Предложения совершенствования работы с экономическим значением социального капитала




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения совершенствования работы с экономическим значением социального капитала



Неоклассические модели экономического роста, развитые Барро, Даймондом, Лукасом, Рамсеем, Ребело, Ромером, Сала-и-Мартином, Солоу и др. позволяют доказать важность человеческого капитала не только в экономическом развитии, но и росте благосостояния людей.

Региональный экономический рост и связанное с ним увеличение использования человеческого капитала не только ведет к повышению совокупных доходов населения, но и качественно его меняет.

Занятость выступает компонентой социальной роли человека, мотивирующей к здоровому образу жизни, получению дополнительного профессионального образования, которое будет востребовано и вознаграждено на рабочем месте и т.д., то есть накоплению человеческого капитала. Подтверждением служит то, что в экспортно-ориентированных ХМАО и ЯНАО, где с конца 1990-х наблюдаются наиболее высокие темпы экономического роста и роста уровня занятости, снизилась смертность и увеличилась продолжительность жизни, растет образовательный уровень населения.

Согласно концепции - конвергенции, предложенной Барро и Сала-и-Мартином, чем ниже начальный уровень ВРП на душу населения по отношению к долгосрочному или равновесному уровню, тем выше должны быть темпы экономического роста. Региональные различия цен на труд, отражающие различия в уровне экономического развития, способствуют трудовой миграции, приводящей рынки в состояние взаимного равновесия, сопровождающееся выравниванием цен, количеством и качеством ресурсов. Качество человеческого капитала в начальный период времени, наряду с начальным запасом физического капитала и географическими детерминантами, предопределяет возможности межрегиональной конвергенции экономического роста в долгосрочном периоде или объясняет причины его дивергенции.[11]

В политике северных стран наряду с методами выравнивания региональных доходов применяются меры, стимулирующие перемещение физического и человеческого капитала в направлении депрессивных территорий, снижающие издержки бизнеса, связанные с худшими начальными условиями деятельности – географической изолированностью, недостатком капитала. Успешность этой политики подтверждает гипотезу о межрегиональной конвергенции экономического роста. Опыт зарубежных стран в управлении человеческим капиталом на Севере можно сгруппировать следующим образом: 1) инструменты, направленные на развитие Севера и 2) инструменты, действующие в масштабах всей страны, но оказывающие дополнительный эффект именно в северных регионах. В свою очередь на два вида можно разделить и методы внутри каждой из групп. Во-первых, методы прямого воздействия на качество человеческого капитала, то есть увеличение доступности образовательных услуг, медицинской помощи населению, а также методы выравнивания доходов, за счет их перераспределения, компенсаций, льгот, предоставления общественных услуг. В этом случае накопление человеческого капитала рассматривается как главная цель региональной (северной) политики. Во-вторых, методы, главной целью которых является развитие бизнеса, создание условий для регионального экономического роста за счет собственных ресурсов. В этом случае накопление человеческого капитала происходит благодаря росту спроса на рабочую силу, росту трудовых доходов, а также благодаря тому, что конкуренция за рабочую силу гарантирует отдачу от дополнительных инвестиций в образование в виде повышения зарплаты и карьерного роста.

Отличительной особенностью зарубежных региональных программ является четкость в формулировке критериев отбора регионов для реализации программ, что позволяет достичь информационной прозрачности государственной политики, дает возможность оценить членам общества ее эффективность.

Относительная самостоятельность северных земель и территорий в формировании социальной политики сопровождается мониторингом центральных служб за ключевыми характеристиками человеческого капитала. Создание условий для развития бизнеса через полное или частичное государственное финансирование социальной и производственной инфраструктуры, предоставление субсидий работодателям на создание рабочих мест, компенсацию работодателям расходов, связанных с оплатой труда, налоговые льготы и льготные условия кредитования северных производств и инфраструктуры применяются в различной мере во всех северных странах. В Канаде это дифференцированные по широтам меры поддержки, то есть инструменты северной политики. В северных европейских странах критерием для применения особых режимов развития бизнеса выступает низкая плотность населения, следовательно, применяются меры, играющие на Севере важную роль, но не узконаправленные на эти территории. Благоприятные инвестиционные условия способствуют созданию рабочих мест и накоплению регионального человеческого капитала. Опыт Аляски, где развитие бизнеса является целью федеральной политики, позволяет сделать вывод о том, что экономический рост обеспечивает финансовую основу для реализации социальных программ, снижения негативного влияния Севера на комфортность жизнедеятельности, способствует накоплению человеческого капитала и его использованию с большей отдачей.

Непосредственно на накопление человеческого капитала направлена политика в отношении коренных народов. Государство несет ответственность за общее и профессиональное образование их представителей, за обеспечение привилегий при найме на работу, за соответствие видов занятости их нуждам и предпочтениям, а также за развитие предпринимательства и трудовых отношений. В частности, Правительство Канады заключает с корпорацией, желающей разрабатывать минеральные ресурсы, соглашение о разделе доходов при добыче природных ресурсов. Обеспечение представителям коренных народов работы и обучения является обязательным условием этих соглашений. Подготовка соглашений ведется несколько лет еще до вовлечения месторождений в эксплуатацию. Политика накопления и эффективного использования человеческого капитала в отношении коренных народов в Аляске и Канаде реализуется через развитие различных форм ко-менеджмента ресурсов, способствующих формированию гражданской ответственности и умения принимать решения с учетом интересов будущих поколений. Большая роль в программах развития северных территорий уделяется задачам просвещения и воспитания, в том числе, борьбе с алкоголизмом, пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

Процесс формирования справедливого внутрирегионального контракта должен основываться на критериях оценки полноты контракта на федеральном уровне, на определении обязательств региональной власти в соответствии с имеющимися финансовыми возможностями в исполнении контракта существенно различающимися по регионам. Соотношение размеров финансирования из федерального и регионального бюджетов должно основываться на потребности региона в реализации социальных задач, где управляющими параметрами выступают численность и ожидаемое изменение численности населения, а также налоговые доходы региона. Этот алгоритм, так же как и другие методики, определяющие обязательства власти перед обществом, должны быть доступны для контроля со стороны общества, содержать текущие расчеты и показатели в соотношении с ожидаемым приростом человеческого потенциала. Взаимодействие с государственными учреждениями на региональном уровне, в процессе которого нередко возникает конфликт между федеральным подчинением учреждения и реализуемыми им функциями в социально - экономических интересах региона, должно осуществляться на основе актуализированных норм федерального уровня, в том числе за счет продолжающейся административной реформы, реформ образования и здравоохранения. Успешность управления развитием человеческого потенциала зависит от решения задач экономического развития региона: создания рабочих мест, диверсификации региональных экономик. Программы поддержки развития местных северных сообществ должны включать как финансирование объектов инфраструктуры, так и создание условий для привлечения частных инвестиций за счет снижения северных инвестиционных рисков для потенциальных инвесторов, такие как строительство дорог, компенсация дополнительных издержек на воспроизводство физического и человеческого капитала бизнесу. На региональном уровне должно обеспечиваться регулирование локальных рынков труда с учетом их специфических черт: монопсоничности, высокой трудовой мобильности, сочетания стационарных и вахтовых видов занятости. Только развивая инфраструктуру локальных рынков труда, можно реализовать потенциал внутри региональных трудовых перемещений, который в свою очередь будет способствовать развитию человеческого потенциала. Именно поэтому новые механизмы в деятельности государственных посредников рынка труда, преследующие информационное обеспечение его субъектов на всех стадиях принятия решения о занятости (выборе профессии, места занятости, дополнительных инвестициях в образование и т.д.), позволяющие преодолеть географическую изолированность поселений, наиболее актуальны для северных рынков.

Таким образом, развитие социального капитала определяет позитивные изменения в отношениях между людьми, что способствует совершенствованию социально-экономических действий. Он имеет социальную и капитальную составляющие, при определенных условиях.

Заключение

ЧК – это интенсивный производительный фактор развития экономики регионов Севера, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности.

Таким образом, человеческий капитал в современных экономических системах является необходимым самостоятельным ресурсом и имеет большое значение для обеспечения национальной конкурентоспособности. Разработка доктрины развития человеческого капитала, как основного фактора прогресса общества, – требование сегодняшнего дня. Центром приложения главных усилий государства должен стать человек. Чем больше возможностей – образовательных, интеллектуальных, информационных и т.д. – будет иметь каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс всей нации и государства, тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества.

Отдельная северная политика, направленная на накопление человеческого капитала реализовывалась или реализуется в Швеции, Канаде и Дании в отношении Гренландии. Финляндия и Норвегия преследуют в региональной политике задачи межрегионального выравнивания качества жизни. На устойчивое развитие Севера направлено создание фондов развития и будущих поколений в Норвегии и Аляске, где накапливается рента от высокорентабельной добычи нефти. Это способствует своевременной реструктуризации северной экономики, предупреждающей исчерпание природных ресурсов, создание рабочих мест в обрабатывающей промышленности.

Важным элементом накопления человеческого капитала в северных странах является создание колледжей и университетов в северных регионах, которые обеспечивают профессиональную подготовку кадров и адаптационные возможности населения для развития инновационных отраслей.

Несмотря на плодотворную разработку отечественными и зарубежными учеными теоретических и методологических основ анализа накопления человеческого капитала на региональном уровне и богатый опыт северной социально-экономической политики, как в России, так и за рубежом, ряд проблем остается нерешенным.

Недостаточно полно проработаны методы эффективного использования человеческого капитала на Севере в условиях рынка, вовлечения частного бизнеса в обеспечение инвестиций в человеческий капитал, распределения обязательств в этом вопросе между федеральной, региональной и муниципальной властью, между государством и бизнесом. Для формирования эффективных институциональных рамок человеческого развития требуется качественная и количественная оценка взаимосвязи между накопленным человеческим капиталом и экономическим развитием в регионах Севера, оценка влияния экономического роста и доходов населения на динамику населения, изменения образовательного уровня, продолжительности жизни. Необходима количественная оценка социальных последствий экономических реформ в отношении Севера, а также создание эффективных моделей, позволяющих прогнозировать накопление человеческого капитала в северных регионах с учетом изменения социальных и экономических факторов.

 

 

Список источников

1. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Курганский С.А. Методология человеческого капитала // Экономика образования. – 2009. – № 1. – С. 10.

2. Козаченко А. В. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения: учебное пособие. М., 2009.

3. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? – Воронеж: ЦИРЭ, 2012. – С.2.

4. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2011. № 3.

5. Курбатова М. В., Апарина Н. Ф. Социальный капитал предпринимателя: формы его проявления и особенности в современной экономике // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2012. Т. 6. № 4. С. 45-61.

6. Лессер Э. Л., Котрел Дж. Верные друзья: виртуальность и социальный капитал // Как превратить знания в стоимость: Решения от IBM Institute for Business Value / Сост.: Эрик Лессер, Лоренс Прусак: пер.с англ. М.: Альпина Бизнес Букс. 2013.

7. Маврина Н.А. Сущность человеческого капитала и особенности инвестиций в него // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 29. – С. 11.

8. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. – М.: Прогресс, 2011.

9. Меньших Н.Г., Цукерман В.А. О подготовке инновационных менеджеров для развития экономики Севера // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 11. – С. 23–26.

10. Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // МЭ и МО. 2013. № 4.

11. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб., 2010–2011 гг.

12. Устинова К.А. Человеческий капитал как фактор инновационного развития региона: теоретические аспекты // Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2012. – № 3. – С. 252.

13. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма : пер. с англ. М.: ACT: Хранитель, 2012. С. 730.

14. Цукерман В.А., Козлов А.А. Инновационные проекты по развитию кадровой базы для регионов Севера // Россия: тенденции и перспективы развития: сб. науч. трудов. Вып. 3. Ч. 1. – М.: ИНИОН РАН, 2011. – 708 с. – С. 680–685.

15. Швери Р. Теоретическая социология Джеймса Коулмана: аналитический обзор // Социологический журнал. 2010. № 1-2. С. 62-81.

16. Щетинин В.П. Человеческий и вещественный капитал: общность и различия // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. – № 8.

 

 


[1] Щетинин В.П. Человеческий и вещественный капитал: общность и различия // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. – № 8.

 

[2] Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма : пер. с англ. М.: ACT: Хранитель, 2012. С. 730.

 

[3] Маврина Н.А. Сущность человеческого капитала и особенности инвестиций в него // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 29. – С. 11.

 

[4] Щетинин В.П. Человеческий и вещественный капитал: общность и различия // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. – № 8.

 

[5] Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? – Воронеж: ЦИРЭ, 2012. – С.2.

 

[6] Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. – М.: Прогресс, 2011.

 

[7] Маврина Н.А. Сущность человеческого капитала и особенности инвестиций в него // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – № 29. – С. 11.

 

[8] Курбатова М. В., Апарина Н. Ф. Социальный капитал предпринимателя: формы его проявления и особенности в современной экономике // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2012. Т. 6. № 4. С. 45-61.

 

[9] Устинова К.А. Человеческий капитал как фактор инновационного развития региона: теоретические аспекты // Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2012. – № 3. – С. 252.

 

[10] Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. – М.: Прогресс, 2011.

 

[11] Курбатова М. В., Апарина Н. Ф. Социальный капитал предпринимателя: формы его проявления и особенности в современной экономике // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2012. Т. 6. № 4. С. 45-61.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.01 с.)