Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и назначение основных принципов международного права↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общие принципы – это такие принципы, требования которых одинаково обязательны для соблюдения всеми участниками международных отношений. В доктрине международного частного права по этому вопросу не имеется разногласий. Л.Н. Галенская также полагает, что «общие принципы права – это основа любого права, это положения, без которых не может быть права вообще, ни внутреннего, ни международного. В качестве примера таких принципов можно назвать обязательность правовых предписаний, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм права, последующий правовой акт отменяет предыдущий и др.». В частности, Лунц Л.А. писал: «ряд основных начал международного публичного права имеет определяющее значение и для международного частного права». Эти принципы обладают высшей юридической силой в международных отношениях, а также во внутреннем праве государств, им свойственна императивность, они выступают в качестве критерия законности, системообразующего фактора и могут быть основой для принятия решений по конкретным делам. Соответствующие принципы зафиксированы в Уставе Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. и Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, одобренной на XXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 24 октября 1970 г. Принцип суверенного равенства государств составляет основу современных международных отношений. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Основное значение принципа суверенного равенства - обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями. В настоящее время государства часто передают в пользу создаваемых ими международных организаций часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета. Однако это не означает умаления принципа суверенного равенства в межгосударственных отношениях. Передавая часть своих полномочий международным организациям добровольно, государства не ограничивают свой суверенитет, а, наоборот, реализуют одно из своих суверенных прав - право на заключение соглашений. Кроме того, государства, как правило, оставляют за собой право контроля за деятельностью международных организаций. Понятие суверенного равенства включает следующие элементы: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. Принцип запрещения применения силы и угрозы силой. Наличие мирных и дружественных отношений между государствами – основа и объективная необходимость для развития международных отношений в современном мире. Особое значение приобретает запрет использовать экономическое давление в отношении других субъектов. Если в международном публичном праве в качестве мер экономического давления называют экономическую блокаду, бойкот, эмбарго, задержание (арест) морских судов и пр., то в международном частном праве это будет любое принуждение (к заключению сделки, партнерству, вступлению в брак и пр.). Правоотношение, возникающее под угрозой применения силы, является недействительным. Анализ документов, раскрывающих содержание принципа неприменения силы или угрозы силой, приводит к выводу, что запрещаются: 1) любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства; 2) применение силы или угрозы силой с целью нарушения существующих международных границ другого государства или для разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ, или для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия; 3) репрессалии с применением вооруженной силы; к этим запрещенным действиям относится, в частности, так называемая «мирная блокада», т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время; 4) организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемничества; 5) организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или потворствование организационной деятельности в пределах собственной территории, направленное на совершение таких актов, в том случае, когда упомянутые акты связаны с угрозой силой или ее применением; 6) военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушение Устава ООН: · приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или ее применения; · насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость Принцип мирного разрешения международных споров. В соответствии с этим принципом все субъекты обязаны разрешать возникшие споры мирным путем, независимо от характера спора. Средств разрешения споров - непосредственные переговоры, примирительная процедура, мини-процесс (мини-трайл), частное судейство, суд, арбитраж (третейский суд), механизм международных организаций. Если в международном публичном праве используются только международные средства разрешения споров, то в международном частном праве возможно использование как международных средств (например, механизма международных организаций), так и внутригосударственных (суд, третейский суд и др.). Принцип невмешательства - обязанность не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства. Феномен вмешательства может иметь различные проявления: во-первых, это вмешательство государства в деятельность иных субъектов международного частного права; во-вторых, это вмешательство иных субъектов в дела государства; в-третьих, это вмешательство не властных субъектов международного частного права во внутренние дела друг друга. Однако возникает вопрос о границах контроля со стороны государства за деятельностью физических и юридических лиц. Что касается физических лиц, то их права и обязанности обычно конституционно закреплены и гарантированы. Они имеют право на судебную защиту их законных прав и интересов. В отношении юридических лиц государство осуществляет таможенный, налоговый, валютный, административный контроль. В разных государствах этот контроль отличается различной степенью жесткости. Юридические лица могут обжаловать действия государственных органов в суд. Что касается второго проявления, то обычно вмешательство в дела государства осуществляется со стороны транснациональных корпораций (ТНК). Именно поэтому Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1974, устанавливает, что «транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дала принимающего государства». Более того, она предусматривает право государства регулировать и контролировать деятельность ТНК и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность соответствовала его экономической и социальной политике. В отношении невмешательства субъектов международного частного права в дела друг друга следует отметить, что каждое физическое и юридическое лицо, международная неправительственная организация, действуют самостоятельно. Например, юридические лица при заключении внешнеэкономических сделок не имеют права выдвигать требования, касающиеся изменения устава партнера, изменения видов деятельности и пр.; физические лица не должны диктовать выбор супруга(ги) в брачных делах и пр. Принцип сотрудничества государств - государства должны осуществлять свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Свободно выбирая себе партнера из другого государства, юридические и физические лица в своей деятельности обязаны соблюдать такие правила как запрещение демпинга, свободный доступ к морю, взаимная выгода и др. Предполагается, что сотрудничество субъектов международного частного права должно строиться на взаимовыгодной основе, вести к повышению благосостояния. Принцип добросовестного исполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН. Действие принципа добросовестного исполнения обязательств в сфере международного частного права предполагает, что все субъекты международного частного права обязаны добросовестно выполнять: требования, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, из международных договоров; требования законодательства соответствующих государств; обязательства, принятые на себя по контрактам. Принцип равноправия и самоопределения народов. Действие его выражается в требовании не дискриминации в отношении наций, борющихся за свою независимость. Такие нации – временные субъекты международного права, имеют право на участие в экономических, культурных и иных международных отношениях. Принцип уважения прав человека. Нельзя сотрудничать, не уважая права друг друга, не уважая права человека. При сотрудничестве в области МЧП нельзя поступаться правами человека. В области МЧП это наиболее видно, потому что в области МЧП появились такие конвенции, как, например, Конвенция о защите прав совершеннолетних, Конвенция о правах ребенка и т.д. Этих конвенций много и они действуют в области МЧП. Принцип Pacta sunt servanda – договоры должны соблюдаться, то есть речь идет о добросовестном выполнении принятых на себя обязательств. Для МЧП это просто как хлеб, то есть, если не будут выполняться обязательства, международного права никакого не будет – ни публичного, ни частного. Вступая в международные отношения, субъекты обязаны руководствоваться теми основными правилами, которые в течение длительного времени вырабатывались для государств, поскольку государства сообразуют свое внутреннее законодательство с общими (основными) принципами международного права и, соответственно, устанавливают и правила поведения для своих физических и юридических лиц, в том числе и на международной арене. Специальные же принципы характеризуются тем, что они регулируют определенную группу общественных отношений, имеют нормативное содержание и не противоречат общим принципам международного права.
ПРИНЦИПЫ МЧП Помимо общих принципов МП, тут действуют и собственные принципы МЧП (4 принципа). Принцип равенства правовых систем. В современном мире существуют три основных правовые системы – континентальная, общего права (англо-саксонская) и мусульманская. Несмотря на существенные различия между ними, в случае, когда в силу действия коллизионной нормы необходимо применить иностранное права, судья не может отказаться от такого применения только на том основании, что данная норма принадлежит к иной правовой системе. В частности, в ГК РФ статья 1193 устанавливает, что «Отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы Российской Федерации». Принцип права на защиту. Право на защиту обычно является конституционным принципом. В конституциях государств предусматривается, что все имеют право на защиту, причем это касается как собственных граждан, так и иностранцев. В ст. 45 Конституции Российской Федерации указано, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Иностранные граждане, пребывающие или проживающие в Российской Федерации, могут свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, другие государственные органы за защитой своих прав и интересов. Данный принцип действует и в сфере международного частного права. В договорах о правовой помощи содержится отдельная статья, которая касается предоставления национального режима гражданам договаривающихся государств при обращении в суды, прокуратуру, другие государственные органы за защитой своих прав и интересов. Принцип не дискриминации. Все субъекты международного частного права равны, в отношении них не должна осуществляться дискриминация по признакам гражданства, расы, пола и т.п. Отдельно следует сказать о не дискриминации граждан непризнанных государств. При этом в международных отношениях особое значение еще имеет и то, что в содержание этого принципа включают не дискриминацию граждан и юридических лиц не признанных государств. Даже если нет никакого признания, это не означает, что это непризнание и граждан, и юридических лиц этого государства. Они равны в отношениях и с гражданами какого-то третьего государства, и в отношении них не должна допускаться дискриминация только потому, что они являются гражданами такого непризнанного государства. Принцип lex fori - принцип закона суда. Для всех национальных судов характерно, что они применяют процессуальное право своего государства. Иностранное процессуальное право может быть применено в исключительных случаях. Эти исключения устанавливаются в международных договорах. В частности, в договорах о правовой помощи обычно предусматривается, что при исполнении судебного поручения запрашиваемый орган может применить право запрашивающего государства в том случае, если орган соответствующего государства об этом попросит и возместит все издержки, связанные с применением иностранного процессуального права. Данный принцип закреплен в ряде международных соглашений: Гаагская Конвенция по Гражданскому процессу 1954 года. Так же и в иных международных договорах, где одно государство обязуется оказывать помощь другому в производстве следственных действий. И это важно, ибо позволяет через п 4 ст 15 КРФ признать полученные доказательства по иностранному процесс праву полученными в соответствии с национальным законом: международный договор с закрепленным в нем принципом lex fori имеет большую юр силу, чем УПК.
Также существует другое мнение - другие принципы, но это не совсем принципы, так как они регулируют конкретные отношения, и не являются принципами как таковыми –такой позиции придерживается Бахин. 1. Под автономией воли сторон принято понимать институт, объединяющий нормы, которые регулируют вопросы, возникающие вследствие заключения сторонами договора соглашения о праве, применимом к их отношениям. 2. Принцип наибольшего благоприятствования - один из основных принципов торговых договоров, заключаемых с иностранными государствами. В силу данного принципа иностранцы пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства. Указанный принцип состоит в том, что иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться в будущем юридическим и физическим лицам третьей страны. Тот режим в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключен торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого принципа создаются равные условия для всех иностранных государств и их организаций и фирм в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором. Принцип наибольшего благоприятствования всегда устанавливается в договорном порядке. Для современной договорной практики нашего государства характерны некоторые изъятия, касающиеся развивающихся стран, а также связанные с установлением особых преимуществ в пределах определенных таможенных союзов. 3. Национальный режим. В силу этого режима иностранным гражданам и юридическим лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Отличие национального режима от режима наибольшего благоприятствования состоит в том, что в силу последнего в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой. При определении общего правового статуса иностранных граждан в РФ решающее значение имеет принцип национального режима. Согласно Конституции РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами граждан России (ст. 37). Таким образом, в силу национального режима иностранные граждане, и в первую очередь постоянно проживающие в РФ, ставятся в равное положение с российскими гражданами, они пользуются теми же правами и должны нести те же обязанности, что и российские граждане. Предоставление национального режима предусматривается в отношении свободного доступа иностранных юридических лиц и граждан в суды. Национальный режим применяется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе национального режима). По отдельным вопросам, например в отношении доступа в суды, национальный режим предусмотрен в договорах о торговом мореплавании. 4. Проблема взаимности государств непосредственно связана с такой объективной реальностью современного мира, как взаимозависимость государств. Равноправие государств находит свое выражение и во взаимном признании государствами действия их законов независимо от принадлежности государства к той или иной общественной формации. Сотрудничество между странами основано на взаимности. Сущность взаимности государств состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранного государства определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего права государства будут пользоваться аналогичными правами в данном иностранном государстве. Вводя оговорку о взаимности в международный договор, государство преследует цель обеспечить своим организациям и гражданам за границей пользование определенными правами. В международном частном праве обычно различают два вида взаимности государств: материальную и формальную. Под материальной взаимностью понимается предоставление физическим и юридическим лицам иностранного государства той же суммы конкретных прав или полномочий, которыми пользуются отечественные граждане в данном иностранном государстве. При формальной взаимности иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются правомочия, которые вытекают из местного закона; они могут быть поставлены в одинаковое положение с местными гражданами и юридическими лицами. Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом. В случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное (ст. 1189 ГК РФ). 5. В связи с взаимностью возникает вопрос о реторсии, то есть о применении ответных ограничений. Если одно государство принимает меры, наносящие неосновательный в порядке дискриминации ущерб интересам другого государства или его граждан, то это последнее государство может принять ответные ограничительные меры. Целью таких мер является обычно достижение отмены ограничений, установленных первым государством.Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц (ст. 1194 ГК РФ).В соответствии с положениями международного права применение ограничительных мер в отношении определенного иностранного государства (его органов, юридических лиц и граждан) в качестве реторсии (ответной меры) не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации.
04 - ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА: ― личный закон физического лица, ― правоспособность и дееспособность физического лица, ― ограничения, устанавливаемые в отношении иностранных физических лиц.
Физические лица могут становиться субъектами международного частного права в том случае, когда они вступают в отношения с гражданами других государств (заключают сделки, становятся наследниками, вступают в брак и пр.). Правовое положение физических лиц обычно определяется законом их гражданства. В том случае, когда гражданин одного государства оказывается на территории другого государства, он получает в нем статус иностранца. Гражданская правоспособность — способность иметь гр. права и нести обязанности, содержание правоспособности устанавливается законом. В российском праве вопрос гражданской правоспособности урегулирован ГК РФ, а именно ст. 1196: Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. В результате изучения положений ст. 1196, а так же 1197 ГК РФ, можно выделить следующие особенности личного закона: 1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. 2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право.4. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.5. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.6. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Под правоспособностью физического лица понимается его способность быть носителем соответствующих прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Она присуща человеку как жизнеспособному существу и не зависит от его умственных способностей, состояния здоровья и иных факторов. Ранее законодатель предусматривал возможность полного принудительного лишения гражданской правоспособности – данное явление было принято называть «гражданской смертью». Однако в настоящее время подобные действия законодательно не допускаются в большинстве стран. Обычно правоспособность возникает с момента рождения человека (в Италии – через 24 часа после рождения). Под дееспособностью физического лица понимается его способность своими действиями приобретать права и обязанности. Для того, чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение, то есть это правовое свойство субъекта зависит от умственного состояния человека. Законодательством большинства стран установлено, что дееспособным в полном объеме гражданин становится по достижении установленного в законе возраста, то есть совершеннолетия. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определено Федеральным законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г. Права иностранных граждан связаны с рядом ограничений, установленных федеральным законом, либо международным договором РФ. В России иностранцам запрещено занимать некоторые должности или заниматься определенными видами деятельности, в том числе находиться на муниципальной службе, быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации и др. Участие иностранцев в трудовых отношениях обусловливается, за исключением некоторых случаев, наличием у лица разрешения на работу. Закон также запрещает временно проживающему в Российской Федерации иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Помимо этого право на приватизацию жилых помещений в государственном, муниципальном и ведомственном фондах также принадлежит только российским гражданам. Статья 56 Кодекса торгового мореплавания РФ устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности капитана, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста на судне под российским флагом. Особые правила устанавливает и Воздушный кодекс РФ. Ограничению могут быть подвержены отдельные личные права иностранцев, прежде всего право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (устанавливается особый режим пребывания и проживания, предусматриваются ограничения возможности посещения отдельных территорий, организаций и объектов и др.)
05 - ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ― правовые акты по вопросам статуса иностранных граждан; ― правовые режимы статуса иностранных лиц; ― ограничения для иностранных граждан, действующие в РФ. Правовой режим иностранцев всегда определяется внутренним законодательством государства пребывания, однако при этом он должен соответствовать требованиям международного права, а так же международным стандартам в области прав человека. Подобные нормы содержатся в документах ООН (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года), в универсальных международных договорах (Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года). В Российском законодательстве основы правового положения иностранцев установил Федеральный Закон от 25.07.2002 № 155-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Отношении в отдельных областях жизнедеятельности регулирует ряд других законодательных актов: Федеральный Закон от 31 мая 2002 год № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», Федральный Закон от 08.05.1996 №41-ФЗ «О производственных кооперативах», Гражданский Кодекс РФ и др. Реализация прав и обязанностей иностранцами зависит от правового режима, предоставленного государством пребывания. Правовой режим иностранцев – правовой статус, определяющих объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания. В российской правовой науке принято выделять следующие виды: национальный, специальный, оккупации, наибольшего благоприятствования и преференциальный. Национальный – уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания. Он предоставляется иностранцам, как правило, независимо от того, пользуются ли таким режимом соответствующее иностранное государство. Этот режим является наиболее распространенным. Например, в законодательстве Испании установлено, что иностранцы в Испании пользуются теми же гражданскими правами, что и граждане, за исключением случаем, предусмотренных специальным законодательством. Подобные условия предусмотрены в Республике Грузия, а так же в Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ). Как правило, национальный режим имеет определенные оговорки, позволяющие ему существовать только в отдельных областях правового регулирования. Подобные оговорки носят негативный характер, сводятся к изъятию из правоспособности прав и являются основой формирования специального режима – предоставления иностранцам в какой-либо области определенных прав и/или установление для них обязанностей и запретов, отличающихся от тех, которые предусмотрены для граждан соответствующего государства. Как правило, это ограничения в политической сфере – право избирать и быть избранным, доступ к государственной службе. Установление специального режима путем предоставления иностранцам отдельных преимуществ по сравнению с гражданами государства – применяется на оккупированных территориях, последний раз официально после первой мировой войны. В данный момент режим оккупации не применяется. Режим наибольшего благоприятствования – предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и /или установление для них таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном положении. Иначе говоря, подобный режим должен быть не менее благоприятным, аналогичным режиму, распространенному на любое третье государство. Он имеет договорной характер, предусматривается путем введения специальной оговорки (клаузулы). Фактически носит отсылочный характер и выражается в установлении либо специального, либо национального режима. Преференциальный - это предоставление в тех или иных областях гражданам (а так же в некоторых случаях – жителям) определенных государств преимуществ и льгот по сравнению с общим правовым положением иностранцев. Формируется путем перечисления конкретных полномочий жителям иностранного государства к общему статусу иностранцев. Обычно сводится к предоставлению национального режима там, где для всех иностранцев предусмотрен специальный режим. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определено Федеральным законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г. Права иностранных граждан связаны с рядом ограничений: иностранцы в РФ не могут занимать высшие государственные должности, быть судьями, прокурорами, заниматься некоторыми видами деятельности. Для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации необходимо иметь специальное разрешение как самому работнику, так и работодателю – на привлечение иностранной рабочей силы. Статья 56 Кодекса торгового мореплавания РФ устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности капитана, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста на судне под российским флагом. Особые правила устанавливает и Воздушный кодекс РФ.
06 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ МЧП: ― правовой статус международных межправительственных и неправительственных организаций в сфере МЧП; ― иммунитеты международных организаций.
Международная организация – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств – членов. Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и не правительственные организации. Международная неправительственная организация -это специальный вид добровольных общественных объединений (организаций). Следовательно, можно утверждать, что на них распространяются те характерные черты, которые присущи только общественным организациям. Специфическим характером общественных объединений является то, что они создаются для выполнения определенной деятельности, в процессе которой реализуются их права. Международные неправительственные организации не являются органами, выражающими волю государства, поэтому их мнения и резолюции не охватываются процессом нормообразования. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 23 мая 1968 г. № 1296 (XIV) любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, и не преследующая своей целью извлечение прибыли. Основными признаками МНПО принято считать: - отсутствие целей извлечения прибыли; - признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях; - получение денежных средств более чем из одной страны; - осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах; - создание на основе учредительного акта. Эти организации всегда регистрируются по какому-либо национальному праву. Обычно они должны пройти регистрацию в том государстве, где расположена их штаб-квартира. Далее, если они создают подразделения в другом государстве, то оно подлежит регистрации, аккредитации по национальному праву другого государства. Таким образом, если МНО осуществляет свою деятельность в нескольких государствах, она подчинена каждому из этих правопорядках в полном объеме. В РФ подобного рода организации регистрирует Минюст. По своему статусу подобные организации приравнены к некоммерческим организациям. Т.е. во всех государствах, в которых они будут вести деятельность, на них распространяются требования к некоммерческим организациям.
Международная межправительственная организация - объединение государств, учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета. Международные межправительственные организации можно классифицировать: а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.; Каждая межправительственная организация имеет ряд признаков: членство не менее трех государств, постоянные органы и штаб-квартира, наличие учредительного договора, уважение суверенитета членов-государств, невмешательство во внутренние дела, установленный порядок принятия решений. Как правило, они обладают статусом юридического лица, при чем ММПО является юридическим лицом особого рода, их правовой статус значительно отличается от
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.012 с.) |