Роль евразийская патентной Конвенция 1994 Г. В международной охране промышленной собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль евразийская патентной Конвенция 1994 Г. В международной охране промышленной собственности



 

― сфера регулирования;

 

Евразийская патентная конвенция имеет целью укрепить сотрудничество в области охраны изобретений и создать межгосударственную систему получения такой охраны на основе единого патента, действующего на территории всех Договаривающихся государств.

Согласно Евразийской патентной конвенции Договаривающиеся государства, сохраняя за собой полный суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений, учреждают Евразийскую патентную систему, для осуществления управления которой учреждается Евразийская патентная организация.

Конвенция содержит материальные нормы патентного права, касающиеся определения признаков изобретений, лиц, обладающих правом на евразийский патент, содержания исключительных прав патентообладателя, объема правовой охраны и т.д. Срок действия евразийского патента согласно Конвенции составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки.

Конвенция также содержит процедурные нормы, определяющие порядок подачи евразийской заявки и получения евразийского патента. Евразийский патент может быть получен путем подачи заявки в национальное патентное ведомство страны-участницы с последующей пересылкой ее в Евразийское патентное ведомство либо непосредственно в Евразийское ведомство. Евразийский патент действует на территории всех государств-участников Конвенции с даты его публикации. Кроме того, евразийский патент может быть получен и лицом из страны, не являющейся участником Конвенции. В случае отказа в выдаче евразийского патента возможно преобразовать евразийскую заявку в национальные патентные заявки (с сохранением даты подачи евразийской заявки).

При создании Евразийской патентной системы сохраняется независимость государств-участников и не затрагивается их право выдавать национальные патенты.

Детали, касающиеся норм материального права и процедуры получения евразийского патента, установлены в Патентной инструкции к Евразийской конвенции.

 

― специфика объектов охраны;

 

Объектом охраны Евразийской патентной конвенции являются права на изобретения.

Права на изобретения, как и на другие объекты промышленной собственности, обладают исключительно территориальным характером. Технические достижения признаются изобретениями только в результате принятия решения патентным ведомством, и права на изобретения возникают у лица лишь в случае выдачи ему охранного документа (патента). Такой документ действует только на территории государства, в котором он был выдан. Патент удостоверяет авторство на изобретение, исключительное право на изобретение. Лицо, использующее изобретение без согласия патентообладателя несет ответственность за нарушение патента.

Признание технического достижения изобретением и выдача патента осуществляются в каждом государстве на основе норм его внутреннего законодательства.

Указанные свойства изобретений как объектов охраны промышленной собственности влекут необходимость международного регулирования охраны прав на изобретения в целях упрощения процедуры получения такой охраны в других странах.

Согласно Евразийской патентной конвенции изобретение признается таковым, если оно обладает признаками новизны, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

 

― место Евразийской патентной конвенции 1994 г. в системе правового регулирования охраны патентных прав.

 

В Евразийской патентной конвенции участвует 9 государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, РФ). Конвенция вступила в силу для России в 1995 г.

Конвенция не допускает оговорок.

Евразийская патентная конвенция, как международный договор, занимает важное место в системе правового регулирования охраны патентных прав РФ. Статья 15 Конституции РФ устанавливает приоритет норм международных договоров РФ над положениями российского законодательства.

Участие РФ в Евразийской патентной конвенции обусловило включение в ГК РФ норм о евразийском патенте, в частности, устанавливающих порядок рассмотрения соответствующим российским органом заявок на получение евразийского патента.

Евразийская патентная конвенция ввела региональный патент – евразийский патент, действующий на территории стран-участниц Конвенции, что значительно упрощает порядок получения охраны прав на изобретения в разных странах.

Евразийская патентная конвенция принята в развитие положений Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 и Договора о патентной кооперации 1970 г. (Вашингтонский договор) и в соответствие с ними. Евразийская патентная конвенция в некоторых своих нормах отсылает к указанным документам. Так, правило приоритета заявки на получение патента определяется в соответствии с положениями Парижской конвенции. Кроме того, Евразийская патентная конвенция устанавливает, что ее нормы не должны пониматься как ограничение прав, предоставленных Парижской конвенцией.

Евразийская конвенция развила также положения Вашингтонского договора, который устанавливает возможность подачи международной заявки на патент (при этом в каждой стране лицо получает отдельный патент), т.к. в рамках Конвенции предусмотрен уже единый региональный патент. Вашингтонский договор подлежит применению в рамках Евразийской патентной системы, а в случае расхождения между Договором и Евразийской патентной конвенцией (либо их Инструкциями) применяется Договор.

Следует особо отметить, что вступление в силу Евразийской патентной конвенции знаменовало собой формальный выход за рамки СНГ, поскольку членство в Конвенции открыто для любого государства – члена ООН, связанного Парижской конвенцией и Вашингтонским договором. Таким образом, можно рассчитывать на то, что в будущем к Конвенции пожелают присоединиться и другие страны.

В соответствие с Евразийской патентной конвенцией создана Евразийская патентная организация, являющаяся межправительственной организацией. Конвенция является актом высшей юридической силы в системе нормативных актов Евразийской патентной организации, представляет собой правовую основу Евразийской патентной системы.

Надо отметить, что Конвенция имеет «рамочный» характер, т. е. в ней определены основополагающие нормы, которые получили развитие и детализацию в других нормативных актах, в первую очередь в нормативных актах, утвержденных Административным советом Евразийской патентной организации, а именно: Административной инструкции, Патентной инструкции, Финансовой инструкции, Правилах процедуры Административного совета, Положении о пошлинах.

Существование Евразийской патентной системы создало большие преимущества для заявителей из любой страны СНГ и из других стран: они могут не подавать заявки на получение патента в каждой отдельной стране, а путем подачи одной заявки и уплаты одной пошлины обеспечить патентную охрану во всех государствах-участниках Конвенции.


45. ПАТЕНТОВАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ ЗА ГРАНИЦЕЙ:

― понятие «зарубежного патентования»;

 

Зарубежное патентование представляет собой получение патента на изобретение, уже запатентованное в стране изобретателя, за границей. Существование такого института связано с тем, что в настоящее время не существует международного всемирного патента, по общему правилу патент действует лишь на территории выдавшего его государства (исключение – региональные патенты, действующие на территориях стран-участниц соответствующих международных договоров, например, евразийский патент в рамках стран-участниц Евразийской патентной конвенции). При зарубежном патентовании в каждом государстве процесс патентования начинается заново и регулируется национальным законодательством. Для получения патента в иностранном государстве необходимо подать заявку в патентное ведомство этого государства в соответствии с его национальным законодательством.

Патентование изобретений за границей производится прежде всего для обеспечения экономических интересов изобретателя за рубежом (охрана экспорта и пр.), а также для защиты изобретений, выставляемых на международных выставках и т.д.

Патентование изобретения за границей, как правило, происходит после подачи заявки в национальное ведомство. В РФ ст.1395 ГК РФ устанавливает, что заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в РФ, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Оформление заявки для получения патента за границей – сложный процесс. Зачастую заявители обращаются к патентным поверенным - специалистам, которые осуществляют подачу заявки на получение патента в пользу изобретателя.

 

― правило приоритета при патентовании;

 

Правило приоритета при патентовании установлено Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г. Конвенция устанавливает правило конвенционного приоритета, которое заключается в следующем:

Любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной из стран-участниц, пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение 12 месяцев для патентов на изобретения и для полезных моделей и 6 месяцев для промышленных образцов и товарных знаков. Основанием для возникновения права приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии с национальным законодательством каждой страны. Под правильно оформленной национальной подачей заявки следует понимать всякую подачу, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране. Вследствие этого последующая подача заявки в одной из прочих стран-участниц до истечения указанных сроков не может быть признана недействительной, в частности, на основании другой подачи заявки, опубликования изобретения или его использования и т.д. Всякое лицо, желающее воспользоваться преимуществом приоритета на основании предшествующей заявки, обязано подать заявление с указанием даты подачи заявки и страны, где она произведена.

Таким образом, правило конвенционного приоритета заключается в том, что при подаче одновременно двух заявок на одно изобретение приоритетом обладает изобретатель, который первым подал заявку в свое национальное ведомство.

Введение правила приоритета объясняется тем, что в отношении объектов промышленной собственности обычно действует принцип: патент получает тот, кто первым подал заявку. Конвенция изменяет это правило в отношении тех объектов, патент на которые уже был получен в другом государстве-участнике.

В Конвенцию включено также правило выставочного приоритета, которое предполагает, что страны-участницы предоставляют приоритетную охрану патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран. В таком случае при последующей подаче заявки на получение патента срок права приоритета рассчитывается от даты помещения продукта на выставку. Т.е. в случае экспонирования какого-то нового товара, нового промышленного образца или иного объекта на международной выставке изобретатель пользуется первоочередным правом на получение охранного документа в других государствах. Для доказательства идентичности экспонируемого предмета и даты помещения его на выставку могут быть запрошены необходимые документы.

 

― понятие «международной заявки» и «международного поиска».

 

Нормы о международной заявке и международном поиске содержатся в Договоре о патентной кооперации 1970 г. (Вашингтонский договор или РСТ). РФ является участницей этого договора. СССР подписал Договор, сделав оговорку о неприменении к себе положения Договора о разрешении споров между Договаривающимися государствами по поводу Договора подлежит рассмотрению в Международном суде. В Вашингтонском договоре участвуют более 100 государств.

Заявка называется «международной», поскольку в ней заявитель указывает государства (одно или несколько), в которых он хочет получить охрану своего изобретения (патент). Международная заявка должна содержать заявление, описание изобретения, один или несколько пунктов формулы изобретения, один или несколько чертежей (если это необходимо) и аннотацию.

Любая международная заявка, отвечающая перечисленным в Договоре требованиям, и в отношении которой установлена дата международной подачи, имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном государстве с даты международной подачи, которая рассматривается в качестве даты фактической подачи в каждом указанном государстве.

Международная заявка подается в национальное патентное ведомство государства-участника Договора, которое передает ее в ведомство, обладающее правом на международный поиск, а один экземпляр – в Международное бюро ВОИС для регистрации.

Международный поиск согласно Вашингтонскому договору проводится по каждой международной заявке. Целью международного поиска является выявление соответствующего уровня техники, определение новизны и изобретательского уровня научно-технического достижения. Международный поиск проводится на основе формулы изобретения с должным учетом описания изобретения и чертежей (если таковые имеются). Право проводить международный поиск имеют не все патентные ведомства. Его проводит Гаагский патентный институт (международная организация), Европейское патентное ведомство и ряд национальных патентных ведомств, которым предоставлено такое право (Австралии, Австрии, Испании, КНР, Кореи, России, США, Швеции, Японии). Международный поиск облегчает в дальнейшем проведение экспертизы в национальных ведомствах стран, куда подается заявка для патентования.

Кроме того, заявитель, подающий национальную заявку в национальное ведомство государства-участника Договора вправе в соответствии с национальным законодательством этого государства просить, чтобы по его заявке был проведен поиск, аналогичный международному поиску («поиск международного типа»). Также патентное ведомство государства-участника может провести такой поиск по собственной инициативе.

Результаты рассмотрения заявки направляются заявителю и Международному бюро ВОИС. Затем заявка и отчет о поиске рассылаются в государства, в которых испрашивается патент. Дальнейшая процедура получения патента определяется национальным законодательством.

Вашингтонский договор не создал международного патента, он лишь позволил подать одну международную заявку вместо множества в разных странах. Итогом подачи международной заявки является получение отдельного патента в каждой стране, указанной в заявке. Права патентообладателя в каждом государстве определяются национальным правом.

Реализация Вашингтонского договора уменьшает затраты при проведении зарубежного патентования, делает его более оперативным.


 

46. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ:

― понятие и признаки товарного знака;

 

Среди патентной охраны объектов промышленной собственности особая охрана осуществляется в отношении товарных знаков. Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (1477 ГК РФ).

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г. (ТРИПС), вступившее в силу для РФ в 2012 г., определяет товарный знак как любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий.

Из приведенных определений следуют объективные признаки товарного знака: способность быть воспринятым человеком; различительная и идентифицирующая способность товарного знака; использование в сфере предпринимательской деятельности.

В качестве товарных знаков могут быть признаны слова, включая имена собственные, буквы, цифры, изобразительные элементы и сочетания цветов, а также любая комбинация таких обозначений.

 

― международная регистрация товарных знаков;

 

Товарные знаки подлежат государственной регистрации в соответствии с национальным законодательством. Чтобы обеспечить охрану товарных знаков за границей, такие знаки необходимо зарегистрировать в соответствующих государствах.

Международная регистрация товарных знаков предусмотрена Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г. и Протоколом к нему 1989 г. Участниками указанных международных договоров являются около 100 стран. При этом для большинства из них имеют силу оба данных документа.

Страны-участницы Соглашения образуют Специальный союз по международной регистрации знаков. Также данное Соглашение применяется к лицам, не являющимся гражданами стран-участниц, чьи предприятия находятся на территории стран-участниц.

Международная регистрация товарного знака в соответствии с Соглашением обеспечивает охрану знаков в государствах-участниках Соглашения. В основе лежит принцип, согласно которому знак, зарегистрированный в одной из стран-участниц (стране происхождения), может получить правовую охрану в других странах-участницах в упрощенном порядке путем подачи через свое национальное ведомство заявки на международную регистрацию знака в Международное бюро ВОИС. С момента регистрации в каждой заинтересованной стране-участнице знаку предоставляется такая же охрана, как если бы он был заявлен там непосредственно.

Регистрация знака в Международном бюро производится, как указано в Соглашении, сроком на двадцать лет с предоставлением возможности возобновления охраны. Владелец международной регистрации может в любое время отказаться от охраны знака в одной или нескольких странах.

Страна-участница Соглашения может заявить о том, что охрана, возникающая вследствие международной регистрации, будет предоставляться в этой стране только в случае, когда владелец знака прямо испросит ее в заявке. СССР в 1967 г. сделал такое заявление при присоединении к Соглашению. Также СССР заявил о том, что охрана в СССР будет предоставляться только знакам, зарегистрированным после присоединения СССР к Соглашению.

Кроме того, в течение года после международной регистрации товарного знака, в случаях, когда это дозволяется национальным законодательством и в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г., государство-участник может уведомить Международное бюро ВОИС об отказе в охране товарного знака на основании нарушения национального законодательства этого государства.

В Международном реестре также регистрируются данные о передаче прошедшего международную регистрацию товарного знака лицу в другой стране.

Протокол к Мадридскому соглашению ввел в систему международной регистрации знаков некоторые новые правила: заявитель может подавать заявки на международную регистрацию на основании не только национальных регистраций, но и национальных или региональных заявок; заявитель всегда должен определять перечень государств, в которых он хочет получить охрану; срок действия международной регистрации составляет 10 лет с возможностью продления и др.

Протокол вступил в силу для РФ в 1997 г. Согласно Протоколу его правила распространяются на отношения, в которых хотя бы одна из сторон присоединилась к Протоколу, но не является участницей Соглашения. Отношения между участниками одновременно обоих указанных документов регулируются правилами Соглашения, а не Протокола.

В 1973 г. был заключен Договор о регистрации товарных знаков (TRT), который также предусматривает регистрацию товарных знаков через Международное бюро ВОИС. При этом Договор не ограничивает и не исключает действие Мадридского соглашения.

ГК РФ устанавливает, что товарный знак, зарегистрированный в РФ, должен обязательно использоваться. Неиспользование товарного знака в течение 3 лет непрерывно влечет прекращение правовой охраны товарного знака (т.е. прекращение действия регистрации), если только владелец товарного знака не укажет на независящие от него обстоятельства, основанные на существовании препятствий такому использованию. Эти положения ГК РФ соответствуют ТРИПС.

 

― какой из международных договоров должен применяться в правовой системе Российской Федерации: Женевский договор о законах по товарным знакам 1994 г. или Сингапурский договор о законах по товарным знакам 2006 г.

 

В 1994 г. был заключен Договор о законах по товарным знакам, в котором участвует и РФ с 1998 г. Цели этого Договора – осуществление гармонизации и упрощение национального законодательства путем устранения излишних формальностей при подаче заявок и поддержания товарных знаков в силе.

В 2007 г. Россия подписала Сингапурский договор о законах по товарным знакам 2006 г. Цель договора - создание более благоприятных условий для получения правовой охраны товарных знаков в любых государствах и региональных организациях, гармонизация и упрощение процедуры регистрации товарных знаков.

Договоры регулируют порядок и условия регистрации товарных знаков. Данные Договоры, хоть и имеют общую сферу регулирования (охрана товарных знаков), содержащиеся в них нормы все же имеют отличия. Так, Женевский Договор применяется к знакам, состоящим из визуальных обозначений, и относящимся к товарам или услугам (товарные знаки и знаки обслуживания. Женевский Договор не применяется к голографическим знакам и знакам, не состоящим из визуальных обозначений, в частности, к звуковым и обонятельным знакам, а также к коллективным, сертификационным и гарантийным знакам. Сингапурский договор также не применяется к коллективным, сертификационным и гарантийным знакам, а применяется к товарным знакам и знакам обслуживания, но, в отличие от Женевского договора, состоящим из любых обозначений, которые признаются в качестве знаков национальным законодательством государств-участников.

Поскольку РФ является участницей обоих указанных Договоров, при этом состав участников данных Договоров не совпадает (в Женевском договоре участвует в настоящее время 49 государств, в Сингапурском – 25 государств), ставить вопрос о применении в правовой системе РФ одного из этих Договоров неверно. В правовую систему РФ входят оба рассматриваемых международных договора. При этом, поскольку Сингапурский договор заключен позднее, он устанавливает следующие правила: в отношениях между государствами, одновременно являющимися участниками Сингапурского и Женевского договоров, применяется только Сингапурский договор (он заменяет собой Женевский); в отношениях же государств, одновременно являющихся участниками обоих Договоров, с государствами, которые являются участниками Женевского договора, но не являются участниками Сингапурского, продолжает применяться Женевский договор.

Таким образом, вопрос применения соответствующего Договора в отношениях РФ с другими государствами разрешается с учетом того, являются ли эти государства участниками одного или другого Договора.


 

47. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ:

― Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.;

 

Данная Конвенция является основным международным многосторонним соглашением в области авторского права.

К 2013 году участниками Бернской конвенции являются 166 государств, которые образовали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения. Административные функции этого Союза выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно ст.18 (1) Бернской конвенции она применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны.

По своему характеру Бернская конвенция является открытым международным многосторонним соглашением. Поэтому любое государство может к ней присоединиться. Российская Федерация присоединилась к конвенции 13 марта 1995 года с оговоркой о том, «что действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на её территории общественным достоянием». 11 декабря 2012 оговорка была отозвана правительством РФ.

 

― сфера регулирования и объекты охраны;

 

Конвенция установила, что произведение, созданное в одной стране-участнице, охраняется и в других странах-участницах. У авторов есть исключительные права на произведение. Произведение охраняется с момента выхода в свет в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Если произведение написано в соавторстве, то срок 50 лет исчисляется со дня смерти последнего соавтора.

Значительное внимание в Конвенции уделяется объектам правовой охраны, которым посвящены сразу несколько статей. Так, перечень объектов авторского права содержится в ст.2 (1) Бернской конвенции и включается в понятие "литературные и художественные произведения", который охватывает любую "продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения".

Сам термин "произведение" означает необходимость наличия в нем достаточного творческого начала.

Вторым условием предоставления охраны является наличие материальной формы выражения. Согласно п.п. 2 ст. 2 Бернской конвенции литературные и художественные произведения или какие-либо определенные их категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме.

Таким образом, результат творческой деятельности становится объектом авторского права при условии, что он выражен в какой-либо материальной форме. Это обусловлено тем, что поскольку сам объект (произведение) существует нематериально, то без выражения в материальной форме произведение не может быть воспринято другими людьми и не может быть признано объективно существующим.

Далее в той же статье дан перечень конкретных видов произведений, но он носит лишь примерный, а не исчерпывающий характер. Это - книги, брошюры, лекции, другие письменные произведения; драматические, музыкально-драматические произведения, хореографические произведения и пантомимы, разнообразные музыкальные произведения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики, литографии и фотографии, иллюстрации; произведения прикладного искусства; географические карты; планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.

Нельзя не обратить внимания на то, что научные произведения покрываются понятием литературных произведений, а не указываются отдельно. Таким образом, положения Бернской конвенции отличаются от соответствующих положений Всемирной конвенции, которая различает научные произведения и литературные произведения.

Следует отметить, что в Конвенции ничего не говорится о правовой охране программ для ЭВМ, которые в настоящее время охраняются национальными законодательствами практически всех стран.

 

― международная охрана авторских прав в Интернете.

 

Особую актуальность в последние годы приобрели вопросы авторского права, связанные с созданием новых технологий, прежде всего Интернета. Интернет не только создал неограниченные возможности передачи текста, звука и видеозаписи, но и привел к опасным для авторов и иных правообладателей, независимо от места их нахождения, возможностям нарушения их прав.

Попытка решить некоторые вопросы использования цифровых технологий была сделана в Договорах ВОИС об авторском праве и по исполнениям и фонограммам, а также в Директивах, принятых в рамках ЕС в области авторского права и смежных прав. В этих документах, а также в разрабатываемом договоре (протоколе) ВОИС по аудиовизуальным исполнениям было применено понятие «доведение до всеобщего сведения», которое наиболее точно отражает особенности использования охраняемых объектов в новой технологической среде. Так, в ст.8 Договора об авторском праве предусмотрено, что авторы произведений пользуются исключительным правом разрешить «любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору». Тем самым охватывается, в частности, интерактивное сообщение по запросу через систему Интернет.

В феврале 2001 г. После длительного согласования была принята директива ЕС, которая предусматривает защиту авторских прав на размещенные в Интернете литературные и музыкальные произведения, а также фильмы. Государствам-членам ЕС предоставлена возможность использовать различные исключения, предусмотренные в этом документе.

 


 

48. РОЛЬ ЖЕНЕВСКОЙ (ВСЕМИРНАЯ) КОНВЕНЦИИ 1952 Г. В МЕЖДУНАРОДНОЙ ОХРАНЕ АВТОРСКИХ ПРАВ;

― сфера регулирования;

 

В соответствии со ст.1 Конвенции каждое договаривающееся государство обязуется принять необходимые меры для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и всех других носителей авторского права на литературные, научные и художественные произведения, что и является сферой регулирования.

 

― объекты охраны;

 

Определяя конкретные виды подлежащих охране литературных, научных и художественных произведений, Всемирная конвенция ограничивается лишь примерным перечнем. В нем предусмотрены произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, скульптуры и графики.

В понятие "письменные произведения" входят: письменные литературные и научные произведения вне зависимости от форм их выражения, ценности или назначения, в том числе рукописи, личные письма, мемуары, книги, памфлеты, газеты, различные периодические издания, сборники, антологии.

Нельзя не обратить внимания на то, что научные произведения не покрываются понятием литературных произведений, а указываются отдельно. Таким образом, в Конвенции различают научные произведения и литературные произведения.

 

― место Конвенции 1952 г. в международной охране авторских прав.

 

Данная Конвенция является важным многосторонним соглашением в этой области. Она была подписана в Женеве, дополнена на конференции в Париже в 1971 году. Конвенция была разработана под эгидой ЮНЕСКО. В ней участвуют на данный момент более 100 государств.

Данную Конвенцию приняли в альтернативу Бернской Конвенции. В чем отличие Женевской конвенции от Бернской конвенции? В Женевской конвенции более четкий круг охраны (скульптура, живопись, графика, литература, лекции и др.). А еще Женевская конвенция установила более низкий уровень охраны. С момента выхода в свет произведения и 25 лет после его смерти, но исключительные права у автора только 7 лет.

Принятие этой конвенции было обусловлено причинами чисто прагматического характера. Дело в том, что ведущая мировая держава - США не была в то время членом основного международного соглашения в области охраны авторских прав - Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., поскольку уровень правовой охраны внутри США не соответствовал нормам Бернской конвенции. В то же время американский книжный рынок являлся самым крупным в то время. Однако экспортируя свою печатную продукцию в другие страны, американские книгопромышленники и торговцы терпели значительные убытки в связи с тем, что произведения, впервые опубликованные в США, не пользовались охраной за их пределами из-за отсутствия соответствующих международных соглашений. Таким образом, инициаторами разработки и принятия нового и более демократичного международного договора в этой области стали издательские организации США.

Кроме того, был еще целый ряд стран, которые хотели бы участвовать в международно правовой охране авторских прав, однако их законодательство также не соответствовало нормам Бернской конвенции. К ним относились развивающиеся страны Латинской Америки, Азии и Африки, а также молодые независимые государства, становление которых только начиналось. Среди стран, уровень правовой охраны которых не соответствовал положениям Бернской конвенции, был и Советский Союз.

Таким образом, вместо того чтобы менять внутреннее законодательство целого ряда стран, было принято решение подписать новую конвенцию в области авторского права с более легкими требованиями к национальному законодательству стран - участниц.

Характерной особенностью Всемирной конвенции является отсутствие обратной силы, т.е. нормы конвенции не распространяются на произведения, которые были выпущены в свет в других странах - участницах до момента присоединения данной страны к Всемирной конвенции. В связи с этим сначала в советском Союзе, а затем и в России большими тиражами издавались произведения Агаты Кристи, которые все были впервые опубликованы до 27 мая 1973 г.

На всех издаваемых в СССР и России произведениях после присоединения СССР к Всемирной Конвенции стал ставиться знак охраны авторского права – (с).

 

 


 

49. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА СМЕЖНЫХ ПРАВ:

― понятие смежных прав;

 

Понятие "смежные права" утвердилось не сразу. В каждом государстве устанавливается национальный режим - объем охраны смежных прав определяется законодательством той страны, где эти права были созданы.

Сейчас можно дать следующее определение смежных прав – совокупность норм, предоставляемых для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении определенных объектов их интеллектуальной деятельности. Это права, под которыми понимаются права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания.

В российском законодательстве объекты смежных прав определяются в ст.1304 ГК РФ – это:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

 

― субъекты смежных прав;

 

Среди субъектов смежных прав выделяются следующие:

· исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);

· производители фонограмм (изготовители фонограмм);

· организации эфирного или кабельного вещания;

· изготовители баз данных;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.105 с.)