Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 12. Алкогольная продукцияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
12.1. Источники правового регулирования
Рынок алкогольной продукции характеризуется достаточно жестким государственным регулированием и контролем не только за реализацией, но и за производством и другими видами деятельности с алкогольной продукцией. В правовом регулировании производства и оборота алкогольной продукции преобладают императивные нормы, устанавливающие позитивные обязывания и запреты. Активное вмешательство государства в данную сферу деятельности вызывается крайне нестабильной ситуацией на рынке алкогольной продукции, многочисленными случаями отравлений некачественной алкогольной продукцией. Целями государственного регулирования рассматриваемых отношений являются обеспечение населения безопасной и качественной алкогольной продукцией, ограничение потребления алкогольной продукции, защита экономических интересов России, а также обеспечение легальности производства и оборота этилового спирта, служащего сырьем для производства алкогольной продукции. В разные исторические периоды государством применялись различные формы и методы воздействия на производство и оборот алкогольной продукции. Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" была установлена государственная монополия на производство алкогольной продукции. Исключительно государственные предприятия и организации осуществляли производство ликероводочных изделий. В 1993 году была восстановлена государственная монополия и на хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции <1> и создана Государственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию. -------------------------------- <1> Указ Президента РФ от 11 июня 1993 г. N 918 "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции" // САПП РФ. 1993. N 24. Ст. 2235.
В результате ряда преобразований структуры федеральных органов исполнительной власти в настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) <1>.
-------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" // СЗ РФ. 2009. N 9. Ст. 1119.
В Федеральном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" <1> (далее - Закон об алкогольной продукции) возможность введения государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации предусмотрена только федеральным законом. В связи с принятием данного Закона Указ Президента РФ 1993 г. N 192 был признан утратившим силу <2>. Государственная монополия на производство, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции была отменена. -------------------------------- <1> В редакции Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ // РГ. 2011. 22 июля. <2> См.: Указ Президента РФ от 13 февраля 1996 г. N 192 // СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 736.
Существенные изменения и дополнения, направленные на ужесточение требований к субъектам рынка алкогольной продукции, были внесены в Закон об алкогольной продукции Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ <1>, однако государственная монополия на производство и (или) оборот данного товара введена не была, хотя законопроект о введении государственной монополии на поставку алкогольной продукции был разработан и рассматривался Государственной Думой, но был отклонен <2>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3113. <2> См.: Постановление Государственной Думы от 25 октября 2002 г. N 3194-III ГД // СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4353.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ, предмет регулирования данного Закона значительно расширен. Действие Закона об алкогольной продукции распространяется не только на отношения в рассматриваемой сфере, участниками которых являются юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным данным Законом, но и на отношения, участниками которых являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, и на отношения физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и непосредственно осуществляющих отпуск алкогольной продукции покупателям по договору розничной купли-продажи, а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Закон не регулирует: - отношения по осуществлению деятельности граждан, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт; - обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных в установленном порядке и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям; - деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам; - деятельность организаций, связанную с обращением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих этиловый спирт. Таким образом, действие Закона об алкогольной продукции распространяется на различные виды продукции, как на пищевую, предназначенную для реализации населению, так и на непищевую спиртосодержащую продукцию. Такое правовое регулирование не позволяет в должной мере отразить особенности, присущие алкогольной и иной спиртосодержащей пищевой продукции, в одном законе. Так, хотя в Законе об алкогольной продукции определено, что государственное регулирование в данной области направлено в том числе на повышение качества данных видов продукции, предусмотрено и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью алкогольной и иной продукции, основные понятия - качество рассматриваемых видов продукции, фальсифицированная алкогольная и спиртосодержащая продукция - в данном Законе не содержатся. Приоритетной целью государственного регулирования непищевой спиртосодержащей продукции является обеспечение экономических интересов государства, борьба с нелегальным производством продукции. Главной же целью правового регулирования отношений в области производства и оборота алкогольной продукции должна быть поставлена цель защиты интересов потребителей в приобретении безопасной и качественной алкогольной продукции, поэтому целесообразно раздельное законодательное регулирование отношений по производству и обороту пищевой и непищевой алкогольной и иной спиртосодержащей продукции. Оборот рассматривается в законе как закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. Закупка и поставки употребляются в данном Законе как экономические понятия.
12.2. Полномочия органов государственной власти
Закон об алкогольной продукции определяет полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в рассматриваемой сфере. Большинством полномочий обладают федеральные органы.
Так, основными полномочиями органов государственной власти РФ являются: - регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; - регулирование экспорта, импорта этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции; - введение обязательной маркировки федеральными специальными марками и акцизными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории РФ; - установление национальных стандартов и утверждение технических регламентов в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; - установление порядка лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также лицензирование видов деятельности в данной сфере за исключением розничной продажи алкогольной продукции; - организация и осуществление государственного учета и статистики в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции; - установление порядка ведения единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта и осуществление ведения такого реестра; - установление минимального уровня рентабельности производства этилового спирта и алкогольной продукции, норм минимального использования производственных мощностей, порядка учета и декларирования указанных мощностей; - установление порядка ведения федерального реестра алкогольной продукции и осуществление его ведения; - установление порядка ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории РФ; - установление требований к производственным, складским помещениям и стационарным торговым объектам, используемым для производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции; - введение единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции для осуществления государственного контроля; - определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся: - выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
- прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их предоставлением; - осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
12.3. Виды спиртосодержащей продукции
Этиловым спиртом считается спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, и спирт-сырец. Спиртосодержащая продукция подразделяется на пищевую и непищевую. К спиртосодержащей пищевой продукции относится пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло). Алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с установленным Правительством РФ перечнем. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. Водкой признается спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, полученного из пищевого сырья и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56% объема готовой продукции. Вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 до 16,5% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, концентрированного виноградного сусла, ректификованного концентрированного виноградного сусла. В новой редакции Закона об алкогольной продукции содержатся подробные определения различных видов вина, а также пива. Этиловый спирт относится к продукции, ограниченной в обороте <1>. В пункте 2 ст. 129 ГК РФ, как было указано, предусмотрены два критерия ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав: первый относится к субъектам гражданского оборота, исключительно которым такие объекты могут принадлежать; второй - к самим объектам, которые могут находиться в обороте по специальному разрешению. По отношению к этиловому спирту применяются оба критерия. -------------------------------- <1> См.: Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3538 (с послед. изм.).
Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной продукции запрещается.
Этиловый спирт из пищевого сырья и алкогольная продукция, как уже было сказано, подлежат государственной регистрации. Хотя алкогольная продукция в отличие от этилового спирта не относится к товарам, ограниченным в обороте, однако предусмотренные Законом об алкогольной продукции специальные требования и ограничения к субъектам, осуществляющим различные виды деятельности с алкогольной продукцией и к самим видам деятельности, свидетельствуют о том, что в отношении алкогольной продукции применяются, по существу, те же критерии ограничения оборотоспособности, что и в отношении этилового спирта.
12.4. Субъекты рынка алкогольной продукции
К субъектам, осуществляющим производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, предъявляются специальные требования. Требования установлены и к организационно-правовой форме осуществляемого вида деятельности, и к объему уставного капитала. Так, производство и оборот этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям) и алкогольной продукции вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн. руб. Указанное ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера. Указанные организации должны иметь соответствующие установленным требованиям производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. При этом не допускается производство алкогольной продукции обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование для производства этилового спирта. Законом установлены и иные требования. Так, объем производства этилового спирта и алкогольной продукции должен соответствовать установленной норме производственной мощности. В противном случае организация должна направить в лицензирующий орган уведомление о приостановлении использования основного технологического оборудования с указанием даты приостановления. В случае аннулирования или прекращения действия лицензии на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организация обязана под контролем лицензирующего органа законсервировать основное технологическое оборудование. Производство водки вправе осуществлять казенные заводы, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 млн. руб. Следовательно, индивидуальные предприниматели этими видами деятельности заниматься не вправе. Производство этилового спирта вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн. руб. Эти требования введены Федеральным законом N 102-ФЗ и действуют с 1 января 2006 г. Следовательно, с этого времени производственные кооперативы, некоммерческие организации не вправе осуществлять производство этилового спирта. Данным видом деятельности вправе заниматься, кроме казенных предприятий крупные хозяйственные общества, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения. Установленные государством требования к величине оплаченного уставного капитала ограничивают коммерческую правоспособность юридических лиц. Розничную торговлю алкогольной продукцией (за исключением пива и пивных напитков) вправе осуществлять только организации. Субъекты РФ устанавливают для этих организаций требования к минимальному объему оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более 1 млн. руб. Для деятельности в сфере производства и оборота алкогольной продукции и этилового спирта субъектам необходимо получить лицензию. Все основные виды деятельности в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции подлежат лицензированию, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве продукции либо в технических целях. Порядок выдачи, а также приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензий подробно урегулирован Законом об алкогольной продукции, за исключением порядка выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, который устанавливается субъектами РФ с учетом положений данного Закона. Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти ведет государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, а также единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования.
12.5. Требования к производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции
Государством осуществляется подробная регламентация всех стадий и проводимых операций с этиловым спиртом и алкогольной продукцией. Так, на основное технологическое оборудование, используемое при производстве этилового спирта и алкогольной продукции, должны быть получены сертификат соответствия или декларация о соответствии и положительное заключение государственной экологической экспертизы. Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта и алкогольной продукции должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, а основное технологическое оборудование для производства вина - оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции. Кроме того, основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота этилового спирта и алкогольной продукции следует оснастить техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота указанной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) для осуществления государственного контроля за объемом производимой продукции. Правительством РФ утверждены Правила функционирования ЕГАИС и определен перечень информационных данных, представляемых в ЕГАИС <1>. Установлены Требования к программным и техническим средствам фиксации и передачи информации в ЕГАИС <2>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" // СЗ РФ. 2006. N 36. Ст. 3380. <2> См.: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 873 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции" // СЗ РФ. 2006. N 5. Ст. 541; Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 253 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции" // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2079.
Закупка этилового спирта для производства алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления <1>. Законом об алкогольной продукции уведомление определяется в качестве документа, подтверждающего закупку, в том числе для собственных нужд, поставку, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции и наличие которого является обязательным для организации, осуществляющей закупку, поставки, перевозки указанной продукции. Наличие уведомления подтверждает легальность произведенной сделки. -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 857 "Об утверждении Положения о представлении организациями уведомлений, подтверждающих закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции, и форм уведомлений" // РГ. 2006. 13 янв.
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, а также алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и (или) декларирование объема их производства и оборота <1>. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, также обязаны вести учет и декларирование объема их розничной продажи. В новой редакции Закона установлена обязанность организаций, производящих этиловой спирт и алкогольную продукцию с его использованием, осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей. Порядок учета объема производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций устанавливаются Правительством РФ для обеспечения достоверности проводимого учета. -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 19 июня 2006 г. N 380 "Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2845; Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 858 // РГ. 2006. 13 янв.
Кроме объема готовой продукции учету подлежит и объем безводного спирта в готовой продукции. Для этого используются автоматические средства измерения и учета концентрации и объема безводного спирта. Закупка (за исключением импорта), поставка (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции осуществляется только организацией, имеющей в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортные средства и оборудование для учета объема перевозок такой продукции. Перевозки указанной продукции автомобильным транспортом допускаются только при условии оснащения транспортных средств техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных об их перемещении на территории РФ, в том числе о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и месте стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории РФ. Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, подлежит обязательной маркировке. Алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, за исключением продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" <1> утверждены Правила маркировки и Правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции. -------------------------------- <1> РГ. 2005. 28 дек. (с послед. изм.).
Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками, приобретаемыми в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции <1>. Акцизные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими ввоз (импорт) на таможенную территорию алкогольной продукции. Организации должны использовать акцизные марки по назначению и представлять отчет об использовании выданных акцизных марок. -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 300.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для приобретения федеральных и акцизных марок, установлен Законом об алкогольной продукции. Федеральные специальные марки и акцизные марки являются документами государственной отчетности. Их значение заключается в удостоверении законности производства и (или) оборота на территории РФ алкогольной продукции и осуществлении контроля за уплатой налогов. Они также являются носителями информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в ЕГАИС. Оборот этилового спирта и алкогольной продукции осуществляется только при наличии определенных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. Такими документами являются: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации для импортируемых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением данных товаров, являющихся товарами Таможенного союза <1>; -------------------------------- <1> Форма справки и порядок ее заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 872 // СЗ РФ. 2006. N 4. Ст. 981.
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных данных товаров, являющихся товарами Таможенного союза <1>; -------------------------------- <1> Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 864 // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 299.
4) уведомление (для соответствующей продукции); 5) заверенная подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты с соответствующей отметкой налогового органа. Если указанные сопроводительные документы полностью или частично отсутствуют, соответствующая продукция считается находящейся в незаконном обороте. Вывоз из Российской Федерации или ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции осуществляется организациями в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Начало оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации, под которым понимается дата ее первой поставки, оформляется путем подачи уведомления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В уведомлении о начале оборота содержатся сведения об алкогольной продукции определенного наименования, описание ее характеристик и свойств, технологических процессов производства, производственного контроля, хранения, перевозки, реализации, утилизации и маркировки. Данные сведения вносятся в федеральный реестр алкогольной продукции. Особые требования Закон предъявляет к розничной продаже алкогольной продукции (ст. 16). Данные требования имеют целью ограничить потребление алкогольной продукции. Государством установлены также требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции с целью обеспечения возможности визуального определения факта вскрытия тары <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 822 "Об утверждении общих требований к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающих возможность визуального определения факта вскрытия тары" // РГ. 2006. 13 янв.
Закон запрещает продажу алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях; в организациях культуры; на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения и др. Ограничения на рекламу алкогольной продукции устанавливает Федеральный закон "О рекламе" (ст. 21). Реклама алкогольной продукции не должна: - содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния; - осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции; - содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека; - содержать упоминание о том, что употребление алкоголя является одним из способов утоления жажды; - использовать образы несовершеннолетних или обращаться к несовершеннолетним. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства). Реклама алкогольной продукции не должна размещаться: - на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; - в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; - на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест розничной продажи; - с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; - в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах и других подобных учреждениях и на расстоянии ближе чем 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; - в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 м от таких сооружений. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством РФ о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе дегустационных залах таких торговых объектов, а также информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предоставлять им такие образцы. Нередко производители алкогольной продукции в рекламе используют показ не самих товаров, а товарных знаков. Такие случаи квалифицируются арбитражными судами как нарушение законодательства о рекламе, поскольку для поддержания интереса к товару необязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов, в том числе товарного знака, которые ранее использовались при рекламе товара. Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара <1>. -------------------------------- <1> См.: пункт 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" // Вестник ВАС РФ. 1999. N 2; Постановление Президиума ВАС РФ от 27 мая 1997 г. N 1489/97 // Вестник ВАС РФ. 1997. N 9.
12.6. Особенности договорных отношений
В области производства и оборота алкогольной продукции принцип свободы договора действует с ограничениями. Так, Закон об алкогольной продукции запрещает сдачу в аренду основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции. Запрещается также заключать договоры купли-продажи с условием исполнения обязательств в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными. Кроме того, установлено требование о предварительной оплате поставляемой алкогольной продукции организациями розничной торговли. Значительными особенностями обладает договор перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции. Кроме того, что такой договор вправе заключать организации, имеющие соответствующую лицензию, в отличие от общего правила договор перевозки заключается между перевозчиком и покупателем, а не поставщиком указанной продукции. Следовательно, в таких случаях в соответствии со ст. 313 ГК РФ исполнение договора возлагается на третье лицо - поставщика-грузоотправителя. При этом договор поставки, заключенный между поставщиком и покупателем указанной продукции, должен предусматривать переход права собственности на указанную продукцию к покупателю с момента сдачи ее перевозчику. За производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением требований законодательства в этой области производится государственный контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции. В соответствии со ст. 23 Закона об алкогольной продукции государстве<
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.016 с.) |