Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание и деятельность органов таможенного сотрудничества↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После распада СССР на большей части постсоветских территорий было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). Родилось оно в соответствии с Беловежским соглашением об образовании СНГ и Протоколом к Соглашению от 8 декабря 1991 г., а также Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 г. В Содружество вошло 12 государств — Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан. Подписанный в 1992 г. Устав СНГ состоит из нескольких разделов: цели и принципы; членство; коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество; предотвращение конфликтов и мирное урегулирование споров; сотрудничество в экономической, социальной и правовой сферах; органы Содружества; межпарламентское сотрудничество; финансовые вопросы. В основ}' Содружества положены следующие принципы: государства-члены суверенны, равны, являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Целями нового межгосударственного образования являются: — осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях; — содействие всестороннем}' и сбалансированному экономическому и социальному развитию государств-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интегра^ ции; — обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ); — осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения мира и безопасности, принятия эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения; 406 История таможенного дела и тамо женной политик и Рос сии — мирное урегулирование споров и конфликтов между государствами-членами. Высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он рассматривает и принимает решения по основным вопросам деятельности государств-членов, находящимся в сфере их общих интересов. Совет координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и других областях. Координационно-консультативный комитет является постоянным исполнительным и координационным органом СНГ. Он состоит из постоянных полномочных представителей (по два от каждого государства) и координатора комитета, разрабатывает и представляет предложения по вопросам сотрудничества в политической, экономической и других областях, содействует реализации экономической политики (сотрудничество в торговой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютной и таможенной областях), занимается вопросами создания общих рынков рабочей силы, капитала и ценных бумаг. Исполнительный секретариат СНГ отвечает за организационно-техническое обеспечение работы органов СНГ. В- его функции входит также предварительный анализ вопросов, представляемых на рассмотрение глав государств, и правовая экспертиза проектов документов, подготавливаемых для основных органов СНГ. Среди других органов Содружества — Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Штаб по координации военного сотрудничества государств — членов Содружества, Экономический суд, Межгосударственный банк, Межпарламентская ассамблея и др. С момента создания Содружества основные усилия государств-членов были направлены на развитие и углубление взаимодействия в таких сферах, как внешняя политика и политика в области безопасности и обороны, экономическая и финансовая политика, в целях выработки общих позиций и проведения общей политики в этих областях. В то же время результаты в экономическом развитии Содружества оставались более чем скромными. В 1992 — начале 1993 г. в большинстве стран преобладали изоляционизм и дезинтеграция, стремление выйти на международную политическую и экономическую арену с позиции минимальной зависимости от прежних политических и экономических связей. Затем быстро развивавшийся экономический и социальный кризис привел к осознанию того, что национальные задачи в экономической и социальной областях невозможно решить в одиночку. Была предпринята попытка восстановления разрушенных хозяйственных связей, поскольку, по оценкам экспертов, от 30 до 50 % сокращения валового внутреннего продукта (ВВП) в странах СНГ может быть отнесено именно на счет разру- Раздел XIII. Сотрудничество государств —^участников СНГ... 407 шения сложившегося за многие десятилетия торгово-экономического обмена и особенно кооперационных связей. 24 сентября 1993 г. страны Содружества подписали Договор о создании Экономического союза, который провозгласил в качестве перспективной цели воссоздание добровольно и поэтапно, на новых рыночных основах единого экономического пространства, свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществление согласованной политики в таких областях, как денежно-кредитные отношения, бюджеты, цены и налогообложение, валютные вопросы и таможенные пошлины, поощрение свободного предпринимательства и инвестиций наряду с поддержкой производственной кооперации и созданием прямых связей между предприятиями и отраслями, согласование хозяйственного законодательства. В 1994 г. главы государств — участников СНГ подписали договор о создании зоны свободной торговли в качестве еще одного шага по направлению к таможенному союзу. Он предусматривает поэтапное сокращение таможенных и других сборов в рамках СНГ и создание в последующем Межгосударственного экономического совета. Однако на практике интеграция вновь оказалась неудачной. Достигнутые странами Содружества социально-экономические результаты были неутешительны. В 1995 г. величина валового внутреннего продукта составила по отношению к 1990 г. около 20 % в Грузии, примерно 40 —50 % — в Армении, Азербайджане, Казахстане, Киргизии и на Украине, свыше 60 % — в России и Беларуси, а объем промышленной продукции к уровню 1990 г. соответственно 17 % в Грузии, более 60 % — в Туркменистане и Беларуси. В Узбекистане ВВП снизился менее чем на 20 % за 1990—1995 гг., а показатель объема промышленного производства сохранился фактически на уровне 1990 г. Отмечалось резкое снижение объемов капитальных вложений за счет всех источников финансирования. Существенно снизился жизненный уровень населения государств — участников СНГ, резко ухудшился уровень жизни. Анализ, проведенный учеными Института социально-политических исследований Российской академии наук, показал, что по степени ухудшения основных экономических и социальных показателей, «успешности» или «неуспешности» преодоления кризисных ситуаций государства СНГ реализующие различные подходы к интеграционным процессам можно в зависимости от итогов разбить на три группы. Первая группа. Государства ориентируются на полную независимость своей экономической политики и отказ от ее согласования с другими странами.. На межправительственном уровне регулируются лишь общие вопросы межгосударственных отношений: взаиморасчеты, устранение двойного налогообложения и т. п. Главным, если не единственным, интегрирующим фактором способна выступить только зависимость хозяйствую- 408 История таможенного дела и таможенной политики России Раздел XIII. Сотрудничество государств — участников СНГ... |Щ
щих субъектов от предприятий других государств. К этой группе относятся Туркменистан и Украина. Государства второй группы поддерживают предприятия в налаживании ими рыночных отношений с партнерами из ближнего зарубежья, активно участвуют в межгосударственной координации сотрудничества: согласуют таможенные режимы в сфере кооперации, отказываются от ограничений движения капиталов и рабочей силы, регулируют механизмы взаиморасчетов и т.д. К промежуточному варианту между первой и второй группами можно отнести Азербайджан и Узбекистан, ко второй группе — страны — члены Сообщества центральноазиатских государств. Для третьей группы стран Содружества характерным является высокий уровень межгосударственной интеграции: государства и субъекты хозяйствования в этих странах взаимодействуют по широкому кругу вопросов, включая отмену таможенных пошлин, создание благоприятных условий для свободного перелива капитала и рабочей силы, гармонизацию банковского законодательства, налоговой и кредитно-денежной политики. К этой группе можно отнести Россию и "Беларусь, а также в известной степени Казахстан и Киргизию. Реальный интеграционный процесс в рамках государств — участников СНГ продвигался чрезвычайно медленными темпами. Количество политических деклараций, созданных аппаратных структур и подписанных соглашений было несоизмеримо с реальными результатами. Одновременно был создан орган управления таможенных служб государств — участников СНГ. Решением Совета глав правительств СНГ 23 декабря 1993 г. было утверждено Положение о Совете руководителей таможенных служб государств — участников СНГ. В Положении говорится, что Совет руководителей таможенных служб государств — участников Содружества учреждается в целях реализации договора о создании Экономического союза. В своей деятельности Совет руководствуется соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств и Координационно-консультативного комитета Содружества. Были определены и функции Совета. На него возлагались обязанности вырабатывать и вносить предложения в области таможенного дела для рассмотрения на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств и Координационно-консультативного комитета СНГ, и в частности: а) по практическим шагам в деле создания Таможенного союза; б) по основным направлениям таможенной политики государств — таможенных пошлин, определение страны происхождения товаров, оценку товаров в таможенных целях; в) по межгосударственным программам развития таможенного дела: организует обмен данными таможенной статистики внешней торговли; координирует взаимодействие таможенных служб в области обустройства таможенных границ, подготовки кадров для таможенных органов, автоматизированных информационных систем таможенной статистики, правоохранения, международного сотрудничества; выполняет иные функции в соответствии с поручениями Совета глав государств, Совета глав правительств и Координационно-консультативного комитета СНГ; г) для осуществления своих функций Совет имеет право: обращаться создавать для подготовки проектов соответствующих документов рабочие группы; вносить на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств и Координационно-консультативного комитета СНГ документы, подготовленные Советом; обращаться к руководителям таможенных служб государств -- участников Содружества по вопросам выполнения взятых на себя обязательств, по решениям и соглашениям участниками которых они являются; принимать оперативные меры по вопросам, входящим в его компетенцию1. В соответствии с Положением о Совете руководителей таможенных служб государств — участников СНГ его членами являются руководители таможенных служб. Совет избирает председателя на год (на основе ротации), при нем создается рабочий аппарат. Председатель Совета руководит работой Совета, выступает от его имени на заседании Совета глав государств, Совета глав правительств и Координационно-консультативного комитета стран СНГ, представляет Совет в отношениях с таможенными службами третьих стран, проводит заседания и выполняет другие функции. Проведение заседаний Совета обеспечивает секретарь Совета, который назначается председателем на год. 1 См.: Таможенный вестник. 1994. № 1. С. 18-19. 410 История таможенного дела и таможенной политики России 18 января 1994 г. состоялось первое заседание Совета руководителей таможенных служб государств — участников Содружества. Председателем Совета был избран Анатолий Сергеевич Круглов 5 руководитель таможенной службы Российской Федерации. На встрече обсуждались проекты межправительственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи в области единой таможенной политики, совместные программы по реализации этих соглашений и основы договорно-правовых отношений в таможенном законодательстве. Планом работ Совета на 1994 г. было предусмотрено четыре встречи членов Совета — руководителей таможенных служб государств Содружества, на которых рассмотрен ряд вопросов, связанных с совместными действиями по осуществлению таможенного контроля, реализации новых законодательных документов в практике таможенной службы. Совет принял решение о создании в Москве узла связи по обеспечению работы таможенных служб государств СНГ. Основываясь на Правилах осуществления торговых операций с госу--дарствами Содружества и странами Балтии, Государственный таможенный комитет РФ расширяет связи с таможенными органами стран — уча-стников Содружества, уделяет неослабное внимание вопросам унификации таможенных правил в рамках СНГ, координирует усилия по защите экономических интересов. - 14 апреля 1994 г. на заседании Совета руководителей таможенных служб государств — участников Содружества был рассмотрен ряд вопросов, связанных с временным применением Договора о создании Экономического союза. Руководители таможенных служб обсудили проблемы гармонизации таможенного законодательства, упрощения таможенных процедур, унификации форм таможенной документации для ведения таможенной статистики внешней торговли. Участники заседания высказали пожелание о необходимости координации взаимодействия таможенных служб в области обмена информацией правоохранительного характера, борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил1. Руководители таможенных служб одобрили положение о Национальном узле связи, утвердили концепцию его деятельности и рекомендовали таможенным службам государств СНГ принять Положение за основу. Очередным шагом в сближении деятельности таможенных служб явилось заседание Совета руководителей таможенных служб государств — участников Содружества 8 июня 1994 г., на котором были рассмотрены проекты Основ таможенного законодательства государств СНГ и Единой методологии таможенной статистики. См.; Пресс-релиз пресс-службы ГТК России. 14.03.94. Разде л)QII. Сот рудниче ствогос ударств — участников СНГ... 411 Было намечено внести проекты на последующие рассмотрения на Совете глав государств и Совете глав правительств. Кроме того, в ходе заседания были подписаны важные межведомственные документы: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве' в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и «Об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах», а также обсуждены вопросы развития сотрудничества в деле подготовки кадров для таможенных служб СНГ и согласование режимов таможенного контроля авиарейсов между странами СНГ. Решение вопросов взаимодействия в таможенных делах в рамках государств СНГ происходило в тесной связи с осуществлением экономической интеграции, развития торговых отношений, совершенствования законодательств. Всего в течение года было проведено 11 запланированных и 8 дополнительных встреч. Стратегическим направлением обсулсдаемых вопросов являлась выработка путей движения к Таможенному союзу как составной части Экономического союза государств — участников Содружества. Регулярно проводились встречи экспертов таможенных служб, в ходе которых было проработано и подготовлено к подписанию 11 документов. Главами правительств стран СНГ были подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно ввозимых и вывозимых культурных ценностей, утверждена Единая методология таможенной статистики, рекомендованы к рассмотрению главами государств — стран СНГ Основы таможенных законодательств Содружества Независимых Государств. На рассмотрение Исполнительного секретариата СНГ представлен проект соглашения о Таможенном союзе. Кроме того, руководителями таможенных служб подписан ряд межведомственных многосторонних соглашений и протоколов: об упрощении таможенного оформления, о взаимодействии в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, о сотрудничестве в области подготовки кадров, о предоставлении льгот при таможенном оформлении и др. ГТК России принимал участие в разработке проектов соглашений о сотрудничестве на основе двусторонних соглашений. Не ослаблялась работа в рамках делегации России и стран Балтии по подготовке документов о сотрудничестве в таможенных делах, в области задержания и возврата незаконно ввозимых и вывозимых культурных ценностей. В 90-е годы Совет руководителей таможенных служб государств — участников Содружества Независимых Государств осуществлял 412 i История таможенного дела и таможенной политики России мероприятия, связанные с реализацией предложений в направлении углубления интеграции и взаимодействия таможенных служб. В ходе работы! Совета рассматривались вопросы унификации правил таможенного оформления товаров, провозимых под таможенным контролем, единого порядка взимания таможенных платежей, разработки нормативной базы по защите интеллектуальной собственности. Было рассмотрено Соглашение об информационном взаимодействии между Советом командующих пограничными войсками и Советом руководителей таможенных служб государств — участников СНГ. Совет одобрил проект Соглашения о свободе транзита товаров через территорию СНГ и проект Инструкции по взиманию таможенных платежей в государствах! СНГ. В 1998 г. был рассмотрен ряд вопросов, касающихся каждого государства. Среди них Типовой порядок таможенного оформления и контроля природного газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии, перемещаемых через таможенную границу государств — участников СНГ трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, Протокол о едином порядке, взимания таможенных платежей в государствах — участниках СНГ. В приложение к Протоколу включены единые принципы к подходу взимания таможенных платежей. Среди них сборы за таможенное оформление, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы,!таможенные платежи по единой ставке, совокупный таможенный платеж. Совет руководителей одобрил согласованную с дирекцией Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ и Балтии Типовую технологию взаимодействия таможенных органов и железнодорожных администраций государств — участников СНГ при таможенном оформлении и контроле товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. Важную роль в деятельности таможенных служб государств — участников Содружества сыграл Протокол о взаимодействии по организации таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. Таможенные службы договорились о сотрудничестве по осуществлению на пунктах пропуска на государственной границе таможенного контроля за перемещением делящихся и радиоактивных материалов. Установлено, что таможенное оформление и таможенный контроль транзита этих материалов всеми сторонами будет производиться в соответствии с национальным законодательством. В статье 5 говорится, что в целях реализации единых методов и способов таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами и сокращения затрат на оснащение границ системами радиационного контроля стороны принимают меры по унификации технических средств радиационного контроля на международных пунктах пропуска по Раздел XIII. Сотрудничество государств — участников СНГ... 413 чувствительности и способности обнаружения как гамма-, так и нейтронного облучения, изучают возможность совместного использования стационарной системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов на международных пунктах пропуска. До конца 90-х годов Советом руководителей таможенных служб государств — участников СНГ была проделана значительная работа по созданию документов, закрепивших договорно-правовую основ}' сотрудничества таможенных служб. Советом глав государств и Советом глав правительств были приняты следующие документы: Основы таможенных законодательств государств — участников СНГ; Единая методология таможенной статистики внешней торговли; Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств; Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах; Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросу задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей; Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров из развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций. Принятие этих документов способствовало решению задачи по идентичному построению таможенных служб и организации таможенного дела на общих принципах, подготовке и подписанию ряда межведомственных протоколов и соглашений, унифицирующих и упрощающих таможенные процедуры1. Указанные документы по упрощению и унификации процедур таможенного оформления, техническом}' оформлению товаров, происходящих с таможенной территории государств СНГ и перемещаемых между ними в соответствии с таможенными режимами выпуска для свободного обращения, активно используются в деятельности таможенных служб государств — участников СНГ. Значительная часть документов, принятых Советом, направлена на повышение эффективности и надежности таможенного контроля. Важнейшим среди них является многостороннее Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В этот период создан Узел связи по правоохранительной работе таможенных служб государств — участников Содружества, утверждена Концепция его деятельности и Положение о Национальном узле связи. В рамках Совета созданы постоянно действующие рабочие группы, которые призваны готовить соответствующие документы и согласовывать их. 1 См.: Сборник материалов Совета руководителей таможенных служб государств — участников Содружества. 1993-1998 гг. М., 1999. С. 623-626. 414 История таможенного дела и таможенной политики России Раздел XIII. Сотрудничество государств — участников СНГ... 415
Важным инструментом для успешной организации взаимодействия таможенных и железнодорожных служб является Типовая технология взаимодействия таможенных органов и железнодорожных администрации государств — участников СНГ при таможенном оформлении и контроле товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. Практика показала, что сотрудничество таможенных служб способствует не только реализации положений Договора о создании Экономического союза, но и решению проблем торгово-экономических взаимоотношений государств Содружества. С целью дальнейшей модернизации и развития внешнеэкономических отношений и сокращения времени на таможенное оформление грузов, транспортных средств и пассажиров была принята Концепция сотрудничества таможенных служб государств — участников Содружества в области технической оснащенности. Концепция является методологической основой и составной частью обшей программы сотрудничества. Она включает разработку стратегических программ обеспечения таможенных служб государств — участников Содружества техническими средствами, включающих в себя цели, задачи и комплекс основных мер по их практической реализации; формирование и проведение государственной политики стран — участников Содружества в этой области; подготовку предложений по совершенствованию правовой, нормативно-методической, научно-технической и организационной базы для обеспечения таможенных служб техническими средствами; подготовку целевых программ по разработке, производству и внедрению современных технических средств. Основными направлениями сотрудничества в области обеспечения таможенных служб техническими средствами является анализ уровня обеспеченности техникой, развитие ведомственных систем телекоммуникаций; подготовка и повышение квалификации технических специалистов; разработка соответствующих учебно-методических программ и ведомственной нормативно-технической документации; выбор критериев для приобретения, разработки, производства и списания технических средств1. С целью обеспечения выполнения мероприятий конвенции было создано несколько экспертных групп из профессионалов по соответствующим разделам. Особенность деятельности Совета руководителей таможенных служб государств — участников СНГ в последние годы состояла в том, что государства — участники СНГ не ограничивались ранее принятыми документами, а пересматривали их с учетом документов ООН и положений Киотской конвенции. Так, в марте 2000 г. Совет на своем заседании рас- 1 См.: Сборник материалов Совета... С. 640. смотрел проект документа о Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств — участников СНГ. Работа над второй редакцией методологии государств — участников СНГ обусловлена учетом новых тенденций международной торговли. Кроме того, ее новая редакция в значительной мере учитывает накопленный странами СНГ пятилетний опыт ведения таможенной статистики внешней торговли. Источниками формирования таможенной статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях, заполняемых декларантами при таможенном оформлении товаров. В документе подробно рассматриваются порядок сбора данных, используемые классификаторы и другие сведения. Совет руководителей постановил продолясать работу над проектом документа о Единой методологии тамоясенной статистики. Представляет интерес взаимодействие между таможенными слуя^бами государств — участников СНГ в области контроля за перемещением товаров через тамо-ясенные границы государств — участников СНГ в целях полного взимания косвенных налогов по принципу страны назначения. Статья I гласит: «Стороны в рамках своей компетенции и с соблюдением национального законодательства будут сотрудничать в целях обеспечения правильного взимания и предотвращения необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость». После вступления в силу принятого документа стороны в месячный срок обмениваются образцами таможенных документов, которые в соответствии с национальным законодательством подтверждают фактический вывоз за пределы таможенной территории товаров и транспортных средств, следующих через территорию государства одной из стран в третьи страны. Протоколом предусмотрена взаимная информация на русском языке при запросе документов, находящихся в их распоряжении и необходимых для принятия решения об их вывозе в третьи страны. Стороны, отмечается в Протоколе, будут стремиться к постепенной унификации таможенных документов. На заседании Совета руководителей таможенных служб государств — участников СНГ был изучен пакет документов, в том числе предложения таможенной службы Российской Федерации об общнх принципах унификации правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. В решении отмечается: «Основные направления унификации должны носить рекомендательный характер». В документе даются пояснения. Унификация правил таможенного оформления включает использование при транзите товаров и транспортных средств через таможенные границы и территории государств — участников СНГ единого административного документа; использование перечня документов при История таможенного дела и таможенной политики России Раздел XIII. Сотрудничество государств — участников СНГ... 417
выдаче разрешений на транзит и контроле за транзитными товарами; использование единого программного продукта при контроле транзитных товаров, предусматривающего обмен информацией о таких товарах; подтверждение сведений и получателей транзитных товаров, находящихся на территории государства — участника СНГ, по запросу таможенного органа одной из сторон; согласование места вывоза и ввоза некоторых категорий транзитных товаров; взаимное признание лицензий таможенных перевозчиков; взаимное признание полномочий таможенных нарядов при осуществлении таможенного сопровождения транзитных товаров и транспортных средств, их перевозящих; основной принцип определения величины сборов за таможенное сопровождение, размеров затрат, производимых таможенными органами при применении таможенного сопровождения товаров и транспортных средств. Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ принял также Соглашение о порядке транзита через их территорию. Представляет интерес рассмотренный на заседании Совета Протокол об упрощении и унификации осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами не для коммерческих целей. Рассмотренный проект документа, как отмечается в преамбуле, создается в целях упрощения и унификации осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенные границы государств — участников Содружества; создание условий, способствующих ускорению движения пассажиропотоков через таможенные границы государств — участников СНГ и увеличению пропускной способности пунктов пропуска через их государственные границы; совершенствования технологий производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля с учетом общепризнанных международных норм и практики. Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ наряду с вопросами, непосредственно связанными с таможенным делом, также рассмотрел вопросы сотрудничества между таможенными службами в области трудовой деятельности и социальной защиты сотрудников таможенных органов. Основываясь на Концепции Содружества Независимых Государств и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. и Соглашении о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и учитывая положения межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г., 21 декабря 2000 г. Совет таможенных служб рассмотрел проект Протокола «О признании специальных званий и взаимном зачете выслуги лет в тамо- женных органах государств — уч'лспшков СНГ при переходе должностных лиц из одной таможенной службы в другую». Документом предусмотрено распространение действия Протокола с учетом национального законодательства сторон на должностных лиц таможенных органов государств — участников СНГ, которым присвоены специальные звания до полковника таможенной службы включительно или приравненных к ним званий одной из сторон. В проекте Протокола подробно изложены вопросы о стаже службы, о зачете выслуги лет, об основании для предоставления льгот и др. В ближайшем будущем планировалось вынести вопросы взаимодействия таможенных служб государств — участников Содружества по контролю за перемещением товаров через таможенные границы государств — участников СНГ в целях полного взимания косвенных налогов по принципу страны назначения; введение единой таможенной декларации; взаимный обмен информацией по вопросам безопасности таможенных органов и борьбы с коррупцией; работа по реализации соглашения об Общем таможенном тарифе государств — участников Таможенного союза, а также Соглашения о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешений на реэкспорт и другие мероприятия, проведение которых позволит улучшить работу таможенных органов. Анализируя работу, проведенную Советом руководителей таможенных служб государств — участников СНГ во второй половине 90-х годов, следует отметить поступательное движение Содружества к единым таможенным правилам и творческий подход к таможенной и экономической интеграции. Сотрудничество тамолсенных служб государств — участников СНГ направлено на совершенствование таможенного законодательства каждого государства; упрощение и гармонизацию таможенных процедур; унификацию форм документации для ведения таможенной статистики; повышение уровня взаимодействия по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, оружия, художественных, исторических, культурных и архивных ценностей, объектов интеллектуальной собственности; оказание взаимной помощи в области информационных та- | моженных технологий, комплексов программных средств таможенного контроля, баз данных нормативно-справочной информации, технических средств таможенного контроля и систем связи; повышение уровня квалификации кадров; сотрудничество в борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Деятельность Совета руководителей таможенных служб государств — участников СНГ способствует углублению интеграционных процессов в таможенном деле, вхождению в мирохозяйственные связи и широкому использованию опыта ВТО. 418 История таможенного дела и таможенной политики России Раздел XIII. Сотрудничество государств — участников СНГ... 419
2. Формирование Таможенного союза Особенностью современного этапа мирового экономического и социального развития является широкое развитие интеграционных процессов — образование региональных торгово-экономических союзов и объединений. Как уже говорилось выше, интеграция включает несколько основных этапов: зон}' свободной торговли, таможенный союз, общий рынок и как высший этап — экономический и валютный союз. Страны, подписавшие Устав СНГ, и Украина, по мнению ученых, создают ассоциацию свободной торговли с льготным режимом для всех ее участников. Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и присоединяющийся к ним Таджикистан создали Таможенный союз. Россия и Беларусь пошли по пути наивысшей интеграции — создания Экономического союза. 6 января 1995 г. правительства Российской Федерации и Республики Беларусь подписали в Минске Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Целью создания Таможенного союза явилось обеспечение совместными действиями социально-экономического
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.147 (0.017 с.) |