Принципы технического регулирования (ФЗ «О техническом регулировании»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы технического регулирования (ФЗ «О техническом регулировании»).



Прямые расходы изготовителей на качество.

 

Прямые расходы состоят из четырех видов затрат.

Первый вид -- предупредительные расходы (Зп), рассчитываемые по формуле:

Зп = Зп.к + Зкп + Зо + Зк + Зм, (6-2)

где:

Зп -- затраты на планирование качества;

Зпк -- затраты на подготовку контроля процессов создания объектов;

Зо -- затраты на оборудование, используемое для управления качеством;

Зк -- затраты на работу с кадрами;

Зм -- затраты на мероприятия в рамках системы качества фирмы.

Затраты на планирование качества включают в себя расходы, связанные со следующими видами деятельности по планированию качества:

получением и анализом маркетинговой информации;

подготовкой программ по обеспечению качества;

организацией и внедрением систем управления качеством;

разработкой требований к контролю качества компонентов и сырья, процессов, продуктов;

подготовкой методик и инструкций по обеспечению качества;

анализом качества на допроизводственной стадии.

Затраты на подготовку контроля процессов создания объектов включают в себя следующее:

расходы на подготовку нормоконтроля проектов;

расходы на подготовку контроля качества на этапах разработки объекта;

расходы на изучение и анализ технологических процессов с целью выработки соответствующих методов и средств контроля у поставщиков;

расходы на изучение и анализ технологических процессов с целью выработки соответствующих методов и средств контроля на фирме-изготовителе.

Затраты 3о определяют расходы на приобретение, установку и наладку различного оборудования для получения информации о качестве, ее анализа и осуществления контрольно-управленческих функций в рамках системы качества фирмы.

Затраты на работу с кадрами включают расходы на разработку программ и методик обучения и непосредственное проведение всех форм обучения персонала, способствующего высококачественному труду, возможные затраты на оценку качества персонала, его тестирование, разработку всевозможных программ повышения эффективности использования персонала и повышения качества его работы.

В предупредительные расходы включаются и затраты на различные мероприятия, проводимые фирмой для повышения качества производимых ею объектов. Они включают в себя организационные расходы и расходы времени работников на конференции, семинары, дни качества, командировки и т.п.

Второй вид прямых расходов изготовителя -- оценочные расходы (Зоц). Формула для их расчетов включает десять компонентов:

Зон=3ип+Зкп+3пн+Зтк+3и+Зс+Зпн+Зсер+3ро+Зиэ. (6-3)

В формуле (6-3) учитываются следующие виды затрат:

3ип -- на испытания и приемочный контроль;

Зкп -- на командировки к поставщикам для проверки качества компонентов и сырья;

Зпи -- на лабораторные проверки измерительных приборов и их обслуживание;

Зтк -- на технический контроль;

3и -- на испытания, проводимые на фирме-изготовителе;

Зс -- на самоконтроль (проверку работниками качества своей работы и технологического процесса);

3пн-- на плановый надзор за качеством продукции и системой качества;

3сер -- на сертификацию;

3ро -- на анализ данных контроля и испытаний с целью выдачи разрешений на отгрузку;

3иэ -- на испытание объектов на стадии их использования по назначению.

Третий вид прямых расходов изготовителя -- затраты, связанные с внутренними, в пределах процессов внутри фирмы, отказами (3внут). Они определяются выражением:

3внут=Пм+Пк+ЕПб, (6-4)

где:

Пм -- потери материалов из-за их неудовлетворительного качества;

Пк -- потери компонентов из-за их неудовлетворительного качества;

?Пб-- суммарные потери на брак.

Суммарные потери на брак включают в себя следующие виды затрат:

на переделку брака;

на утилизацию брака;

время работников, связанное с производством утилизированного брака;

на материалы и компоненты, использованные в утилизированном браке;

на энергию и прочие накладные расходы, связанные с производством утилизированного брака и его хранением.

Четвертый вид рассматриваемых затрат-- затраты из-за внешних (происходящих вне фирмы) отказов 3внеш.

Они определяются выражением:

3внеш=Зг+Рр+Зд.м+Ш + Пв, (6-5)

где:

Зг -- затраты на доработку товара в течение гарантийного срока;

Рр -- расходы по рекламациям потребителей в послегарантийный период;

Зд.м -- расходы на устранение дефектов при монтаже;

Ш -- штрафы за низкое качество в рамках юридической ответственности за качество;

Пв -- потери от возврата и замены товаров низкого качества.

Кроме прямых расходов изготовители несут дополнительные расходы, связанные с качеством производимых ими объектов.

Особенности международных стандартов ИСО версии 9000:1994 и ИСО версии 9000:2000.

ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной Организацией по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).

В 1994 Техническим комитетом Международной организации по стандартизации (ISO) создается более совершенная версия стандартов по системам качества ISO 9000:1994, которая включала ряд стандартов, предназначенных для ситуации, когда отношения между поставщиком и потребителем регулируются контрактом (хозяйственным договором), для не контрактной ситуации и ряд вспомогательных стандартов. Стандарты серии ISO 9000:1994 носили универсальный характер, охватывая все возможные сферы производства продукции (товаров и услуг).

Стандарты серии ISO 9000:1994 содержали:

  • концепции внутреннего руководства качества;
  • модели внешнего обеспечения качества;
  • порядок оценки систем качества внешней стороной.

· модели ISO серии 9000 1994 года в полной мере ориентируются на удовлетворение лишь одной из заинтересованных сторон - Клиента организации.

· Из всего набора стандартов, входящих в серию 9000 1994 года, обязательными для применения являются стандарты ISO 9001:94, ISO 9002:94 и ISO 9003:94 (модели обеспечения качества). Организации, желающие соответствовать требованиям стандартов ISO 9000, должны выбрать одну из трех моделей, которая наиболее полным образом описывает жизненный цикл продукции, выпускаемой компанией. Все остальные стандарты ISO серии 9000:94 являются рекомендательными.

Потому, что стандарты ИСО серии 9000:1994 были, по существу, ориентированы не на улучшение качества, а на сертификацию систем качества, они не дали ожидаемого эффекта.

В ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества — Основные положения и словарь» и в ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества - Руководящие указания по улучшению деятельности».

Принцип 1 - Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей, и поэтому им следовало бы понимать текущие и будущие потребности потребителей, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Ключевые выгоды: Более результативное использование ресурсов организации для повышения удовлетворенности потребителей.

Принцип 4 - Процессный подход. Желаемый результат достигается более эффективно, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Ключевые выгоды: Снижение затрат и сокращение временного цикла за счет эффективного использования ресурсов. Улучшенные, последовательные и предсказуемые результаты. Четко сориентированные и выстроенные по приоритетам возможности для улучшения.

Принцип 5 - Системный подход к менеджменту. Идентификация, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей. Ключевые выгоды: Интеграция и выстраивание [в цепочку] тех процессов, которые будут наилучшим образом достигать желаемых результатов, Способность фокусировать усилия на ключевых процессах, Предоставление заинтересованным сторонам уверенности в том, что касается устойчивости, результативности и эффективности организации.

Принципы технического регулирования (ФЗ «О техническом регулировании»).

Техническое регулирование должно создавать основу для решения двух комплексов задач:

1. Регулирование внутреннего рынка. необходимость выработки механизма формирования требований к продукции и к оценке ее соответствия в процессе создания и движения товара. Государство устанавливает требования безопасности на базе оценки риска применения продукции с учетом реальных социально-экономических возможностей. Потребительские свойства формируются рынком. Задача государства создание равных и благоприятных условий для участников рынка.

2. Создание благоприятных условий для развития внешней торговли- решение проблем глобализации. Суть - создание механизма технического регулирования, который позволил вести экономически выгодную для государства политику во внешней торговле и соответствовал правилам международного сообщества.

· Техническое регулирование осуществляется в соответствии с
принципами:

· применения единых правил установления
требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции
процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнению работ или оказанию услуг;

· соответствия технического регулирования
уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а
также уровню научно-технического развития;

· независимости органов по аккредитации,
органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и
приобретателей, в том числе потребителей;

· единой системы и правил аккредитации;

· единства правил и методов исследований
(испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки
соответствия;

· единства применения требований технических
регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

· недопустимости ограничения конкуренции при
осуществлении аккредитации и сертификации;

· недопустимости совмещения одним органом
полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления
контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации
или сертификации;

· недопустимости совмещения одним органом
полномочий по аккредитации и сертификации;

· недопустимости внебюджетного финансирования
государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических
регламентов;

· недопустимости одновременного возложения
одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля
(надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

 

53. Классификация показателей качества.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

Все показатели, применяемые при оценке соблюдения требований к качеству, классифицируются по hазличным признакам.

выделяют следующие показатели:

1) по количеству рассматриваемых свойств продукции:

_ единичные;

_ комплексные;

_ интегральные;

2) виду выпускаемой продукции:

_ единичные;

_ обобщающие;

3) процессу жизненного цикла продукции:

_ прогнозируемые;

_ проектные;

_ производственно!технологические;

_ эксплуатационные;

4) степени значимости:

_ производственные;

_ потребительские;

5) уровню управления:

_ показатели организации;

_ показатели отрасли;

_ народнохозяйственные;

6) способу выражения:

_ в натуральных единицах;

_ стоимостных единицах;

_ процентах;

_ баллах.

Наиболее распространена классификация показателей качества продукции по первым двум признакам.

Показатели качества, характеризующие одно свойство продукции в зависимости от ее вида и назначения, называются единичными. К ним относят следующие:

_ показатели назначения, характеризующие основные эксплуатационные характеристики продукции (грузоподъемность, производительность, мощность и т.п.);

_ показатели надежности — главные показатели при оценке качества машин, механизмов, приборов, оборудования. Надежность — свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого времени; основными характеристиками надежности являются безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность;

_ показатели технологичности: удельная трудоемкость и удельная материалоемкость изготовления изделия;

_ показатели стандартизации и унификации, характеризующие насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями;

_ эргономические показатели: - гигиенические (температура, влажность, давление, освещенность);
- антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека;

- соответствие изделия распределению массы тела человека),

- физиологические и психофизические (соответствие конструкцииизделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным, психофизическим особенностям человека);

Психологические (соответствие изделия возможностям восприятия человека и переработки информации, закрепленным и вновь формируемым навыкам при использовании изделия);

_ эстетические показатели, включающие гармоничность, выразительность, целостность, оригинальность внешнего вида,соответствие стилю и т.д.;

_ патентно-правовые показатели, характеризующие степень обновления технических решений, используемых в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за ее пределами;

_ показатели экономичности, определяющие величину затрат,необходимых для проведения мероприятий, направленных на улучшение качества данного вида продукции;

_ экологические показатели и показатели безопасности, характеризующие содержание вредных примесей, время срабатывания защитных устройств, безопасность для жизни человека и окружающей среды.

Система единичных показателей отражает наиболее важные эксплуатационные свойства изделий, их полезность в соответствии с видом и назначением продукции.

На промышленных предприятиях используются в основном следующие обобщающие показатели качества:

_ обновление продукции в процентах к общему объему ее выпуска;

_ удельный вес продукции, соответствующей мировому техническому уровню, в объеме выпускаемой продукции;

_ объем продукции, отгруженной на экспорт;

_ количество принятых рекламаций;

_ потери от брака (общая величина), в том числе расходы на гарантийный ремонт;

_ индекс качества продукции.

 

54. Основные этапы исторического развития систем управления качеством.

Этапы эволюции деятельности в области управления качеством:

Индивидуальная форма организации работ по качеству

Цеховая форма организации работ по качеству - разделение функций.

Индустриальный этап - становление к управлению качеством

Системная организация работ по качеству - поднять вопросы по улучшению качества.

В истории развития документированных систем качества можно выделить пять этапов.

Первый этап соответствует начальным задачам системного подхода к управлению, когда появилась первая система — система Тейлора (1905 г) - установление технических и производствен­ных норм специалистами и инженерами, а рабочие обязаны их выполнять. Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием. Основная цель – выявление дефектов, контроль проводится после изготовления.

Второй этап. Управление качеством производства.Основы статистического управления качеством - разработки контрольных карт.

Системы качества усложнились, т. к. в них были включены службы, использующие статистические методы. Основная цель - предупреждение дефектов, выявление дефектов в ходе производства.

К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. Стали более сложными и отношения поставщик — потребитель.

Третий этап. Обеспечение качества продукции. Механизмом управления является комплексное управление качеством на всех этапах жизненного цикла товара, основной целью которого становится поддержание и совершенствование качества.

Контроль и управление качеством на всех этапах производства, четкая взаимосвязь подразделений, участвующих в решении проблем качества. Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, а моральное увеличивалось. Все большее внимание уделяется учебе.

Четвертый этап. (TQC) всеобщее управление качеством (менеджмент качества), механизмом управления является стратегическое управление, целью которого является постоянное совершенствование качества.

Специфика тотального управления качеством состоит в том что на первый план выдвигается качество продукции, и вся работа предприятия подчиняется этой цели. Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок.

Пятый этап. Интегрированная система менеджмента качества. Появление стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Появляются корпоративные системы управления качеством, которые ставят своей целью усиление требований международных стандартов и учитывают специфику таких корпораций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.061 с.)