Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативные акты РФ о заключении и исполнении международных договоров в сфере внешнеэкономической деятельности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основным нормативным актом Российской Федерации по данным вопросам можно считать Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.N 101-ФЗ. Ст.1 Закона провозглашает основной принцип: «Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом». Временем принятия данного Закона можно объяснить и наличие в его преамбуле следующей необычной декларации: «Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм международного права, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Естественным дополнением к данному Закону является Положение о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2003 г. N 79. Что касается принципа добросовестного выполнения международных обязательств как основополагающего принципа данной системы, его действие обычно распространяют не только на договорные и обычные нормы международного права, но и на авторитетные рекомендации международных организаций и межправительственных конференций, порождающие лишь морально –политические обязательства, которые, тем не менее, влияют на развитие и действие национального законодательства. Так, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. при изложении содержания принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву используется следующее положение: «При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву, они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заключительного акта СБСЕ». В качестве примера соблюдения Россией своих морально-политических обязательств по СБСЕ и ОБСЕ можно привести развернутое постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. о мероприятиях по реализации документов ОБСЕ. Говоря о влиянии нормативных актов РФ на заключение и исполнение международных договоров Российской Федерации, необходимо упомянуть и о полномочиях Конституционного суда РФ, который на основе ст.125 Конституции РФ и главы X Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской федерации» по запросу высших законодательных и исполнительных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. При этом не соответствующие Конституции Российской федерации международные договоры Российской федерации не подлежат введению в действие и применению. Внешнеторговая деятельность в РФ строится на основе принципов, которые определены в ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Данный федеральный закон принят в 2003 г. вместо выполнившего свою функцию закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г. и стал примером реализации в нашей стране воспринятой концепции либерализации внешнеторговой деятельности, что нашло отражение и в его измененном названии. Этот закон, в частности, определил полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации в сфере внешнеэкономической деятельности, однако применение его норм должно осуществляться с учетом иных действующих в этой сфере законов, в том числе, например, с учетом действия Положения о торговых представительствах СССР за границей, утвержденного Законом СССР от 03.08.89 г. Кроме того, его положения развиваются в ряде важных нормативных актов о статусе министерств и ведомств, осуществляющих полномочия в сфере внешнеэкономической деятельности. К этому следует добавить, что международное право непосредственно ограничивает компетенцию государственных органов, особенно в сфере внешних сношений, своими императивными нормами и принципами.
Многосторонние договоры и их роль в установлении принципов и норм, регулирующих внешнеэкономическую деятельность
ПЛАН: 2.1. Система и структура международного права. Общее международное право. Договор и обычай как источники общего международного права. Основные многосторонние договоры в сфере внешнеэкономической деятельности. 2.2. Регионализм в современном международном праве. Региональные международно-правовые комплексы.
Система и структура международного права. Общее международное право. Договор и обычай как источники общего международного права. Основные многосторонние договоры в сфере внешнеэкономической деятельности В ходе исторического развития международных отношений различного уровня сформировалась система международного права как обширный комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Базовый системообразующий материальный фактор – сама система международных отношений, обеспечиваемая действием международного права. Главными же юридическими и морально-политическими системообразующими факторами служат цели и принципы самого международного права. Под их воздействием объективно складывается внутренняя структура системы международного права с определенной упорядоченностью ее частей, с определенным соединением и взаимосвязью ее элементов как частей единого целого. По мере своего развития современное международное право само стало определять основные цели и содержание взаимодействия государств, а тем самым и черты механизма международно-правового регулирования. В результате международное право перестало быть диспозитивным, зависящим только от политической воли договаривающихся сторон, поскольку появился комплекс императивных норм (jus cogens), то есть общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию. Одним из основных признаков правовой системы является иерархия ее норм, установление их соподчиненности. Иерархия норм дает возможность определить их роль и место в системе, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования самой системы международного права. Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств и других субъектов международного права. Важное значение также имеют региональные международно-правовые комплексы, регулирующие отношения участников определенных групп государств на базе общего международного права и многочисленные двусторонние договоры, логично дополняющие глобальную международно-правовую систему при регулировании непосредственных отношений отдельных государств. В некоторых областях сотрудничества, как сфера глобального экономического сотрудничества или сотрудничества по охране окружающей среды, отношения могут эффективно регулироваться только за счет норм универсального действия с использованием обоих главных источников – международного договора и обычая. Договору всегда принадлежала основная роль в формировании современного международного права, но с усложнением международных отношений и задач международно-правового регулирования их роль продолжает расти. Так, на современном этапе развития системы международного права наблюдается рост числа и роли многосторонних международных договоров, преобразующих содержание общего международного права и создающих его новые отрасли. Отчасти это объясняется увеличением числа глобальных проблем, затрагивающих все государства и поддающихся решению только за счет совместных усилий всех государств, принадлежащих к различным группам и регионам. Это породило предложения о формировании единого международного правопорядка на основе общих для всех государств принципов и норм. Международно-правовому обычаю как источнику норм международного права литература часто отводит вспомогательную, второстепенную роль, что никак не вяжется с тезисом о равной юридической силе договорных и обычных норм общего международного права. Важно помнить, что международно-правовой обычай – вовсе не традиция и не обязательно неписаное правило, складывавшееся на практике в течение многих веков, как, например, правило о предельной ширине территориальных вод («пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»). Статут Международного Суда ООН, являющийся приложением к Уставу ООН, в своей статье 38 определяет обычай как доказательство общей практики, принятой в качестве правовой нормы. В советской литературе слово «общей» чаще переводилось как «всеобщей», что позволяло настаивать на необходимости практики с участием государств различных регионов и социально-экономических систем и внести необходимый политический аспект. Помимо традиционных правовых обычаев, создаваемых длительной международной практикой, в современных международных отношениях появились правовые обычаи нового вида, представляющие собой правила, сформулированные в одном или нескольких договорах или даже в резолюциях международных организаций или международных конференций. Важно при этом, что сформулированные правила не только закрепляют сложившуюся практику, но и способны ее формировать в нужном направлении, стимулируя должное действие или воздержание от действий субъектов международного права. И получается, что кодификация международного права в многосторонних договорах не вытесняет международно-правовые обычаи, а, напротив, расширяет сферу их действия и круг их участников: 1) зафиксированное в договоре правило может действовать в качестве обычной нормы для государств, пока не участвующих в многостороннем договоре; 2) зафиксированное в договоре правило действует в качестве правового обычая для его участников в период до вступления договора в силу, который иногда растягивается на много лет. Кроме того, в практике международных судов все чаще доказательством наличия обычая становятся акты многосторонних межправительственных конференций и согласие с ними означает признание сложившегося на практике и выраженного в акте конференции в качестве юридически обязательного (opinio juris). В результате обычные нормы составляют ядро общего международного права, основы всей международно-правовой системы, и это общее международное право опирается на презумпцию универсальности (в данном случае от слова Universe – мир, вселенная) действия его норм, поэтому оно обеспечивает благоприятные условия для внешней, в том числе внешнеэкономической деятельности каждого государства, а каждое государство обязано уважать и соблюдать его нормы, чтобы пользоваться выгодами членства в международном сообществе. Сказанное может быть наглядно продемонстрировано на примере следующих универсальных международных договоров и иных актов, имеющих международно-правовое значение:
1) юридическое понятие договора международной купли-продажи товаров (международного коммерческого контракта; 2) форма таких контрактов; 3) порядок заключения таких контрактов между отсутствующими сторонами; 4) основное содержание прав и обязанностей продавца и покупателя; 5) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта. Нормы Венской конвенции применяются к отношениям по международному коммерческому контракту, если коммерческие предприятия сторон находятся в государствах-участниках Конвенции. Если же основное место деятельности одной из сторон контракта находится в государстве, не участвующем в Конвенции, такой контракт подпадает под ее действие лишь в случаях, когда по соглашению сторон или в силу коллизионной нормы применяется право государства-участника Конвенции. При этом Венская Конвенция не затрагивает действия других международных соглашений по вопросам, являющимся предметом ее регулирования, если стороны имеют коммерческие предприятия в государствах-участниках такого соглашения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.84 (0.011 с.) |