Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совершенствование структуры управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Расширение территории Российской империи, активизация внешней торговли потребовали увеличения количества таможенных органов, а практика организации таможенного дела — совершенствования управления таможенной охраной. В 1800 г. восстанавливается компетенция Коммерц-коллегии, которая была разделена на семь экспедиций. Первая ведала делами внешней торговли, а также представляла предложения об изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе. 8 сентября 1802 г. был принят высочайший манифест об учреждении министерств, по которому таможенные учреждения остались в составе Министерства коммерции. 25 июня 1811 г. подписан манифест об учреждении Министерства финансов, куда входил Департамент внешней торговли. Его директором был назначен Михаил Алексеевич Обресков. Департамент состоял из двух отделений: внешних сношений и таможенного. На таможенное отделение возлагался широкий круг обязанностей. Ему вменялось вести дела, в которых содержались «сведения о состоянии таможенных округов, таможен и застав по всему государству; срочные ведомости о приходящих и отходящих кораблях, о привозимых и отпускаемых товарах, с них собираемых; собрание генеральных и частных карт пограничных и прибрежных мест по всей таможенной линии, со значением больших и малых дорог, как ныне существующих, так и закрытых, пограничных pesj и водных сообщений, равно и морских берегов, удобных к пристанищу судов и выгрузке товаров; наблюдение за исправностью и верностью пошлинных сборов; дела по конфискации и продаже товаров и по твргов-ле нейтральной; дела до зданий таможенных, относящихся к снабжению их всем нужным; снабжение'таможен и застав штемпелями и книгами; дела об определении и увольнении чиновников, служителей и маклеров, о награде и производстве их; дела следственные по жалобам и доносам о преступлении должности; управление типографией для печатания прейскурантов, видов торговли и пр.». История таможенного дела и таможенной политики России Раздел 1Х._Таможенная охрана России в XIX в.
Таможенное отделение имело три стола: первый счетный — по производству дел в таможнях по европейской границе и на морях — Белом, Балтийском, Черном, Азовском; второй — по делам таможен на азиатской границе и по Каспийскому морю; третий — по делам об определении и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам, о наградах и производстве их; об определении и увольнении маклеров; о таможенных зданиях. Счетным столом руководил директор. Счетный стол получал из всех таможен и застав срочные ведомости, счета и книги о приходе и расходе пошлинного сбора по каждой таможне и заставе, сколько указанного поступило и сколько куда отправлено; о привозимых и отпускаемых товарах и на какую цену по каждой таможне и заставе, о провозимых через таможни денежных знаках; о приходящих и отходящих судах. В обязанности счетного стола входило также сравнение получаемых от консулов и агентов ведомостей о количестве отправляемых в Россию товаров с ведомостями и объяснениями таможен, направление своих замечаний на рассмотрение директора. Ежегодно составлялись генеральные ведомости о состоянии торговли, содержащие сведения о количестве кораблей, из каких мест и каких государств прибыли, сколько каких товаров по главнейшим их родам и на какую цену каждого вывезено, сколько кораблей отплыло и в какие места, с какими товарами, как часто по каждой таможне в отдельности и по всем вместе, о состоянии торговли по сухопутной границе; о пошлинном сборе по всему государству и в какой момент в таможнях и заставах состояло и что находилось в ведении государственного казначейства; общий баланс торговли. Таковы были компетенция и устройство Департамента внешней торговли. Во исполнение указаний верховной власти, устанавливающих новый порядок в ор- по долгу присяги» 19 декабря 1821 г. директором департамента был назначен Дмитрий Гаврилович Бибиков. Он находился на этом посту до 1835 г. Это был период, когда во главе Министерства финансов находился Е. Ф. Канкрин. Правительство России активно проводило политику протекционизма, которая была нацелена на решение задачи по осуществлению промышленного переворота в России. Первый опыт индустриализации страны показал, что выполнение намеченных планов потребует огромных усилий. Прежде всего, государство не имело свободных капиталов для создания предприятий легкой и химической промышленности. С большим трудом решались и другие вопросы, как-то: создание профессиональных кадров, закуп- 1 Департамент таможенных сборов 1811 — 1911. СПб., 1911. С. 10-13. ...^ШШйков Дмитрий Таврило-1 |вич;;<1792-1870)^генеразЙЬт рйшаитерии, директор Щепарта- ] яйедаа. 1Бяегш^]^щ^^^^ШУчаст- \ нЩ^ф^^ш^^^ецшх войн,! герой Отечественной войны ^даЖуГ^участник Бородинской] битвы. 9 мая: 1824 г. Бибиков ШШ;: назначен дирекщр^Щ|е-айртамента внешней торговли; занимая этот пост, он искоренил |много злоупотреблений в таЙ№ женном ведомстве, а в качестве [члена мануфакт$рн©£0ь совета принимая деятельное участие в рщ^к--';Ш{Ыиссии по составлению законопроектов, обеспечивающих взаимное доверие a чэрррс говых оборотах. Щ>*ШЙ; т. он был назначен киевским военным jr^ejalcaS&poM, причем повелено [ему управлять и гражданскою [частью, а также генерал-губерт [натором подольским и волын-ским, с оставлением в звании сенатора. В 1852 г. Д. Г. Бибиков! был назначен министром внутренних дел России. На этой] jдолжности он состоял до 1855 тл 172 Ист ория таможенного дела и таможенной политики России Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в
ка оборудования для вновь создаваемых предприятий, наконец, не было и опыта. Россия нуждалась в рынке рабочей силы. Тем не менее, благодаря усилиям правительства России, министерств и ведомств, эти трудности были преодолены и страна покрылась сетью фабрик и заводов. В этот период рос внешнеторговый оборот страны, росли доходы, вывоз 'хлеба увеличился в 3 раза. Значительный вклад в осуществление промышленного переворота внесло таможенное ведомство, возглавляемое Д. Г. Бибиковым. Активно сотрудничая с министром финансов Е. Ф. Кан-крином и опираясь на разработанную им теорию таможенной политики, Д. Г. Бибиков сумел увеличить таможенные доходы на 250 % и обеспечить поступление в государственную казну необходимых средств. Благодаря его стараниям активно работала комиссия по совершенствованию законопроектов, обеспечивающая увеличение торговых оборотов. Предгфинимались меры по борьбе с контрабандой. В период руководства Д. Г. Бибикова сложилась система борьбы с неза--конным перемещением товаров через границу и таможенно-пограничная стража превратилась в пограничную стражу, формируемую по армейскому образцу. Ряд преобразований произошли в таможенных органах, которые приобретали опыт регулирования внешней торговли в период активизации экспорта и ввоза оборудования для фабрик и заводов из промышленно развитых стран. Была проведена значительная работа по созданию таможенных органов на Северном Кавказе. В указанный период в свет вышел ряд законодательных документов, в соответствии с которыми строилась таможенная политика в отношениях с сопредельными государствами. 1835 — 1850 гг., когда директором Департамента внешней торговли был назначен Д. С. Языков, явились для России периодом подъема промышленности и активизации внешнеэкономической деятельности, которая способствовала осуществлению промышленного переворота. К этому времени спрос на товары широкого потребления в центральной части России был в основном удовлетворен, и Департамент внешней торговли значи- тельную часть экспортных товаров легкой и химической промышленности направлял на восток и юг страны. Создание промышленных предприятий способствовало росту численности профессиональных кадров, набиравшихся из крестьян. Начал складываться рынок рабочей силы. Прогрессивная общественность России склонялась к мнению об отмене крепостничества. Правительство в этой обстановке лавировало и путем создания различных комиссий пыталось отсрочить отмен}' крепостного права. На фоне успешного промьппленного развития страны проводилась протекционистская таможенная политика и обеспечивался значительный рост таможенных доходов.
Однако к концу 40-х — началу 50-х годов общественное мнение переориентировалось в сторону фритредерства. Защитные таможенные меры постепенно ослабевали, наступал период свободной торговли, что отрицательно сказалось на экономике страны. В рассматриваемый период директором Департамента внешней торговли являлся М. В. Пашков. Годы его руководства ведомством отличаются усиленными фритредер-скими тенденциями, ослаблением защитньгх таможенных мер и принятием низких таможенных ставок на ввозимые товары, что привело к закрытию многих промышленных предприятий и захвату русского рынка иностранцами. Россия теряла автономность в таможенной политике, но в связи с увеличением ввоза иноземных товаров добилась роста таможенных доходов, что в условиях Крымской войны было крайне необходимо. Однако завершение Крымской войны не улучшило финансового положения страны. Росла инфляция. Огромный поток бумажных денег поставил в катастрофическое положение финансово-кредитную систему, а фритредерство не оправдало себя. Принятые в этот период низкие ставки пошлин на иностранные товары противоречили сложившейся в стране экономической обстановке. Поражение России в Крымской войне подтвердило, что главной опасностью для страны является экономическая' и военно-техническая отсталость. История таможенного дела и таможенной политики России Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.
В России наступил экономический, финансовый и социальный кризис. Переживала кризис и таможенная система. Распространение фритредерских тенденций прочно связано с именем Л. В. Тенгеборского (1793—1857), сторонника фритредерства. Занимая должность председателя Российского таможенного комитета, он добился введения в России свободной торговли, а в своем труде «О производительных силах России» выступал за умеренное таможенное покровительство. Идеи Л. В. Тенгеборского не оправдывались в условиях неравномерности развития капитализма. К этому времени процессы разложения крепостничества наложили отпечаток на изменение взглядов передовых людей России, которые видели выход из нищеты и экономической отсталости через посредство отмены крепостного права и путем осуществления экономических реформ и завершения промышленного переворота, развития России по пути цивилизации.
Таможенное ведомство в первые пореформенные годы было преобразовано. В 1864 г. на базе Департамента внешней торговли был создан Департамент таможенных сборов. Здесь просматривается несколько причин. С одной стороны, изменение наименования, департамента свидетельствовало о необходимости решения задачи увеличения таможенных доходов на базе внешней торговли. С другой — поднимался престиж таможенного ведомства как ведущего органа пополнения доходов в государстве. Признавая важность этого мероприятия, к управлению департамента был привлечен князь Д. А. Оболенский, занимавший также ряд других, не менее важных, постов. Пореформенный период, как известно, характеризовался начавшимся в стране экономическим подъемом, которому способствовали действия правительства России, направленные на поиски путей улучшения финансового и экономического положения Российской империи. Начало решению этих задач было положено запиской министра финансов России М. X. Рейтерна в правительство в 1866 г. «О настоящих финансовых затруднениях и о тех мерах, которые должны быть приняты к улучшению финансового и экономического положения государства». В записке излагалась программа оздоровления экономики и финансов. В частности, Рейтерн предлагал улучшить торговый баланс, расширить сеть дорог для вывоза хлеба за рубеж, стимулировать частную деятель- ность в строительстве железных дорог. Особое внимание обращалось на совершенствование тарифной политики и борьбу с контрабандой. Разъясняя положения записки, ее автор, не отвергая в целом введение протекционистских мер по некоторым видам товаров, в то же время придерживался фритредерских взглядов. Предложения, изложенные в записке Рейтерна, сыграли важную роль те на оживление национальной промышлен- ^^^^С^^^^^^^Ш^Ш ских тенденций. Между тем в среде русской интеллигенции, ученых и промышленников зрело убеждение в необходимости продолжения промышленного переворота, полного освобождения крестьян от остатков крепостничества. «Крепостная, то есть в сущности экономическая зависимость миллионов русского народа от русских помещиков уничтожилась, а вместо нее наступила экономическая зависимость всего русского народа от иностранных капиталистов»1. В связи с образованием Германской империи в 1870 г. усилилась зависимость России от германских промышленников, которые пытались получить льготные условия торговли на российском рынке, но в то же время поднимали ставки пошлин на российский хлеб. В этих условиях назрела необходимость принятия защитных мер. • Первым шагом к этому стало введение в 1877 г. оплаты таможенного сбора золотыми пошлинами. Таможенное ведомство в этот период возглавлял Н. А. Качалов.
В рассматриваемый период сложилась следующая структура управления департаментом. 1 Менделеев. Д. И. Указ. соч. С. 89. История таможенного дела и таможенной политики России IX. Таможенная охрана России в XIX в.
Департамент таможенных сборов Директор — 1 чел. Вице-директоры — 2 чел. Таможенные ревизоры — 4 чел. Отделения
законодательное — строительное статистическое 13 чел. Создание подобной структуры таможенного ведомства в составе Министерства финансов диктовалось потребностью дальнейшего совершенствования органов государственного управления Российской империи, ростом экономики страны и ее внешнеэкономических связей. Департаменту таможенных сборов кроме таможен подчинялись пограничная и корчемная стражи. О росте количества таможенных учреждений в России во второй половине века дает представление табл. 1. Таблица 1
„3-е годы XIX в. были ознаменованы важными событиями в стране и за рубежом. Учитывая развернувшуюся экономическую экспансию против России, правительство вводит жесткие таможенные ограничения на германские товары, в частности на сталь, железо, металлические изделия. Лишь с учетом того, что в стране не хватало чугуна, повышение таможенных пошлин на него было незначительным. В свою очередь, германский рейхстаг за период с 1870 г. до начала 80-х 3 раза повышал пошлины на русский хлеб. В последней четверти XIX в. германская индустрия экспортировала в Россию около четверти своей продукции. Начался захват русского рынка, на который германские промышленники наращивали поставку своих товаров, пользуясь отсутствием торгового договора. Германия в 1879 г. вступила в новую эру таможенно-тарифных отношений. Германский таможенный тариф 1879 г. предусматривал повышение пошлин на изделия металлургической, текстильной, кожевенной и ряда других отраслей промышленности. Голосами приверженцев защиты сельского хозяйства германский рейхстаг принял законопроект, согласно которому тарифы йа ввоз сельскохозяйственных товаров были повышены в 2—Зраза. В 1885 г. Германия повысила ставки пошлин на пшеницу и рожь в 5 раз, на овес -в 2,5 раза, на ячмень - 0,75 раза, на кукурузу и гречиху — в 4 раза, на муку - с 2 марок до 10,5 марки. Введение Германией Качалов Николай Александрович (1818^-1891) - тайный] [советник, директор Департамен-j та таможенных сборов с 1870 по 1882 г. 1 В период его управления департаментом была введена уплата таможенных пошлин' золотом, организована таможенная служба по вновь установленным! между Россией и Турцией, Россией и Румынией границам, та-! 1моженные службы Кавказа под--чинены общеимперскому тамо-' женному правлению, открыто | порто-франко в Батуми; во мно-| 1гих прибалтийских городах уст-| (роены новые таможенные. поме-| (щения. Обращая большое вни-з' [мание на состав и содержание| {таможенной стражи, Н. А. Ка-| налов учредил два обширных! {училища для детей таможенных' служащих и содействовал возве-* шению нескольких церквей по! (границам России с Пруссией и 1 Австрией, для ишвущих в при-! [граничье местных жителей. \ 178 ________ История таможенного дела и таможенной политики России Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. 179
пошлин на русский хлеб было с осуждением встречено российской общественностью. В этой сложной обстановке таможенное ведомство возглавлял Л. Ф. Тухолка. В начале XX в. Департамент таможенных сборов не претерпел особых изменений. В его составе оставались таможенные округа с таможнями и корчемная стража. Пограничная стража в связи с созданием Отдельного корпуса пограничной стражи в 1893 г. была выведена из подчинения департамента1.
В рассматриваемый период в России имелось 11 пограничных округов: Санкт-Петербургский (31 таможенное учреждение), Виленский (28), Варшавский (34), Радомский (29), Радзивилловский (19), Южный (22), Кутаисский (27), Бакинский (24), Закаспийский (15), Туркестанский (16), Семипалатинский (14), а также главные складочные таможни центрального подчинения: С.-Петербургская портовая, Московская, Варшавская, Одесская — и складочные таможни: Ревельская, Рижская, Ли-бавская, Харьковская, Батумская, Иркутская. В соответствии с расписанием каждая таможня наделялась особыми правами. Через складочные таможни I класса разрешалось провозить все иностранные товары, кроме запрещенных по тарифу. Через таможни II и III классов провозились все беспошлин-ные товары и те, которые не подлежали наложению клейм, а также бандероли. Товары могли храниться в главных складочных таможнях до трех лет. Таможенным заставам разрешалось пропускать беспошлинные товары, а из обложенных пошлиной — хлеб в муке, овощи, цикорий. Через переходные пункты никаких товаров не провозили.
В XIX в. осуществлялось дальнейшее правовое обеспечение таможенного дела, что нашло свое отражение в таможенных уставах и других документах. Так, в Уставе таможенном 1819 г. устанавливался поря- док охраны государственной границы. Охрана возлагалась вначале на таможенную, а затем на пограничную стражу. В 1827 г. в свет вышло «Положение об устройстве Пограничной таможенной стражи». Сложившаяся в середине XIX в. система таможенных учреждений получила закрепление в таможенных уставах. В соответствии с указанными документами определялось, что борьба с контрабандой возлагается на пограничную стражу, которая одновременно выполняла обязанности и карантинного надзора на побережье Черного моря. В уставе излагались требования к таможенникам и, в частности, к такой категории работников, как начальники таможенных округов, управляющие и члены таможен. На указанные должности не могли назначаться лица, ранее не служившие в таможне. В соответствии с уставами постоянное внимание уделялось подбору кадров, их профессиональной подготовке и нравственным качествам. Набор в таможню санкционировался градоначальником, а приказы о назначении на должность утверждались Департаментом таможенных сборов. О прохождении службы, ее особенностях можно судить по послужному списку Хронима Францевича Стрелецкого. Окончив физико-математический факультет Петербургского университета, он был прикомандирован в Петербургскую почтовую таможню для ознакомления с таможенными обрядами и делопроизводством. Через два месяца допущен на должность младшего помощника пакгаузного надзирателя, а спустя три месяца назначен чиновником в той же таможне. Далее, пройдя последовательно по служебной лестнице в должностях помощника делопроизводителя, младшего помощника корабельного смотрителя, старшего помощника пакгаузного надзирателя, члена Рижской и Ревельской таможен, помощника управляющего Рижской таможни, на 26-м году работы Стрелецкий стал управляющим Одесской таможни. Одновременно с продвижением по служебной лестнице ему присваивались звания губернского секретаря, коллежского секретаря, титулярного советника, коллежского асессора, надворного советника, коллежского советника, статского советника, действительного статского советника. Руководящие кадры таможенников комплектовались в основном из числа дворян, имеющих высшее или специальное среднее образование. На должность досмотрщиков принимались лица, ранее служившие в армии или пограничной страже. С таможенниками проводилась постоянная воспитательная работа, широко пропагандировались традиции и обычаи. Так, в Одесской таможне имелась библиотека, насчитывавшая около 4 тыс. томов. Каждый чиновник ежемесячно вносил на пополнение книжного фонда 25 коп. 180 История тамож енного дела и таможенн ой п олитик и России В Уставе таможенном 1857 г. говорилось о необходимости лояльного обращения с лицами, проезжающими через таможню. «Торгующие и другого звания люди обязаны вести себя в таможнях вежливо и благопристойно, а таможенным чиновникам предписывается под строжайшей ответственностью обходиться.-, вежливым и благопристойным образом, доставляя с учтивостью всем, кому надлежит, нужные сведения и наставления, не причиняя не только никаких притеснений, но ниже малейшего оскорбления под опасением наказания» (ст. 274). И далее: «Никто из таможенных чиновников, равно офицеров и нижних чинов Пограничной стражи, не вправе наказьшать телесно контрабандистов и кого бы то ни было из лиц, не принадлежащих к таможенному ведомству» (ст. 275). Законодательством предусматривалась защита таможенников от применения насилия, от оскорбления или обиды словом и действиями, за невыполнение таможенных предписаний. В соответствии с Уложением о наказаниях на нарушителей налагался денежный штраф от 25 до 100 руб. серебром. Особенность управления таможнями состояла в предоставлении их управляющему полной самостоятельности. «Никакое начальство, — говорилось в Уставе таможенном 1857 г., — ни гражданское, ни военное, не входит ни в какие непосредственные распоряжения по таможенной части». В то же время местные начальники и чиновники обязаны были оказывать помощь по первому требованию таможенников. Такая автономность таможенной службы, с одной стороны, позволяла ей быть независимой и подчеркивала, что таможенные органы — органы государственные, с другой — порождала коррушгдю и бюрократизм среди ее сотрудников. Посетивший Россию в 30-е годы XIX в. французский барон Де Кюс-тин писал, что в лице русских таможенников он встретил не что иное, как бюрократическую машину. «Обилие ничтожных, — пишет он, — совершенно излишних мер предосторожности при таможенном досмотре делает необходимым наличие бесконечного множества всякого рода чиновников. Каждый из них выполняет свою работу с такой педантичностью, риторизмом и надменностью, которые имеют лишь одну цель — придать известную важность даже самому маленькому чиновнику. Он не позволяет себе проронить лишнее слово, но ясно чувствуется, что он полон сознания своего величия. «Уважение ко мне! Я часть великой государственной машины!» А между тем эти частицы государственного механизма, слепо выполняющие чужую волю, подобны всего лишь часовым колесикам. В России же они называются людьми. Меня положительно охватывала дрожь, когда я смотрел на этих автоматов: сколько противоестественного в человеке, превращенном в бездушную машину. Если в странах, где встречается обилие машин, даже дерево и металл кажутся одушевленны- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. ми, то под гнетом деспотизма, наоборот, люди кажутся созданными из дерева. Невольно спрашиваешь себя, что им делать с совершенно излишним для них разумом, и сразу чувствуешь себя подавленным, когда подумаешь, сколько надо силы и насилия, чтобы превратить живых людей в неодушевленных автоматов. В России я чувствовал сострадание к людям, как в Англии остерегался машин. Там этим созданиям рук человеческих недоставало лишь слова, тогда как здесь оно было совершенно излишним для живых машин, созданных государством. Эти одушевленные машины •. были, однако, исключительно, до приторности, вежливы. Видно было, что они с колыбели приучились к учтивости, как воин с детства приучается к ношению оружия. Но какую цену могут иметь эти проявления изысканной вежливости, когда они вьшолняются лишь по приказу, из рабского страха перед своим начальством»1. Далее шло описание таможенного досмотра и оформления перевозимых вещей, из которого следует, что эта процедура занимала много времени и осуществлялась большим количеством таможенников. Его поразила их неряшливость, отталкивающий запах немытых тел. Лишь таможенные чиновники отличались в лучшую сторон}', претендуя на джентльменство. Безусловно, явление, изложенное Де Кюстином, не было типичным для российской таможни. Его оценка весьма субъективна и вызвана недовольством установленным порядком таможенной процедуры. В социальном отношении работники таможен отличались как своим положением, так и оплатой. На должностях управляющего таможней, его помощников, чиновников всех рангов были, как правило, дворяне, имеющие классные чины и звания. В Департаменте таможенных сборов служили представители царствующей фамилии и их приближенные. При укомплектовании таможен, как и пограничной стражи, обращалось внимание на происхождение и национальность. Предпочтение отдавалось русским. Таможенники, имевшие классные чины, жили гораздо лучше. Достаточно сказать, что управляющий получал в 10 раз больше, чем досмотрщик. Так, в 1861 г. управляющий Иркутской таможней получал 571 руб. в год, а самый младший канцелярский чиновник — 71, досмотрщик — 42 руб. Казаки кроме казенного довольствия получали: унтер-офицер — 4 руб. 30 коп., рядовые — 2 руб. 15 коп.2. В 1810 г. Одесская таможня имела одну семикомнатную квартиру для управляющего, 2 шестикомнатные (для помощников), 14 четырехкомнатных, 61 трехкомнатную, 80 двухкомнатных со всеми удобствами, где селились классные чины таможенников, имеющие военное или светское звание.. Другие мелкие служащие, сезонные рабочие жили в общежитии3. 1 Де Кюстин. Николаевская Россия. М., 1990. С. 41—42. 2 См.: Марков Л. Указ. соч. С. 135. 3 См.: 190 лет Одесской таможне: Учеб.-метод. материал. М., 1989. С. 14. 182 история таможенного дела и таможенной политики России Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.
В этой связи интересные сведения содержатся в переписке А. П. Чехова со своим братом Александром, который работал в Таганрогской, а затем Санкт-Петербургской и Новороссийской таможнях. Александр писал, что, когда поступил в Таганрогскую таможню, к тому времени там все «повыкрали». Он образно описывает таможню в своем письме от 10 января 1886 г.: «Таможня в своих операциях представляет два враждебных лагеря чиновников и купцов и их поверенных (экспедиторов). Второй категории живется во сто раз лучше, чем первой». Значительный интерес представляет письмо, написанное в 1885 г.: «Будущее, правда, у меня очень блестяще, — пишет Александр. — Через 45 лет беспорочной службы я* могу получить пенсию, но ее размеры будут таковы, что если на эти деньги питать гимназиста, то он на второй же месяц захудает и предпочтет на собственные гронги питаться колбасой. По расчету и справкам, наведенным мною, оказывается, что я получу пенсию не ранее 75 лет от роду, когда начальство и годы превратят меня в песочницу для засыпки особо важных бумаг»1. А вот еще один пример, показывающий культуру таможенников. «Каждую пятницу приходит пароход из Батуми, и мы досматриваем на пристани багаж пассажиров... Выходит измученный морской болезнью пассажир. Вдруг налетает кокардоносец: «Покажите ваши вещи!» Бедняк лезет в карман и ищет ключи, и через минуту грубые солдатские руки тормошат и коверкают выпяченное белье... Приводя все в хаотический беспорядок, таможня благосклонно заявляет страдальцу, что он может идти»2. Изложенные примеры лишь маленькая толика из быта и этики таможенников, свидетельствующая, что в таможнях, как и во всех заведениях и учреждениях, по словам того же А. Чехова, «...болото... откуда я бежать хочу». Эти и другие примеры свидетельствуют о классовом различии таможенных чинов и их обеспечения. WtJBb Анализ развития таможенных учреждений показывает, что в течение XIX в. в основном сложилась система таможенной охраны России, которая по своему правовому обеспечению и профессиональному уровню отвечала требованиям времени. Совершенствовались структура таможен и укомплектование кадрами. Однако, хотя на службу в таможни набирались грамотные люди, в государстве не было своего профессионального учебного заведения, которое бы занималось подготовкой таможенных служащих. 2. Разработка норм таможенного права Элементы международного таможенного права в России в XIX в. были отражены в Положении о нейтральной торговле на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе от 19 декабря 1810 г. Положение содержало роспись товаров. В нем говорилось: «Все товары в росписях А, В и С, при сем поименованные, какого бы они произведения ни были, считаются запрещенными....Все товары неприятельского происхождения, хотя бы они состояли и в росписи дозволенных, суть и остаются запрещенные» ^. Запрещенные товары, задержанные на границе, могли быт
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.014 с.) |