Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.

Поиск

В соответствии с Федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. Порядок введения и применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров установлен Федеральным законом № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 года «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Антидемпинговые меры, компенсационные меры и так называемые специальные защитные меры носят чрезвычайный характер и направлены на защиту от недобросовестной конкуренции.

Антидемпинговые меры. Демпинг – распространенный метод конкурентной борьбы за рынки. Он определяется в современной международной практике как метод продажи на экспорт, когда «товары одной страны поступают в торговлю другой страны по цене ниже нормальной стоимости товаров на внутреннем рынке страны экспорта».

Антидемпинговое законодательство большинства стран осуждает демпинг, но, тем не менее, не запрещает его. Демпинг рассматривается как экспорт, против которого разрешается применение антидемпинговых мер.

Международная практика использует три основных критерия для ответа на вопрос – является ли цена товара, предлагаемого для экспорта, демпинговой или нет:

a) сопоставление цены товара конкретной экспортной сделки с внутренней ценой на такой же или аналогичный товар в стране экспорта;

b) сопоставление экспортной цены с другой экспортной продажей в какую-либо иную (третью) страну экспорта;

c) сопоставление экспортной цены со стоимостью производства в стране происхождения экспортного товара.

Эти критерии довольно жестко ограничивают возможность произвольного ответа на вопрос, является ли конкретная экспортная операция демпинговым экспортом и может ли против этой операции использоваться антидемпинговая пошлина.

Антидемпинговые пошлины можно определить как дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны - экспортера и причиняют тем самым материальный ущерб национальному производству в стране импорта.

Антидемпинговые пошлины взимаются сверх обычных импортных пошлин и носят протекционистский характер.

Компенсационные пошлины устанавливается в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или транспортировке которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии иностранного государства, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно, к снижению цен на них при экспорте.

Специальные защитные меры. Специальные защитные меры – это меры по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию страны посредством введения специальной пошлины или импортной квоты.

Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таком количестве, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

Обычно специальные, компенсационные и антидемпинговыепошлины (или особые виды пошлин) применяются страной либо в одностороннем порядке для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны.

Для принятия решения о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер должны быть представлены неопровержимые доказательства причинно-следственной связи между импортом товаров и причиненным ущербом, нанесенным отечественным производителям или созданием угрозы причинения ущерба отечественным производителям. Этот факт может быть установлен только в результате специального расследования, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Статьей 32 Федерального закона определено, что, в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры:

1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

3) относятся к импорту или экспорту золота или серебра;

4) применяются для защиты культурных ценностей;

5) необходимы для предотвращения исчерпанияневосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

6) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

7) необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации;

8) необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

9) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащихмеждународным договорам России нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе:

а) применения таможенного законодательства Российской Федерации;

б) представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям;

в) охраны окружающей среды;

г) обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям;

д) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;

е) защиты интеллектуальной собственности;

ж) предоставления исключительного права.

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, условно можно подразделить на следующие группы:

- запреты на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных категорий товаров;

- разрешительный порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации отдельных товаров;

- специальные требования к соответствию товаров техническим регламентам и национальным стандартам, а также ветеринарным, фитосанитарным и санитарным, экологическим нормам и правилам;

- требования к маркировке товаров, их упаковке, заполнению инструкции на языке страны-получателя и т.п.

Запрещение ввоза (вывоза) отдельных товаров. Товары,запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозус таможенной территории РФ. Товары, запрещенные, в соответствии с законодательством, к ввозу на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ или иными федеральными законами.

Вывоз таких товаров производится перевозчиком. Если нет возможности немедленно вывезти запрещенные товары, они помещаются на склады временного хранения или зоны таможенного контроля за счет лиц, ответственных за совершение таможенных операций для выпуска товаров. Предельный срок хранения таких товаров составляет 3 суток.

Запрет товаров на ввоз в РФ устанавливается законодательными актами соответствующих государственных органов. Расходы, возникшие у перевозчиков или заинтересованных лиц в связи с соблюдением запретов на ввоз на таможенную территорию или вывоз с таможенной территории России товаров, таможенными органами не возмещаются.

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, не должны приниматься или применяться способом, являющимся средством произвольной или необоснованной дискриминации государств, либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли товарами.

Таким образом, основываясь на положениях законодательства РФ о внешнеэкономической деятельности, к запретам и ограничениям внешней торговли товарами следует отнести:

– введение количественных ограничений экспорта и импорта отдельных категорий товаров;

– предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных категорий товаров;

–введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров;

– применение разрешительного порядка ввоза, вывоза отдельных видов товаров;

– специальные требования к соответствию товаров техническим регламентам и национальным стандартам, а также ветеринарным, фитосанитарным, санитарным, экологическим нормам и правилам;

– прочие меры (требования к маркировке товаров, упаковке, заполнению инструкции на языке страны-получателя и т.п.).

Кроме того, главой 8 Федерального закона, а именно статьями 37, 38 и 39, установлены особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

К особым видам запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью относятся:

v ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации;

v ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования (для поддержания курса национальной валюты).

25 января 2008 года подписано Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран».

Статьей 9 Соглашения регламентировано применение мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории.

Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией таможенного союза, учрежденной Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года (далее - Комиссия).

Полномочия Сторон по принятию решений о применении мер нетарифного регулирования, предусмотренных Соглашением, могут быть переданы Комиссии полностью или частично решением глав государств Сторон до создания единой таможенной территории государств Сторон.

В этом случае решения Комиссии о применении мер нетарифного регулирования выполняются Сторонами в отношении ввоза товаров на таможенные территории своих государств и (или) вывоза их с этих территорий.

В исключительных случаях Стороны могут в одностороннем порядке вводить меры нетарифного регулирования, предусмотренные Соглашением, на срок, не превышающий 6 месяцев, после передачи Комиссии полномочий или после создания единой таможенной территории.

Сторона, вводящая меры нетарифного регулирования вносит на рассмотрение Комиссии вопрос о применении аналогичных мер другими Сторонами, а также информирует эти Стороны о введении и применении таких мер.

В случае введения Стороной мер нетарифного регулирования в виде запрета или ограничения вывоза отечественных товаров в третьи страны другие Стороны, не применяющие указанные меры, не допускают вывоза этих товаров без наличия лицензии и (или) разрешения, выданных уполномоченным государственным органом исполнительной власти государства этой Стороны.

Порядок применения на единой таможенной территории мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов и особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами, включая случаи их применения в одностороннем порядке, а также порядок применения иных запретов и ограничений внешней торговли, определяются отдельными соглашениями.

Споры, связанные с применением или толкованием положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами, а в случае недостижения согласия передаются на рассмотрение в Суд Евразийского экономического сообщества.

Перечень товаров, в отношении которых законодательством установлены запреты и ограничения при их перемещении через таможенную границу таможенного союза утверждается Межгосударственным советом Евразийского экономического сообщества. Решением № 19 от 27.11.2009 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

К оглавлению

2.1. Лицензирование экспорта и импорта товаров
в Российской Федерации

 

Лицензирование экспорта и импорта товаров является мерой оперативного регулирования внешнеторговых связей государством. Эта мера применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, а также по отдельным странам или группам стран в тех случаях, когда это обусловлено экономическими и политическими условиями государства.

Лицензирование экспорта и импорта позволяет рационально использовать иностранную валюту для закупки товаров за рубежом или ограничивать экспорт товаров, необходимых для внутреннего рынка. Лицензирование применяется и для получения встречных уступок у партнера или в качестве ответного шага на дискриминационные действия со стороны отдельных стран или групп стран.

На территории России действует единый порядок лицензирования экспорта и импорта, который устанавливается Правительством РФ. В настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий».

В соответствии с этим положением под лицензированием понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операции, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Лицензирование осуществляется в следующих случаях:

– введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров;

– реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

– предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

– выполнение РФ международных обязательств.

Лицензия – официальный документ, разрешающий осуществление экспортных и импортных операций в течение установленного времени.

Перечень товаров, в отношении которых законодательством установлены запреты и ограничения при их перемещении через таможенную границу таможенного союза утверждается Межгосударственным советом Евразийского экономического сообщества.

Лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор). Лицензии оформляются на бланках, изготовленных на специальной, защищенной от подделки бумаге, на основании заявлений, представленных на типовых бланках и заполненных в соответствии с правилами, определяемыми законодательством РФ. В настоящее время действует приказ Минпромторга России от 27.02.2009 № 84 «Об утверждении формы лицензии и заявления о предоставлении лицензии».

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.

Виды лицензий:

· разовая лицензия – документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;

· генеральная лицензия – выдаваемый заявителю на основании решения Правительства РФ документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. В случае если в отношении товара введены временные количественные ограничения, срок действия такой лицензии заканчивается 1 января следующего года;

· исключительная лицензия – документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.

Министерство промышленности и торговли РФ через свои территориальные органы (лицензирующие органы) выдает участникам внешнеторговой деятельности вышеперечисленные виды лицензий.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок до 20 дней со дня регистрации представленных документов.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии, содержащее мотивированное обоснование отказа, направляется заявителю.

В случае изменения организационно-правовой формы, наименования или места регистрации заявителя – юридического лица либо изменения фамилии, имени, отчества или места жительства заявителя – индивидуального предпринимателя, либо утраты лицензии заявитель (лицензиат) обязан не позднее чем через 15 дней представить в соответствующий лицензирующий орган письмо с просьбой о переоформлении лицензии с приложением нового заявления и документов, подтверждающих такие изменения или утрату лицензии.

Внесение изменений в выданную лицензию не допускается.

Заявителю может быть отказано в выдаче лицензии по следующим основаниям:

- неправильное оформление заявления о предоставлении лицензии;

- сообщение недостоверных сведений;

- исчерпание квоты (при лицензировании в случае введения временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров).

Решение о приостановлении действия выданной лицензии или об ее аннулировании принимается лицензирующим органом, выдавшим лицензию, в следующих случаях:

- представление лицензиатом соответствующего заявления;

- нарушение лицензиатом условий лицензии.

Лицензия не подлежит передаче лицензиатом другим лицам.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ.

Порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот. Квотирование – установление временных ограничений экспорта и импорта товаров определенной номенклатуры.

Импорт и экспорт товаров в Российской Федерации осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, предусмотренных положениями Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Вместе с темПравительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка России. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ.

В рамках установленных квот экспорт и импорт товаров может осуществляться только по лицензиям.

Постановлением Правительством Российской Федерации от 31.10.1996 № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг)» в Российской Федерации утверждено Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.

Целью указанного Положения является организация согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по выполнению решений Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта, а также обеспечение равенства участников внешнеторговой деятельности, защита их прав и законных интересов при проведении конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.

Документом, подтверждающим права победителя конкурса на оформление лицензии на ввоз/вывоз товараявляется выписка из протокола о победителе конкурса.

Аукционная продажа квот производится российскими товарными биржами на основании соглашения о взаимодействии между этими биржами и Министерством промышленности и торговли РФ. Объявление о проведении аукциона должно быть сделано биржей не менее чем за 30 дней до его проведения. Победителю аукционной продажи квот Минпромторг Российской Федерации выдает сертификат победителя аукциона на основании банковского подтверждения об оплате аукционной стоимости лота.

Срок действия сертификатов, выдаваемых победителям аукциона, не может превышать срока действия квоты. Владелец сертификата имеет право передавать его для повторной аукционной продажи, сдав его организатору аукциона, на котором он был приобретен. Выдача лицензии победителю аукциона осуществляется лицензирующим органом в установленном порядке на основании полученного им сертификата победителя конкурса. Средства, полученные от аукционной продажи квот, перечисляются в федеральный бюджет.

Организация таможенного контроля за ввозом и вывозом лицензируемых товаров. Таможенный контроль за ввозом и вывозом лицензируемых товаров осуществляется таможенными органами на основании Инструкции об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров. (Данная Инструкция утверждена приказом ГТК России от 15.12.2002 № 1342 «О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров»). Инструкция устанавливает единый порядок регистрации и учета лицензий в таможенных органах Российской Федерации, а также единый порядок таможенного контроля ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации лицензируемых товаров.

Блок-схема таможенного контроля лицензируемых товаров представлена на рис. 5.

Рис. 5. Блок-схема таможенного контроля лицензируемых товаров

 

В соответствии с положениями данной инструкции осуществляется таможенный контроль за ввозом (вывозом) товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации на основании лицензий, выдаваемых Министерством промышленности и торговли России, Федеральной службой по военному и техническому сотрудничеству России и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России. При этом внесение изменений в лицензии, выданные Минпромторгом России, в отличие от лицензий, выданных ФСВТС России и ФСТЭК России, не допускается (пункт 9 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2005 г. № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий»).

К оглавлению

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.197 (0.012 с.)