Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исполнение судебных поручений заграницей

Поиск

1. Понятие судебного поручения

Судебное поручение представляет собой просьбу, исходящую от судебных или других юрисдикционных органов одного государства к государственным юрисдикционным органам другого государства с просьбой совершения различного рода процессуальных действий. Первым международным договором, посвященным вручению судебных поручений, была Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. (далее — Конвенция 1954 г.). Российская Федерация входит в число ее участников с 26 июля 1967 г. Конвенция 1954 г. была принята в целях улучшения существовавшей до нее Конвенции по вопросам гражданского процесса 1905 г.

Ввиду присоединения Российской Федерации к Гаагским конвенциям о вручении за границей судебных и внесудебных документов 1965 г. и о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г., в которых вопросы вручения судебных поручений также нашли отражение, некоторые статьи Конвенции 1954 г. прекратили свое действие применительно к отношениям между РФ и рядом государств.

Конвенция 1954 г. включает 33 статьи, состоит из 7 разделов, регулирующих следующие вопросы:

— Вручение судебных и внесудебных документов

— Судебные поручения

— Залог

— Оказание бесплатной правовой помощи

— Бесплатная выдача выписок из актов записи гражданского состояния

— Тюремное заключение за долги

— Заключительные постановления.

В разделе I Конвенции закрепляются способы вручения документов по гражданским делам лицам, находящимся за границей:

• пересылка документов непосредственно почтой;

• вручение документов судебными исполнителями (приставами) или другими должностными лицами государства, на территории которого осуществляется вручение документов;

• передача документов через дипломатических и консульских агентов.

 

Вручение судебных документов по общему правилу происходит без взимания денежных сборов. Вместе с тем в Конвенции 1954 г. предусматривается возможность возмещения расходов, которые несет запрашивающее государство.

Раздел о судебных поручениях является центральным в Конвенции 1954 г., поскольку в нем закрепляются формы сотрудничества судов различных государств по оказанию содействия друг другу в сборе доказательств.

В соответствии со статьей 8 судебные власти одного государства могут обращаться по гражданским делам к компетентным властям другого государства с судебным поручением, содержащим просьбу о производстве определенных процессуальных действий, например о допросе свидетелей.

В Конвенции 1954 г. содержится специальное положение, в соответствии с которым любое государство может заявить о том, что все судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, должны передаваться только дипломатическим путем.

В Российской Федерации передача и принятие судебных поручений осуществляется посредством своего рода «передаточного звена», в роли которого выступает Министерство юстиции Российской Федерации. Аналогичный порядок взаимодействия судов по оказанию друг другу помощи в осуществлении процессуальных действий предусмотрен также и в Конвенции стран СНГ 1993 г.

С рядом государств Российская Федерация имеет двусторонние договоры, в которых отдельные вопросы, связанные с исполнением судебных поручений или вручением документов, регламентируются более подробно по сравнению с рассмотренными положениями Конвенции 1954 г. Такие договоры Россия имеет с Австрией, Алжиром, Грецией, Ираком, Финляндией, Францией, ФРГ, с государствами — членами СНГ и другими государствами.

Помимо конвенции 1954 г., вопросы международного гражданского процесса получили закрепление в ряде других международных конвенций. К их числу относятся:

• Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г. (примечательно, что эта Конвенция вступила в силу через 30 лет после ее принятия; Россия является участником данной Конвенции с 1991 г.);

• Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г.;

• Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г.;

• Конвенция о международном доступе к правосудию 1980 г.

Судебное поручение представляет собой просьбу, исходящую от судебных или других юрисдикционных органов одного государства к государственным юрисдикционным органам другого государства с просьбой совершения различного рода процессуальных действий. Содержание просьбы составляют следующие действия:

• вручение судебных повесток, передача искового заявления и прилагаемого к нему пакета документов;

• истребование письменных доказательств (выписки из реестра о подтверждении статуса юридического лица, передача свидетельства о браке или о расторжении брака и т.п.);

• заслушивание и фиксация показаний сторон, третьих лиц, свидетелей, экспертов об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела. Как правило, это бывает в том случае, когда указанные участники не могут выехать и принять участие в суде иностранного государства для дачи непосредственных показаний. К этому же виду судебных поручений можно отнести просьбу о совершении определенных действий, например, связанных с осмотром жилого помещения;

• проведение медицинской, почерковедческой, землеустроительной и других видов экспертиз, материалы для проведения которых находятся на территории иностранного государства и по объективным причинам не могут быть переданы в государство, где рассматривается дело;

• в качестве отдельного вида судебного поручения можно назвать просьбу о предоставлении информации о содержании иностранного права. Правовой основой данного вида судебного поручения является Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства. В этой конвенции Российская Федерация участвует с 13 мая 1991 г. Кроме того, в рамках СНГ в 1994 г. была принята Конвенция об обмене правовой информацией, подписанная всеми государствами СНГ, кроме Украины и Туркменистана, стороны которой могут обмениваться правовой информацией путем электронной передачи документов или предоставления информации на бумажных носителях.

Указанные судебные поручения, перечень которых не является исчерпывающим, может исполняться разными способами, но основных четыре:

• дипломатический — вручение документов производится по просьбе консула запрашивающего государства лицам и органам запрашиваемого государства, которые будут указаны последним в качестве таковых;

• посредством взаимодействия центральных органов юстиции: в качестве таковых выступают министерства юстиции или министерства, выполняющие аналогичные функции, с другим названием;

• непосредственное взаимодействие судебных учреждений: судебные поручения передаются непосредственно судом одного государства в суд другого, минуя центральный орган юстиции;

• иные способы передачи, включая вручение документов путем непосредственной передачи их адресату.

В российском законодательстве правовое обеспечение исполнения судебных поручений реализуется статьей 407 ГПК и статьей 256 АПК, в соответствии с которыми суды общей юрисдикции и арбитражные суды РФ исполняют судебные поручения, переданные им в порядке, установленным международным договором РФ или федеральным законом. Учитывая, что законодатель говорит о наличии международного договора или федерального закона применительно к порядку исполнения судебного поручения, сам факт исполнения судебного поручения не обусловлен имеющимся международным договором. В этом состоит принципиальное значение правовой позиции Российской Федерации, разрешающей исполнять судебные поручения независимо от наличия международного договора. Это следует помнить, когда речь будет идти о признании и исполнении иностранных судебных решений, где ситуация складывается иначе.


59. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОДСУДНОСТИ.

1. виды подсудности, исключительная подсудность;

Международная подсудность – определение, суду какого государства подведомственно рассмотрение данного дела. Тут точнее термин - разграничение судебной юрисдикции. Как только мы имеем дело с трансграничными отношениями - у нас возникает международная подсудность, и надо определить какому суду подведомственно это дело.

Она определяется на основе национального законодательства и международных соглашений. Возможно возникновение коллизий между разными национальными правовыми системами относительно юрисдикции в отношении полномочий на рассмотрение тех или иных споров.

Брюссельская конвенция 1968 года (Конвенция вступила в силу, но РФ не участвует) «Об ограничении юрисдикции и исполнении иностранных судебных решений» - там определено 2 вопроса: 1) подведомственность 2) при соблюдении подведомственности обязательное исполнение судебных решений. Поскольку универсальное соглашение не состоялось (проект есть, но государства его не приняли), а Брюссельская конвенция (теперь уже регламент) не имеет никакого отношения к РФ, других соглашений нет, юрисдикция чаще всего определяется на основе национального законодательства - поэтому коллизии относительно юрисдикции очень и очень распространены.

В государствах сложились определенные схемы определения подсудности:

1) самая распространенная - по месту нахождения ответчика (РФ в том числе) - это не значит что это единственный критерий, он главный - может дополняться если главный не сработал

2) система общего права - спор подведомственен суду того государства где ответчику можно вручить копию исковых требований - понимание очень широкое - вначале это пошло от распределения юрисдикции между штатами.

3) англо-саксонская - подсудность определяется по гражданству - применяется во Франции - французскому суду подсудны граждане Франции вне зависимости от места их проживания

Виды подсудности

1) исключительная - это те случаи когда государство говорит что данные дела подсудны только судам данного государства - в каждом государстве это обязательно есть, но перечень может варьироваться от государства к государству, но есть перечень, который определен практически во всех государствах: недвижимость, оспаривание ОГВ. В РФ как в ГПК так и в АПК есть соответствующие положения регулирующие исключительную подсудность - есть общая исключительная подсудность – ст. 30 АПК и есть специальная - ст. 403 ГПК (по делам с иностранными лицами). Точно так же и в АПК - ст. 248 (по делам с иностранными гражданами).

Исключительная подсудность мб предусмотрена в МД - Киевское соглашение 1992 года: общее правило в нем установлено что все иски предъявляются по м нахождения ответчика, а дальше устанавливается исключительная подсудность: из причинения вреда - по месту причинения вреда, недвижимость и прочее.

А если одно и то же предусмотрено и в МД и в законе - что применять? Не может быть 2 одинаковых норм - тут важен вопрос толкования.

2) альтернативная - возникает из трансграничного характера отношений: иск может быть предъявлен как в суде одного так и в суде другого государства. Альтернатива у истца. Как правило, это в отношении многих вопросов связанных с правовым положением личности - например по алиментным обязательствам многие государства устанавливают альтернативную подсудность. Единственное что альт подсудность всегда порождает вопрос об исполнимости решения.

В РФ она установлена и в ГПК и в АПК.

3) положительная (отрицательная) - также вытекает из трансграничного характера отношений. Положительная: когда суд хотя бы одного государства готов принять дело к рассмотрению. Отрицательная - суд ни одного государства дело к рассмотрению не принимает так как по законодательству дело не подлежит рассмотрению этого суда - дело безвыходное - суд не будет принимать во внимание что другой суд не рассматривает этого дела.

Пример: было дело: гражданка РФ хотела расторгнуть брак с гражданином Нигерии, а жили они в Италии. В Нигерии им отказали, так как жили они в Италии, Италия консервативна и там тоже брак не расторгнуть. В РФ тогда были другие законы и поэтому им тоже отказали, выхода не было. Потом, правда, изменили законодательство в РФ и у них появился выход, но если бы не это - так бы и жили в браке.

4) договорная подсудность - возможно только если закон это допускает. может явствовать из МД или национального законодательства. Законодательство РФ допускает договорную подсудность. Соглашение о подсудности - пророгационное соглашение. Это и в АПК и в ГПК (ст. 404) предусмотрено. Нельзя заключить такое соглашение только если установлена исключительная подсудность - по ГПК.

13й ААС - от 10 октября 2013 года: в контракте написано, что спор должен быть рассмотрен в высшем суде юстиции Англия - на самом деле в литературе он именуется "высокий суд правосудия". Официального перевода тут быть не может, можно посмотреть что в английском языке контракта. А если написано что преимущество при споре у контракта на русском языке? 13й ААС сказал, что преимущество у русского языка, такого суда нет - так что я компетентен его рассматривать.

Договорная подсудность может быть предусмотрена и МД, в частности Минская и Кишиневская конвенции.

Пророгационные соглашения;

Это к вопросу о договорной подсудности – см. выше.

В соответствии со ст. 404 ГПК РФ это соглашения об изменении подсудности дела, имеющие место в делах с участием иностранного лица. Оно возможно до принятия дела судом к своему производству. Установлены определенные категории дел, по которым подсудность не может быть изменена.

Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, Гражданские дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации, исключительная подсудность по ст. 30 ГПК и 403 ГПК РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.116.61 (0.007 с.)