Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Внутриотраслевая структура таможенного дела

Поиск

Таможенные органы Российской Федерации

В системе государственных органов

 

Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций. Учитывая это, Россия в последнее время активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.

Действенный механизм регулирования внешнеэкономических связей традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Взаимовыгодные связи с зарубежными странами позволяют оптимизировать структуру экономики, способствуют устойчивости банковско-финансовой системы, облегчают решение многих социальных проблем.

Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю - это эффективная работа таможенной службы. Обеспечивая в полной мере соблюдение таможенного законодательства, ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые насущные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных товаропроизводителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции.

Создание таможенных органов - исходное начало и условие осуществления таможенного дела, его организационного обеспечения. Таможенный кодекс Российской Федерации относит к ним Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

За 350 лет своего существования российская таможня пережила много реформ и реорганизаций. Многое менялось. Неизменным было одно - таможня всегда оставалась одним из ключевых органов государственного контроля.

К оглавлению

Таможенные органы как функциональная система

И система управления

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу, её функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности были переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

Изменился статус и компетенция таможенной службы. В частности, ФТС России не осуществляла нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

Находясь в общем ведении Минэкономразвития РФ, в части взимания таможенных платежей и порядка определения таможенной стоимости Федеральная таможенная служба была и остаётся подведомственна Минфину РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.2006 № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» функции Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела переданы Федеральной таможенной службе.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе» утверждено Положение о Федеральной таможенной службе.

Согласно Положению, Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие основные полномочия в установленной сфере деятельности:

- вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

- на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;

- на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

- осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

- обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

- осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

- осуществляет в установленном порядке принятие решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, обеспечивает опубликование таких решений;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

- осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

- осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

- ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

- информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

- осуществляет в установленном порядке ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности;

- осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

- осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Региональное таможенное управление (РТУ) действует на основе Таможенного кодекса и Общего положения, утвержденного Прика­зом ФТС России от 12.01.2005 №7.

Региональное таможенное управление (РТУ) является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах компетенции, определенной настоящим положением.

Регион деятельности РТУ определяет ФТС России.

РТУ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.

РТУ осуществляет руководство деятельностью таможен, за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и таможенных постов, подчиненных РТУ, находящихся в регионе деятельности РТУ, и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

РТУ является юридическим лицом, имеет самостоятельный ба­ланс, печать с изображением Государственного герба РФ и со сво­им наименованием, иные печати и штампы, счета в органах феде­рального казначейства, в банках и иных кредитных организациях, предусмотренных законодательством РФ.

Финансирование РТУ осуществляется за счет средств феде­рального бюджета, направленных на содержание федеральных ор­ганов исполнительной власти.

РТУ является органом дознания и осуществляет свою деятель­ность в соответствии с уголовно-процессуальным законодатель­ством.

РТУ осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- контроль осуществления подчиненными таможенными органами таможенного оформления товаров и транспортных средств и единообразного применения порядка таможенного оформления;

- анализ и контроль деятельности подчиненных таможенных органов, осуществляемой на основе системы управления рисками, по обеспечению правильного исчисления и своевременной уплаты таможенных платежей и соблюдению запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на основе показателей и согласно порядку, определяемым ФТС России;

- контроль соблюдения подчиненными таможенными органами законодательства Российской Федерации при осуществлении таможенных процедур;

- принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, об их таможенной стоимости и о стране происхождения, а также о полном или частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке ведомственного контроля и при рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) подчиненных таможенных органов и их должностных лиц;

- контроль деятельности подчиненных таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности согласно порядку и формам, определяемым ФТС России;

- проведение таможенных ревизий, а также проверок достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, и контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок, валютных операций, связанных с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, в пределах компетенции таможенных органов, координация и контроль этой деятельности в подчиненных таможенных органах;

- взаимодействие с агентами валютного контроля и территориальными учреждениями Банка России, обеспечение взаимодействия с ними подчиненных таможенных органов;

- контроль правильного исчисления и взимания таможенных платежей, их учета в соответствии с установленным порядком, а также передача подчиненным таможенным органам и ФТС России информации о перечислении таможенных платежей в федеральный бюджет;

- контроль за обоснованным осуществлением подчиненными таможенными органами возвратов (зачетов) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, остатков неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога, а также законности предоставления подчиненными таможенными органами отсрочек и рассрочек по уплате таможенных платежей;

- учет задолженности по уплате таможенных платежей, недоимок, пеней и (или) процентов и контроль принятия подчиненными таможенными органами мер по ее взысканию;

- принятие мер по обеспечению выполнения подчиненными таможенными органами контрольных показателей взимания таможенных платежей, установленных РТУ;

- инспектирование деятельности подчиненных таможенных органов согласно порядку и формам, определяемым ФТС России;

- производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

- дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- оперативно-розыскная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- контроль деятельности подчиненных таможенных органов при обращении к исполнению вынесенных ими постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, в том числе их участия в исполнительном производстве в качестве взыскателя при исполнении постановлений таможенных органов;

- проверка в порядке ведомственного контроля законности и обоснованности решений должностных лиц РТУ, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, а также организация, руководство и контроль такой деятельности в подчиненных таможенных органах;

- информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в соответствии с порядком, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации, контроль и анализ состояния этой работы в подчиненных таможенных органах, а также иные полномочия, установленные вышеуказанным приказом ФТС России.

Организационные, аналитиче­ские, координирующие, контролирующие деятельность подчи­ненных таможенных органов функции РТУ направлены на повышение эффективности деятельности таможенных органов, включая соб­ственную.

Третий по значимости таможенный орган РФ — таможня. Пра­вовой основой деятельности таможни являются Таможенный ко­декс РФ и Общее положение о таможне, утвержденное приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7.

Таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной настоящим положением.

Регион деятельности таможни определяет ФТС России. Она же осуществ­ляет создание, реорганизацию и ликвидацию таможен. По состоянию на 31.12.2009 на территории РФ действовало 113 таможен.

Решением ФТС России отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно Федеральной таможенной службе.

Таможня осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.

Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятель­ный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати и штампы, счета в органах федерального казначейства, в банках и иных кредитных организа­циях, предусмотренных законодательством РФ.

Таможня является правоохранительным органом РФ. Она обес­печивает в пределах своей компетенции исполнение законода­тельства об уголовном судопроизводстве и законодательства об ад­министративных правонарушениях. Таможня является органом дознания и осуществляет свою деятельность в соответствии с уго­ловно-процессуальным законодательством.

Основные функции таможни состоят в том, чтобы осуществлять таможенную деятельность в регионе, в т. ч. по таможенному оформ­лению и контролю товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, производству специальных таможенных процедур, взима­нию таможенных платежей и т.д.

Одна из главных задач, поставленная государством перед тамо­женными органами, — способствовать максимальному ускорению перемещения товаров через таможенную границу.

Четвертый вид таможенных органов — таможенный пост. Его правовая основа — Таможенный кодекс и Общее положение о тамо­женном посте, утвержденное Приказом ФТС России от 13.08.2007 № 965.

В отличие от других таможенных органов таможенный пост не является юридическим лицом. Однако таможенный пост может быть образован и как юридическое лицо решением ФТС России.

Основные полномочия таможенного поста: непосред­ственное осуществление таможенного дела в регионе деятельно­сти; таможенное оформление и таможенный контроль; борьба с административными правонарушениями в таможенной сфере.

Таможенный пост для выполнения своих полномочий имеет право:

- совершать таможенные операции вне мест нахождения таможенных органов и вне времени их работы по мотивированным запросам заинтересованных лиц согласно порядку, установленному Таможенным кодексом Российской Федерации;

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

- принимать решения по делам об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами;

- запрашивать и требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации документы и сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию таможенного поста;

- пользоваться иными правами, предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К оглавлению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.141 (0.012 с.)