Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законодательство по борьбе с контрабандойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Борьба с контрабандой являлась составной частью обеспечения экономической безопасности России. Введение конвенционных тарифов в 1894 и 1904 гт. не ослабило потока контрабандных товаров в Россию, деятельность контрабандистов представляла серьезную угрозу для государства не только на западной границе, но и на границах юга страны, Дальнем Востоке и Тихоокеанском побережье. Рост контрабанды был связан, с одной стороны, с промышленным подъемом Германии и других промышлен-норазвитых государств, который привел к значительной дешевизне товаров, с другой — развитием железнодорожного транспорта и морских перевозок, а главное — продолжавшейся иностранной экономической экспансией против России. Жители приграничных районов из-за низкого жизненного уровня были тесно связаны с контрабандистами, которые их поддерживали материально. Появилась новая форма доставки контрабандного товара. Создавались подпольные конторы, специализировавшиеся на переброске товаров по подложным документам. Конторы предоставляли контрабандистам хорошо подготовленные команды, которые отвлекали пограничников и таможенников во время перемещения контрабандных товаров. В этих условиях правительство России, Министерство финансов, Департамент таможенных сборов, командование Отдельным корпусом пограничной стражи и правоохранительные учреждения принимали меры Раздел X. Таможня Ро ссийской империи на рубеже XIX—XX вв. 265 организационного порядка, совершенствовали тактику борьбы, привлекали к ответственности пособников контрабандистов. Важным направлением работы по пресечению контрабанды явилось дальнейшее совершенствование законодательства как по линии усиления охраны государственной границы, так и в направлении ужесточения мер по борьбе с контрабандной деятельностью. Только за период с конца XIX в. до 1917 г. в свет вышло около шестидесяти законодательных, подзаконных и нормативных актов, регулирующих борьбу с контрабандой, среди них документы, содёрлсащие правовые нормы задержания контрабанды на море и железнодорожном транспорте. Новые подходы к пресечению контрабандного промысла получили закрепление в Уставах таможенных 1892, 1904, 1910 гг., в Положении о борьбе с контрабандой 1906 г. Порядок взаимодействия между таможнями и железнодорожными властями был изложен в Общей инструкции по железнодорожному привозу иностранных товаров. Инструкция содержала пололсения о порядке своевременной информации об обнарулсении контрабандных товаров, оружия и боеприпасов. Важную роль сыграли разработанные Департаментом таможенных сборов Правила об оценке товаров. Эти и другие законодательные и нормативные документы закрепили правовые нормы борьбы с контрабандой и способствовали созданию системы экономической защиты государства не только в приграничных районах, но и во всей стране. Вышли в свет также другие документы, способствовавшие усилению режимных мероприятий. После издания Таможенного устава 1892 г. предпринимаются меры по усилению охраны на море и введению морского надзора за неводворением судами контрабанды. В соответствии с дополнением к Уставу таможенному и Инструкцией «О морском надзоре за неводворением судами контрабанды» по состоянию на 1 июня 1893 г. общие правила были дополнены десятью статьями (283—293). Правилами устанавливалось, что пространство воды в три морских мили от русского берега как на материке, так и на островах признается морскою таможенною полосою, в пределах которой вес, русские и иностранные, суда подлежат надзору русских таможенников. Таможенные власти досматривали каждое су дао, в том числе и российское, вошедшее в морскую таможенную полосу. Шкипер судна обязан был по требованию предъявить все имеющиеся у него судовые и грузовые документы. Если тамолсенное судно под таможенным флагом (крейсеры), говорилось в документе, подходит к любому судну, вошедшему в морскую тамолсенную полосу, те обязаны остановить ход, «...в случае неисполнения сего таможенное судно делает по нему холостой выстрел; затем, если вошедшее в морскую таможенную полосу судно будет уходить, таможенное судно сначала повторяет холостые выстрелы, после чего стреляет по История таможенного дела и таможенной политики России рангоуту, а потом и по корпусу судна» (ст. 285 Таможенного устава 1892 г.). Указанные выше правила не распространялись на военные корабли под русским и под иностранным флагом. Если русское или иностранное судно не подчиняется требованиям и пытается уйти, то таможенное судно преследует его за пределами пространства воды в три морские мили. Таможенным суднам разрешалось при необходимости применять оружие в том случае, когда будет происходить выгрузка контрабанды на берег и таможенное судно по мелководью не имеет возможности подойти на близкое расстояние, а контрабандисты не сдадутся по холостому выстрелу. Далее моделировались ситуации, в которых могут оказаться таможенники и судна-нарушителн, и разъяснялся порядок действия по сопровождению задержанных таможенным надзором судов. Подробно излагался порядок наложения взысканий и наказаний за нарушение постановлений Устава таможенного по европейской, азиатской, кавказской, восточносибирской торговле. Статьи 1563 и 1564 содержат нормы «О наказаниях за сопротивление таможенным распоряжениям и чинам». «Всякий, кто будет сопротивляться таможенным чинам или делать им помешательство в отправлении их должности, если при том не было употреблено против них насилия, подвергается денежному взысканию от двадцати пяти до ста рублей; но когда сопротивление сопровождалось насильственными действиями, то виновные приговариваются к наказаниям, определяемым в статьях 263—266 и 268, 271 Уложения о наказаниях за сопротивление властям от правительства установленным (ст. 1563). Заключению в тюрьме от четырех до восьми месяцев подвергались лица, удаляющиеся из пограничной черты и самовольно возвращающиеся в нее; если подобные действия совершались повторно, указанные лица заключались в тюрьму или выселялись на жительство в одну из отдаленных губерний, кроме сибирских, или заключению в тюрьме по второй степени статьи 33 Уложения о наказаниях... По-новому трактовался ряд положений Устава таможенного 1904 г. В частности, статья 1045 гласит: «Товары, производимые или проносимые лг\К незаконными путями и способами за границу или из-за границы, а равно и те, кои из-за границы привезены в таможню, но на основании правил Раздела второго сего Устава должны почитаться тайно провозимыми, признаются контрабандными». В уставе подробно изложены правила о наказаниях и взысканиях за контрабанду и о порядке производства дел о контрабанде. Не ограничиваясь требованиями Устава таможенного, Государственный совет подготовил проект правил о наказаниях и взысканиях за контрабанду и порядке производства дел о контрабанде, высочайше утвержденный 27 марта 1906 г., отменив тем самым соответствующие статьи Устава таможенного 1904 г. Раздел X. Тамож ня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 267 В новой редакции контрабандой считалось: «...1) водворение из-за границы мимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля товаров: а) иностранных, запрещенных к привозу, с обложением пошлиною ли б) российского происхождения, допускаемых к вывозу за границу с 2) вывоз за границу или покушение на вывоз мимо таможенных учреждений, или хотя через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля российских товаров, к вывозу запрещенных или разрешенных с обложением пошлиною; 3) водворение на внутренний рынок поступивших в таможни: а) запрещенных к привозу товаров, допущенных к обратном}- отвозу б) запрещенных или дозволенных к привозу с оплатой пошлиною, но II. К контрабанде приравнивались хранение, складка и передвижение товаров, признаваемых контрабандными по представлению надлежащих доказательств незаконности их происхождения в нижеследующих случаях: 1) в пределах пограничной полосы, на пространстве пятьдесят верст от сухопутной границы и берегов морей в глубь страны, иностранные, не подлежащие таможенному заклеймению товары, обнаруженные в торговых заведениях, а также в помещениях неторговых, когда они хранятся в оных для продажи, либо во время их перевозки, в том случае, если оплата их пошлиною не доказана представлением подлежащих таможенных квитанций или в выданных в замене их удостоверений; 2) иностранные, подлежащие заклеймению товары, в целых кусках или отрезках, обнаруженные без надлежащих таможенных клейм или других, замещающих их таможенных знаков (ст. 538 Устава таможенного 1904 г.) или без совершенно сходных с отрезками клейменых остатков, которые от них были отрезаны, в торговых заведениях, а также в помещениях неторговых, когда они хранятся в оных для продажи, либо во время их перевозки; 3) товары, выдаваемые за российские, но не снабженные клеймами или товарными знаками русских фабрик или мастеров, в случае обнаружения их в торговых заведениях, а также в помещениях неторговых, когда они хранятся в оных для продажи, — вместе с подлежащими таможен- История таможенного дела и таможенной политики России ному заклеимению товарами иностранного происхождения, не имеющие надлежащих таможенных клейм, если не будет представлено товарохозя-ином доказательств русского их происхождения; 4) помещения с привозным чаем без установленных таможенных пломб, или казенных бандеролей, когда наложение последних требуется по закону (ст. 1 прил. к ст. 548 примеч. Устава таможенного 1904 г.), или хотя и снабженные таковыми, но вскрытые в недозволенном количестве по весу (ст. 6 того же прил.) и обнаруженные в торговых заведениях, в коих производится торговля чаем, а также в торговых складах или транспортах; 5) спирт, вино и водочные изделия, задержанные в местностях, где введена казенная продажа питей, в пределах пограничной полосы на пространстве в 30 верст от сухопутной границы и берегов морей в глубь страны, без представления доказательств изготовления их казною.
III. К нарушениям правил о контрабанде применялись постановления главы первой высочайше утвержденного 22 марта 1903 г. Уголовного уложения, с изъятиями, в настоящих правилах определенными. IV. Наказание и взыскание, определяемые за контрабанду, суть:
1) отобрание контрабандных товаров, равно перевозочных средств; 2) денежная пеня сверх отобрания контрабандных товаров и перевозочных средств; 3) в случаях особо указанных, сверх наказания денежною пенею и отобранием контрабандных товаров и. перевозочных средств, удаление на пятьдесят верст от сухопутной и морской границы на срок от одного года до пяти лет, заключением в тюрьме или в исправительном доме. Далее говорится о том, что если виновный не может оплатить причитающуюся стоимость контрабанды, то с него берется пеня не свыше одной тысячи рублей1. В документе освещается порядок ведения дел о контрабанде, дел по жалобам на решения таможен. Ряд статей о контрабанде изложен в новой редакции с существенными изменениями документов, вышедших ранее. В рассматриваемый период принимались меры по установлению режимных мероприятий на море. Согласно Положению о расширении морской таможенной полосы от 10 декабря 1909 г., морской полосой признавалось «пространство воды в 12 морских миль от линии наибольшего отлива от морских побережий государства Российского, как на материке, так и на островах, в пределах которой все суда подлежат надзору». С принятием Устава таможенного 1910 г. несколько по-иному трактовалось определение контрабанды. Контрабанда — это «ввоз из-за границы помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля товаров иностранных, пошлинных и 1 См.: Таможенное дело России. Т. 3. М., 2000. С. 370-372. Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 269 запрещенных; вывоз за границу или попытка вывоза помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля товаров, запрещенных к вывозу; выпуск на внутренний рынок иностранных товаров, запрещенных или пошлинных, поступивших в таможню, но по преступном^' соглашению с должностными лицами таможенного ведомства, выпущенных с таможни без оплаты пошлины или с оплатой пошлины, но в меньшем, чем следовало, размере»1. Уставом предусматривались взыскания и наказание за контрабанду, отличающиеся от ранее применяемых согласно Уставу таможенному 1904 г. В условиях депрессии в начале XX в. и в годы промышленного подъема (1909—1913) незаконный ввоз и вывоз товаров не сокращался, а увеличивался. Общее количество контрабандных операций в год составило около 120 тыс., с учетом того, что задерживалась лишь десятая часть контрабандных товаров, т. е. в среднем в год около 10 тыс.2. Следует отметить, что в связи с развитием железнодорожного транспорта и увеличением количества морских и речных торговых судов действия контрабандистов стали более изощренными и дерзкими. В ряде случаев отмечалось использование технических средств. Если номенклатура контрабандных товаров оставалась в основном прежней, за некоторым ис- Совместная работа пограничников и таможенников па пунктах пропусков, расположенных на российско-финляндской границе. Начало XX в. 1 Устав таможенный // Свод законов. Т. VI. 1910. 2 См.: Марков Л. Н. Указ. соч. С. 63. 270 История таможенного дела и таможенной политики России ключением, то сама контрабанда стала более квалифицированной. С одной стороны, использовались фальшивые документы торговых и коммерческих фирм, с другой — контрабанда переправлялась не только пешим порядком или на лошадях, но и на судах и по железной дороге. Наряду с профессиональными контрабандистами и некоторой частью местного населения, контрабандой стали заниматься также люди с положением. Ревизор Департамента таможенных сборов В. О. Пузино описывает в своей книге такой эпизод: «Зимой 1901 — 1902 годов был задержан таможенниками капитан царской яхты, который из Финляндии ввозил в Россию вино, за что ему пришлось уплатить штраф 12 тысяч рублей»1. В ряде случаев пособниками контрабандистов оказывались таможенники. За злоупотребление своим положением весь личный состав Таганрогской таможни был отдан под суд. За занижение пошлины 21 таможенник Варшавской таможни был уволен. Архивы сохранили для нас многочисленные примеры борьбы с контрабандой из жизни таможенников. Интересные зарисовки встречаются в изданных работах по таможенному делу. Все они свидетельствуют, что контрабандисты в этот период действовали ухищренно, а контрабандные товары представляли большую ценность. В этой связи представляет интерес рассказ А. Седого (Александра Чехова, брата А. П. Чехова) «Старый Махмутка>>. В нем писатель сделал попытку воспроизвести образ контрабандиста конца XIX в. «Старый Махмутка с беспокойством и даже со злобой смотрел на пенившиеся волны Черного моря. Он уже слишком умудрен годами и убелен снегом старости для того, чтобы допустить ошибку. На своем веку он уже семьдесят девять раз видел смену лета и зимы. Он во время молодости избороздил все почти моря, где только можно было поживиться чужим добром, ведя ремесло пирата или занимаясь контрабандой. Он девять раз в жизни спасал свою шкуру от виселицы и бессчетное число раз тонул в море. Бури ему известны, как свои пять пальцев. Он понимал поэтому, что значат эти седые гребешки волн и надвигавшиеся с вершин гор белые маленькие тучки»2. В начале нового века таможенники, наряду с задержанием товаров, золота, серебра, драгоценных камней, вели борьбу с контрабандой оружия и революционной литературы. Так, например, на Одесской таможне 1 июля 1903 г. между стенками сундуков и чемоданов было обнаружено 300 экз. газеты «Искра». Подобные случаи повторялись неоднократно. По указанию Департамента таможенных сборов таможенники задержали книгу Л. Н. Толстого «Царствие Божие внутри вас есть». В связи с по- ' Пузино В. О. Контрабандисты. СПб., 1907. 2 Седов А. Птицы бездомные. СПб., 1895. С. 209-224. Раз дел X. Таможня Р о ссийской импери и на рубеже XIX—XX вв. 271 пытками провоза литературы в таможни было дано распоряжение о более тщательном досмотре: «...г. министром финансов, согласно полученному от его Императорского Величества указанию, сделано распоряжение по таможенному ведомству о том, чтобы багаж и вещи, привозимые из-за границы пассажирами, подвергались более тщательному досмотру, без всяких отступлений от действующих по этому предмету Законоположений. О сем объявляется для сведения проезжающим из-за границы пассажирам»1. Не ослаблялся досмотр на предмет выявления материальных ценностей, незаконно провозимых через границу. Начиная с 1903 г., со времени установления таможенного досмотра судов, плавающих по реке Витим, неоднократно задерживали контрабанду чая на пароходах «Тайга», «Пермяк». В 1907 г. при досмотре пассажирских кают парохода «Витим» в ломберных столах было выявлено 55 фунтов байхового чая. В 1908 г. таможенники задержали в четырех верстах от станции Байкал лодку, в которой оказалось четыре пуда чая, ямайский ром, коньяк, японские платки, зеркала и альбомы «игривого содержания»2. Крупная контрабанда была задержана в 1908 г. в Бодайбо у купца Фризера — 152 места чая. Купец вынужден был уплатить пеню в 29 тыс. руб. В этот период принимаются меры по уточнению некоторых положений о борьбе с контрабандой. В частности, органы таможенного надзора совместно с полицией имели право на обыск контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы внутрь страны и от морских берегов, а за пределами полосы — с помощью судей. Уставом таможенным 1910 г. предусматривались меры вознаграждения «задержателей» контрабанды. В частности, 20 % от стоимости задержанной контрабанды поступали в доход казны, 10 % — в инвалидный фонд, 70 % — в награду «открывателям» и «задержателям» контрабанды (ст. 1164). Частное лицо, подавшее заявление о контрабанде, а также должностное лицо, сделавшее заявление, послужившее поводом к задержанию, имело право на получение не менее трети наградной суммы. Если задерживались спиртные напитки, то награда составляла 50 % стоимости и выдавалась без судебных формальностей. Положение устава стимулировало таможенников к работе по поиску, задержанию контрабанды, но, с другой стороны, сам досмотр был подчинен не столько установлению законности перемещения дозволенного и провозу через границу имущества, сколько поиску контрабандных и запрещенных товаров3. Характерные задержания той поры произошли в Одессе. Помощник корабельного смотрителя и досмотрщик Одесской таможни 12 октября 1 Марков Л. Н. Указ. соч. С. 61. 2 Там же. С. 142. 3 См. там же. С. 63. История таможенного дела и таможенной политики России Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 273
1912 г. задержали на режимной территории порта импортные товары на сумму 43 руб. 20 коп. и две колоды игральных карт. Общее присутствие таможни постановило товар конфисковать и взыскать с владельца товаров 147 руб. 35 коп., из которых 70 % выдать в награду поимщикам, а 30 % зачислить в доход казны. Неоднократно задерживали контрабандные товары иркутские таможенники. Через Иркутск следовали по Транссибирской магистрали вагоны сливочного масла, зерна, кожи, шерсти, мяса, яиц, птицы, сырья. Этот дешевый путь привлек профессиональных контрабандистов, которые по договоренности с железнодорожниками пытались вывозить различные товары. В 1915 г. досмотрщики Иркутской таможни задержали 39 железнодорожников, которые скрывали контрабанду в корпусах вагонов, пытаясь вывезти спирт.и ввезти чай, карты, чулки и др. Помощь таможенникам в борьбе с контрабандой на море и в портах оказывали и военные моряки. На Черном море, в районе Одессы, 12 мая 1916 г. русские военные корабли задержали три турецкие фелюги с товарами. В соответствии с описью задержанных товаров было начислено таможенной пошлины 152 079 руб. 72 коп., акцизного сбора - - 7338 руб. 40 коп., канцелярского сбора — 304 руб., попудного сбора — 171 руб. Всего 159 893 руб. 12 коп. Проверив правильность начисления, главный бухгалтер таможни обнаружил по двум позициям недобор в сумме 5 руб. 94 коп I. В январе 1917 г. своим рапортом помощник корабельного смотрителя донес управляющему таможни о том, что таможне не было заявлено непогруженными 173 места, а из числа погруженных оказалось на 30 ящиков меньше и 35 порожних. На основании статей 194 и 983 Устава таможенного на шкипера французского судна «Вильяме Фредерик» был наложен штраф в сумме 40 600 руб.2. Эти и другие примеры свидетельствуют о жесткой регламентации российского таможенного законодательства, которое преследовало цель оградить страну от бесконтрольного ввоза товаров, пресечь попытки нелегального ввоза, вскрыть ухищрения, применяемые контрабандистами. Следует отметить, что наряду с ростом числа и разнообразия способов сокрытия товаров рос и профессионализм таможенников. Накапливался опыт пресечения попыток незаконного ввоза и вывоза товаров.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.149 (0.014 с.) |