положение на нем. Данный вопрос должен быть решен антимонопольным органом в соответствии с правилами ч. 6.1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, согласно которым положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим и при размере доли меньше 35% при наличии в совокупности определенных условий. Такими условиями являются: возможность хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на рынке; ограничение доступа на рынок новых конкурентов; отсутствие возможности замены реализуемого таким хозяйствующим субъектом товара другим товаром при потреблении; если изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.

Вместе с тем, если доля торговца на соответствующем рынке превышает 25%, это влечет определенные правовые последствия. Хозяйствующий субъект не вправе в этих случаях приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговли по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Такие сделки признаются ничтожными (ст. 14 Закона о госрегулировании торговли).

Расчет объема реализуемых товаров проводится в соответствии с Методикой расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2010 г. N 305 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2328.

 

К антимонопольным требованиям к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относятся запрет принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными нормативными правовыми актами.

В частности, запрещается:

- возлагать на хозяйствующие субъекты обязанности по участию в повторной (дополнительной к федеральной) проверке качества и безопасности товаров, за исключением установленных случаев;

- понуждать хозяйствующие субъекты поставщиков и торговцев к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта РФ или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ);

- понуждать хозяйствующие субъекты продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением случаев, когда такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;

- принимать иные нормативные правовые акты, решения, предусматривающие:

а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами РФ, между муниципальными образованиями в границах субъекта РФ;

б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов РФ, муниципальных образований в границах субъектов РФ;

- понуждать хозяйствующие субъекты к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами;

- устанавливать для хозяйствующих субъектов ограничения выбора хозяйствующих субъектов;

- проводить дискриминацию хозяйствующих субъектов торговцев и поставщиков в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Данные положения конкретизируют и развивают аналогичные требования, установленные Законом о защите конкуренции к федеральным органам исполнительной власти, также к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. За нарушение антимонопольных правил, установленных Законом, при осуществлении торговой деятельности установлена административная ответственность (ст. 14.40 КоАП РФ).

 

7.3. Государственная регистрация товаров

 

Государственная регистрация проводится в отношении отдельных видов товаров. Целями государственной регистрации являются выявление свойств товаров, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, а также возможности причинения вреда здоровью человека при производстве, обороте, потреблении и других видах деятельности с ними; оценка соответствия таких товаров требованиям санитарно-эпидемиологических и других обязательных норм и правил; оценка эффективности мер по предотвращению вредного воздействия товаров на здоровье человека при их изготовлении и других действиях с ними и др. Требования государственной регистрации содержатся в различных законодательных актах, в том числе в технических регламентах. Так, согласно ст. 43 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", государственной регистрации, подлежат:

- впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека;

- отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека;

- отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации.

Перечень отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, и порядок государственной регистрации такой продукции утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2001 г. N 262 <1>. Номенклатура видов продукции, подлежащей регистрации, определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Такая продукция допускается к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации, применению (использованию) после ее государственной регистрации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1711 (с послед. изм.).

 

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" государственной регистрации подлежат:

1) оригинальные лекарственные препараты;

2) воспроизведенные лекарственные препараты;

3) новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов;

4) лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, в новой дозировке (ст. 13).

Государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, проводится в соответствии с требованиями Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов". В статье 3 названного Закона предусмотрено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленным данным Законом.

Таким образом, проведение государственной регистрации социально значимых товаров обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) и благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

Государственная регистрация проводится на этапе подготовки товаров к производству на территории Российской Федерации, а товаров, впервые ввозимых Российской Федерацией, до ее ввоза на территорию России.

Государственную регистрацию и ведение государственного реестра соответствующих товаров проводят уполномоченные органы государственной власти. Так, государственную регистрацию потенциально опасной продукции и пищевой продукции проводит Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, лекарственных средств - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Регистрирующий орган публикует сведения о продукции, прошедшей государственную регистрацию, о приостановке действия регистрационного свидетельства, его аннулировании и предоставляет такие сведения заинтересованным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам.

Порядок государственной регистрации установлен уполномоченными органами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Положение о государственной регистрации и ведении государственного реестра отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2001 г. N 262; Положение о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий и ведении Государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и оборота, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 988 // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 124 (с послед. изм.); Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30 октября 2006 г. N 736 // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 52.

 

Изготовитель (поставщик, продавец) обязан доводить до сведения потребителей информацию о государственной регистрации продукции посредством указания данных о номере и дате выдачи регистрационного свидетельства на этикетке (упаковке, листке-вкладыше), в инструкции по применению, в техническом паспорте, а также в рекламе продукции.

Основания отказа в государственной регистрации четко установлены в нормативном порядке.

Так, в государственной регистрации потенциально опасной продукции может быть отказано, если:

а) качество и безопасность продукции не соответствуют установленным требованиям и представляют опасность для жизни и здоровья человека;

б) в отношении продукции и условий ее изготовления не установлены требования безопасности на современном уровне развития науки, а также отсутствуют методики определения и измерения в продукции и в среде обитания человека опасных факторов такой продукции;

в) отсутствуют или не могут быть обеспечены эффективные меры по предотвращению вредного воздействия продукции на здоровье человека при производстве, применении (использовании) такой продукции.

Решение регистрационного органа об отказе в государственной регистрации заявитель (индивидуальный предприниматель или организация, осуществляющие разработку и (или) подготовку к производству российской продукции или поставку импортной продукции) вправе обжаловать в административном или судебном порядке.

Таким образом, основной целью государственной регистрации товаров, как и технических регламентов, является обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья человека. Однако государственная регистрация и технические регламенты не дублируют и не исключают друг друга. Государственная регистрация решает вопрос о допуске к производству новой российской продукции или введению в оборот импортной продукции. Технические регламенты устанавливают обязательные требования к производству, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации продукции. Получение государственного свидетельства и внесение соответствующих товаров в государственный реестр дает право изготовителю на их производство, а поставщику (продавцу) - на куплю-продажу и иное введение в оборот.

 

7.4. Техническое регулирование

 

В настоящее время большое значение приобретает проблема обеспечения безопасности реализуемых на рынке товаров. Нормативным правовым актом, устанавливающим требования к безопасности товаров, является Закон о техническом регулировании <1>. С его принятием началось широкомасштабное реформирование системы стандартизации и сертификации продукции и услуг, действовавшей в России в течение длительного времени. С момента вступления Закона о техническом регулировании в силу Законы РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" <2> и N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" <3> прекратили свое действие.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140 (с послед. изм.).

<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 917 (с послед. изм.).

<3> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 26. Ст. 967 (с послед. изм.).

 

Закон о техническом регулировании призван устранить избыточное государственное воздействие на предпринимателей, поскольку он устанавливает обязательные требования только к безопасности производимых товаров (работ, услуг) и безопасности осуществления различных видов деятельности.

Техническое регулирование охватывает три области отношений и определяется Законом как правовое регулирование отношений:

- в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- в области оценки соответствия (ст. 2).

Техническое регулирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- применение единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам деятельности;

- соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единая система и правила аккредитации;

- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов;

- недопустимость одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (ст. 3).

Радикальные изменения произошли прежде всего в области установления обязательных государственных требований к товарам и другим объектам регулирования.

Взамен разрозненных требований, предъявляемых к отдельным видам безопасности товаров и содержащихся в различных нормативных актах, в Законе о техническом регулировании установлена система требований, предъявляемых к товарам для обеспечения их безопасности.

Безопасность продукции, а также процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Законом как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Вместо государственных стандартов, содержавших обязательные требования к объектам регулирования, в Законе о техническом регулировании предусмотрено принятие новых нормативных документов - технических регламентов. Их значение по сравнению с ГОСТами возрастает, поскольку они могут приниматься международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом.

Технические регламенты могут быть также приняты указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. При этом в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в других случаях необходимости незамедлительного принятия указа Президента РФ о техническом регламенте Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

В соответствии с внесенными в Закон о техническом регулировании изменениями технические регламенты также могут быть приняты нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ (ст. 9.1) <1>.

--------------------------------

<1> Закон о техническом регулировании (в ред. Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 255-ФЗ) // РГ. 2011. 26 июля.

 

Со дня вступления в силу Федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, утрачивает силу.

Законом о техническом регулировании установлено, что в качестве основы для разработки проектов технических регламентов должны использоваться международные стандарты полностью или частично, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, других особенностей или по иным основаниям. Тем самым обеспечивается гармонизация технических регламентов с соответствующими международными документами. Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

Технические регламенты устанавливают требования, обеспечивающие различные виды безопасности (излучений, биологическую, взрывобезопасность, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования), а также единство измерений и другие виды безопасности. Обязательные требования к качеству товаров, их потребительским свойствам технические регламенты в отличие от государственных стандартов не предусматривают.

Технические регламенты должны приниматься в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в других целях не допускается.

Правительством РФ утверждается программа разработки технических регламентов (с указанием формы их принятия), реализация которой полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета и которая ежегодно должна уточняться и опубликовываться <1>. Технические регламенты могут быть разработаны и вне утвержденной программы.

--------------------------------

<1> Так, приняты Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей, утвержденный Федеральным законом от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4898; Технический регламент на молоко и молочную продукцию, утвержденный Федеральным законом от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3009; Технический регламент на масложировую продукцию, утвержденный Федеральным законом от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3009; Технический регламент на табачную продукцию, утвержденный Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6223; Технический регламент безопасности лифтов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 782 // СЗ РФ. 2009. N 41. Ст. 4768.

 

Принципиальным является положение Закона о том, что техническое регулирование не должно служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для соблюдения установленных целей принятия технических регламентов. Тем самым вмешательство государства в предпринимательскую деятельность ограничивается строго определенными Законом целями.

Технические регламенты устанавливают с учетом риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности, в том числе ветеринарно-санитарные и фитосанитарные.

Требования к содержани<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.76 (0.016 с.)