Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Источники коммерческого праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.1. Понятие и виды источников
Правовой основой торгового законодательства является Конституция РФ. В соответствии с конституционными принципами осуществляется нормативно-правовое регулирование коммерческой деятельности. Поскольку установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ), правовое регулирование отношений в сфере оптового товарооборота осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федерального уровня. Вместе с тем в отличие от гражданского законодательства в состав торгового законодательства включаются и нормативные правовые акты субъектов РФ. В Законе о регулировании торговли предусмотрено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Данный Закон устанавливает, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется также ГК РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <1>, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о госрегулировании торговли, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140 (с послед. изм.).
До принятия Закона о госрегулировании торговли в России, по существу, отсутствовала разработанная государственная торговая политика. Закон возлагает обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности на Правительство РФ. На органы государственной власти субъектов РФ возложена реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта РФ. Субъекты РФ осуществляют разработку и принятие законов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности; разработку и реализацию мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ; иные предусмотренные федеральным законом полномочия. Органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, в случае если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов РФ. В соответствии с Законом о госрегулировании торговли субъекты РФ и муниципальные образования наделены таким важным полномочием, как принятие региональных и муниципальных программ развития торговли на соответствующей территории. Основные требования к разработке и содержанию программ установлены Законом (ст. 18). В программах развития торговли определяются: 1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли; 2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли товарами российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности; 3) объем и источники финансирования программ; 4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли; 5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией. Во исполнение Закона о госрегулировании торговли принят ряд постановлений Правительства РФ <1>. Формирование современного торгового законодательства в Российской Федерации началось с принятия Указов Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. N 232 "О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР" <2>, от 3 декабря 1991 г. N 297 "О мерах по либерализации цен" <3>, от 12 декабря 1991 г. N 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР" <4>, которые способствовали становлению рыночных отношений, бурному развитию торговли и накоплению первоначального капитала. -------------------------------- <1> Постановления Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 754 "Об утверждении Правил установления нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов" // СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 5081; от 11 ноября 2010 г. N 887 "О Порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 47. Ст. 6115; от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, Перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и Перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения" // СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 41; от 29 сентября 2010 г. N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" // СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 5097; и др. <2> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 48. Ст. 1675 (с послед. изм.). <3> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1878 (с послед. изм.). <4> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1830 (с послед. изм.).
Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 "О свободе торговли" была ликвидирована административно-командная система управления торговлей, и всем юридическим и физическим лицам было предоставлено право осуществлять торговую и посредническую деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов <1>. -------------------------------- <1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 6. Ст. 290 (с послед. изм.).
Торговое законодательство, как и предпринимательское законодательство в целом, основывается на соответствующих положениях ГК РФ о праве собственности, юридических лицах, сделках, об обязательствах и др. Вместе с тем, поскольку коммерческая деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности, правила ГК РФ об организационно-правовых формах осуществления предпринимательской деятельности, исполнении обязательств с участием предпринимателей, ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств распространяются на все предпринимательские отношения, включая коммерческие. Однако сложная структура ГК РФ, который построен по пандектной системе, и регулирование различных по своей природе отношений (предпринимательских и потребительских) не могли не сказаться на полноте и качестве регулирования. В настоящее время признается, что ГК РФ имеет некоторые пробелы и даже ошибки <1>. Так, многие коммерческие договоры в ГК РФ не предусмотрены (к примеру, оптовой купли-продажи, оказания маркетинговых услуг). В статье 128 ГК РФ среди объектов гражданских прав названа вещь, а не товар. Между тем товарный рынок состоит из рынков разнообразных товаров, отличающихся по своим характеристикам, свойствам, степенью опасности для жизни и здоровья населения, влияющих на их оборотоспособность. Изучение правового режима различных товаров является одной из основных задач коммерческого права. -------------------------------- <1> См.: Маковский А.Л. Code civil Франции и кодификация гражданского права в России (связи в прошлом, проблемы влияния и совершенствования) // Вестник ВАС РФ. 2005. N 2. С. 146.
Отраслевая специализация торгового законодательства стала складываться довольно давно по меркам законодательства в условиях рыночной экономики. Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2171 <1> был утвержден Общеотраслевой классификатор отраслей законодательства. В нем наряду с гражданским законодательством выделено законодательство о торговле. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 119. В настоящее время утратил силу.
15 марта 2000 г. Указом Президента РФ N 511 <1> одобрен Классификатор правовых актов. В нем в рубрике "Хозяйственная деятельность" имеется специальный раздел "Торговля", в котором есть подразделы "Общие положения", "Бытовое обслуживание населения", "Розничная торговля", "Оптовая торговля". Таким образом, законодательство в сфере товарного обращения разграничивается на отдельные отрасли. Торговое законодательство уже с 1993 г. выделено из общего массива нормативных актов, тем самым была признана его специфика. Однако классификация подразделов раздела "Торговля" не является достаточно полной, позволяющей определить круг отношений, складывающихся в сфере торговли, и вместе с тем учесть особенности торговых отношений, требующих специального регулирования. Отсутствие детальной рубрикации подраздела "Оптовая торговля" не позволяет отразить специфику складывающихся правоотношений и сдерживает развитие законодательства. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260 (с послед. изм.).
Появление новых видов товаров, использование для их производства различного сырья, расширение импорта диктуют необходимость обеспечения безопасности товаров для потребителей. Принят и постоянно пополняется блок нормативных актов, содержащих государственные требования к производству и обороту различных видов социально значимых товаров, а также товаров, представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей. Действуют Федеральные законы от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <1>, "Об обращении лекарственных средств", от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <2>, федеральные законы о закупках товаров для государственных и муниципальных нужд и др. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 4553 (с послед. изм.). <2> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150 (с послед. изм.).
В Законе РФ "О защите прав потребителей" содержатся требования, обращенные не только к организациям розничной торговли, но и к изготовителям товаров и организациям оптовой торговли, направленные на защиту интересов граждан-потребителей. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" <1> регулирует не только отношения по розничной купле-продаже товаров на розничных рынках, но и отношения по организации торговли на рынках, участию сельскохозяйственных кооперативов в управлении рынками. -------------------------------- <1> РГ. 2007. 10 янв. (с послед. изм.).
Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" <1> является основным нормативным актом, регулирующим отношения по организации и осуществлению торговли биржевыми товарами на товарных биржах. -------------------------------- <1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 961 (с послед. изм.).
Следует отметить, что значение принятого Закона о госрегулировании торговли, вступившего в силу 1 февраля 2010 г., трудно переоценить. Впервые на законодательном уровне в нем определен ряд основных понятий в области торговой деятельности: торговля, оптовая и розничная торговля, торговая сеть, торговый объект и др. Закон ограничивает государственное вмешательство в торговую деятельность установлением требований к ее организации и осуществлению, антимонопольным регулированием, информационным обеспечением в этой области и государственным контролем. В части 2 ст. 4 Закона установлено, что не допускается применение иных методов государственного регулирования торговли помимо указанных. Как было сказано, в Законе определена компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области торговли, закреплены формы участия некоммерческих объединений торговцев и товаропроизводителей в формировании и реализации государственной политики в области торговли, установлены формы содействия торговле. Законом установлены обязательные требования к субъектам товарных рынков, а также к органам государственной власти и местного самоуправления по организации и осуществлению торговли. В отличие от ГК РФ Закон о госрегулировании торговли устанавливает преимущественно публично-правовые требования к хозяйствующим субъектам с целью недопущения ущемления прав производителей продовольственных товаров, ликвидации барьеров для входа на товарный рынок, исключения недобросовестных практик во взаимоотношениях торговцев с поставщиками продовольствия. Вместе с тем он регулирует узкий круг торговых отношений, в основном в области оптового оборота продовольственных товаров. Эффективное развитие торговли как важнейшей отрасли экономики предполагает принятие и иных нормативных правовых актов, в частности Стратегии развития торговли, проект которой принят на Экспертном совете Минпромторга России. Основная цель Стратегии состоит в выравнивании условий для поставщиков и потребителей за счет развития различных современных форматов торговли, создании профицита товаропроводящей системы <1>. -------------------------------- <1> См.: Интервью со статс-секретарем заместителя Министра промышленности и торговли С.Г. Наумовым // РГ. 2010. 21 янв.
Немаловажное значение в качестве источников регулирования коммерческих отношений имеют и подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, является Министерство промышленности и торговли РФ <1>. В соответствии с определенными Законом о госрегулировании торговли полномочиями Минпромторг России утверждает форму торгового реестра, методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли и др. (ч. 2 ст. 5). -------------------------------- <1> См.: Положение о Министерстве промышленности и торговли РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 438 // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2868 (с послед. изм.).
Все большее значение в качестве источников регулирования коммерческих отношений приобретают локальные нормативные акты (положения о структурных подразделениях организаций, стандарты, инструкции и т.п.), принимаемые организациями по собственной инициативе либо в соответствии с требованиями законодательных или подзаконных нормативных актов. Так, в сфере биржевой торговли многие важные вопросы биржевой деятельности регулируются правилами биржевой торговли, разрабатываемыми и утверждаемыми каждой товарной биржей. Источниками коммерческого права являются также торговые обычаи. Они в определенной степени смягчают негативные последствия, вызванные значительными пробелами в правовом регулировании коммерческих отношений. В условиях расширения международных торговых связей Россия заключает многочисленные двусторонние договоры по торговому и экономическому сотрудничеству с другими государствами. Российская Федерация присоединилась к таким международным конвенциям, как Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция), Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г. <1>. -------------------------------- <1> Указанные акты см.: СПС "КонсультантПлюс".
Авторитетные международные организации издают различные акты рекомендательного характера в области внешнеторговой деятельности. Так, Международная торговая палата периодически переиздает сборник "Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС)", действующие в настоящее время в редакции ИНКОТЕРМС-2000 <1>. Указанные правила стали все чаще применяться и во внутренней торговле. Для их применения необходимо согласование сторонами в заключенном договоре конкретных правил, включенных в сборник. -------------------------------- <1> См.: ИНКОТЕРМС 2000: официальный перевод. СПб., 2001.
Торговое законодательство с необходимостью должно учитывать и Принципы европейского договорного права <1>, поскольку данный акт "вобрал в себя наиболее ценные элементы не только европейских, но и других развитых правовых систем" <2>. -------------------------------- <1> СПС "КонсультантПлюс". <2> Пугинский Б.И. Важный шаг в развитии договорного права // Вестник ВАС РФ. 2005. N 3. С. 125.
Расширение международных торговых связей приводит к необходимости гармонизации национального законодательства о торговой деятельности. Россия является участницей различных региональных объединений - СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и др. Экономическая интеграция обусловливает необходимость унификации законодательства об экономической деятельности, включая торговлю. В настоящее время важное значение приобретает создание единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, основой построения которого является Таможенный союз. Российской Федерацией заключен Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. (ратифицирован Федеральным законом от 22 мая 2001 г. N 55-ФЗ), с 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана <1>. Договором о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации (от 18 июня 2004 г.) <2> установлен статус Основ законодательства, под которыми понимаются правовые акты ЕврАзЭС, которые устанавливают единые для сторон договора нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений и которые принимаются путем заключения сторонами соответствующих соглашений. -------------------------------- <1> См.: Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве // СЗ РФ. 2001. N 42. Ст. 3983. <2> Principles of European Cotract Law. Part I and II / Ed. O. Lando, H. Beale.
2.2. Пути совершенствования торгового законодательства
Коммерческая деятельность обладает целым рядом особенностей по сравнению с другими видами деятельности, прежде всего динамичностью и постоянным применением новых форм и методов организации продаж товаров. Еще известный русский ученый Ю.С. Гамбаров отмечал, что торговля особенно нуждается в специальных нормах и учреждениях, способствующих быстроте заключения сделок, легкости их доказательств и др. <1>. Как отмечается в литературе, торговля требует непрерывного расширения рынка и увеличения продаж. Стабильность и ограниченность объема ГК РФ не позволяют с достаточной полнотой урегулировать коммерческие отношения. -------------------------------- <1> См.: Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть / Под ред. В.А. Томсинова. М., 2003. С. 42.
В настоящее время основной задачей, как представляется, направленной на повышение эффективности правового регулирования торговых отношений, является проведение кодификации торгового законодательства. Принятый Закон о госрегулировании торговли определяет государственную торговую политику, но не решает существующие проблемы в области договорного регулирования торговых отношений. Необходимо законодательное закрепление договорных форм, отражающих специфику торговли, таких как дистрибьюторской, оптовой купли-продажи, маркетинга, в области электронной торговли, а также иных правил, отражающих особенности заключения, изменения и расторжения торговых договоров, исполнения договорных обязательств. В зарубежных странах накоплен успешный опыт параллельного развития гражданского и торгового законодательства. В большинстве европейских стран, а также в ряде стран Центральной и Южной Америки достаточно давно приняты и действуют торговые кодексы. С 2000 года во Франции действует новый Коммерческий кодекс. Предложения о принятии торгового кодекса Российской Федерации были выдвинуты экономистами и юристами еще в 90-е гг. XX в. В последнее время за его принятие выступают различные государственные деятели. Принципиальную возможность принятия торгового кодекса РФ в качестве продолжения Гражданского кодекса РФ, который будет допускать субсидиарное применение норм ГК РФ, разделяют многие ученые <1>. -------------------------------- <1> См.: Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права / Под общ. ред. В.Ф. Попондопуло и Д.В. Нефедова. М., 2007. Вып. 6.
Необходимость разработки и принятия торгового кодекса РФ последовательно отстаивает в своих выступлениях и работах Б.И. Пугинский <1>. -------------------------------- <1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России: Учебник. М., 2005. С. 34 - 36; Научное обоснование разработки торгового кодекса России // Актуальные проблемы коммерческого права. М., 2007. Вып. 3. С. 8 - 34.
Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство, привести многие институты коммерческого права в соответствие с зарубежными аналогами. Необходимо отметить, что Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ Постановлением от 3 декабря 2009 г. N 33-24 приняла Модельный торговый кодекс для государств - участников СНГ, носящий рекомендательный характер. В регулировании торговых отношений кодекс сочетает публично-правовые требования и частноправовые начала. Успешное развитие торговли предполагает широкое применение торговых обычаев, необходимость активного участия в формировании практики добросовестного осуществления торговой деятельности саморегулируемых организаций, участниками которых являются торговцы и товаропроизводители. Эффективность торговой деятельности, развитие как внутреннего, так и международного товарооборота в условиях глобализации в значительной степени позволяют обеспечить использование правовых конструкций и правил, содержащихся в таких актах "неформальной унификации", как Принципы европейского договорного права, Принципы международных коммерческих договоров и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.134 (0.012 с.) |