Глава 12. Алкогольная продукция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12. Алкогольная продукция

Поиск

 

12.1. Источники правового регулирования

 

Рынок алкогольной продукции характеризуется достаточно жестким государственным регулированием и контролем не только за реализацией, но и за производством и другими видами деятельности с алкогольной продукцией.

В правовом регулировании производства и оборота алкогольной продукции преобладают императивные нормы, устанавливающие позитивные обязывания и запреты. Активное вмешательство государства в данную сферу деятельности вызывается крайне нестабильной ситуацией на рынке алкогольной продукции, многочисленными случаями отравлений некачественной алкогольной продукцией.

Целями государственного регулирования рассматриваемых отношений являются обеспечение населения безопасной и качественной алкогольной продукцией, ограничение потребления алкогольной продукции, защита экономических интересов России, а также обеспечение легальности производства и оборота этилового спирта, служащего сырьем для производства алкогольной продукции.

В разные исторические периоды государством применялись различные формы и методы воздействия на производство и оборот алкогольной продукции.

Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" была установлена государственная монополия на производство алкогольной продукции. Исключительно государственные предприятия и организации осуществляли производство ликероводочных изделий.

В 1993 году была восстановлена государственная монополия и на хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции <1> и создана Государственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 11 июня 1993 г. N 918 "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции" // САПП РФ. 1993. N 24. Ст. 2235.

 

В результате ряда преобразований структуры федеральных органов исполнительной власти в настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" // СЗ РФ. 2009. N 9. Ст. 1119.

 

В Федеральном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" <1> (далее - Закон об алкогольной продукции) возможность введения государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации предусмотрена только федеральным законом. В связи с принятием данного Закона Указ Президента РФ 1993 г. N 192 был признан утратившим силу <2>. Государственная монополия на производство, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции была отменена.

--------------------------------

<1> В редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ // РГ. 2011. 22 июля.

<2> См.: Указ Президента РФ от 13 февраля 1996 г. N 192 // СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 736.

 

Существенные изменения и дополнения, направленные на ужесточение требований к субъектам рынка алкогольной продукции, были внесены в Закон об алкогольной продукции Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ <1>, однако государственная монополия на производство и (или) оборот данного товара введена не была, хотя законопроект о введении государственной монополии на поставку алкогольной продукции был разработан и рассматривался Государственной Думой, но был отклонен <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3113.

<2> См.: Постановление Государственной Думы от 25 октября 2002 г. N 3194-III ГД // СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4353.

 

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ, предмет регулирования данного Закона значительно расширен. Действие Закона об алкогольной продукции распространяется не только на отношения в рассматриваемой сфере, участниками которых являются юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным данным Законом, но и на отношения, участниками которых являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, и на отношения физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и непосредственно осуществляющих отпуск алкогольной продукции покупателям по договору розничной купли-продажи, а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.

Закон не регулирует:

- отношения по осуществлению деятельности граждан, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт;

- обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных в установленном порядке и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям;

- деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам;

- деятельность организаций, связанную с обращением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих этиловый спирт.

Таким образом, действие Закона об алкогольной продукции распространяется на различные виды продукции, как на пищевую, предназначенную для реализации населению, так и на непищевую спиртосодержащую продукцию. Такое правовое регулирование не позволяет в должной мере отразить особенности, присущие алкогольной и иной спиртосодержащей пищевой продукции, в одном законе. Так, хотя в Законе об алкогольной продукции определено, что государственное регулирование в данной области направлено в том числе на повышение качества данных видов продукции, предусмотрено и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью алкогольной и иной продукции, основные понятия - качество рассматриваемых видов продукции, фальсифицированная алкогольная и спиртосодержащая продукция - в данном Законе не содержатся. Приоритетной целью государственного регулирования непищевой спиртосодержащей продукции является обеспечение экономических интересов государства, борьба с нелегальным производством продукции. Главной же целью правового регулирования отношений в области производства и оборота алкогольной продукции должна быть поставлена цель защиты интересов потребителей в приобретении безопасной и качественной алкогольной продукции, поэтому целесообразно раздельное законодательное регулирование отношений по производству и обороту пищевой и непищевой алкогольной и иной спиртосодержащей продукции.

Оборот рассматривается в законе как закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. Закупка и поставки употребляются в данном Законе как экономические понятия.

 

12.2. Полномочия органов государственной власти

 

Закон об алкогольной продукции определяет полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в рассматриваемой сфере. Большинством полномочий обладают федеральные органы.

Так, основными полномочиями органов государственной власти РФ являются:

- регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

- регулирование экспорта, импорта этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- введение обязательной маркировки федеральными специальными марками и акцизными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории РФ;

- установление национальных стандартов и утверждение технических регламентов в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- установление порядка лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также лицензирование видов деятельности в данной сфере за исключением розничной продажи алкогольной продукции;

- организация и осуществление государственного учета и статистики в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции;

- установление порядка ведения единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта и осуществление ведения такого реестра;

- установление минимального уровня рентабельности производства этилового спирта и алкогольной продукции, норм минимального использования производственных мощностей, порядка учета и декларирования указанных мощностей;

- установление порядка ведения федерального реестра алкогольной продукции и осуществление его ведения;

- установление порядка ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории РФ;

- установление требований к производственным, складским помещениям и стационарным торговым объектам, используемым для производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции;

- введение единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции для осуществления государственного контроля;

- определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся:

- выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

- прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их предоставлением;

- осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

 

12.3. Виды спиртосодержащей продукции

 

Этиловым спиртом считается спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, и спирт-сырец. Спиртосодержащая продукция подразделяется на пищевую и непищевую.

К спиртосодержащей пищевой продукции относится пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло).

Алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с установленным Правительством РФ перечнем. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Водкой признается спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, полученного из пищевого сырья и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56% объема готовой продукции.

Вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 до 16,5% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, концентрированного виноградного сусла, ректификованного концентрированного виноградного сусла. В новой редакции Закона об алкогольной продукции содержатся подробные определения различных видов вина, а также пива.

Этиловый спирт относится к продукции, ограниченной в обороте <1>. В пункте 2 ст. 129 ГК РФ, как было указано, предусмотрены два критерия ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав: первый относится к субъектам гражданского оборота, исключительно которым такие объекты могут принадлежать; второй - к самим объектам, которые могут находиться в обороте по специальному разрешению. По отношению к этиловому спирту применяются оба критерия.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3538 (с послед. изм.).

 

Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной продукции запрещается.

Этиловый спирт из пищевого сырья и алкогольная продукция, как уже было сказано, подлежат государственной регистрации.

Хотя алкогольная продукция в отличие от этилового спирта не относится к товарам, ограниченным в обороте, однако предусмотренные Законом об алкогольной продукции специальные требования и ограничения к субъектам, осуществляющим различные виды деятельности с алкогольной продукцией и к самим видам деятельности, свидетельствуют о том, что в отношении алкогольной продукции применяются, по существу, те же критерии ограничения оборотоспособности, что и в отношении этилового спирта.

 

12.4. Субъекты рынка алкогольной продукции

 

К субъектам, осуществляющим производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, предъявляются специальные требования. Требования установлены и к организационно-правовой форме осуществляемого вида деятельности, и к объему уставного капитала. Так, производство и оборот этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям) и алкогольной продукции вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн. руб. Указанное ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера. Указанные организации должны иметь соответствующие установленным требованиям производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. При этом не допускается производство алкогольной продукции обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование для производства этилового спирта. Законом установлены и иные требования. Так, объем производства этилового спирта и алкогольной продукции должен соответствовать установленной норме производственной мощности. В противном случае организация должна направить в лицензирующий орган уведомление о приостановлении использования основного технологического оборудования с указанием даты приостановления. В случае аннулирования или прекращения действия лицензии на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организация обязана под контролем лицензирующего органа законсервировать основное технологическое оборудование.

Производство водки вправе осуществлять казенные заводы, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 млн. руб. Следовательно, индивидуальные предприниматели этими видами деятельности заниматься не вправе.

Производство этилового спирта вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн. руб. Эти требования введены Федеральным законом N 102-ФЗ и действуют с 1 января 2006 г. Следовательно, с этого времени производственные кооперативы, некоммерческие организации не вправе осуществлять производство этилового спирта. Данным видом деятельности вправе заниматься, кроме казенных предприятий крупные хозяйственные общества, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения. Установленные государством требования к величине оплаченного уставного капитала ограничивают коммерческую правоспособность юридических лиц.

Розничную торговлю алкогольной продукцией (за исключением пива и пивных напитков) вправе осуществлять только организации. Субъекты РФ устанавливают для этих организаций требования к минимальному объему оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более 1 млн. руб.

Для деятельности в сфере производства и оборота алкогольной продукции и этилового спирта субъектам необходимо получить лицензию. Все основные виды деятельности в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции подлежат лицензированию, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве продукции либо в технических целях.

Порядок выдачи, а также приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензий подробно урегулирован Законом об алкогольной продукции, за исключением порядка выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, который устанавливается субъектами РФ с учетом положений данного Закона. Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти ведет государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, а также единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования.

 

12.5. Требования к производству и обороту этилового спирта

и алкогольной продукции

 

Государством осуществляется подробная регламентация всех стадий и проводимых операций с этиловым спиртом и алкогольной продукцией.

Так, на основное технологическое оборудование, используемое при производстве этилового спирта и алкогольной продукции, должны быть получены сертификат соответствия или декларация о соответствии и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта и алкогольной продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, а основное технологическое оборудование для производства вина - оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции. Кроме того, основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота этилового спирта и алкогольной продукции следует оснастить техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота указанной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) для осуществления государственного контроля за объемом производимой продукции. Правительством РФ утверждены Правила функционирования ЕГАИС и определен перечень информационных данных, представляемых в ЕГАИС <1>. Установлены Требования к программным и техническим средствам фиксации и передачи информации в ЕГАИС <2>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" // СЗ РФ. 2006. N 36. Ст. 3380.

<2> См.: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 873 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции" // СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 541; Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 253 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции" // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2079.

 

Закупка этилового спирта для производства алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления <1>. Законом об алкогольной продукции уведомление определяется в качестве документа, подтверждающего закупку, в том числе для собственных нужд, поставку, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции и наличие которого является обязательным для организации, осуществляющей закупку, поставки, перевозки указанной продукции. Наличие уведомления подтверждает легальность произведенной сделки.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 857 "Об утверждении Положения о представлении организациями уведомлений, подтверждающих закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции, и форм уведомлений" // РГ. 2006. 13 янв.

 

Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, а также алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и (или) декларирование объема их производства и оборота <1>. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, также обязаны вести учет и декларирование объема их розничной продажи. В новой редакции Закона установлена обязанность организаций, производящих этиловой спирт и алкогольную продукцию с его использованием, осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей. Порядок учета объема производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций устанавливаются Правительством РФ для обеспечения достоверности проводимого учета.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 19 июня 2006 г. N 380 "Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2845; Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 858 // РГ. 2006. 13 янв.

 

Кроме объема готовой продукции учету подлежит и объем безводного спирта в готовой продукции. Для этого используются автоматические средства измерения и учета концентрации и объема безводного спирта.

Закупка (за исключением импорта), поставка (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции осуществляется только организацией, имеющей в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортные средства и оборудование для учета объема перевозок такой продукции. Перевозки указанной продукции автомобильным транспортом допускаются только при условии оснащения транспортных средств техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных об их перемещении на территории РФ, в том числе о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и месте стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории РФ.

Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, подлежит обязательной маркировке.

Алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, за исключением продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" <1> утверждены Правила маркировки и Правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции.

--------------------------------

<1> РГ. 2005. 28 дек. (с послед. изм.).

 

Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками, приобретаемыми в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции <1>. Акцизные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими ввоз (импорт) на таможенную территорию алкогольной продукции. Организации должны использовать акцизные марки по назначению и представлять отчет об использовании выданных акцизных марок.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 300.

 

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для приобретения федеральных и акцизных марок, установлен Законом об алкогольной продукции.

Федеральные специальные марки и акцизные марки являются документами государственной отчетности. Их значение заключается в удостоверении законности производства и (или) оборота на территории РФ алкогольной продукции и осуществлении контроля за уплатой налогов. Они также являются носителями информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в ЕГАИС.

Оборот этилового спирта и алкогольной продукции осуществляется только при наличии определенных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. Такими документами являются:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к таможенной декларации для импортируемых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением данных товаров, являющихся товарами Таможенного союза <1>;

--------------------------------

<1> Форма справки и порядок ее заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 872 // СЗ РФ. 2006. N 4. Ст. 981.

 

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных данных товаров, являющихся товарами Таможенного союза <1>;

--------------------------------

<1> Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 864 // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 299.

 

4) уведомление (для соответствующей продукции);

5) заверенная подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты с соответствующей отметкой налогового органа.

Если указанные сопроводительные документы полностью или частично отсутствуют, соответствующая продукция считается находящейся в незаконном обороте.

Вывоз из Российской Федерации или ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции осуществляется организациями в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Начало оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации, под которым понимается дата ее первой поставки, оформляется путем подачи уведомления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В уведомлении о начале оборота содержатся сведения об алкогольной продукции определенного наименования, описание ее характеристик и свойств, технологических процессов производства, производственного контроля, хранения, перевозки, реализации, утилизации и маркировки. Данные сведения вносятся в федеральный реестр алкогольной продукции.

Особые требования Закон предъявляет к розничной продаже алкогольной продукции (ст. 16). Данные требования имеют целью ограничить потребление алкогольной продукции.

Государством установлены также требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции с целью обеспечения возможности визуального определения факта вскрытия тары <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 822 "Об утверждении общих требований к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающих возможность визуального определения факта вскрытия тары" // РГ. 2006. 13 янв.

 

Закон запрещает продажу алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях; в организациях культуры; на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения и др.

Ограничения на рекламу алкогольной продукции устанавливает Федеральный закон "О рекламе" (ст. 21).

Реклама алкогольной продукции не должна:

- содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

- осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

- содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека;

- содержать упоминание о том, что употребление алкоголя является одним из способов утоления жажды;

- использовать образы несовершеннолетних или обращаться к несовершеннолетним.

Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства).

Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

- на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

- в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

- на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест розничной продажи;

- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

- в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах и других подобных учреждениях и на расстоянии ближе чем 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

- в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 м от таких сооружений.

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством РФ о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе дегустационных залах таких торговых объектов, а также информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предоставлять им такие образцы.

Нередко производители алкогольной продукции в рекламе используют показ не самих товаров, а товарных знаков. Такие случаи квалифицируются арбитражными судами как нарушение законодательства о рекламе, поскольку для поддержания интереса к товару необязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов, в том числе товарного знака, которые ранее использовались при рекламе товара. Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара <1>.

--------------------------------

<1> См.: пункт 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" // Вестник ВАС РФ. 1999. N 2; Постановление Президиума ВАС РФ от 27 мая 1997 г. N 1489/97 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 9.

 

12.6. Особенности договорных отношений

 

В области производства и оборота алкогольной продукции принцип свободы договора действует с ограничениями. Так, Закон об алкогольной продукции запрещает сдачу в аренду основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции. Запрещается также заключать договоры купли-продажи с условием исполнения обязательств в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными. Кроме того, установлено требование о предварительной оплате поставляемой алкогольной продукции организациями розничной торговли.

Значительными особенностями обладает договор перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции. Кроме того, что такой договор вправе заключать организации, имеющие соответствующую лицензию, в отличие от общего правила договор перевозки заключается между перевозчиком и покупателем, а не поставщиком указанной продукции. Следовательно, в таких случаях в соответствии со ст. 313 ГК РФ исполнение договора возлагается на третье лицо - поставщика-грузоотправителя. При этом договор поставки, заключенный между поставщиком и покупателем указанной продукции, должен предусматривать переход права собственности на указанную продукцию к покупателю с момента сдачи ее перевозчику.

За производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением требований законодательства в этой области производится государственный контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 23 Закона об алкогольной продукции государстве<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.016 с.)