Нормативные акты РФ о заключении и исполнении международных договоров в сфере внешнеэкономической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные акты РФ о заключении и исполнении международных договоров в сфере внешнеэкономической деятельности.



Основным нормативным актом Российской Федерации по данным вопросам можно считать Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.N 101-ФЗ. Ст.1 Закона провозглашает основной принцип: «Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом». Временем принятия данного Закона можно объяснить и наличие в его преамбуле следующей необычной декларации: «Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм международного права, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Естественным дополнением к данному Закону является Положение о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2003 г. N 79.

Что касается принципа добросовестного выполнения международных обязательств как основополагающего принципа данной системы, его действие обычно распространяют не только на договорные и обычные нормы международного права, но и на авторитетные рекомендации международных организаций и межправительственных конференций, порождающие лишь морально –политические обязательства, которые, тем не менее, влияют на развитие и действие национального законодательства. Так, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. при изложении содержания принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву используется следующее положение: «При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву, они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заключительного акта СБСЕ». В качестве примера соблюдения Россией своих морально-политических обязательств по СБСЕ и ОБСЕ можно привести развернутое постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. о мероприятиях по реализации документов ОБСЕ.

Говоря о влиянии нормативных актов РФ на заключение и исполнение международных договоров Российской Федерации, необходимо упомянуть и о полномочиях Конституционного суда РФ, который на основе ст.125 Конституции РФ и главы X Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской федерации» по запросу высших законодательных и исполнительных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. При этом не соответствующие Конституции Российской федерации международные договоры Российской федерации не подлежат введению в действие и применению.

Внешнеторговая деятельность в РФ строится на основе принципов, которые определены в ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Данный федеральный закон принят в 2003 г. вместо выполнившего свою функцию закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г. и стал примером реализации в нашей стране воспринятой концепции либерализации внешнеторговой деятельности, что нашло отражение и в его измененном названии.

Этот закон, в частности, определил полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации в сфере внешнеэкономической деятельности, однако применение его норм должно осуществляться с учетом иных действующих в этой сфере законов, в том числе, например, с учетом действия Положения о торговых представительствах СССР за границей, утвержденного Законом СССР от 03.08.89 г. Кроме того, его положения развиваются в ряде важных нормативных актов о статусе министерств и ведомств, осуществляющих полномочия в сфере внешнеэкономической деятельности. К этому следует добавить, что международное право непосредственно ограничивает компетенцию государственных органов, особенно в сфере внешних сношений, своими императивными нормами и принципами.

 

Многосторонние договоры и их роль в установлении принципов и норм, регулирующих внешнеэкономическую деятельность

 

ПЛАН:

2.1. Система и структура международного права. Общее международное право. Договор и обычай как источники общего международного права. Основные многосторонние договоры в сфере внешнеэкономической деятельности.

2.2. Регионализм в современном международном праве. Региональные международно-правовые комплексы.

 

Система и структура международного права. Общее международное право. Договор и обычай как источники общего международного права. Основные многосторонние договоры в сфере внешнеэкономической деятельности

В ходе исторического развития международных отношений различного уровня сформировалась система международного права как обширный комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Базовый системообразующий материальный фактор – сама система международных отношений, обеспечиваемая действием международного права. Главными же юридическими и морально-политическими системообразующими факторами служат цели и принципы самого международного права. Под их воздействием объективно складывается внутренняя структура системы международного права с определенной упорядоченностью ее частей, с определенным соединением и взаимосвязью ее элементов как частей единого целого. По мере своего развития современное международное право само стало определять основные цели и содержание взаимодействия государств, а тем самым и черты механизма международно-правового регулирования. В результате международное право перестало быть диспозитивным, зависящим только от политической воли договаривающихся сторон, поскольку появился комплекс императивных норм (jus cogens), то есть общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию.

Одним из основных признаков правовой системы является иерархия ее норм, установление их соподчиненности. Иерархия норм дает возможность определить их роль и место в системе, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования самой системы международного права. Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств и других субъектов международного права. Важное значение также имеют региональные международно-правовые комплексы, регулирующие отношения участников определенных групп государств на базе общего международного права и многочисленные двусторонние договоры, логично дополняющие глобальную международно-правовую систему при регулировании непосредственных отношений отдельных государств.

В некоторых областях сотрудничества, как сфера глобального экономического сотрудничества или сотрудничества по охране окружающей среды, отношения могут эффективно регулироваться только за счет норм универсального действия с использованием обоих главных источников – международного договора и обычая.

Договору всегда принадлежала основная роль в формировании современного международного права, но с усложнением международных отношений и задач международно-правового регулирования их роль продолжает расти. Так, на современном этапе развития системы международного права наблюдается рост числа и роли многосторонних международных договоров, преобразующих содержание общего международного права и создающих его новые отрасли. Отчасти это объясняется увеличением числа глобальных проблем, затрагивающих все государства и поддающихся решению только за счет совместных усилий всех государств, принадлежащих к различным группам и регионам. Это породило предложения о формировании единого международного правопорядка на основе общих для всех государств принципов и норм.

Международно-правовому обычаю как источнику норм международного права литература часто отводит вспомогательную, второстепенную роль, что никак не вяжется с тезисом о равной юридической силе договорных и обычных норм общего международного права. Важно помнить, что международно-правовой обычай – вовсе не традиция и не обязательно неписаное правило, складывавшееся на практике в течение многих веков, как, например, правило о предельной ширине территориальных вод («пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»). Статут Международного Суда ООН, являющийся приложением к Уставу ООН, в своей статье 38 определяет обычай как доказательство общей практики, принятой в качестве правовой нормы. В советской литературе слово «общей» чаще переводилось как «всеобщей», что позволяло настаивать на необходимости практики с участием государств различных регионов и социально-экономических систем и внести необходимый политический аспект.

Помимо традиционных правовых обычаев, создаваемых длительной международной практикой, в современных международных отношениях появились правовые обычаи нового вида, представляющие собой правила, сформулированные в одном или нескольких договорах или даже в резолюциях международных организаций или международных конференций. Важно при этом, что сформулированные правила не только закрепляют сложившуюся практику, но и способны ее формировать в нужном направлении, стимулируя должное действие или воздержание от действий субъектов международного права. И получается, что кодификация международного права в многосторонних договорах не вытесняет международно-правовые обычаи, а, напротив, расширяет сферу их действия и круг их участников: 1) зафиксированное в договоре правило может действовать в качестве обычной нормы для государств, пока не участвующих в многостороннем договоре; 2) зафиксированное в договоре правило действует в качестве правового обычая для его участников в период до вступления договора в силу, который иногда растягивается на много лет. Кроме того, в практике международных судов все чаще доказательством наличия обычая становятся акты многосторонних межправительственных конференций и согласие с ними означает признание сложившегося на практике и выраженного в акте конференции в качестве юридически обязательного (opinio juris). В результате обычные нормы составляют ядро общего международного права, основы всей международно-правовой системы, и это общее международное право опирается на презумпцию универсальности (в данном случае от слова Universe – мир, вселенная) действия его норм, поэтому оно обеспечивает благоприятные условия для внешней, в том числе внешнеэкономической деятельности каждого государства, а каждое государство обязано уважать и соблюдать его нормы, чтобы пользоваться выгодами членства в международном сообществе.

Сказанное может быть наглядно продемонстрировано на примере следующих универсальных международных договоров и иных актов, имеющих международно-правовое значение:

  • Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров как основной многосторонний договор в сфере международного коммерческого права, позволивший решить ряд самых принципиальных вопросов в сфере международного коммерческого оборота:

1) юридическое понятие договора международной купли-продажи товаров (международного коммерческого контракта;

2) форма таких контрактов;

3) порядок заключения таких контрактов между отсутствующими сторонами;

4) основное содержание прав и обязанностей продавца и покупателя;

5) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта.

Нормы Венской конвенции применяются к отношениям по международному коммерческому контракту, если коммерческие предприятия сторон находятся в государствах-участниках Конвенции. Если же основное место деятельности одной из сторон контракта находится в государстве, не участвующем в Конвенции, такой контракт подпадает под ее действие лишь в случаях, когда по соглашению сторон или в силу коллизионной нормы применяется право государства-участника Конвенции. При этом Венская Конвенция не затрагивает действия других международных соглашений по вопросам, являющимся предметом ее регулирования, если стороны имеют коммерческие предприятия в государствах-участниках такого соглашения.

  • Нью-Йоркская конвенция ООН 1974 г.об исковой давности в международной купле-продаже товаров с Протоколом 1980 г., призванным привести ее Положения в соответствие с Венской Конвенцией 1980 г.;
  • Гаагская конвенция 1986 г. о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, дополняющая Венскую конвенцию 1980 г. в отношении случаев, когда стороны таких контрактов имеют коммерческие предприятия на территории разных государств.
  • Международные правила по унифицированному толкованию торговых обычаев и терминов, существующих и применяющихся в области международной торговли (ИНКОТЕРМС-2000), представляющих собой свод торговых обычаев Международной торговой палаты, ссылка на которые делает их контрактными условиями, юридически обязательными для сторон и третьих лиц.
  • Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 1994 г. в редакции 2004 г., представляющие собой свод норм, рекомендованных для использования независимо от расхождений в национальных законах и правовых системах.
  • Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. относится к многосторонним договорам международного публичного права, определяющим международно-правовой режим пространств, где осуществляется экономическая и внешнеэкономическая деятельность, и оказывающим значительное влияние на порядок ее осуществления (морское рыболовство и рыбоводство, добыча полезных ископаемых на шельфе и за его пределами, морские научные исследования и т.д.). Такие универсальные договоры есть в каждой из широких сфер сотрудничества государств, и они на глобальном уровне обеспечивают единство регулирования и благоприятные условия внешнеэкономического сотрудничества или резервируют природные ресурсы и окружающую среду для внешнеэкономической деятельности будущих поколений, как, например, Договор об Антарктике 1959 г. и ряд связанных с ним международных соглашений.
  • После завершения процесса присоединения к ВТО, который тянется с 1993 года и завершится ратификацией договора как в Федеральном собрании РФ, так и в самой ВТО, к числу обязательных для России универсальных международных договоров прибавятся международные договоры системы ВТО, включая Соглашение об учреждении ВТО и находящееся в Приложении 1 к нему Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года, заменившее ГАТТ 1947 года как правовую основу мировой торговли товарами. Кроме него, в этом же Приложении есть новые для данной системы Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также 12 смежных многосторонних договоров по различным сферам торговли товарами. Страна, вступающая в ВТО или присоединяющаяся к ней, должна принять все эти договоренности без каких-либо исключений, хотя и с некоторыми льготами по срокам реализации этих договоренностей для развивающихся государств и государств с переходной экономикой, как Россия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.01 с.)