Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание и деятельность органов таможенного сотрудничества

Поиск

После распада СССР на большей части постсоветских территорий бы­ло создано Содружество Независимых Государств (СНГ). Родилось оно в соответствии с Беловежским соглашением об образовании СНГ и Про­токолом к Соглашению от 8 декабря 1991 г., а также Алма-Атинской дек­ларацией от 21 декабря 1991 г. В Содружество вошло 12 государств — Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Мол­давия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбе­кистан.

Подписанный в 1992 г. Устав СНГ состоит из нескольких разделов: цели и принципы; членство; коллективная безопасность и военно-полити­ческое сотрудничество; предотвращение конфликтов и мирное урегулиро­вание споров; сотрудничество в экономической, социальной и правовой сферах; органы Содружества; межпарламентское сотрудничество; финан­совые вопросы. В основ}' Содружества положены следующие принципы: государства-члены суверенны, равны, являются самостоятельными и рав­ноправными субъектами международного права.

Целями нового межгосударственного образования являются:

— осуществление сотрудничества в политической, экономической, эко­логической, гуманитарной и культурной областях;

— содействие всестороннем}' и сбалансированному экономическому и социальному развитию государств-членов в рамках общего экономическо­го пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интегра^ ции;

— обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с об­щепризнанными принципами и нормами международного права и докумен­тами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ);

— осуществление сотрудничества между государствами-членами в це­лях обеспечения мира и безопасности, принятия эффективных мер по со­кращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения;


406 История таможенного дела и тамо женной политик и Рос сии

— мирное урегулирование споров и конфликтов между государствами-членами.

Высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он рассматривает и принимает решения по основным вопросам деятельности государств-членов, находящимся в сфере их общих интересов. Совет ко­ординирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и других областях.

Координационно-консультативный комитет является постоянным ис­полнительным и координационным органом СНГ. Он состоит из постоян­ных полномочных представителей (по два от каждого государства) и ко­ординатора комитета, разрабатывает и представляет предложения по во­просам сотрудничества в политической, экономической и других облас­тях, содействует реализации экономической политики (сотрудничество в торговой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютной и тамо­женной областях), занимается вопросами создания общих рынков рабо­чей силы, капитала и ценных бумаг.

Исполнительный секретариат СНГ отвечает за организационно-техни­ческое обеспечение работы органов СНГ. В- его функции входит также предварительный анализ вопросов, представляемых на рассмотрение глав государств, и правовая экспертиза проектов документов, подготавливае­мых для основных органов СНГ. Среди других органов Содружества — Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Штаб по координации военного сотрудничества государств — членов Содружества, Экономический суд, Межгосударственный банк, Межпарламентская ас­самблея и др.

С момента создания Содружества основные усилия государств-членов были направлены на развитие и углубление взаимодействия в таких сферах, как внешняя политика и политика в области безопасно­сти и обороны, экономическая и финансовая политика, в целях выработки общих позиций и проведения общей политики в этих обла­стях.

В то же время результаты в экономическом развитии Содружества ос­тавались более чем скромными. В 1992 — начале 1993 г. в большинстве стран преобладали изоляционизм и дезинтеграция, стремление выйти на международную политическую и экономическую арену с позиции мини­мальной зависимости от прежних политических и экономических связей. Затем быстро развивавшийся экономический и социальный кризис привел к осознанию того, что национальные задачи в экономической и социаль­ной областях невозможно решить в одиночку. Была предпринята попыт­ка восстановления разрушенных хозяйственных связей, поскольку, по оценкам экспертов, от 30 до 50 % сокращения валового внутреннего про­дукта (ВВП) в странах СНГ может быть отнесено именно на счет разру-


Раздел XIII. Сотрудничество государств —^участников СНГ... 407

шения сложившегося за многие десятилетия торгово-экономического об­мена и особенно кооперационных связей.

24 сентября 1993 г. страны Содружества подписали Договор о созда­нии Экономического союза, который провозгласил в качестве перспек­тивной цели воссоздание добровольно и поэтапно, на новых рыночных основах единого экономического пространства, свободное движение то­варов, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществление согласованной политики в таких областях, как денежно-кредитные отношения, бюдже­ты, цены и налогообложение, валютные вопросы и таможенные пошли­ны, поощрение свободного предпринимательства и инвестиций наряду с поддержкой производственной кооперации и созданием прямых связей между предприятиями и отраслями, согласование хозяйственного зако­нодательства.

В 1994 г. главы государств — участников СНГ подписали договор о создании зоны свободной торговли в качестве еще одного шага по направ­лению к таможенному союзу. Он предусматривает поэтапное сокращение таможенных и других сборов в рамках СНГ и создание в последующем Межгосударственного экономического совета. Однако на практике интег­рация вновь оказалась неудачной. Достигнутые странами Содружества со­циально-экономические результаты были неутешительны. В 1995 г. вели­чина валового внутреннего продукта составила по отношению к 1990 г. около 20 % в Грузии, примерно 40 —50 % — в Армении, Азербайджане, Казахстане, Киргизии и на Украине, свыше 60 % — в России и Белару­си, а объем промышленной продукции к уровню 1990 г. соответственно 17 % в Грузии, более 60 % — в Туркменистане и Беларуси. В Узбекиста­не ВВП снизился менее чем на 20 % за 1990—1995 гг., а показатель объема промышленного производства сохранился фактически на уровне 1990 г. Отмечалось резкое снижение объемов капитальных вложений за счет всех источников финансирования. Существенно снизился жизненный уровень населения государств — участников СНГ, резко ухудшился уровень жизни. Анализ, проведенный учеными Института социально-по­литических исследований Российской академии наук, показал, что по сте­пени ухудшения основных экономических и социальных показателей, «успешности» или «неуспешности» преодоления кризисных ситуаций го­сударства СНГ реализующие различные подходы к интеграционным про­цессам можно в зависимости от итогов разбить на три группы.

Первая группа. Государства ориентируются на полную независимость своей экономической политики и отказ от ее согласования с другими стра­нами.. На межправительственном уровне регулируются лишь общие во­просы межгосударственных отношений: взаиморасчеты, устранение двой­ного налогообложения и т. п. Главным, если не единственным, интегри­рующим фактором способна выступить только зависимость хозяйствую-


408 История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел XIII. Сотрудничество государств — участников СНГ...


 


щих субъектов от предприятий других государств. К этой группе относят­ся Туркменистан и Украина.

Государства второй группы поддерживают предприятия в налажива­нии ими рыночных отношений с партнерами из ближнего зарубежья, ак­тивно участвуют в межгосударственной координации сотрудничества: со­гласуют таможенные режимы в сфере кооперации, отказываются от огра­ничений движения капиталов и рабочей силы, регулируют механизмы взаиморасчетов и т.д. К промежуточному варианту между первой и вто­рой группами можно отнести Азербайджан и Узбекистан, ко второй груп­пе — страны — члены Сообщества центральноазиатских государств.

Для третьей группы стран Содружества характерным является вы­сокий уровень межгосударственной интеграции: государства и субъекты хозяйствования в этих странах взаимодействуют по широкому кругу во­просов, включая отмену таможенных пошлин, создание благоприятных условий для свободного перелива капитала и рабочей силы, гармониза­цию банковского законодательства, налоговой и кредитно-денежной поли­тики. К этой группе можно отнести Россию и "Беларусь, а также в изве­стной степени Казахстан и Киргизию.

Реальный интеграционный процесс в рамках государств — участников СНГ продвигался чрезвычайно медленными темпами. Количество полити­ческих деклараций, созданных аппаратных структур и подписанных со­глашений было несоизмеримо с реальными результатами.

Одновременно был создан орган управления таможенных служб госу­дарств — участников СНГ.

Решением Совета глав правительств СНГ 23 декабря 1993 г. было утверждено Положение о Совете руководителей таможенных служб го­сударств — участников СНГ. В Положении говорится, что Совет руково­дителей таможенных служб государств — участников Содружества учреж­дается в целях реализации договора о создании Экономического союза. В своей деятельности Совет руководствуется соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств и Координационно-консультативного комитета Содружества.

Были определены и функции Совета. На него возлагались обязанно­сти вырабатывать и вносить предложения в области таможенного дела для рассмотрения на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств и Координационно-консультативного комитета СНГ, и в частности:

а) по практическим шагам в деле создания Таможенного союза;

б) по основным направлениям таможенной политики государств —
участников Содружества, включая разработку единого внешнего таможен­
ного тарифа, основанного на Товарной номенклатуре, внешнеэкономичес­
кой деятельности, порядок взимания таможенных пошлин, применение


таможенных пошлин, определение страны происхождения товаров, оцен­ку товаров в таможенных целях;

в) по межгосударственным программам развития таможенного дела:
рассматривает проекты актов таможенного законодательства госу­
дарств — участников Содружества и вырабатывает рекомендации по уни­
фикации таможенных правил и процедур;

организует обмен данными таможенной статистики внешней торговли;

координирует взаимодействие таможенных служб в области обустрой­ства таможенных границ, подготовки кадров для таможенных органов, автоматизированных информационных систем таможенной статистики, правоохранения, международного сотрудничества;

выполняет иные функции в соответствии с поручениями Совета глав государств, Совета глав правительств и Координационно-консультативно­го комитета СНГ;

г) для осуществления своих функций Совет имеет право: обращаться
в таможенные службы и иные ведомства государств — участников Содру­
жества, а также в органы отраслевого сотрудничества Содружества с
просьбой о предоставлении необходимой информации и о направлении их
представителей для подготовки материалов по вопросам, входящим в ком­
петенцию Совета;

создавать для подготовки проектов соответствующих документов рабо­чие группы;

вносить на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав прави­тельств и Координационно-консультативного комитета СНГ документы, подготовленные Советом;

обращаться к руководителям таможенных служб государств -- участ­ников Содружества по вопросам выполнения взятых на себя обязательств, по решениям и соглашениям участниками которых они являются;

принимать оперативные меры по вопросам, входящим в его компетенцию1.

В соответствии с Положением о Совете руководителей таможенных служб государств — участников СНГ его членами являются руководи­тели таможенных служб.

Совет избирает председателя на год (на основе ротации), при нем создается рабочий аппарат. Председатель Совета руководит работой Со­вета, выступает от его имени на заседании Совета глав государств, Сове­та глав правительств и Координационно-консультативного комитета стран СНГ, представляет Совет в отношениях с таможенными службами треть­их стран, проводит заседания и выполняет другие функции. Проведение заседаний Совета обеспечивает секретарь Совета, который назначается председателем на год.

1 См.: Таможенный вестник. 1994. № 1. С. 18-19.


410 История таможенного дела и таможенной политики России

18 января 1994 г. состоялось первое заседание Совета руководителей таможенных служб государств — участников Содружества. Председате­лем Совета был избран Анатолий Сергеевич Круглов 5 руководитель та­моженной службы Российской Федерации.

На встрече обсуждались проекты межправительственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи в области единой таможенной полити­ки, совместные программы по реализации этих соглашений и основы до­говорно-правовых отношений в таможенном законодательстве.

Планом работ Совета на 1994 г. было предусмотрено четыре встречи членов Совета — руководителей таможенных служб государств Содруже­ства, на которых рассмотрен ряд вопросов, связанных с совместными дей­ствиями по осуществлению таможенного контроля, реализации новых за­конодательных документов в практике таможенной службы.

Совет принял решение о создании в Москве узла связи по обеспече­нию работы таможенных служб государств СНГ.

Основываясь на Правилах осуществления торговых операций с госу--дарствами Содружества и странами Балтии, Государственный таможен­ный комитет РФ расширяет связи с таможенными органами стран — уча-стников Содружества, уделяет неослабное внимание вопросам унифика­ции таможенных правил в рамках СНГ, координирует усилия по защите экономических интересов.

- 14 апреля 1994 г. на заседании Совета руководителей таможенных служб государств — участников Содружества был рассмотрен ряд вопро­сов, связанных с временным применением Договора о создании Экономи­ческого союза. Руководители таможенных служб обсудили проблемы гар­монизации таможенного законодательства, упрощения таможенных про­цедур, унификации форм таможенной документации для ведения тамо­женной статистики внешней торговли.

Участники заседания высказали пожелание о необходимости коорди­нации взаимодействия таможенных служб в области обмена информаци­ей правоохранительного характера, борьбы с контрабандой и нарушения­ми таможенных правил1.

Руководители таможенных служб одобрили положение о Националь­ном узле связи, утвердили концепцию его деятельности и рекомендовали таможенным службам государств СНГ принять Положение за основу.

Очередным шагом в сближении деятельности таможенных служб яви­лось заседание Совета руководителей таможенных служб государств — участников Содружества 8 июня 1994 г., на котором были рассмотрены проекты Основ таможенного законодательства государств СНГ и Единой методологии таможенной статистики.

См.; Пресс-релиз пресс-службы ГТК России. 14.03.94.


Разде л)QII. Сот рудниче ствогос ударств — участников СНГ... 411

Было намечено внести проекты на последующие рассмотрения на Со­вете глав государств и Совете глав правительств. Кроме того, в ходе за­седания были подписаны важные межведомственные документы: Согла­шение о взаимодействии и сотрудничестве' в борьбе с незаконным оборо­том наркотических средств и психотропных веществ и «Об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных грани­цах», а также обсуждены вопросы развития сотрудничества в деле подго­товки кадров для таможенных служб СНГ и согласование режимов тамо­женного контроля авиарейсов между странами СНГ.

Решение вопросов взаимодействия в таможенных делах в рамках государств СНГ происходило в тесной связи с осуществлением эконо­мической интеграции, развития торговых отношений, совершенствова­ния законодательств.

Всего в течение года было проведено 11 запланированных и 8 допол­нительных встреч. Стратегическим направлением обсулсдаемых вопросов являлась выработка путей движения к Таможенному союзу как составной части Экономического союза государств — участников Содружества.

Регулярно проводились встречи экспертов таможенных служб, в ходе которых было проработано и подготовлено к подписанию 11 документов. Главами правительств стран СНГ были подписаны межправительст­венные соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных де­лах, о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно ввозимых и вывозимых культурных ценностей, ут­верждена Единая методология таможенной статистики, рекомендованы к рассмотрению главами государств — стран СНГ Основы таможенных за­конодательств Содружества Независимых Государств. На рассмотрение Исполнительного секретариата СНГ представлен проект соглашения о Та­моженном союзе.

Кроме того, руководителями таможенных служб подписан ряд межве­домственных многосторонних соглашений и протоколов: об упрощении таможенного оформления, о взаимодействии в борьбе с незаконным обо­ротом наркотических средств и психотропных веществ, о сотрудничестве в области подготовки кадров, о предоставлении льгот при таможенном

оформлении и др.

ГТК России принимал участие в разработке проектов соглашений о со­трудничестве на основе двусторонних соглашений.

Не ослаблялась работа в рамках делегации России и стран Балтии по подготовке документов о сотрудничестве в таможенных делах, в области задержания и возврата незаконно ввозимых и вывозимых культурных

ценностей.

В 90-е годы Совет руководителей таможенных служб государств — участников Содружества Независимых Государств осуществлял


412 i История таможенного дела и таможенной политики России

мероприятия, связанные с реализацией предложений в направлении уг­лубления интеграции и взаимодействия таможенных служб.

В ходе работы! Совета рассматривались вопросы унификации правил таможенного оформления товаров, провозимых под таможенным контро­лем, единого порядка взимания таможенных платежей, разработки норма­тивной базы по защите интеллектуальной собственности. Было рассмотре­но Соглашение об информационном взаимодействии между Советом командующих пограничными войсками и Советом руководителей тамо­женных служб государств — участников СНГ.

Совет одобрил проект Соглашения о свободе транзита товаров через территорию СНГ и проект Инструкции по взиманию таможенных плате­жей в государствах! СНГ.

В 1998 г. был рассмотрен ряд вопросов, касающихся каждого госу­дарства. Среди них Типовой порядок таможенного оформления и кон­троля природного газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии, пере­мещаемых через таможенную границу государств — участников СНГ трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, Протокол о едином порядке, взимания таможенных платежей в государствах — участниках СНГ. В приложение к Протоколу включены единые принци­пы к подходу взимания таможенных платежей. Среди них сборы за та­моженное оформление, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы,!таможенные платежи по единой ставке, совокупный таможенный платеж.

Совет руководителей одобрил согласованную с дирекцией Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ и Балтии Типовую технологию взаимодействия таможенных органов и железнодорожных администраций государств — участников СНГ при таможенном оформлении и контроле товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.

Важную роль в деятельности таможенных служб государств — участ­ников Содружества сыграл Протокол о взаимодействии по организации таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материала­ми. Таможенные службы договорились о сотрудничестве по осуществле­нию на пунктах пропуска на государственной границе таможенного кон­троля за перемещением делящихся и радиоактивных материалов. Уста­новлено, что таможенное оформление и таможенный контроль транзита этих материалов всеми сторонами будет производиться в соответствии с национальным законодательством.

В статье 5 говорится, что в целях реализации единых методов и спо­собов таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материа­лами и сокращения затрат на оснащение границ системами радиационно­го контроля стороны принимают меры по унификации технических средств радиационного контроля на международных пунктах пропуска по


Раздел XIII. Сотрудничество государств — участников СНГ... 413

чувствительности и способности обнаружения как гамма-, так и нейтрон­ного облучения, изучают возможность совместного использования стаци­онарной системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов на международных пунктах пропуска.

До конца 90-х годов Советом руководителей таможенных служб госу­дарств — участников СНГ была проделана значительная работа по созда­нию документов, закрепивших договорно-правовую основ}' сотрудничест­ва таможенных служб.

Советом глав государств и Советом глав правительств были приня­ты следующие документы: Основы таможенных законодательств госу­дарств — участников СНГ; Единая методология таможенной статистики внешней торговли; Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств; Соглашение о со­трудничестве и взаимопомощи в таможенных делах; Соглашение о сотруд­ничестве таможенных служб по вопросу задержания и возврата незакон­но вывозимых и ввозимых культурных ценностей; Соглашение о Прави­лах определения страны происхождения товаров из развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.

Принятие этих документов способствовало решению задачи по иден­тичному построению таможенных служб и организации таможенного дела на общих принципах, подготовке и подписанию ряда межведомственных протоколов и соглашений, унифицирующих и упрощающих таможенные процедуры1. Указанные документы по упрощению и унификации проце­дур таможенного оформления, техническом}' оформлению товаров, проис­ходящих с таможенной территории государств СНГ и перемещаемых меж­ду ними в соответствии с таможенными режимами выпуска для свободно­го обращения, активно используются в деятельности таможенных служб государств — участников СНГ.

Значительная часть документов, принятых Советом, направлена на повышение эффективности и надежности таможенного контроля. Важ­нейшим среди них является многостороннее Соглашение о взаимодей­ствии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным обо­ротом наркотических средств и психотропных веществ.

В этот период создан Узел связи по правоохранительной работе тамо­женных служб государств — участников Содружества, утверждена Кон­цепция его деятельности и Положение о Национальном узле связи. В рам­ках Совета созданы постоянно действующие рабочие группы, которые призваны готовить соответствующие документы и согласовывать их.

1 См.: Сборник материалов Совета руководителей таможенных служб государств — участников Содружества. 1993-1998 гг. М., 1999. С. 623-626.


414 История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел XIII. Сотрудничество государств — участников СНГ... 415


 


Важным инструментом для успешной организации взаимодействия та­моженных и железнодорожных служб является Типовая технология вза­имодействия таможенных органов и железнодорожных администрации государств — участников СНГ при таможенном оформлении и контроле товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.

Практика показала, что сотрудничество таможенных служб способст­вует не только реализации положений Договора о создании Экономичес­кого союза, но и решению проблем торгово-экономических взаимоотноше­ний государств Содружества.

С целью дальнейшей модернизации и развития внешнеэкономичес­ких отношений и сокращения времени на таможенное оформление гру­зов, транспортных средств и пассажиров была принята Концепция со­трудничества таможенных служб государств — участников Содружест­ва в области технической оснащенности. Концепция является методоло­гической основой и составной частью обшей программы сотрудничества. Она включает разработку стратегических программ обеспечения тамо­женных служб государств — участников Содружества техническими средствами, включающих в себя цели, задачи и комплекс основных мер по их практической реализации; формирование и проведение государст­венной политики стран — участников Содружества в этой области; под­готовку предложений по совершенствованию правовой, нормативно-мето­дической, научно-технической и организационной базы для обеспечения таможенных служб техническими средствами; подготовку целевых про­грамм по разработке, производству и внедрению современных техничес­ких средств.

Основными направлениями сотрудничества в области обеспечения та­моженных служб техническими средствами является анализ уровня обес­печенности техникой, развитие ведомственных систем телекоммуникаций; подготовка и повышение квалификации технических специалистов; разра­ботка соответствующих учебно-методических программ и ведомственной нормативно-технической документации; выбор критериев для приобрете­ния, разработки, производства и списания технических средств1.

С целью обеспечения выполнения мероприятий конвенции было созда­но несколько экспертных групп из профессионалов по соответствующим разделам.

Особенность деятельности Совета руководителей таможенных служб государств — участников СНГ в последние годы состояла в том, что го­сударства — участники СНГ не ограничивались ранее принятыми доку­ментами, а пересматривали их с учетом документов ООН и положений Киотской конвенции. Так, в марте 2000 г. Совет на своем заседании рас-

1 См.: Сборник материалов Совета... С. 640.


смотрел проект документа о Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств — участников СНГ.

Работа над второй редакцией методологии государств — участников СНГ обусловлена учетом новых тенденций международной торговли.

Кроме того, ее новая редакция в значительной мере учитывает накоплен­ный странами СНГ пятилетний опыт ведения таможенной статистики

внешней торговли.

Источниками формирования таможенной статистики внешней торгов­ли являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных деклараци­ях, заполняемых декларантами при таможенном оформлении товаров. В документе подробно рассматриваются порядок сбора данных, используе­мые классификаторы и другие сведения.

Совет руководителей постановил продолясать работу над проектом до­кумента о Единой методологии тамоясенной статистики. Представляет ин­терес взаимодействие между таможенными слуя^бами государств — уча­стников СНГ в области контроля за перемещением товаров через тамо-ясенные границы государств — участников СНГ в целях полного взима­ния косвенных налогов по принципу страны назначения.

Статья I гласит: «Стороны в рамках своей компетенции и с соблюде­нием национального законодательства будут сотрудничать в целях обеспе­чения правильного взимания и предотвращения необоснованного возме­щения налога на добавленную стоимость».

После вступления в силу принятого документа стороны в месячный срок обмениваются образцами таможенных документов, которые в соот­ветствии с национальным законодательством подтверждают фактический вывоз за пределы таможенной территории товаров и транспортных средств, следующих через территорию государства одной из стран в тре­тьи страны. Протоколом предусмотрена взаимная информация на русском языке при запросе документов, находящихся в их распоряжении и необ­ходимых для принятия решения об их вывозе в третьи страны. Стороны, отмечается в Протоколе, будут стремиться к постепенной унификации та­моженных документов.

На заседании Совета руководителей таможенных служб государств — участников СНГ был изучен пакет документов, в том числе предложения таможенной службы Российской Федерации об общнх принципах унифи­кации правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. В решении отмечается: «Основные направления унификации должны носить рекомендательный характер». В документе даются пояснения. Унификация правил таможенного оформления вклю­чает использование при транзите товаров и транспортных средств через таможенные границы и территории государств — участников СНГ едино­го административного документа; использование перечня документов при



История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел XIII. Сотрудничество государств — участников СНГ... 417


 


выдаче разрешений на транзит и контроле за транзитными товарами; ис­пользование единого программного продукта при контроле транзитных товаров, предусматривающего обмен информацией о таких товарах; под­тверждение сведений и получателей транзитных товаров, находящихся на территории государства — участника СНГ, по запросу таможенного орга­на одной из сторон; согласование места вывоза и ввоза некоторых катего­рий транзитных товаров; взаимное признание лицензий таможенных пе­ревозчиков; взаимное признание полномочий таможенных нарядов при осуществлении таможенного сопровождения транзитных товаров и транс­портных средств, их перевозящих; основной принцип определения вели­чины сборов за таможенное сопровождение, размеров затрат, производи­мых таможенными органами при применении таможенного сопровожде­ния товаров и транспортных средств.

Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ принял также Соглашение о порядке транзита через их территорию. Представляет интерес рассмотренный на заседании Совета Прото­кол об упрощении и унификации осуществления таможенного оформ­ления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами не для коммерческих целей. Рассмотренный проект документа, как отмечается в преамбуле, создается в целях упрощения и унификации осуществления таможенного оформления и таможенного контроля това­ров, перемещаемых физическими лицами через таможенные границы го­сударств — участников Содружества; создание условий, способствующих ускорению движения пассажиропотоков через таможенные границы госу­дарств — участников СНГ и увеличению пропускной способности пунк­тов пропуска через их государственные границы; совершенствования технологий производства таможенного оформления и проведения тамо­женного контроля с учетом общепризнанных международных норм и практики.

Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ наряду с вопросами, непосредственно связанными с таможенным делом, также рассмотрел вопросы сотрудничества между таможенны­ми службами в области трудовой деятельности и социальной защиты сотрудников таможенных органов.

Основываясь на Концепции Содружества Независимых Государств и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. и Соглашении о гаранти­ях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и учитывая положения межправительст­венного Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и со­циальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г., 21 декаб­ря 2000 г. Совет таможенных служб рассмотрел проект Протокола «О признании специальных званий и взаимном зачете выслуги лет в тамо-


женных органах государств — уч'лспшков СНГ при переходе должност­ных лиц из одной таможенной службы в другую».

Документом предусмотрено распространение действия Протокола с учетом национального законодательства сторон на должностных лиц та­моженных органов государств — участников СНГ, которым присвоены специальные звания до полковника таможенной службы включительно или приравненных к ним званий одной из сторон.

В проекте Протокола подробно изложены вопросы о стаже службы, о зачете выслуги лет, об основании для предоставления льгот и др.

В ближайшем будущем планировалось вынести вопросы взаимодей­ствия таможенных служб государств — участников Содружества по контролю за перемещением товаров через таможенные границы госу­дарств — участников СНГ в целях полного взимания косвенных налогов по принципу страны назначения; введение единой таможенной деклара­ции; взаимный обмен информацией по вопросам безопасности таможенных органов и борьбы с коррупцией; работа по реализации со­глашения об Общем таможенном тарифе государств — участников Таможенного союза, а также Соглашения о реэкспорте товаров и по­рядке выдачи разрешений на реэкспорт и другие мероприятия, прове­дение которых позволит улучшить работу таможенных органов.

Анализируя работу, проведенную Советом руководителей таможенных служб государств — участников СНГ во второй половине 90-х годов, сле­дует отметить поступательное движение Содружества к единым таможен­ным правилам и творческий подход к таможенной и экономической инте­грации.

Сотрудничество тамолсенных служб государств — участников СНГ на­правлено на совершенствование таможенного законодательства каждого государства; упрощение и гармонизацию таможенных процедур; унифика­цию форм документации для ведения таможенной статистики; повышение уровня взаимодействия по пресечению незаконного оборота наркотичес­ких средств и психотропных веществ, оружия, художественных, истори­ческих, культурных и архивных ценностей, объектов интеллектуальной собственности; оказание взаимной помощи в области информационных та- | моженных технологий, комплексов программных средств таможенного контроля, баз данных нормативно-справочной информации, технических средств таможенного контроля и систем связи; повышение уровня квали­фикации кадров; сотрудничество в борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

Деятельность Совета руководителей таможенных служб государств — участников СНГ способствует углублению интеграционных процессов в таможенном деле, вхождению в мирохозяйственные связи и широкому ис­пользованию опыта ВТО.


418 История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел XIII. Сотрудничество государств — участников СНГ... 419


 


2. Формирование Таможенного союза

Особенностью современного этапа мирового экономического и социального развития является широкое развитие интеграционных про­цессов — образование региональных торгово-экономических союзов и объединений. Как уже говорилось выше, интеграция включает несколько основных этапов: зон}' свободной торговли, таможенный союз, общий ры­нок и как высший этап — экономический и валютный союз. Страны, под­писавшие Устав СНГ, и Украина, по мнению ученых, создают ассоциа­цию свободной торговли с льготным режимом для всех ее участников. Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и присоединяющийся к ним Тад­жикистан создали Таможенный союз. Россия и Беларусь пошли по пути наивысшей интеграции — создания Экономического союза.

6 января 1995 г. правительства Российской Федерации и Республики Беларусь подписали в Минске Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Целью создания Таможенного союза явилось обеспечение совмест­ными действиями социально-экономического



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.147 (0.017 с.)