Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенная часть. Особенности оборотаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ
В целях защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и обеспечения экологической безопасности общественные отношения в сфере оборота отдельных видов товаров подверглись специальному правовому регулированию. Нормативное правовое регулирование данных отношений осуществляется федеральными законами, в которых содержится значительное количество обязывающих норм и норм-запретов. Государством устанавливаются особые требования к товарам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья населения. В Постановлении от 19 декабря 2005 г. N 12-П <1> Конституционный Суд РФ отметил, что федеральный законодатель для защиты общественных интересов вправе применить публично-правовой тип регулирования рыночных отношений. Государственные требования распространяются не только на оптовый и розничный оборот, но и на производство и другие виды деятельности (упаковку, перевозку, хранение, утилизацию и др.) с товарами. Федеральные законы имеют преимущественно комплексный характер и регулируют отношения как в сфере законного оборота товаров, так и устанавливают основания признания нахождения товаров в незаконном обороте. Принцип системности права обусловливает взаимопроникновение отдельных норм и институтов разных отраслей права. Для разработки критериев применения тех или иных способов и методов государственного регулирования оборота различных видов товаров, решения вопроса о соразмерности государственного воздействия необходимо проведение мониторинга и оценки эффективности действующего законодательства. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 335.
Глава 11. ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ
11.1. Источники правового регулирования
Охрана здоровья является одной из основных гарантий, провозглашенных Конституцией РФ (ч. 2 ст. 7). Среди принимаемых государством мер по сохранению здоровья населения важное место занимают меры по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов. Право каждого человека на получение безопасного для здоровья и качественного продовольствия предусмотрено Римской декларацией о всемирной продовольственной безопасности 1966 г. Продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и суверенитета. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 <1>, установлено, что продовольственная безопасность должна обеспечиваться за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги (п. 50). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
В утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации <1> развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, касающиеся продовольственной безопасности Российской Федерации, сформулированы основные задачи обеспечения продовольственной безопасности и меры по их решению. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 502.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее - рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов. Продовольственная безопасность определяется как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни, установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения. Система мер и способов обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов предусмотрена в Законе о пищевых продуктах. Помимо данного Закона правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, Закон о госрегулировании торговли регулирует отношения по организации и осуществлению торговой деятельности, в том числе по поставке продовольственных товаров в торговые сети. В Москве отношения в области обеспечения качества и безопасности для жизни населения пищевых продуктов, изготавливаемых и находящихся в обороте на территории Москвы, регулирует Закон города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы". Закон о пищевых продуктах является приоритетным нормативным правовым актом по отношению к иным нормативным актам, в регулировании отношений, касающихся качества и безопасности пищевых продуктов. В правовом регулировании рассматриваемых отношений действует общее правило о том, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются правила международного договора. Таким образом, в систему нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые отношения, помимо Закона о пищевых продуктах входят законы, распространяющие действие на все виды товаров, работ и услуг. К ним относятся, в частности, Федеральные законы от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" <1>, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О техническом регулировании" и др. Кроме того, отношения в сфере обращения с некоторыми видами пищевых продуктов (зерна, алкогольной продукции) регулируются специальным законодательством. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141 (с послед. изм.).
В Плане мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности РФ, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 376-р <1>, предусмотрены разработка и принятие различных нормативных правовых актов, в том числе основ государственной политики в области здорового питания населения, стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ и др. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2010. N 12. Ст. 1401.
11.2. Понятие пищевых продуктов и их виды
К пищевым продуктам Законом о пищевых продуктах отнесены продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки. Состав продуктов, относимых Законом к пищевым, достаточно разнообразен. К пищевым добавкам относятся природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения пищевых продуктов. Биологически активные добавки (так называемые БАДы) также считаются пищевыми продуктами. Ими являются природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Продовольственное сырье определяется Законом о пищевых продуктах как сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов. Специальные требования в необходимых случаях Закон о пищевых продуктах устанавливает к продуктам детского питания - продуктам питания, предназначенным для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающим физиологическим потребностям детского организма; продуктам диетического питания - пищевым продуктам, предназначенным для лечебного и профилактического питания. Пищевые продукты должны быть в первую очередь безопасными для жизни и здоровья людей. Безопасность пищевых продуктов определяется данным Законом как состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений. Вместе с тем продукты питания должны быть не только безопасными, как большинство товаров, но и удовлетворять потребности человеческого организма в питательных веществах и энергии, поэтому Закон о пищевых продуктах регулирует отношения по обеспечению не только безопасности, но и качества пищевых продуктов, которое определяется Законом как совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Связанным с понятием качества продуктов является понятие пищевой ценности продукта, определяемой как совокупность свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии.
11.3. Субъекты рынка пищевых продуктов
Состав субъектов, осуществляющих производство, реализацию и закупки пищевых продуктов и иные виды деятельности, чрезвычайно широк. С точки зрения организационно-правовых форм к таким субъектам относятся как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, так и некоммерческие организации и граждане. Так, производство пищевых продуктов в натуральном виде осуществляют коммерческие организации, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские фермерские хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, и др. Закупкой сельскохозяйственной продукции занимаются заготовители, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и др. В качестве организаторов оптового товарного оборота выступают товарные биржи, оптовые продовольственные рынки, оптовые ярмарки. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы осуществляют функции управляющих компаний розничными сельскохозяйственными кооперативными рынками. Розничную торговлю, как было показано, осуществляют различные субъекты - как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели, однако прослеживается тенденция создания и развития на розничных рынках крупных торговых сетей-ритейлеров.
11.4. Меры обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов
В целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в Законе о пищевых продуктах предусмотрено: 1) применение мер государственного регулирования; 2) проведение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, различных организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемиологических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, с ними контактирующих при их изготовлении, хранении, перевозках и реализации; 3) проведение производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, условиями их изготовления, хранения и другими видами деятельности, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов. Государство возлагает обязанность по организации и проведению производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов на лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов (ст. 22 Закона о пищевых продуктах). Производственный контроль должен проводиться в соответствии с программой производственного контроля, в которой определяются порядок его осуществления, методика контроля и методика проверки условий изготовления пищевых продуктов и их оборота.
11.5. Требования к осуществляемым видам деятельности с пищевыми продуктами
Прежде всего государство ведет мониторинг рынка пищевых продуктов, который представляет собой наблюдение, анализ, оценку качества и безопасности пищевых продуктов. Цели проведения мониторинга определены в Постановлении Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. N 883, утвердившем Положение о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения <1>. Мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и здорового питания населения, охраны его здоровья, а также для разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции. Мониторинг проводится на федеральном уровне, в субъектах РФ и в муниципальных образованиях. Стадиями проведения мониторинга являются: -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4701.
1) сбор достоверной и объективной информации о пищевых продуктах, изготавливаемых на российских предприятиях, а также ввозимых и выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации; качестве и состоянии здоровья населения в связи с качеством питания и формирование соответствующих информационных фондов; 2) системный анализ и оценка получаемой информации; 3) предоставление информации заинтересованным государственным органам, юридическим и физическим лицам; 4) подготовка предложений по вопросам реализации государственной политики в области здорового питания населения, предотвращение производства, ввоза и реализации на территории Российской Федерации некачественной и опасной пищевой продукции, а также предупреждение заболеваний, связанных с употреблением такой продукции. Закон о пищевых продуктах предусматривает общие требования к обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами. В обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в установленном законом порядке. Качество и безопасность пищевых продуктов должны быть удостоверены соответствующими документами. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов устанавливаются на всех стадиях жизненного цикла продуктов (при их разработке и постановке на производство, изготовлении, расфасовке, упаковке и маркировке, хранении, перевозках, реализации). К настоящему времени утверждены Федеральными законами Технический регламент на масложировую продукцию, Технический регламент на молоко и молочную продукцию, Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей <1> (Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ) и др. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4984.
При разработке новых пищевых продуктов и постановке на производство новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозки и реализации предприниматели обязаны обосновывать требования к качеству и безопасности таких продуктов, разрабатывать программы производственного контроля за качеством и безопасностью продуктов, устанавливать сроки годности продуктов, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению. Показатели качества и безопасности новых пищевых продуктов, сроки годности, требования к упаковке, маркировке, информации о продуктах, программах производственного контроля, методикам испытаний, способам утилизации или уничтожения некачественных и опасных продуктов должны быть включены в технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.). Проекты технических документов, опытные образцы новых пищевых продуктов подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе. Изготовление продуктов осуществляется в соответствии с техническими документами, при соблюдении санитарных, ветеринарных норм и правил. Для изготовления пищевых продуктов должно применяться продовольственное сырье, качество и безопасность которого соответствует требованиям нормативных документов. При изготовлении продовольственного сырья допускается использование кормовых добавок, стимуляторов роста животных, лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу и государственную регистрацию в установленном порядке. Используемые при этом пищевые добавки и БАДы не должны причинять вред жизни и здоровью населения. Изготовитель обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов и передать покупателю документ, удостоверяющий качество и безопасность пищевых продуктов. Статья 42 Конституции РФ провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Не меньшее значение в настоящее время имеет получение потребителями полной и достоверной информации о потребляемых пищевых продуктах. Предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию об их качестве и безопасности. Пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы способами, обеспечивающими сохранение качества и безопасности при их хранении, перевозках и реализации. Закон о пищевых продуктах предусматривает, что состав сообщаемой информации определяется законодательством о защите прав потребителей. К таким сведениям относятся наименование технического регламента, сведения об основных потребительских свойствах товара, включая состав (использование пищевых добавок, БАДов, наличие компонентов, получаемых с использованием генно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, условиях приема и хранения, способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях (ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <1>). Содержащийся в Законе о пищевых продуктах перечень сведений, которые предприниматели, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны сообщить на русском языке, по существу, совпадает с составом информации, предусмотренной в Законе РФ "О защите прав потребителей". Согласно этому Закону, потребители должны получить также указанные в Законе сведения об изготовителе и продавце. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140 (с послед. изм.).
Одной из целей предоставления потребителям информации о пищевых продуктах является обеспечение возможности компетентного выбора товара. Однако состав предоставляемой информации в настоящее время не обеспечивает потребителям такой возможности. В безопасной продукции могут содержаться в допустимых объемах токсичные вещества. Уровень науки и техники в настоящее время не позволяет достоверно установить в ряде случаев отсутствие неблагоприятных последствий для здоровья человека или будущих поколений при использовании в изготовлении или применении отдельных веществ. Необходимо поэтому обеспечивать потребителей информацией о том, что пищевая продукция является экологически чистой. В этих целях актуальной задачей является задача ввести экологическую стандартизацию пищевых продуктов, разработать требования к экологически чистой продукции. Предложение о необходимости принятия федерального закона "О производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции" высказано в литературе достаточно давно <1>. В Москве введена система добровольной сертификации "Экологичные продукты", соответствие требованиям которой удостоверяется знаком соответствия "Экологичный продукт". Продукция, которой присвоен указанный знак соответствия, признана приоритетной для закупки и поставки для нужд города. Практика показывает, что объем продаж пищевых продуктов существенно возрастает, если изготовитель предоставляет информацию покупателям о том, что продукт произведен из экологически чистого сырья <2>. Так, почти 300 крупных поставщиков столичного рынка получили право маркировать свою продукцию знаком "Не содержит ГМО" <3>. -------------------------------- <1> См.: Ярандайкин Р.С. Организационно-правовые проблемы производства и реализации экологически чистой сельскохозяйственной продукции: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 11. <2> См.: На ферме слышен хруст купюр // Ведомости. 2005. 17 окт. <3> См.: Игнатьева О. В поисках зеленого кружка // РГ. 2008. 29 апр.
Реклама БАДов, пищевых добавок не должна: 1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами; 2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок; 3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок; 4) побуждать к отказу от здорового питания; 5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок. Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей (ст. 25 Федерального закона "О рекламе"). Хранение пищевых продуктов допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям строительных, санитарных и ветеринарных правил и норм. Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта. Если при перевозке или хранении продуктов допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, предприниматели, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, обязаны информировать об этом владельцев и получателей продуктов. Такие пищевые продукты не подлежат реализации и направляются на экспертизу, в соответствии с результатами которой они утилизируются или уничтожаются. Закон о пищевых продуктах устанавливает и требования по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации (ст. 21). В договорах поставки импортных пищевых продуктов в качестве существенных условий должны быть предусмотрены условия по соблюдению требований нормативных документов, обеспечивающих безопасность пищевых продуктов. В розничной торговле не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов, за исключением определенных видов продуктов по установленному перечню. Реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного назначения допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям. Если при реализации пищевых продуктов допущено нарушение, приведшее к утрате продуктом соответствующего качества и приобретению опасных свойств, граждане и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, обязаны снять такие продукты с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные продукты на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение. Государственный контроль и надзор в данной области осуществляется государственными органами контроля и надзора в пределах их компетенции. Порядок проведения государственного контроля и надзора установлен соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 987 <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 123 (с послед. изм.).
Государственный контроль и надзор включают в себя несколько видов контроля: - за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, в том числе выполнением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов и ветеринарных правил и др.; - соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения подтверждения соответствия продукции и услуг, оказываемых в сфере торговли и сфере общественного питания, требованиям нормативных документов; - выполнением правил продажи отдельных видов товаров; - выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических), ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) продукции, а также болезней животных, общих для животных и человека; - пресечением нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и применением мер административного воздействия к лицам, допустившим такие правонарушения.
11.6. Основания признания нахождения пищевых продуктов в незаконном обороте
Закон о пищевых продуктах устанавливает, что в обороте не могут находиться продукты, материалы и изделия, которые: - не соответствуют требованиям нормативных документов; - имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный контроль и надзор, при проверке таких продуктов и изделий; - не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, документов изготовителя, поставщика продуктов, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов; - не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; - не имеют установленных сроков годности или сроки годности которых истекли; - не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (ст. 3 Закона). Некачественными являются продукты, не способные удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования. Опасными признаются вредные пищевые продукты и представляющие опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений, не соответствующие требованиям технических регламентов. Взаимосвязанным с указанными понятиями следует считать понятие фальсифицированных пищевых продуктов, которыми признаются: умышленно измененные (поддельные) и имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной, или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. Следует отметить, что в настоящее время, несмотря на требования Закона РФ "О защите прав потребителей", на товарных рынках обращается много фальсифицированных пищевых продуктов, информация о которых не соответствует их свойствам и качеству. Так, по сообщениям средств массовой информации большинство изготовителей колбасных изделий не сообщают сведения о применении генно-модифицированных компонентов при их изготовлении. Некачественные и опасные пищевые продукты подлежат изъятию из оборота владельцами самостоятельно или на основании предписания органов государственного контроля (надзора). Если владелец таких продуктов не принял мер по их изъятию из оборота, некачественные и опасные продукты конфискуются в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Изготовитель некачественных продуктов обязан приостановить их изготовление на срок, необходимый для устранения причин, повлекших за собой изготовление таких продуктов. Если устранить причины невозможно, изготовитель обязан прекратить изготовление, изъять из оборота, обеспечив возврат от покупателей, потребителей, организовать проведение в установленном порядке их экспертизы, уничтожение или утилизацию. При обнаружении некачественных и опасных продуктов на стадии реализации действия по снятию с реализации, отзыву от потребителей, организации экспертизы обязаны осуществлять предприниматели, осуществляющие реализацию пищевых продуктов. Общие требования к проведению экспертизы, утилизации или уничтожению некачественных и опасных пищевых продуктов, изъятых из оборота, установлены Законом о пищевых продуктах (ст. 25). Экспертиза проводится в целях определения возможности дальнейшего использования пищевых продуктов или уничтожения. Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263 <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4610 (с послед. изм.).
Экспертизу проводят органы государственного контроля и надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в пределах своей компетенции. Результаты проведенной экспертизы оформляются в виде заключения, в котором указывается о несоответствии пищевой продукции требованиям нормативных документов, а также определяется возможность ее утилизации или уничтожения. Пищевая продукция, запрещенная для употребления в пищу, может быть использована на корм животным, в качестве сырья для переработки или для технической утилизации.
11.7. Ответственность за нарушение законодательства
За нарушение законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов предусмотрена уголовная, гражданско-правовая и административная ответственность. Нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, повлекшее массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 236 УК РФ). Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие недостатков пищевых продуктов, материалов и изделий в части безопасности и качества, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет (ст. 1095 ГК РФ). Данные правила применяются лишь в случаях приобретения товара в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности. Административная ответственность предусмотрена в КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-гигиенического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании (ст. 6.3), нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5) и организации питания (ст. 6.6), продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил (ст. 14.4), нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товаре (ч. 1 ст. 14.8) и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.0 (0.012 с.) |