Контроль экономической деятельности в таможенных органах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль экономической деятельности в таможенных органах



В современных условиях внутренний контроль в российских орга­низациях приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления. Контроль означает процесс соизмерения (со­поставления) фактически достигнутых результатов с запланирован­ными и представляет собой систему наблюдения и проверки в процессе любой деятельности для выяв­ления отклонений от планов, затрудняющих достижение поставленной цели.

Внутриведомственный контроль за деятельностью региональных таможенных управлений, тамо­жен и таможенных постов осуществляется ФТС России; РТУ – за деятельностью подведомственных таможен и таможенных постов. Этот контроль проводит­ся по направлениям в виде:

Ø инспекционного

Ø финансового.

Функции внутриведомственного контроля по этим направлениям в таможенных органах реализуются под руководством и непосредственном участии должностных лиц организационно-инспекторских и контрольно-ревизионных подразделений с привлечением заинтересованных структурных подразделений.

Основными функциями уполномоченных подразделений в сфере контроля за деятельностью таможенных opганов Российской Федерации являются:

- анализ результатов работы нижестоящих таможенных органов по таможенному, финансовому и валютному контролю, нецелесообразности использования бюджетных средств условий, способствую­щих уклонению, неполному, несвоевременному внесению в бюджет таможенных платежей;

- анализ причин и условий, способствующих возникновению негатив­ных явлений, обобщение их результатов и представление предложе­ний об устранении выявленных причин и условий;

- разработка предложений о совершенствовании контрольных функций с учетом положительного опыта, полученного в результате проверок таможенных органов и представление их заинтересованным подраз­делениям ФТС России;

- создание информационно-аналитических основ для определения ди­намики изменения деятельности таможенных органов в области кон­троля и системы взаимодействия их с другими государственными органами.

К оглавлению

 

Инспекторская проверка деятельности

Таможенного органа

Инспекторская проверка таможенного органа – это независимый ана­лиз содержания и результатов его работы специально назначенной комисси­ей, позволяющий определить соответствие деятельности таможенного орга­на целям, задачам и функциям, возложенным на него действующими положениями, приказами, нормативными и организационно-распорядитель­ными документами. Инспекторские проверки проводятся по решению пред­седателя ФТС России, а таможенные органы регионов могут также инспек­тироваться по решению начальника РТУ.

В зависимости от цели инспекторские проверки могут быть:

Ø комплексными;

Ø целевыми.

Комплексные проверки проводятся комиссией ФТС России (РТУ) и предполагают всестороннее обследование таможенных органов, определение соответствия их функционирования действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам ФТС России.

Комплексные проверки таможенных органов могут быть:

- плановыми

- внеплановыми.

При этом плановые комплексные про­верки проводятся в соответствии со сводным графиком инспекторских про­верок, составленным организационно-инспекторским управлением ФТС России и соответствующими подразделениями РТУ. Внеплановые комплексные проверки таможенных органов проводятся по мере необходимо­сти с учетом конкретной обстановки в таможенном органе.

Целевые проверки таможенных органов проводятся специально со­зданной комиссией для изучения состояния одного или нескольких направ­лений деятельности таможенного органа. Решение о проведении проверки принимает руководитель ФТС России или начальник РТУ путём издания приказа. Целевые про­верки таможенных органов также могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые целевые проверки проводятся структурными управлениями ФТС России на основании утвержденных планов работ управлений.

Внеплано­вые целевые проверки проводятся по мере необходимости с учетом конк­ретной обстановки в таможенном органе.

Основными направлениями деятельности таможенных органов, подле­жащими проверке, являются следующие:

o осуществление таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (качество исполнения законодательства о таможенном деле и нормативных актов ФТС России);

o эффективность функционирования системы управления таможенного органа, организация таможенного контроля и результативность при­менения процедур таможенного оформления;

o осуществление финансово-хозяйственной деятельности, состояние материально-технического оснащения таможенных органов;

o осуществление кадровой и социальной политики.

Проверка осуществления таможенного регулирования ВЭД включает изучение нескольких групп вопросов:

· Выполнение заданий по формированию доходной части федерального бюджета;

· Таможенное оформление и таможенный контроль;

· Организация контроля таможенной стоимости товаров;

· Организация валютного контроля;

· Организация нетарифного регулирования;

· Соблюдение законности и норм права;

· Правоохранительная деятельность;

· Организация борьбы с контрабандой;

· Таможенная статистика внешней торговли.

Правила проведения контроля деятельности таможенного органа определяются нормативными актами ФТС России.

Первый этап – предварительный, в ходе которого изучаются отчётные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие деятельность подлежащего проверке таможенного органа. На основании полученных данных разрабатывается план проведения проверки, который включает цели проверки, дату и место ее проведения, а также продолжитель­ность, перечень функций таможенно­го органа, видов деятельности и объектов, подлежащих проверке. План проведения проверки ут­верждается руководителем ФТС России (РТУ) и доводится до проверяемого таможенного органа.

Второй этап – это непосредственное проведение инспекторской про­верки, которая начинается со сбора информации (путем анализа документов и наблюдения за соблюдением технологии таможенного офор­мления и таможенного контроля). Сведения, собранные в результате опро­сов, должны быть сопоставлены с учетной документацией таможенного органа. Все критические замечания, сделанные в ходе проверки, должны быть подтверждены документами и оформлены в письменном виде.

Третий этап – это рассмотрение результатов и составление акта инспекторской проверки.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя и членами комиссии. Один экземпляр акта хранится в организационно-инспекторских подразделениях таможенного органа, назначившего проверку, второй – вручают руководителю проверяемого таможенного органа для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных недостатков.

По итогам инспекторской проверки издаётся приказ ФТС России (РТУ).

К оглавлению

Финансовый контроль за деятельностью

Таможенных органов

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств (далее – внутриведомственный финансовый контроль).

Внутриведомственный финансовый контроль за деятельностью таможенных органов осуществляют Контрольно-ревизионное управление ФТС России и контрольно-ревизионные отделы РТУ в соответствии с действующим законодательством.

Документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности (далее – ФХД) таможенных органов, представительств таможенной службы за рубежом и организаций, находящихся в ведении ФТС России, проводятся ежегодно по утверждённым годовым планам.

Для повышения эффективности и качества ревизии могут привлекаться должностные лица заинтересованных отделов и подразделений.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности, законности действий руководителя, главного бухгалтера и других лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами возложена ответственность за их осуществление.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом участке деятельности проверяемого субъекта контрольных мероприятий.

Цель ревизии или проверки (далее – ревизия) – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом контрольных мероприятий хозяйственных и финансовых операций: их обоснованность, наличие движения имущества, денежных средств и обязательств в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, для определения эффективности целевого использования бюджетных средств.

Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных фондов, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.

На проведение каждой ревизии издается приказ ФТС России или РТУ.

Ревизия проводится за период деятельности проверяемого субъекта контрольных мероприятий, следующим за тем периодом, который был обревизован при предыдущей ревизии, до начала месяца, в котором проводится данная ревизия.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии согласно типовому заданию, которое утверждает руководитель ФТС России или начальник таможенного органа, назначившего ревизию.

Составлению программы ревизии и её проведению предшествует подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчётные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащего ревизии проверяемого субъекта контрольных мероприятий.

В ходе ревизии ФХД осуществляется:

- проверка учредительных, регистрационных, плановых, отчётных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведённых операций;

- организация в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, сличения имеющихся в проверяемом субъекте контрольных мероприятий записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

- проверка фактического соответствия совершённых операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

- поверка достоверности отражения произведённых операций в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности, в том числе соблюдение установленного порядка ведения учёта, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учёта с данными первичных документов, сопоставления показателей отчётности с данными бухгалтерского учёта, арифметическая проверка первичных документов;

- оценка обоснованности, целесообразности и законности принятых решений по планированию и расходованию бюджетных средств на хозяйственные цели, капитальный и текущий ремонт зданий, содержание автотранспортных средств, технических средств, средств связи и т.д.;

- анализ причин образовавшейся дебиторской и кредиторской задолженности, правильности отражения задолженности на балансовых счетах, обоснованности и законности списания задолженности;

- проверка организации и правильности порядка ведения бюджетного учёта начисления таможенных и иных платежей;

- проверка в необходимых случаях состояния внутриведомственного контроля.

Для решения поставленной задачи в ходе ревизии и проверки операции финансово-хозяйственной деятельности участники ревизионной группы должны применять наиболее эффективные методы и приёмы контрольно-ревизионный работы.

Результаты ревизии обобщаются и оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (при необходимости членами ревизионной группы), начальником и главным бухгалтером ревизуемого субъекта контрольных мероприятий. Акт ревизии составляется в двух экземплярах, а при необходимости передачи материалов правоохранительным органам – в трех. Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы, вручается начальнику ревизуемого субъекта контрольных мероприятий под роспись с указанием даты получения.

Кроме внутриведомственного, финансовый контроль в таможенных органах на основании статей 267 и 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляют органы Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

К оглавлению

Контрольные вопросы

1. Что понимается под понятием «планирование»?

2. Какие виды планов Вы знаете?

3. Каковы принципы формирования сметы расходов таможенной системы?

4. Какие статьи расходов включает бюджетная смета таможенных органов?

5. Что понимается под «целевым расходованием бюджетных средств»?

К оглавлению



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.015 с.)