Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание системы борьбы с контрабандойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из первостепенных задач, стоявших перед правительством России в XIX в., являлась борьба с контрабандой. Для усиления таможенной пограничной стражи в 1811 г. было введено Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи, подписанное военным министром России Барклаем-де-Толли1. На каждые 150 верст границы выделялись донские и бугские казачьи полки. Службу казаки несли от Палангена до реки Ягорлык, впадающей в Днестр. Всего было выделено 11 донских казачьих полков: донской казачий майора Селиванова; донской казачий подполковника Попова 5-го; донской казачий подполковника Платова 4-го; донской казачий подполковника Слюсарева 2-го; 1-й Бугский казачий полк; 2-й Бугский казачий полк; 3-й Бугский казачий полк; донской казачий генерал-майора Денисова 7-го; донской казачий генерал-майора Иловайского 4-го; донской казачий генерал-майора Чернозубова; донской казачий подполковника Иловайского 8-го2. Границы охранялись в две линии. В первой линии охрану осуществляли казачьи команды, во второй — вольнонаемные таможенные объездчики. Из них создавались команды по 10 человек. Три команды подчинялись надзирателю и его помощнику. Каждая команда охраняла участок границы протяженностью 15 верст. На западной сухопутной границе находилось 1300 объездчиков, 40 надзирателей и 40 помощников. Прибрежный участок Балтийского и Белого морей охраняли 60 объездчиков, 45 надзирателей и 45 помощников, а берега Черного и Азовского морей соответственно 200 объездчиков, 8 надзирателей и 8 помощников. Таможен-но-пограничная стража укомплектовывалась за счет отставных армейских чинов, при наличии' у них рекомендаций с прежнего места службы. В пограничную стражу набирали также местных жителей. С целью защиты экономических интересов государства правительство России разрабатывало меры, направленные на пресечение контрабанды. Прежде всего, вводится система вознаграждения для задержате-лей контрабанды. В соответствии с высочайшим указом Александра I (1811) 80 % сумм, штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20 % зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семьям. Из 80 % две трети выдавались задержателям, а одна треть — начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. Одновременно получает развитие законодательство о контрабанде. По Уставу таможенному 1819 г. под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через 1 См.: Пограничник. 1908. № 30. С. 663. 2 См. там же. С. 664. 212 ________ История таможенного дела и таможенной политики России Раздел ГХ. Таможенная охрана России в XIX в.
границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах. Однако вскоре практика охраны границы указанным способом показала, что надзиратели и объездчики, подчиненные гражданским лицам, не оправдывают своего назначения, они сближаются с контрабандистами и потворствуют им. Среди казаков было много злоупотреблений. Они также сжились с контрабандистами, а в ряде случаев и сами занимались незаконным провозом товаров через границу1. Отрицательно сказывалась и двойная подчиненность. Защита экономических интересов страны и борьба с незаконным переходом границы более успешно осуществляется подразделением Военного министерства. Возникла необходимость создания пограничной стражи по военному образцу. На этом настаивал министр финансов Е. Ф. Канкрин. Он писал в этот период: «Прежде всего... следует стремиться к тому, чтобы по возможности прекратить контрабанду не только на границе, но и внутри государства». Начались поиски наиболее приемлемой организационной структуры пограничной стражи, которая бы в первую очередь защитила экономические интересы государства на границе. В 1822 г. правительство приняло решение об упразднении таможенной пограничной стражи и создании пограничной таможенной стражи из воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков, и выдвижении ее в первую линию. Казачьи полки переводились во вторую линию. Но и эта реорганизация не оправдала себя, и назрела необходимость новой реформы в области защиты экономических интересов Российской империи на государственной границе. 5 августа 1827 г. была учреждена новая таможенная пограничная стража на твердых воинских началах с военной организацией по типу регулярной армии. Ранее созданная таможенная стража была упразднена. В 1832 г. казачьи полки были отозваны с границы и отправлены на Дон. Пограничная стража в начале XIX в. охраняла 8800 верст европейской части границы. Мероприятия по перестройке охраны границы в таможенном отношении способствовал более активной борьбе с контрабандистами. Если в 1827 г. в государственную казну поступило 16 млн руб. серебром таможенных сборов. В соответствии с Карантинным уставом 1832 г. таможенная пограничная стража была переименована в пограничную стражу. Переименование было подтверждено высочайшим указом 1835 г., в котором говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы в карантинном отношении или нет, именовать «пограничною стражею». 1 См.: Пограничник. 1908. № 30. С. 664.
Пограничная стража подчинялась гражданским чиновникам Департамента внешней торговли в лице начальников таможенных округов. Главной задачей пограничной стражи была борьба с контрабандой и осуществление пограничного надзора. На пограничную стражу возлагалось «...недопущение провоза и переноса товаров и задержание их, а также недопущение проезда и перехода лиц через границу не в указанных тамо- Император Николай I женными учреждениями местах; прекращение буйств, грабежей и всяких беспорядков на пограничной черте; осуществление в некоторых местах границы империи карантинного надзора; оказание помощи судам, бедствующим по близости берегов, в спасении людей, находящихся на них и в сохранении имущества судов, потерпевших крушение»1. 1 Чернушевич М. Материалы к истории пограничной стражи. Ч. 1. 1990. С. 27. 214 История таможенного дела и таможенной политики России Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.
С конца 20-х по 40-е годы контрабанда возросла в несколько раз. Исторические источники свидетельствуют, что в начале века контрабандным товаром были завалены все лавки. Это было связано с тем, что в 1822 г. был принят новый тариф, в соответствии. с которым пошлины на некоторые товары возросли более чем в 2,5 раза. Усиление контрабанды было вызвано более высоким уровнем экономического развития западноевропейских стран по сравнению с Россией, где только начинался промышленный переворот. Сказалось и неблагополучное финансовое положение страны. Инфляция, вызванная войной 1812—1813 гг., а затем и фритредер-ским тарифом 1819 г., охватила все сферы деятельности, и в итоге Россия оказалась перед лицом огромного внешнего и внутреннего долга. Бывший пакгаузный надзиратель Кретингской таможни С. Р. Минцлов писал в своих воспоминаниях: «Никакие грозные приказы и усилия штатов и окладов пограничной стражи и таможенной охраны не прекратят потока кон-Способы сокрытия контрабандных товаров трабанды, льющегося из Пруссии; и что есть только одно-единственное, но совсем другое средство прекратить ее — надо стать в один уровень культуры с Германией. Контрабанда точный показатель степени перевеса культурности одной страны над другой...»* Борьба с контрабандистами всегда была нелегкой и требовала профессионализма и опыта. Обычно контрабандисты заранее изучали местность, выясняли характер службы чинов пограничной стражи, точно знали, кто находится в пограничных нарядах и где эти наряды находятся. Рассматривая ухищрения, к которым прибегали контрабандисты, чтобы укрыть свой контрабандный товар, можно выделить несколько характерных способов. Товары, облагаемые большой пошлиной, искусно прятали между другими товарами, тем самым усложняя их поиск. Товар объявляли так, что таможенные чиновники хотя и замечали обман, но не мог- 1 Минцлов С. Р. В таможенном мире. Трапезонд, 1917. С. 35, 37. ли требовать пошлины. Для утайки прибегали к ящикам и бочкам с двойными боками и с двойным дном, при этом в пространство двойного дна или боков укладывали высокопошлинный товар, а в остальное пространство — беспошлинный. Использовали стеклянную непрозрачную, каменную и прочую посуду, а также бочки и жестянки, предназначенные для беспошлинного провоза жидких товаров. На высокопошлинный груз вешали ярлыки от совсем другого груза, который не облагался пошлиной. Ценные высокопошлинные аршинные товары заворачивали в такие же аршинные товары, которые не облагались высокой пошлиной. Разные мануфактурные и прочие товары прятали в бочках с цементом, орехами, свежими фруктами, маслом. В больших партиях швейных машин, обшитых рогожей, укладывали нитки и шелк на катушках, которыми были начинены все внутренности машинок. Золотые и другие изделия, имеющие большую ценность, упаковывали в музыкальные инструменты. Некоторые товары, внешне похожие, выдавали одни за другие: бронзовые изделия называли медными, фруктовые сиропы — фруктовыми соками; шампанское — минеральной водой. Конечно же способов укрытия товаров было великое множество, но каждый раскрытый случай увеличивал опыт пограничной стражи. Большая часть контрабанды проходила мимо таможен. Для этого ис-.пользовались различные ухищрения. Например, чтобы узнать размещение пограничных нарядов, высылались «ложные» контрабандисты. С этой целью использовали не только людей под видом заблудившихся, пьяных и т. п., но и натренированных собак, которые бежали впереди контрабандистов, переходящих границу. Такие ложные маневры контрабандисты применяли как непосредственно при перевозке контрабанды, так и при подготовке к ней. Использовали также ложных доносчиков. Передвигались контрабандисты различными способами: пешими и конными, на подводах, лодках, плотах и т. п. Ткани через границу обычно переправляли в тюках на лошадях, в случае погони часть товаров сбрасывали, тем самым заставляя преследователей останавливаться и разбираться с товаром или тюками. Имели место случаи, когда контрабанду перевозила лошадь без сопровождения. Навьюченная, она отправлялась к своему хозяину через границу. При встрече с охраной лошадь поворачивала обратно. Многие приграничные населенные пункты представляли собой «гнезда» контрабандистов. Контрабандисты маскировались под видом служителей постоялого двора, корчмы, различных домов и т. д. Они имели своих пособников,.которые по договоренности с местными крестьянами за небольшую плату переправляли контрабандные товары в глубь страны, где его продавали перекупщикам. Применяя различные хитрости и улов- 216 История таможенного дела и таможенной политик и Рос сии ки, контрабандисты наводняли рынки своими товарами и подрывали этим самым экономику страны. В начале 30-х годов XIX в. контрабанда на границах с Пруссией и Австро-Венгрией усилилась. Через границу прорывались большие группы вооруженных контрабандистов, до ста и более человек, нападали на пограничную стражу, прорывали ее цепи и устраивали в приграничных районах буйства и грабежи. С целью воспрепятствования подобным действиям в 1832 г. пограничная стража в Юрбургском округе была усилена двумя эскадронами кавалерии и двумя ротами пехотного полка. В 1836 г. на границу с Пруссией был направлен целый пехотный полк с легкой батареей (8 орудий). Этот полк был расположен в тылу пограничной стражи на участке от Юрбур-га до Палангена и далее по морскому берегу Курляндской губернии до Либавы. Три батальона пехоты, усиленные орудиями, дислоцировались на австрийской границе. Личный состав пограничной стражи вел самоотверженную борьбу с лицами, незаконно провозившими или проносившими товары. Придавая важное значение пресечению контрабанды, министр финансов, в ведении которого находилась пограничная стража, лично знакомился со всеми описаниями задержаний, а затем доклад шел императору. В марте 1843 г. объездчик Виленской бригады пограничной стражи Кияшко был схвачен контрабандистами, которые под угрозой смерти пытались увезти его в Пруссию, но он решил лучше умереть, чем изменить присяге, и сумел расправиться с контрабандистами. В награду министр финансов выдал Кияшко 50 рублей, а император на докладе написал: «Произвести объездчика Кияшко в унтер-офицеры и выдать ему еще 50 рублей»*. 5 декабря 1846 г. помощник надзирателя Виленской бригады коллежский секретарь Станкевич преследовал с шестью объездчиками у местечка Андржеева И контрабандистов на 5 санях. Завязалась борьба. На помощь контрабандистам подошли вооруженные группы. В рукопашном бою пограничники захватили 5 саней с 22 товарными местами и одного контрабандиста. За мужество и умелые' действия Станкевич был поощрен. 3 января 1847 г. Николай I повелел: «Произвести Станкевича в чин титулярного советника за отличие не в пример другим» 2. 5 сентября 1848 г. вахмистр Рижской бригады пограничной стражи Андреев, зная о возможной высадке контрабандистов, умело расставил наряд из 6 человек. Когда контрабандисты появились, завязалась схватка. Андреева ударили оглоблей. Он потерял сознание. Очнувшись, он до-
Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. гнал контрабандистов, одного убил, а других обратил в бегство. В результате было захвачено 6 лошадей, 11 повозок со 117 пудами сахара, двумя анкерами рата, всего на сумму 903 руб. 26 коп. Николай I написал на докладе: «Андреева произвести в офицеры таможенной стражи и выдать в награждение всю сумму задержанной контрабанды и опубликовать о происшествии в газетах»*. Однако, несмотря на мужество пограничников и таможенников, меры, принимаемые по борьбе с контрабандой в XIX в., не привели к желаемым результатам. Контрабанда росла. Это можно проследить по динамике количества задержаний и стоимости контрабандных товаров (табл. 5). На границе с Пруссией она выглядела следующим образом: Таблица 5 Количество задержаний и стоимость контрабанды на границе с Пруссией
Всего же за период с 1846 го 1855 г. зафиксировано 27 010 задержаний контрабанды на сумму 862 211 руб. 64 коп. В последующие годы контрабанда не сокращалась. На других границах в период с 1849 по 1885 г. было 154 501 задержание контрабанды на сумму 3 892 197 руб. 90 коп. В 50—60-х годах совершенствовалась структура пограничной стражи. Так, 4 сентября 1852 г. полубригады были преобразованы в бригады, а надзиратели и их помощники стали именоваться отрядными офицерами. Таким образом, проходил дальнейший процесс приближения пограничных формирований к воинским. Впервые в каждой бригаде пограничной стражи для подготовки низших чинов и замещения ими вахмистерских и унтер-офицерских должностей создавались отдельные учебные команды. В связи с передачей таможенных органов в 1864 г. из Департамента внешней торговли в Департамент таможенных сборов последнему были переподчинены начальники таможенных округов и пограничная стража.
1 Чернушевич М. П. Указ. соч. С. 78. 2 Там же. С. 83. 1 Чернушевич М. П. Указ. соч. С. 89.
218 История таможенного дела и таможенной политики России Важным нововведением стало комплектование пограничной стражи рекрутами, которое стало осуществляться в соответствии с указанием военных округов от 8 мая 1861 г. С сентября 1861 г. Министерством финансов в пограничную стражу стали назначаться офицеры или лица из числа военных, чего не было раньше. Это более способствовало борьбе с контрабандистами, что видно из табл. 6. Таблица 6
Анализ статистических данных задержания контрабанды свидетельствует о ее постоянном росте как по числу задержаний, так и по суммарной стоимости контрабандных товаров. За этими цифрами отчетливо просматривается увеличение попыток незаконного провоза товаров через границу и, безусловно, работа чинов пограничной стражи и таможенного ведомства. Борьба была сложной и бескомпромиссной. Наряду с привлечением сил и средств для борьбы с контрабандистами правительство России уделяло важное внимание оперативной работе для выяснения лиц, участвующих в переправе товаров через границу в приграничных районах страны и в сопредельных государствах. Списки контрабандистов, изданные типографским способом, направлялись во все таможенные округа и регулярно обновлялись. Постоянно выделялись средства на агентурную работу по выявлению намерений контрабандистов и возможной номенклатуры контрабандных товаров. Так, например, в 1879 г. на агентурную работу было ассигновано 8 тыс. руб.1. Ежегодно эти вопросы рассматривались правительством. Как свидетельствуют документы, таможенники и пограничная стража, как правило, были осведомлены о возможной контрабанде и основных направлениях ее переброски. Рост профессионализма контрабандистов, их тесная связь с торгово-промышленным миром требовали дополнительного финансирования на борьбу с ними, но эти затраты себя оправдывали. Не ослаблялась борьба с контрабандой на морских участках государственной границы. 1 июля 1868 г. Государственный совет России 1 См.: Военно-исторический архив, оп. 1, д ЩЩ 117. Раздел IX. Тамож енная охрана России в XIX в. 219 принял постановление, юридически закрепившее положение морской таможенной полосы. В нем говорилось: «1. Пространство полосы в.три морских мили от русского берега, как на материке, так и на острове, признается. морскою таможенной полосою, в пределах которой все, как русские, так и иностранные, суда подлежат надзору русских таможенных властей. 2. Всякое судно, рус-,--------- -—
ское или иностранное, которое войдет в морскую таможенную полосу, может быть подвергнуто осмотру Таможенной стражей, причем шкипер судна обязан по требованию предъявить все имеющиеся у него как судовые, так и грузовые документы.
3. Всякое судно, вошедшее в морскую полосу, при подходе к нему судна под русским таможенным флагом должно остановить ход. В случае неисполнения сего таможенное судно делает по нему холостой выстрел, и если после этого все то же вошедшее в морскую таможенную полосу судно не остановится, то крейсер, повторив холостые выстрелы, стреляет сперва по рангоуту (чтобы сбить паруса и мачты), а затем и по корпусу судна. 4. Преследование судна, не подчинившегося требо- История таможенного дела и таможенной политики России Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. 221
Постановление предусматривало создание морского крейсерства для надзора за морской таможенной полосой с целью недопущения в страну контрабандных товаров. • Еще ранее, в 1837 г., был учрежден штат флотилии и вышло в свет Положение о Балтийской крейсерской флотилии. В соответствии с Положением флотилия, подчиняясь Министерству финансов, одновременно входила в военно-морской флот страны. Важным событием в жизни пограничной стражи явилось высочайшее распоряжение о включении ее в вооруженные силы страны. Однако ни это распоряжение, ни другие нормативные документы военного ведомства не признавали пограничную стражу военной организацией. Практически пограничная стража считалась специальными полицейскими формированиями. Пограничная стража непосредственно на местах подчинялась таможенным округам, а в центре — Департаменту таможенных сборов, т. е. возглавлялась гражданскими чиновниками. Организационная структура пограничной стражи была следующей: 13 таможенных округов, 4 бригады, 7 полубригад, 4 отдельные роты, 41 бригадный и полубригадный командир, 31 командир рот, 119 надзирателей, 156 их помощников, 2018 нижних конных чинов, 1264 нижних пеших чина. Ряд нормативных документов и служебных инструкций, вьшеддцих в этот период, способствовали расширению прав пограничных командиров, более действенной борьбе с нарушениями таможенных правил. В пограничных бригадах были учреждены учебные команды, созданы швальни, обеспечивающие стражу обмундированием. Начиная с 1856 г. на офицеров, а с 1878 г. и на нижних чинов распространялся установленный в армии порядок награждения орденами и медалями за отличия в охране государственной границы и задержание контрабандистов. В конце века пограничные бригады были учреждены на Кавказе и в Средней Азии. Протяженность границ, которые охранялись пограничной стражей, к этому времени составляла 13 918 верст, из них 706 — на Белом море, 2624 — на Балтийском, 3328 — в Закавказье, 1269 — берега Черного и Азовского морей, 2638 — Кавказские (морские и сухопутные), 747 — в Финлящши, 2609 верст — в Средней Азии1. В 1893 г. на базе пограничных бригад был создан Отдельный корпус пограничной стражи, подчиненный Министерству финансов. Корпус выполнял задачи по охране границы в таможенном отношении, вел активную борьбу с контрабандистами. Практика охраны границы от контрабанды в XIX в. и до начала XX в. целиком оправдала себя. См.: Чернушевич М. П. Указ. соч. С. 688. Являясь составной частью органов по защите экономических интересов на государственной границе, пограничная стража внесла существенный вклад в борьбу с незаконным перемещением товаров в неустановленном порядке, эффективно боролась с контрабандистами. В отдельных регионах создавалась корчемная стража. В Наказе чинам корчемной стражи в Приморской и Амурской областях, утвержденном 27 июля 1911 г. министром финансов В. Коковцовым, говорилось, что корчемная стража «предназначена для предотвращения водворения из-за границы контрабандных предметов, подлежащих акцизу, в пределах 50 верст от границы». Корчемная стража подчинялась управляющему акцизными сборами. Первые корчемные команды были созданы еще в XVII столетии в Москве для пресечения тайного изготовления, перевоза и продажи предметов, обложенных акцизом или составляющих прерогативу казны (вино, пиво, табак, соль). Тайный провоз и продажа вина рассматривались как контрабанда, а лица, замеченные в провозе, как контрабандисты или корчемники. В 1699 г. было постановлено считать корчемниками тех, кто платит за работу по найму вином, но если плата была больше ведра. При Петре I преследование корчемников возлагалось на специально назначенных лиц. В 1730 г. в распоряжении московских откупщиков для преследования корчемства, и взимания штрафов был представлен особый отряд солдат. Однако вследствие множества злоупотреблений эта корчем- ' ная команда в 1732 г. была подчинена Коммерц-коллегии. С 1732 г. в ведении Коммерц-коллегии состоял для искоренения корчемства особый комиссар, а при нем отряд солдат, которые отряжались от полков ежемесячно. При корчемной страже состояли также особые команды. В 1766 г. в Москве, а в 1771 г. в Петербурге были учреждены особые, содержащиеся за счет казны, конные корчемные команды, которые находились в ведении- губернской администрации. С 1767 г. откупщики имели право содержать за свой счет корчемную стражу из отставных обер-офицеров и "солдат, а по мере надобности в их распоряжение откомандировывали воинские команды. Ранее полученный опыт по созданию корчемной стражи использовался и в XIX в., когда на границах крупных губерний правительство вынуждено было учредить в 1850 г. особую корчемную стражу из 450 человек, содержание которой (90 тыс. руб. в год) отнесено было за счет земских сборов. Корчемство уменьшилось. В 1856 г. стража была упразднена. В 1862 г. корчемная стража была создана из вольнонаемных людей в приграничных с Царством Польским уездных губерниях (Ковенской, Виленской, Гродненской и Волынской) для предотвращения тайного ввоза спиртных напитков (питей), подлежащих акцизу, из Царства Польского в Российскую империю. 222 История таможенного дела и таможенной политики России Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. >23
Корчемная стража была переведена в пограничные уезды в 1875 г. Она состояла из стражников, младших и старших объездчиков, которые были подчинены помощнику акцизного надзирателя, а в местах, где это требовалось, особым смотрителям. Размеры пограничного района, подлежащего ведению корчемной стражи, определялись Министерством финансов в пределах не менее 21 и не более 50 верст черты границы. Во вверенных им районах чины корчемной стражи имели право осматривать как проходящие обозы и транспорты, так и всех проезжающих и проходящих, а возы с сеном, соломой и другими громоздкими предметами проверялись железными щупами, если это не сопрягалось с порчей клади; кроме того, они были вправе проводить обыски в местах оптовой и розничной продажи питей, в частных домах, но лишь в тех случаях, когда корчемник, преследуемый по горячим следам, скроется из виду стражи в частное жилище. Провоз и пронос вина в пограничном районе, подлежащем ведению корчемной стражи, дозволялся днем. Если на корчемную стражу совершалось нападение, она вправе была применять огнестрельное или холодное оружие. В 1866 г. была упразднена воинская корчемная стража при соляных промыслах, взамен была учреждена вольнонаемная, а в 1880 г., вслед за отменой акциза, с соли упразднена и эта стража. В период с 1861 по 1871 г. существовала корчемная стража по взиманию акциза с табака. На 1893 г. она насчитывала 968 человек, а на ее содержание отпускалось 422 597 руб. Служащие корчемной стражи носили особую форму одежды, знак с надписью «Корчемная стража». Они имели на вооружении шашку артиллерийского образца, револьвер системы «Наган» и трехлинейную винтовку драгунского образца. Чины корчемной стражи приводились к присяге. В своей деятельности она взаимодействовала с полицией, таможенной охраной и пограничной стражей. Задержанные контрабандные спиртные напитки и другие акцизные товары, как правило, оценивались и продавались с аукциона на местах конфискации. Китайская водка ханшин, как негодная к употреблению, уничтожалась. Корчемная стража как один из органов, подчиненных Министерству финансов, просуществовала до 1918 г. Таким образом, оценивая место, роль и целесообразность создания системы борьбы с контрабандой, можно прийти к выводу, что деятельность таможенной и пограничной охраны и корчемной стражи была нацелена прежде всего на выполнение задач защиты экономических интересов, пресечения незаконного перемещения товаров и грузов как внутри страны, так" и на границе и в пограничных районах. 6. Влияние сбора таможенных пошлин на стабилизацию финансов Таможенная политика России первой половины XIX в. представляла смешение фискальных, меркантилистских и протекционистских начал. При разработке пошлин учитывалось, что государства Западной Европы нуждаются в русских дешевых сырьевых товарах, а в России рос неудовлетворенный спрос на потребительские товары, машины, оборудование, сельскохозяйственные орудия. Но главное, на что обращалось внимание, — это таможенные доходы, т. е. фискальный сбор. Динамика таможенных доходов Российского государства за десять лет после принятия тарифа 1811 г. выглядела следующим образом: Таблица 7
1819 1820 1821
Таможенные доходы, тыс. руб. Из табл. 7 следует, что таможенные доходы возросли в 1,5 раза после окончания войны 1812 г., затем наступил спад, а начиная с 1817 г. таможенные доходы начали расти, и это объяснимо. Фритредерские тенденции способствовали резкому притоку товаров в страну. За счет увеличения количества товаров росли, несмотря на пониженные пошлины, таможенные доходы. В последующие годы в связи с протекционистским тарифом 1822 г. и началом промышленного переворота в России, что сопровождалось увеличением ввоза машин и оборудования, таможенный доход имел тенденции и подъема, и спада. Подтверждением этого являются следующие данные: в 1831 — 1840 гг.- было приобретено машин на 6 млн 900 тыс. руб., в 1841-1850 гг. - на 16,6 млн руб.1. Рос и таможенный доход России. В 1825 г. он составлял 15,6 млн руб. серебром (17,3% к общей сумме прямых и косвенных доходов), через десятилетие - 22,4млн руб. (20,0%), в 1845 г. - 30,4млн руб. (21,4%), в 1850 г. - 30,1 млн руб. (20,4%). Таможенные доходы с 1823 по 1844 г. возросли с 11 млн до 26 млн руб. (рост на 250 %). Таможенные поступления в казну государства составили: в 1846 г. — 46 967 тыс. руб. металлическими, в 1850 г. — 46 087 тыс. руб. В 1846 — 1850 гг. ежегодно в среднем поступало 45 776 тыс. руб. металлическими. 1 См.: История СССР. 1980. № 4. С. 15. История таможенного дела и таможенной политики России Несмотря на. ограничение, ввоз иностранных товаров с 1825 по 1850 г. удвоился, а по отдельным товарам вырос в 4 раза. Несколько изменилось положение в связи с тарифом 1844 г. Новый тариф состоял всего из 118 статей, из них только три — запретительные к вывозу. Резко снижались тарифы по главным товарам ввоза (хлопчатобумажные ткани, красящие вещества, оборудование). Таможенный тариф 1859 г. отражал концешшю постепенного смягчения запретительных тенденций и сохранения умеренного протекционизма в отношении ряда отраслей промьппленности России. В начале второй половины XIX в. доходы резко сократились, составив-в 1855 г. всего 18,5 млн руб. В условиях Крымской войны (1853 — 1856) внешняя торговля, по существу, замерла. После заключения Парижского мирного договора (1856), по которому Россия утратила юго-западную часть Бессарабии, выход на Дунай и военно-морское влияние на Черном море, внешнеторговый оборот за пять лет (1851 — 1855) сократился до 263,2 млн руб. В таможенной политике России в этот период усилились фритре-дерские тенденции, основанные на идеях отмены монополий, особенно во внешней торговле, и упразднения всех таможенных пошлин и сборов. Фритредеры считали, что страна должна специализироваться на производстве продуктов, требующих минимальных трудовых затрат, и обменивать их на товары, которые произвели с наименьшими затратами в других странах. Представители фритредерского направления в России отстаивали политику свободной торговли, а не покровительства русской промышленности, которая продолжала производить товары дороже иностранных, что препятствовало росту их потребления в стране и вывозу за границу. Однако концепция «чистого» фритредерства не получила в России широкого распространения. В период 1850—1857 гг. имели место лишь незначительные изменения таможенных пошлин в направлении умеренного покровительства. Увеличение таможенного дохода казны в этот период было незначительным и составило за пятилетие (1851 — 1855) 42,27 млн руб., аза 1858 — 1863 гг. — 47,38 млн руб. Тариф 1857 г., принятьш в целях увеличения таможенного дохода и смягчения запретительной системы, стимулировал развитие свободной торговли. Фискальные интересы абсолютистского государства проявлялись в политике усиленного обложения пошлиной товаров народного потребления (на 23%). Обеспеченные слои общества эти мероприятия затрагивали в меньшей степени. Резкое понижение дохода в 1864 —1868 гг. (35,82 млн руб.) было обусловлено значительным падением курса бумажных денег и снижением народного потребления в связи с крестьянской реформой 1861 г. Раз дел ГХ. Таможенная охрана Р оссии в XIX в. 225 В 1857 —1868 гг. проводилась таможенная политика постепенного облегчения тарифа (за исключением фискальных надбавок в 5 % в 1858 и 1861 гг.). Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо — сырье для развивающейся русской промьппленности, а в 1863 г. освобожден от % 1 "^^а^ф»^Ф^-Ш^^^?^^^ /22?'
' ШШ^**^
54 Исто рия тамож енного дела и таможенной политики России Под давлением Германии Россия пошла на уступки. В 1894 г. был заключен, а затем в 1904 г. пролонгирован конвенционный тариф, в результате чего Россия потеряла самостоятельность в таможенной политике и, по образном)' выражению Н. Н. Шапошникова, свернула с мирового магистрального экономического пути развития. В связи с отсутствием соответствующих законов в Россию беспрепятственно пошли иностранные капиталы, которые вкладывались в российскую экономику и в создание филиалов иностранных предприятий. Производимые ими товары беспошлинно поступали на российский рынок. Таможенный протекционизм себя изжил, а таможенная политика подчинилась интересам иностранных государств. В то же время в начале XX в. усиливается рост таможенных доходов. Это происходило за счет активного ввоза на российский рынок иностранных товаров, получивших право конкурировать с товарами, производимыми в стране. В начале XX в. активизировалась нормотворческая таможенная деятельность. К дискуссии о целесообразности протекционизма и путях выхода из кризиса таможенной системы была привлечена широкая общественность. Десятый период (1921 — 1991) — переход от протекционизма к государственной монополии на внешнюю торговлю. Его можно условно разделить на три этапа. Первый этап (1921 — 1927) — включение таможенного механизма регулирования внешней торговли в период НЭПа. На этом этапе были введены протекционистские таможенные пошлины, что позволило восстановить внешнеторговые связи, снять экономическую блокаду, решить вопросы пополнения бюджета и добиться главного — к 1927 г. в основном восстановить разоренное войнами народное хозяйство, ввести в действие промышленные предприятия, наладить добычу полезных ископаемых, разработку леса и других производств и на эти средства восстановить основные фонды на "заводах и фабриках и приступить к планомерному промышленному развитию страны. Второй э
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.43.106 (0.02 с.) |