Теоретические аспекты социального капитала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты социального капитала



Понятие экономической безопасности занимает центральное место в вопросе управления предприятием. В условиях текущей нестабильной рыночной ситуации, когда российские организации вынуждены своевременно выявлять и реагировать на изменяющиеся политические, экономические, социальные условия, принимать адекватные решения для смягчения или устранения выявленных угроз, вопрос экономической безопасности приобретает все большую актуальность.[6]

Экономическая безопасность предприятия - это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности. Среди внешних факторов выделим основные:

- экономические (уровень экономического развития страны, уровень инфляции, ставка рефинансирования, международное сотрудничество, конкуренция и т.д.);

- политические (уровень политической стабильности в стране, проводимая государством политика и т.д.);

- правовые (действующее законодательство, введение новых законов и т.д.).

Внутренние факторы связаны с финансовым состоянием предприятия, а также персоналом.

Совокупность внешних и внутренних угроз для каждого предприятия носит индивидуальный характер.

Выявление основных факторов позволяет разработать конкретные меры обеспечения безопасности. Угрозой для предприятия могут стать не только экономические, политические факторы, но и социальные. В последнее время уделяется большое внимание выявлению значимости социального капитала не столько в социологии, сколько в экономике. Рассмотрим влияние социального капитала на экономическую безопасность предприятия.[7]

Существует множество подходов к определению социального капитала. Джеймс Коулман определяет социальный капитал как потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностных отношениях: обязательства и ожидания, информационные каналы и социальные нормы. Согласно Дж. Коулману, это некий ресурс. Подобно другим формам капитала, социальный капитал продуктивен. Он способствует достижению определенных целей, добиться которых при его отсутствии невозможно. Ф. Фукуяма дает следующее понятие: социальный капитал - это общепринятые нормы и ценности, практикуемые определенной группой людей и позволяющие им сотрудничать. Это «определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат доверия между его членами». Как элемент общественной организации (социальные сети, социальные нормы и доверие) социальный капитал рассматривается и в работах Р. Патнэма. При этом обращается внимание на то, что он увеличивает отдачу от инвестирования в физический и человеческий капитал и вследствие этого ведет к более эффективному экономическому росту и социально-экономическому развитию. Патнэм отмечал, что социальный капитал, «воплощенный в нормах и сетях гражданского участия, является, по всей вероятности, предварительным условием экономического процветания, так же как и эффективное самоуправление». В работах Бурдье социальный капитал представляет «совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания - иными словами, с членством в группе. Последнее дает своим членам опору в виде коллективного капитала, «репутации», позволяющей им получать кредиты во всех смыслах этого слова». В объективированном состоянии он формирует сети социальных связей, в институциональном состоянии он предстает как определенные социальные круги, список контактов, в инкорпорированном - как соблюдение обязательств без санкций, как доверие. Исходя из вышеизложенных понятий можно сделать вывод, что определяющими уровень социального капитала являются такие понятия как доверие, взаимопомощь, взаимопонимание. Главная роль социального капитала состоит в том, что он способствует укреплению доверия между участниками контрактов.[8]

Доверие, на мой взгляд, можно рассматривать в качестве основы экономической безопасности бизнеса. В частности, доверие со стороны клиентов - важнейшая составляющая конкурентоспособности и успешного ведения бизнеса. Рассмотрим, к примеру, банковский сектор. Здесь определяющим становится доверие вкладчиков к банкам. При выборе банка вкладчик ориентируется как на сложившуюся репутацию кредитного учреждения, а также на персонифицированную норму доверия к тому или иному кредитному учреждению. С одной стороны, доверие к банковской системе рассматривается как персонифицированное доверие населения к экономическому институту, его работе. С другой - доверие, понимаемое как обмен правами, - это элемент при банковском обслуживании. Так, вкладчик получает гарантию безопасного хранения своих денежных средств и право потребовать их возврата в случае необходимости вместе с платой за их использование, а коммерческий банк - право вкладывать данные денежные средства по своему усмотрению, «превращать доходы в ссудный капитал», извлекать выгоду из их размещения. Как только какое-либо право одной из сторон нарушается, степень доверия снижается.[9]

Социальные связи способствуют также оптимизации взаимоотношений между субъектами хозяйственных отношений, что снижает производственные и транзакционные издержки.

Способность людей находить общий язык дает возможность организации осуществлять свою деятельность посредством взаимодействия сотрудников внутри неё, обеспечивая благоприятный микроклимат организации. Внутренние связи и нормы взаимодействий способствуют сплочению коллектива, командной работе, повышают эффективность и качество выполняемой работы, улучшают обмен информацией, навыками и знаниями, тем самым влияя на продуктивность экономической деятельности. Доверительные отношения внутри организации способствуют достижению общих целей и задач, общей мотивации к труду сотрудников. Неблагоприятный микроклимат внутри организации, в свою очередь, ведет к разобщенности интересов сотрудников, снижению ответственности при выполнении трудовой деятельности, дезорганизованности, торможению процессов принятия и реализации важных решений, утечке коммерческой информации за пределы организации. Нежелание сотрудников приносить максимальную пользу, недостаточный уровень знаний, слабая организация системы управления персоналом является негативным воздействием на экономическую безопасность предприятия.

Реализация экономической безопасности должна базироваться на принципах комплексности, своевременности, целесообразности и что немаловажно, взаимодействии и координации, а это невозможно в условиях отсутствия доверия и недопонимания среди сотрудников.

Для развития социальных отношений социальный капитал, как и другие виды капитала, требует инвестирования. Выделим основные виды инвестирования:

- развитие коммуникации (установление связей);

- укрепление доверия как со стороны покупателей, клиентов, поставщиков и т.д. к предприятию, так и со стороны сотрудников;

- развитие сотрудничества («Успешное сотрудничество создает связи и рождает доверие - те социальные активы, которые облегчат сотрудничество в будущем»).

Среди мер обеспечения экономической безопасности в рамках влияния социального капитала должны стать:

- развитие сотрудничества с действующими покупателями;

- поддержание имиджа предприятия, что предполагает развитие и поддержание доверия со стороны покупателей, между субъектами хозяйственных отношений, укрепление доверительных отношений внутри организации;

- разработка организации системы подбора персонала, проверка кандидатов службой безопасности предприятия с целью избежания в дальнейшем утечки коммерческой информации;

- повышение уровня квалификации персонала, а также эффективности деятельности;

- обеспечение социальной защищенности персонала;

- разработка системы поощрения и мотивации сотрудников;

- обеспечение защиты информационной среды предприятия.

Таким образом, социальный капитал может рассматриваться как фактор, влияющий на уровень экономической безопасности организации. В работе предложены меры обеспечения экономической безопасности в рамках влияния социального капитала на эффективность функционирования предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.006 с.)