Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание системы борьбы с контрабандой

Поиск

Одной из первостепенных задач, стоявших перед правительством Рос­сии в XIX в., являлась борьба с контрабандой.

Для усиления таможенной пограничной стражи в 1811 г. было введе­но Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи, подписанное военным министром России Барклаем-де-Толли1. На каждые 150 верст границы выделялись донские и бугские казачьи полки. Службу казаки не­сли от Палангена до реки Ягорлык, впадающей в Днестр. Всего было вы­делено 11 донских казачьих полков: донской казачий майора Селивано­ва; донской казачий подполковника Попова 5-го; донской казачий подпол­ковника Платова 4-го; донской казачий подполковника Слюсарева 2-го; 1-й Бугский казачий полк; 2-й Бугский казачий полк; 3-й Бугский каза­чий полк; донской казачий генерал-майора Денисова 7-го; донской каза­чий генерал-майора Иловайского 4-го; донской казачий генерал-майора Чернозубова; донской казачий подполковника Иловайского 8-го2.

Границы охранялись в две линии. В первой линии охрану осуществ­ляли казачьи команды, во второй — вольнонаемные таможенные объезд­чики. Из них создавались команды по 10 человек. Три команды подчиня­лись надзирателю и его помощнику. Каждая команда охраняла участок границы протяженностью 15 верст. На западной сухопутной границе на­ходилось 1300 объездчиков, 40 надзирателей и 40 помощников. Прибреж­ный участок Балтийского и Белого морей охраняли 60 объездчиков, 45 надзирателей и 45 помощников, а берега Черного и Азовского морей со­ответственно 200 объездчиков, 8 надзирателей и 8 помощников. Таможен-но-пограничная стража укомплектовывалась за счет отставных армейских чинов, при наличии' у них рекомендаций с прежнего места службы. В по­граничную стражу набирали также местных жителей.

С целью защиты экономических интересов государства правительст­во России разрабатывало меры, направленные на пресечение контра­банды. Прежде всего, вводится система вознаграждения для задержате-лей контрабанды. В соответствии с высочайшим указом Александра I (1811) 80 % сумм, штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20 % зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семьям. Из 80 % две трети выдавались задержателям, а одна треть — начальнику таможенно­го округа, управляющим и членам таможни. Одновременно получает раз­витие законодательство о контрабанде. По Уставу таможенному 1819 г. под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через


1 См.: Пограничник. 1908. № 30. С. 663.

2 См. там же. С. 664.


212 ________ История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел ГХ. Таможенная охрана России в XIX в.



 


границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в та­можню документах.

Однако вскоре практика охраны границы указанным способом показа­ла, что надзиратели и объездчики, подчиненные гражданским лицам, не оправдывают своего назначения, они сближаются с контрабандистами и потворствуют им.

Среди казаков было много злоупотреблений. Они также сжились с контрабандистами, а в ряде случаев и сами занимались незаконным про­возом товаров через границу1. Отрицательно сказывалась и двойная под­чиненность.

Защита экономических интересов страны и борьба с незаконным переходом границы более успешно осуществляется подразделением Военного министерства. Возникла необходимость создания пограничной стражи по военному образцу. На этом настаивал министр финансов Е. Ф. Канкрин. Он писал в этот период: «Прежде всего... следует стремиться к тому, чтобы по возможности прекратить контрабанду не только на грани­це, но и внутри государства». Начались поиски наиболее приемлемой ор­ганизационной структуры пограничной стражи, которая бы в первую оче­редь защитила экономические интересы государства на границе. В 1822 г. правительство приняло решение об упразднении таможенной пограничной стражи и создании пограничной таможенной стражи из воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков, и выдвижении ее в первую ли­нию. Казачьи полки переводились во вторую линию.

Но и эта реорганизация не оправдала себя, и назрела необходимость новой реформы в области защиты экономических интересов Российской империи на государственной границе. 5 августа 1827 г. была учреждена новая таможенная пограничная стража на твердых воинских началах с военной организацией по типу регулярной армии. Ранее созданная та­моженная стража была упразднена. В 1832 г. казачьи полки были отозва­ны с границы и отправлены на Дон.

Пограничная стража в начале XIX в. охраняла 8800 верст европейской части границы. Мероприятия по перестройке охраны границы в таможен­ном отношении способствовал более активной борьбе с контрабандистами. Если в 1827 г. в государственную казну поступило 16 млн руб. серебром таможенных сборов.

В соответствии с Карантинным уставом 1832 г. таможенная погранич­ная стража была переименована в пограничную стражу. Переименование было подтверждено высочайшим указом 1835 г., в котором говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы в карантинном отношении или нет, именовать «пограничною стражею».

1 См.: Пограничник. 1908. № 30. С. 664.


 

 

Пограничная стража подчинялась гражданским чиновникам Департа­мента внешней торговли в лице начальников таможенных округов. Глав­ной задачей пограничной стражи была борьба с контрабандой и осуществ­ление пограничного надзора. На пограничную стражу возлагалось «...недопущение провоза и переноса товаров и задержание их, а также недопущение проезда и перехода лиц через границу не в указанных тамо-

Император Николай I

женными учреждениями местах; прекращение буйств, грабежей и всяких беспорядков на пограничной черте; осуществление в некоторых местах границы империи карантинного надзора; оказание помощи судам, бедст­вующим по близости берегов, в спасении людей, находящихся на них и в сохранении имущества судов, потерпевших крушение»1.

1 Чернушевич М. Материалы к истории пограничной стражи. Ч. 1. 1990. С. 27.


214 История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.


 


С конца 20-х по 40-е годы контрабанда возросла в несколько раз. Ис­торические источники свидетельствуют, что в начале века контрабандным товаром были завалены все лавки. Это было связано с тем, что в 1822 г. был принят новый тариф, в соответствии. с которым пошлины на некото­рые товары возросли более чем в 2,5 раза. Усиление контрабанды было вызвано более высоким уровнем экономического развития западноевро­пейских стран по сравнению с Россией, где только начинался промышлен­ный переворот. Сказалось и неблагополучное финансовое положение

страны. Инфляция, вы­званная войной 1812—1813 гг., а затем и фритредер-ским тарифом 1819 г., охва­тила все сферы деятельнос­ти, и в итоге Россия оказа­лась перед лицом огромно­го внешнего и внутреннего долга.

Бывший пакгаузный надзиратель Кретингской таможни С. Р. Минцлов писал в своих воспомина­ниях: «Никакие грозные приказы и усилия штатов и окладов пограничной стра­жи и таможенной охраны не прекратят потока кон-Способы сокрытия контрабандных товаров трабанды, льющегося из

Пруссии; и что есть только одно-единственное, но совсем другое средство прекратить ее — надо стать в один уровень культуры с Германией. Контрабанда точный по­казатель степени перевеса культурности одной страны над другой...»* Борьба с контрабандистами всегда была нелегкой и требовала профес­сионализма и опыта. Обычно контрабандисты заранее изучали местность, выясняли характер службы чинов пограничной стражи, точно знали, кто находится в пограничных нарядах и где эти наряды находятся.

Рассматривая ухищрения, к которым прибегали контрабандисты, что­бы укрыть свой контрабандный товар, можно выделить несколько харак­терных способов. Товары, облагаемые большой пошлиной, искусно пря­тали между другими товарами, тем самым усложняя их поиск. Товар объ­являли так, что таможенные чиновники хотя и замечали обман, но не мог-

1 Минцлов С. Р. В таможенном мире. Трапезонд, 1917. С. 35, 37.


ли требовать пошлины. Для утайки прибегали к ящикам и бочкам с двой­ными боками и с двойным дном, при этом в пространство двойного дна или боков укладывали высокопошлинный товар, а в остальное простран­ство — беспошлинный. Использовали стеклянную непрозрачную, камен­ную и прочую посуду, а также бочки и жестянки, предназначенные для беспошлинного провоза жидких товаров. На высокопошлинный груз ве­шали ярлыки от совсем другого груза, который не облагался пошлиной. Ценные высокопошлинные аршинные товары заворачивали в такие же ар­шинные товары, которые не облагались высокой пошлиной.

Разные мануфактурные и прочие товары прятали в бочках с цементом, орехами, свежими фруктами, маслом. В больших партиях швейных ма­шин, обшитых рогожей, укладывали нитки и шелк на катушках, которы­ми были начинены все внутренности машинок. Золотые и другие изделия, имеющие большую ценность, упаковывали в музыкальные инструменты. Некоторые товары, внешне похожие, выдавали одни за другие: бронзовые изделия называли медными, фруктовые сиропы — фруктовыми соками; шампанское — минеральной водой.

Конечно же способов укрытия товаров было великое множество, но каждый раскрытый случай увеличивал опыт пограничной стражи.

Большая часть контрабанды проходила мимо таможен. Для этого ис-.пользовались различные ухищрения. Например, чтобы узнать размеще­ние пограничных нарядов, высылались «ложные» контрабандисты. С этой целью использовали не только людей под видом заблудившихся, пьяных и т. п., но и натренированных собак, которые бежали впереди контрабандистов, переходящих границу. Такие ложные маневры контра­бандисты применяли как непосредственно при перевозке контрабанды, так и при подготовке к ней. Использовали также ложных доносчиков. Пе­редвигались контрабандисты различными способами: пешими и конными, на подводах, лодках, плотах и т. п.

Ткани через границу обычно переправляли в тюках на лошадях, в слу­чае погони часть товаров сбрасывали, тем самым заставляя преследовате­лей останавливаться и разбираться с товаром или тюками. Имели место случаи, когда контрабанду перевозила лошадь без сопровождения. На­вьюченная, она отправлялась к своему хозяину через границу. При встре­че с охраной лошадь поворачивала обратно.

Многие приграничные населенные пункты представляли собой «гнез­да» контрабандистов. Контрабандисты маскировались под видом служи­телей постоялого двора, корчмы, различных домов и т. д. Они имели сво­их пособников,.которые по договоренности с местными крестьянами за небольшую плату переправляли контрабандные товары в глубь страны, где его продавали перекупщикам. Применяя различные хитрости и улов-


216 История таможенного дела и таможенной политик и Рос сии

ки, контрабандисты наводняли рынки своими товарами и подрывали этим самым экономику страны.

В начале 30-х годов XIX в. контрабанда на границах с Пруссией и Ав­стро-Венгрией усилилась. Через границу прорывались большие группы вооруженных контрабандистов, до ста и более человек, нападали на по­граничную стражу, прорывали ее цепи и устраивали в приграничных рай­онах буйства и грабежи.

С целью воспрепятствования подобным действиям в 1832 г. погранич­ная стража в Юрбургском округе была усилена двумя эскадронами кава­лерии и двумя ротами пехотного полка. В 1836 г. на границу с Пруссией был направлен целый пехотный полк с легкой батареей (8 орудий). Этот полк был расположен в тылу пограничной стражи на участке от Юрбур-га до Палангена и далее по морскому берегу Курляндской губернии до Либавы. Три батальона пехоты, усиленные орудиями, дислоцировались на австрийской границе.

Личный состав пограничной стражи вел самоотверженную борьбу с лицами, незаконно провозившими или проносившими товары.

Придавая важное значение пресечению контрабанды, министр финан­сов, в ведении которого находилась пограничная стража, лично знакомил­ся со всеми описаниями задержаний, а затем доклад шел императору.

В марте 1843 г. объездчик Виленской бригады пограничной стражи Кияшко был схвачен контрабандистами, которые под угрозой смерти пы­тались увезти его в Пруссию, но он решил лучше умереть, чем изменить присяге, и сумел расправиться с контрабандистами. В награду министр финансов выдал Кияшко 50 рублей, а император на докладе написал: «Произвести объездчика Кияшко в унтер-офицеры и выдать ему еще 50 рублей»*.

5 декабря 1846 г. помощник надзирателя Виленской бригады коллеж­ский секретарь Станкевич преследовал с шестью объездчиками у местеч­ка Андржеева И контрабандистов на 5 санях. Завязалась борьба. На по­мощь контрабандистам подошли вооруженные группы. В рукопашном бою пограничники захватили 5 саней с 22 товарными местами и одного контрабандиста. За мужество и умелые' действия Станкевич был поощрен. 3 января 1847 г. Николай I повелел: «Произвести Станкевича в чин титу­лярного советника за отличие не в пример другим» 2.

5 сентября 1848 г. вахмистр Рижской бригады пограничной стражи Андреев, зная о возможной высадке контрабандистов, умело расставил наряд из 6 человек. Когда контрабандисты появились, завязалась схват­ка. Андреева ударили оглоблей. Он потерял сознание. Очнувшись, он до-


 

 

Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.

гнал контрабандистов, одного убил, а других обратил в бегство. В резуль­тате было захвачено 6 лошадей, 11 повозок со 117 пудами сахара, двумя анкерами рата, всего на сумму 903 руб. 26 коп. Николай I написал на до­кладе: «Андреева произвести в офицеры таможенной стражи и выдать в награждение всю сумму задержанной контрабанды и опубликовать о про­исшествии в газетах»*.

Однако, несмотря на мужество пограничников и таможенников, меры, принимаемые по борьбе с контрабандой в XIX в., не привели к желаемым результатам. Контрабанда росла. Это можно проследить по динамике ко­личества задержаний и стоимости контрабандных товаров (табл. 5). На границе с Пруссией она выглядела следующим образом:

Таблица 5 Количество задержаний и стоимость контрабанды на границе с Пруссией

 

Годы Количество задержаний Сумма
    23 996 руб. 23 коп.
  . 168 64 246 руб.
    121 104 руб. 20 коп.
  4881 1 158 385 руб. 75 коп.

Всего же за период с 1846 го 1855 г. зафиксировано 27 010 задержа­ний контрабанды на сумму 862 211 руб. 64 коп. В последующие годы кон­трабанда не сокращалась.

На других границах в период с 1849 по 1885 г. было 154 501 задержа­ние контрабанды на сумму 3 892 197 руб. 90 коп.

В 50—60-х годах совершенствовалась структура пограничной стра­жи. Так, 4 сентября 1852 г. полубригады были преобразованы в бригады, а надзиратели и их помощники стали именоваться отрядными офицерами. Таким образом, проходил дальнейший процесс приближения погранич­ных формирований к воинским. Впервые в каждой бригаде пограничной стражи для подготовки низших чинов и замещения ими вахмистерских и унтер-офицерских должностей создавались отдельные учебные команды.

В связи с передачей таможенных органов в 1864 г. из Департамента внешней торговли в Департамент таможенных сборов последнему были переподчинены начальники таможенных округов и пограничная стража.


 


1 Чернушевич М. П. Указ. соч. С. 78.

2 Там же. С. 83.


1 Чернушевич М. П. Указ. соч. С. 89.



Список контрабандистов, опубликованный для служебного пользования Департаментом таможенных сборов (лист 1)
не подчинившегося треоо- ванию крейсера в морской таможенной полосе, может быть продолжено и за пределами этого пространства в водах нейтральных»1. 1 Ежуков Е. Д. Становление и развитие пограничной охраны России (XV— начало XX в.). М., 1991. С. 129.

218 История таможенного дела и таможенной политики России

Важным нововведением стало комплектование пограничной стражи ре­крутами, которое стало осуществляться в соответствии с указанием воен­ных округов от 8 мая 1861 г. С сентября 1861 г. Министерством финан­сов в пограничную стражу стали назначаться офицеры или лица из числа военных, чего не было раньше.

Это более способствовало борьбе с контрабандистами, что видно из табл. 6.

Таблица 6

 

Годы Количество задержаний | Сумма
1856-1865 49 676 1 422 358 руб. 30 коп.
1866-1875 7 251 1 166 877 руб. 97 коп.
1876-1885 166 392 2 549 940 руб. 20 коп.

Анализ статистических данных задержания контрабанды свидетельству­ет о ее постоянном росте как по числу задержаний, так и по суммарной сто­имости контрабандных товаров. За этими цифрами отчетливо просматрива­ется увеличение попыток незаконного провоза товаров через границу и, бе­зусловно, работа чинов пограничной стражи и таможенного ведомства.

Борьба была сложной и бескомпромиссной. Наряду с привлечением сил и средств для борьбы с контрабандистами правительство России уделяло важное внимание оперативной работе для выяснения лиц, уча­ствующих в переправе товаров через границу в приграничных районах страны и в сопредельных государствах. Списки контрабандистов, издан­ные типографским способом, направлялись во все таможенные округа и регулярно обновлялись.

Постоянно выделялись средства на агентурную работу по выявлению намерений контрабандистов и возможной номенклатуры контрабандных товаров. Так, например, в 1879 г. на агентурную работу было ассигнова­но 8 тыс. руб.1. Ежегодно эти вопросы рассматривались правительством. Как свидетельствуют документы, таможенники и пограничная стража, как правило, были осведомлены о возможной контрабанде и основных на­правлениях ее переброски.

Рост профессионализма контрабандистов, их тесная связь с торгово-промышленным миром требовали дополнительного финансирования на борьбу с ними, но эти затраты себя оправдывали.

Не ослаблялась борьба с контрабандой на морских участках госу­дарственной границы. 1 июля 1868 г. Государственный совет России

1 См.: Военно-исторический архив, оп. 1, д ЩЩ 117.


Раздел IX. Тамож енная охрана России в XIX в. 219

принял постановление, юридически закрепившее положение морской та­моженной полосы. В нем говорилось:

«1. Пространство полосы в.три морских мили от русского берега, как на материке, так и на острове, признается. морскою таможенной полосою, в пределах которой все, как русские, так и иностранные, суда подлежат надзору русских таможенных властей.

2. Всякое судно, рус-,--------- -—

ЩЩ СЕКРЕТНО. ЙЙ|£*'' --ЯА "•

ское или иностранное, ко­торое войдет в морскую та­моженную полосу, может быть подвергнуто осмотру Таможенной стражей, при­чем шкипер судна обязан по требованию предъявить все имеющиеся у него как судовые, так и грузовые до­кументы.

п ЕЧЖ-жАда&Эи.
ДвюфМм^в^» Тшо*еяя«*»'Обор«»*-
 

3. Всякое судно, вошед­шее в морскую полосу, при подходе к нему судна под русским таможенным фла­гом должно остановить ход. В случае неисполнения сего таможенное судно делает по нему холостой выстрел, и если после этого все то же вошедшее в морскую та­моженную полосу судно не остановится, то крейсер, повторив холостые выстре­лы, стреляет сперва по ран­гоуту (чтобы сбить паруса и мачты), а затем и по кор­пусу судна.

4. Преследование судна, не подчинившегося требо-



История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. 221


 


Постановление предусматривало создание морского крейсерства для надзора за морской таможенной полосой с целью недопущения в страну контрабандных товаров.

• Еще ранее, в 1837 г., был учрежден штат флотилии и вышло в свет Положение о Балтийской крейсерской флотилии. В соответствии с Поло­жением флотилия, подчиняясь Министерству финансов, одновременно входила в военно-морской флот страны.

Важным событием в жизни пограничной стражи явилось высочайшее распоряжение о включении ее в вооруженные силы страны. Однако ни это распоряжение, ни другие нормативные документы военного ведомства не признавали пограничную стражу военной организацией. Практически по­граничная стража считалась специальными полицейскими формирования­ми. Пограничная стража непосредственно на местах подчинялась тамо­женным округам, а в центре — Департаменту таможенных сборов, т. е. возглавлялась гражданскими чиновниками.

Организационная структура пограничной стражи была следующей: 13 таможенных округов, 4 бригады, 7 полубригад, 4 отдельные роты, 41 бригадный и полубригадный командир, 31 командир рот, 119 надзирате­лей, 156 их помощников, 2018 нижних конных чинов, 1264 нижних пе­ших чина.

Ряд нормативных документов и служебных инструкций, вьшеддцих в этот период, способствовали расширению прав пограничных командиров, более действенной борьбе с нарушениями таможенных правил. В погра­ничных бригадах были учреждены учебные команды, созданы швальни, обеспечивающие стражу обмундированием. Начиная с 1856 г. на офице­ров, а с 1878 г. и на нижних чинов распространялся установленный в ар­мии порядок награждения орденами и медалями за отличия в охране го­сударственной границы и задержание контрабандистов.

В конце века пограничные бригады были учреждены на Кавказе и в Средней Азии. Протяженность границ, которые охранялись пограничной стражей, к этому времени составляла 13 918 верст, из них 706 — на Бе­лом море, 2624 — на Балтийском, 3328 — в Закавказье, 1269 — берега Черного и Азовского морей, 2638 — Кавказские (морские и сухопутные), 747 — в Финлящши, 2609 верст — в Средней Азии1.

В 1893 г. на базе пограничных бригад был создан Отдельный кор­пус пограничной стражи, подчиненный Министерству финансов. Кор­пус выполнял задачи по охране границы в таможенном отношении, вел активную борьбу с контрабандистами.

Практика охраны границы от контрабанды в XIX в. и до начала XX в. целиком оправдала себя.

См.: Чернушевич М. П. Указ. соч. С. 688.


Являясь составной частью органов по защите экономических интере­сов на государственной границе, пограничная стража внесла существен­ный вклад в борьбу с незаконным перемещением товаров в неустановлен­ном порядке, эффективно боролась с контрабандистами.

В отдельных регионах создавалась корчемная стража. В Наказе чи­нам корчемной стражи в Приморской и Амурской областях, утвержден­ном 27 июля 1911 г. министром финансов В. Коковцовым, говорилось, что корчемная стража «предназначена для предотвращения водворения из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу, в пределах 50 верст от границы». Корчемная стража подчинялась управляющему ак­цизными сборами.

Первые корчемные команды были созданы еще в XVII столетии в Москве для пресечения тайного изготовления, перевоза и продажи пред­метов, обложенных акцизом или составляющих прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль). Тайный провоз и продажа вина рассматривались как контрабанда, а лица, замеченные в провозе, как контрабандисты или кор­чемники. В 1699 г. было постановлено считать корчемниками тех, кто пла­тит за работу по найму вином, но если плата была больше ведра.

При Петре I преследование корчемников возлагалось на специально назначенных лиц. В 1730 г. в распоряжении московских откупщиков для преследования корчемства, и взимания штрафов был представлен особый отряд солдат. Однако вследствие множества злоупотреблений эта корчем- ' ная команда в 1732 г. была подчинена Коммерц-коллегии. С 1732 г. в ведении Коммерц-коллегии состоял для искоренения корчемства особый комиссар, а при нем отряд солдат, которые отряжались от полков ежеме­сячно. При корчемной страже состояли также особые команды.

В 1766 г. в Москве, а в 1771 г. в Петербурге были учреждены особые, содержащиеся за счет казны, конные корчемные команды, которые нахо­дились в ведении- губернской администрации. С 1767 г. откупщики имели право содержать за свой счет корчемную стражу из отставных обер-офи­церов и "солдат, а по мере надобности в их распоряжение откомандировы­вали воинские команды.

Ранее полученный опыт по созданию корчемной стражи использовался и в XIX в., когда на границах крупных губерний правительство вынужде­но было учредить в 1850 г. особую корчемную стражу из 450 человек, содержание которой (90 тыс. руб. в год) отнесено было за счет земских сборов. Корчемство уменьшилось. В 1856 г. стража была упразднена.

В 1862 г. корчемная стража была создана из вольнонаемных людей в приграничных с Царством Польским уездных губерниях (Ковенской, Виленской, Гродненской и Волынской) для предотвращения тайного вво­за спиртных напитков (питей), подлежащих акцизу, из Царства Польско­го в Российскую империю.



222 История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.


>23


 


Корчемная стража была переведена в пограничные уезды в 1875 г. Она состояла из стражников, младших и старших объездчиков, которые были подчинены помощнику акцизного надзирателя, а в местах, где это требовалось, особым смотрителям. Размеры пограничного района, подле­жащего ведению корчемной стражи, определялись Министерством финан­сов в пределах не менее 21 и не более 50 верст черты границы. Во вве­ренных им районах чины корчемной стражи имели право осматривать как проходящие обозы и транспорты, так и всех проезжающих и проходящих, а возы с сеном, соломой и другими громоздкими предметами проверялись железными щупами, если это не сопрягалось с порчей клади; кроме того, они были вправе проводить обыски в местах оптовой и розничной прода­жи питей, в частных домах, но лишь в тех случаях, когда корчемник, пре­следуемый по горячим следам, скроется из виду стражи в частное жили­ще. Провоз и пронос вина в пограничном районе, подлежащем ведению корчемной стражи, дозволялся днем. Если на корчемную стражу совер­шалось нападение, она вправе была применять огнестрельное или холод­ное оружие.

В 1866 г. была упразднена воинская корчемная стража при соляных промыслах, взамен была учреждена вольнонаемная, а в 1880 г., вслед за отменой акциза, с соли упразднена и эта стража. В период с 1861 по 1871 г. существовала корчемная стража по взиманию акциза с табака. На 1893 г. она насчитывала 968 человек, а на ее содержание отпуска­лось 422 597 руб.

Служащие корчемной стражи носили особую форму одежды, знак с надписью «Корчемная стража». Они имели на вооружении шашку ар­тиллерийского образца, револьвер системы «Наган» и трехлинейную вин­товку драгунского образца. Чины корчемной стражи приводились к при­сяге. В своей деятельности она взаимодействовала с полицией, таможен­ной охраной и пограничной стражей.

Задержанные контрабандные спиртные напитки и другие акцизные товары, как правило, оценивались и продавались с аукциона на местах конфискации. Китайская водка ханшин, как негодная к употреблению, уничтожалась.

Корчемная стража как один из органов, подчиненных Министерству финансов, просуществовала до 1918 г.

Таким образом, оценивая место, роль и целесообразность создания си­стемы борьбы с контрабандой, можно прийти к выводу, что деятельность таможенной и пограничной охраны и корчемной стражи была нацелена прежде всего на выполнение задач защиты экономических интересов, пре­сечения незаконного перемещения товаров и грузов как внутри страны, так" и на границе и в пограничных районах.


6. Влияние сбора таможенных пошлин на стабилизацию финансов

Таможенная политика России первой половины XIX в. представляла смешение фискальных, меркантилистских и протекционистских начал. При разработке пошлин учитывалось, что государства Западной Европы нуждаются в русских дешевых сырьевых товарах, а в России рос неудов­летворенный спрос на потребительские товары, машины, оборудование, сельскохозяйственные орудия. Но главное, на что обращалось внимание, — это таможенные доходы, т. е. фискальный сбор.

Динамика таможенных доходов Российского государства за десять лет после принятия тарифа 1811 г. выглядела следующим образом:

Таблица 7

 
1815 1816
 
 
 
Годы

1819 1820 1821

49 733
43 823 52 483
27 397 Й9 220 43 558
26 161
25 848
31 599
19 315

Таможенные доходы, тыс. руб.

Из табл. 7 следует, что таможенные доходы возросли в 1,5 раза после окончания войны 1812 г., затем наступил спад, а начиная с 1817 г. таможенные доходы начали расти, и это объяснимо. Фритредерские тен­денции способствовали резкому притоку товаров в страну. За счет увели­чения количества товаров росли, несмотря на пониженные пошлины, та­моженные доходы.

В последующие годы в связи с протекционистским тарифом 1822 г. и началом промышленного переворота в России, что сопровождалось увели­чением ввоза машин и оборудования, таможенный доход имел тенденции и подъема, и спада. Подтверждением этого являются следующие данные: в 1831 — 1840 гг.- было приобретено машин на 6 млн 900 тыс. руб., в 1841-1850 гг. - на 16,6 млн руб.1.

Рос и таможенный доход России. В 1825 г. он составлял 15,6 млн руб. серебром (17,3% к общей сумме прямых и косвенных доходов), через де­сятилетие - 22,4млн руб. (20,0%), в 1845 г. - 30,4млн руб. (21,4%), в 1850 г. - 30,1 млн руб. (20,4%).

Таможенные доходы с 1823 по 1844 г. возросли с 11 млн до 26 млн руб. (рост на 250 %). Таможенные поступления в казну государства состави­ли: в 1846 г. — 46 967 тыс. руб. металлическими, в 1850 г. — 46 087 тыс. руб. В 1846 — 1850 гг. ежегодно в среднем поступало 45 776 тыс. руб. ме­таллическими.

1 См.: История СССР. 1980. № 4. С. 15.


 
 

 

История таможенного дела и таможенной политики России

Несмотря на. ограничение, ввоз иностранных товаров с 1825 по 1850 г. удвоился, а по отдельным товарам вырос в 4 раза.

Несколько изменилось положение в связи с тарифом 1844 г. Новый та­риф состоял всего из 118 статей, из них только три — запретительные к вывозу. Резко снижались тарифы по главным товарам ввоза (хлопчатобу­мажные ткани, красящие вещества, оборудование).

Таможенный тариф 1859 г. отражал концешшю постепенного смягче­ния запретительных тенденций и сохранения умеренного протекционизма в отношении ряда отраслей промьппленности России.

В начале второй половины XIX в. доходы резко сократились, соста­вив-в 1855 г. всего 18,5 млн руб. В условиях Крымской войны (1853 — 1856) внешняя торговля, по существу, замерла. После заключения Па­рижского мирного договора (1856), по которому Россия утратила юго-за­падную часть Бессарабии, выход на Дунай и военно-морское влияние на Черном море, внешнеторговый оборот за пять лет (1851 — 1855) сократил­ся до 263,2 млн руб.

В таможенной политике России в этот период усилились фритре-дерские тенденции, основанные на идеях отмены монополий, особенно во внешней торговле, и упразднения всех таможенных пошлин и сбо­ров. Фритредеры считали, что страна должна специализироваться на про­изводстве продуктов, требующих минимальных трудовых затрат, и обме­нивать их на товары, которые произвели с наименьшими затратами в дру­гих странах. Представители фритредерского направления в России отста­ивали политику свободной торговли, а не покровительства русской про­мышленности, которая продолжала производить товары дороже иност­ранных, что препятствовало росту их потребления в стране и вывозу за границу. Однако концепция «чистого» фритредерства не получила в Рос­сии широкого распространения.

В период 1850—1857 гг. имели место лишь незначительные изменения таможенных пошлин в направлении умеренного покровительства. Увели­чение таможенного дохода казны в этот период было незначительным и со­ставило за пятилетие (1851 — 1855) 42,27 млн руб., аза 1858 — 1863 гг. — 47,38 млн руб.

Тариф 1857 г., принятьш в целях увеличения таможенного дохода и смягчения запретительной системы, стимулировал развитие свободной торговли. Фискальные интересы абсолютистского государства проявля­лись в политике усиленного обложения пошлиной товаров народного по­требления (на 23%). Обеспеченные слои общества эти мероприятия за­трагивали в меньшей степени.

Резкое понижение дохода в 1864 —1868 гг. (35,82 млн руб.) было обус­ловлено значительным падением курса бумажных денег и снижением на­родного потребления в связи с крестьянской реформой 1861 г.


Раз дел ГХ. Таможенная охрана Р оссии в XIX в. 225

В 1857 —1868 гг. проводилась таможенная политика постепенного об­легчения тарифа (за исключением фискальных надбавок в 5 % в 1858 и 1861 гг.). Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо — сырье для развивающейся русской промьппленности, а в 1863 г. освобожден от

% 1

"^^а^ф»^Ф^-Ш^^^?^^^ /22?'

 


Ще^^^^^^.

Свидетельство о пропуске товаров и об оплате таможенных пошлин

' ШШ^**^

 


54 Исто рия тамож енного дела и таможенной политики России

Под давлением Германии Россия пошла на уступки. В 1894 г. был за­ключен, а затем в 1904 г. пролонгирован конвенционный тариф, в резуль­тате чего Россия потеряла самостоятельность в таможенной политике и, по образном)' выражению Н. Н. Шапошникова, свернула с мирового ма­гистрального экономического пути развития.

В связи с отсутствием соответствующих законов в Россию беспрепят­ственно пошли иностранные капиталы, которые вкладывались в россий­скую экономику и в создание филиалов иностранных предприятий. Про­изводимые ими товары беспошлинно поступали на российский рынок. Та­моженный протекционизм себя изжил, а таможенная политика подчини­лась интересам иностранных государств.

В то же время в начале XX в. усиливается рост таможенных доходов. Это происходило за счет активного ввоза на российский рынок иностран­ных товаров, получивших право конкурировать с товарами, производи­мыми в стране.

В начале XX в. активизировалась нормотворческая таможенная дея­тельность. К дискуссии о целесообразности протекционизма и путях вы­хода из кризиса таможенной системы была привлечена широкая общест­венность.

Десятый период (1921 — 1991) — переход от протекционизма к го­сударственной монополии на внешнюю торговлю. Его можно условно раз­делить на три этапа.

Первый этап (1921 — 1927) — включение таможенного механизма ре­гулирования внешней торговли в период НЭПа. На этом этапе были вве­дены протекционистские таможенные пошлины, что позволило восстано­вить внешнеторговые связи, снять экономическую блокаду, решить вопро­сы пополнения бюджета и добиться главного — к 1927 г. в основном восстановить разоренное войнами народное хозяйство, ввести в действие промышленные предприятия, наладить добычу полезных ископаемых, разработку леса и других производств и на эти средства восстановить ос­новные фонды на "заводах и фабриках и приступить к планомерному про­мышленному развитию страны.

Второй э



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.148 (0.012 с.)