Формы участия иностранного капитала в экономике России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы участия иностранного капитала в экономике России.



Формы участия иностранного капитала в экономике России
Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также в форме капитала международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в Российскую экономику как прямые частные инвестиции в форме портфельных инвестиций и в виде кредитов, как ссудный капитал.
Общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику в 1998 г. составил около 22 млрд. долл., в том числе 10 - прямые инвестиции. По данным Госкомстата РФ накопленный за 1991-1997 гг. объем иностранных инвестиций (плюс доходы от них за вычетом репатриированного капитала) превышает 11 млрд. долл. Реально в экономике работает не более 7 млрд. долл.
Одна из популярных форм привлечения прямых инвестиций в российскую экономику - создание предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ).
По данным того же Госкомстата РФ в стране в 1996 г. было зарегистрировано 24168 совместных и иностранных предприятий. Из них действовало 66,5% от общего числа зарегистрированных. Сумма уставного капитала по зарегистрированным предприятиям составила на 1.01.1997 г. 23,9 трлн. рублей. При этом доля зарубежных партнеров в уставном фонде достигла 75%.
Совместные и иностранные предприятия создаются, в основном, в сфере торговли и общественного питания. Затем идет промышленность, строительство, коммерческая инфраструктура, наука и научное обслуживание, транспорт и связь.

Бегство» капитала.

Бегство капитала — стихийный, не регулируемый государством вывоз капитала юридическими и физическими лицами за рубеж, в целях более надёжного и выгодного их вложения, а также для того, чтобы избежать их экспроприации, высокого налогообложения, потерь от инфляции[1].

В платёжном балансе бегство капитала отражается в двух статьях: «Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счёт переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами» и «Чистые ошибки и пропуски»

Проблема внешнего долга в системе современных международных экономических отношений

Развитие внешнеэкономических связей России происходит в сложных условиях и характеризуется противоречивыми тенденциями. Оно направлено на стабилизацию социально-экономического положения в стране, поддержку реального сектора экономики, создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения. Внешнеэкономические связи играют важную роль в экономике России. По своим масштабам экспорт эквивалентен 38% ВВП страны, импорт-16%. На экспорт отгружается 75% производимых мин. удобрений, примерно половина добытой нефти, 30% нефтепродуктов, газа, круглого леса, целлюлозы. Доля импорта в потреб, мяса превышает 20%, растит, масла, молокопродуктов, сахара и овощей достигает 10%. Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют примерно 30%.
Россия занимает скромное место в мировом товарообороте (1,2% - 19-е место). Доля в мировом товарном импорте - 27 место (0,5%).
Для России характерно положительное сальдо торгового баланса, которое с 1999 г. составляло 42,1 млрд. долл. Это связано с благоприятной конъюнктурой на сырьевых рынка. В 1999 г. на экспорт поставлено 123,4 млн. т. нефти, 49,2 млн. т нефтепродуктов, 187,2 млрд. куб. м природного газа. Товарная структура российского экспорта нерациональна. Товары топливно-энергитического комплекса, металлы и изделия из них составляют 65%, доля продуктов машиностроения -11%. Это предопределяет возможность резких колебаний денежных поступлений в соответствии с изменением мировых цен, что создает угрозу национальной безопасности.
Основной удельный вес во внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (34%). В 1998 г. началась реализация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Заключено Соглашение о торговле текстильными изделиями, предусматривает полную отмену количественных ограничений в торговле этим товаром. На долю государств АТЭС приходится 17%, стран ЦВЕ - 13% внешнеторгового оборота России.
Ведущие торговые партнеры России из стран дальнего зарубежья - Германия, США, Италия, Китай, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Финляндия, Польша и Япония. На долю этих стран приходится около 60% оборота внешней торговли России.
Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 98-05 гг. предусматривает увел. Экспорта машинно-технической и наукоемкой продукции. В связи с этих государство предлагает ряд мер по поддержке отечественных экспортеров: государственные кредиты для пополнения оборотных средств, страх, экспортных контрактов, финансирование и оказание различного рода услуг по продвижению готовой продукции на внешние рынки и др.
Вступление России в ВТО позволит создать более благоприятные условия для интеграции ее в мировую экономику. В н. время завершен информационный этап» процесса вступления России в ВТО. Присоединение России к ВТО возможно лишь после достижения баланса интересов (устранение антидемпинговых пошлин, применение торговых льгот, устранение различных барьеров во внешнеэкономических связях).
Развитие внешнеэкономических связей России связано с активизацией инвестиционной политики страны и решением проблемы внешнего долга. По инвестиционной привлекательности России находится на 129 месте, по критериям риска - на 131 из 175 стран мира.
Основные иностранные инвесторы России - это Германия, США, Великобритания, Кипр и Франция. Доля этих стран превышает 80% в общем объеме накопленных ин. инвестиций. Удельный вес прямых ин. инвестиций составляет 42%. Для России очень важной является проблема бегства капиталов за границу. Ежемесячно из страны вывозится 1-2 млрд. дол., что сдерживает развитие производственного потенциала страны и снижает ее роль в мировой экономике.
Внешний долг России превышает 160 млрд. долл, но не является чересчур обременительным при условии, если размеры росс, экспорта не уменьшатся и сохранится тенденция снижения закупок продовольствия. В среднем погашение основного долга до 2005 г. будет составлять 15-20 млрд. дол. в год.

Составляющие внешней задолженности (виды внешних заимствований).

Россия является одновременно должником и кредитором – это требует пояснения.

На долг бывших социалистических и развивающихся стран приходится 140 млрд долл. США. Основные заемщики – это Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Ливия и др.; причем большая часть долга погашается традиционными для этих стран товарами, тогда как Россия рассчитывается со своими кредиторами в СКВ.

Что касается роли должника, то Россия как правопреемница СССР по его зарубежным активам и пассивам – СССР привлекал среднесрочный и долгосрочный иностранный капитал преимущественно в форме экспортных кредитов – взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга СССР. Основную часть сегодняшнего внешнего долга РФ составляет именно задолженность СССР (40,3%, или 63,3 млрд долл. США, по состоянию на 01.07.2001 г.).

«Новый долг» Российской Федерации складывается в основном из кредитов международных финансовых организаций – МВФ и МБРР, которые при предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной политики в стране и сокращения бюджетного дефицита.

С начала 80-х гг. XX в. в связи с резким обострением проблемы внешней задолженности развивающихся стран существенно возросла роль Парижского и Лондонского клубов, заседания которых связаны теперь с решением проблемы внешних долгов бывших стран СЭВ (в частности, была урегулирована внешняя задолженность Польши и Венгрии) и бывших республик СССР, прежде всего России.

Россия, которая является не только крупным должником, но и одним из крупнейших кредиторов развивающихся стран, стала членом Парижского клуба осенью 1997 г., а первое соглашение с Парижским клубом было подписано еще в апреле 1993 г. В соответствии с этим соглашением Россия получила право не выплачивать по советским долгам в 1993 г. 15 млрд долл., ограничившись выплатой лишь 2 млрд долл. процентных платежей. В апреле 1996 г. с кредиторами Парижского клуба было подписано новое соглашение о долгосрочной реструктуризации российского долга. Величина долга России с процентами странам – кредиторам Парижского клуба на 01.07.01 г. составляет 35,9 млрд долл. США.

Сегодня возрастает значение информационного влияния как инструмента решения политических, экономических, культурных, этнических, религиозных проблем в мире. Отсутствие профессиональной политической элиты, способной проводить такую политику, приводит к углублению политического кризиса. По мнению специалистов, проблема внешнего долга приобретает прежде всего информационный искусственный характер, а ее экономическая составляющая отходит на второй план. Действительно, внешний долг США превышает 2 трлн долл., даже Буш назвал его беспрецедентным, однако никто не подвергает сомнению жизнеспособность американской экономики. Российский же долг превращен в ключевую проблему. Причина в том, что Россия еще не может создать эффективный механизм защиты своих национальных интересов в мировой информационной среде.

Предлагается комплексное решение проблемы внешней задолженности:

- за счет возврата средств, незаконно вывезенных за рубеж; по оценке экспертов, это примерно 500 – 700 млрд долл., которые хранятся в американских банках (в зарубежных банках ежегодно оседает от 15 до 17 млрд долл.);

- нужно добиваться возврата денежных средств от должников России, это около 96 млрд долл.;

- Россия должна привлечь на свою сторону мировое общественное мнение.

Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления авторитета России на международной арене. Это не только поможет выплатить внешние долги, но и создаст благоприятную почву для привлечения инвестиций в российскую экономику.

81. Эволюция мирового кризиса внешней задолженности и пути его раз­решения.

Кризис международной задолженности является одной из серьезных проблем в функционировании глобальной экономической системы. Такие кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна или группа стран объявляют о невозможности выплачивать свои внешние долги или об аннулировании своего долга. Если у должника нет желания погасить свою задолженность, то добиться от него возобновления выплат очень сложно, а часто и просто невозможно. Объясняется это тем, что в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. Предъявить к такому заемщику санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны, невозможно. В этом проявляется специфика международных экономических отношений.

Факты банкротства нарушают равновесие международного кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности. Определим, что является причинами, приводящими к кризису мировой задолженности. Внешние заимствования увеличивают ресурсы экономического развития, но за полученные кредиты рано или поздно нужно рассчитываться.

Обслуживание внешнего долга имеет два аспекта:

1) выплату основной суммы кредита;

2) уплату процентов по кредиту.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.007 с.)