Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное регулирование взыскания алиментов и других форм содержания семьи

Поиск

В целях большей гарантии обеспечения интересов детей в договорах с Венгрией, Болгарией и Польшей закреплено правило, позволяющее применить закон страны места жительства ребенка, если законодательство этой страны является для него более благоприятным. Договор с Вьетнамом предусматривает по делам о взыскании алиментов с родителей в пользу детей и с совершеннолетних детей в пользу родителей применение законодательства страны, на территории которой имеет место жительства лицо, претендующее на по­лучение алиментов. Таким образом, российская гражданка может обратиться в наш суд с иском о взыскании алиментов на содержание ребенка, если отец ребенка – иностранный гражданин проживает в РФ или в стране, с которой имеется договор о правовой помощи, предусматривающий взаимное исполнение судебных решений.

Определенное регулирование проводят Минская и Кишиневская Конвенции. Так как РФ, хотя и является договаривающейся стороной по Кишиневской Конвенции (О правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам), ее не ратифицировала, принимать во внимание ее не буду. Ст. 32 Минской конвенции устанавливает определенные правила о взыскании алиментов (аналогичное установлено в Кишиневской Конвенции):

· Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанности родителей по содержанию детей, определяются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии такового их взаимные права и обязанности определяются законодательством стороны, гражданином которой является ребенок.

· По требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство договаривающейся стороны, на территории которой постоянно проживает ребенок.

· Алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а так же алиментные обязательства иных членов семьи определяются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой они имели совместное место жительства. При отсутствии такового – законодательство договаривающейся стороны, гражданином которой является истец.

· Договаривающиеся стороны оказывают друг другу помощь в розыске ответчика по делам о взыскании алиментов, когда есть основание полагать, что ответчик находится на территории другой договаривающейся стороны, и судом вынесено определение об объявлении его розыска.

Еще есть Конвенция ООН 1965 года о взыскании алиментов за границей, но РФ к ней не присоединилась и не подписала. Можно еще упомянуть конвенцию о правах ребенка 1990 года, которой установлена обязанность родителей обеспечить условия жизни, необходимые для развития ребенка, РФ ратифицирована.

3. Процессуальные вопросы взыскания алиментов за границей

Рассмотрение судами семейных дел с участием иностранцев имеет свою специфику, поскольку отношение связано с иностранным государством и имеет в этом смысле международную окраску. Так, при обращении в суд супруга с иском о расторжении брака с иностранной гражданкой или матери - о взыскании алиментов на ребенка с проживающего за границей отца ребенка - иностранного гражданина, как и в других подобных случаях, возникают вопросы, которые при рассмотрении семейных дел без участия иностранцев не имеют значения:

a. о возможности рассмотрения дела российскими судами (международная подсудность);

b. о положении иностранцев в гражданском процессе (имеют ли они такие же процессуальные права и обязанности, как и российские граждане);

c. о порядке ведения судопроизводства (в частности, может ли суд применять процессуальные нормы иностранного государства);

d. о порядке вручения документов, допросе сторон или свидетелей и получении других доказательств за пределами России и о выполнении российскими судами соответствующих просьб иностранных судов;

e. о признании и исполнении в России решений иностранных судов и о признании и исполнении за границей решений, вынесенных российскими судами.

Необходимо принять во внимание положения Конвенции по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года, Гаагские конвенции от 15 ноября 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам и от 18 марта 1970 г. о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам заменили в отношении стран, участвующих в Конвенции от 1 марта 1954 г., соответствующие разделы последней. Есть еще и третья конвенция, заменившая оставшуюся часть (ст. 17 - 26) Конвенции 1954 г., - Конвенция о международном доступе к правосудию от 25 октября 1980 г.

На региональном уровне – ЕС – регулирование осуществляется Брюссельской и Луганской конвенциями.


 

56 - ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ:

-понятие правовой помощи, основания для оказания правовой помощи.

Правовая помощь – совершение процессуальных действий, предусмотренных законодательством соответствующего государства, как то, пересылка, составление документов, допрос лиц (свидетеля, обвиняемого), получение вещественных доказательств, проведение экспертиз, осмотра места происшествия, передача вещественных доказательств. В общем, правовая помощь – это совершение отдельных действий в гражданском процессе. + некоторые включают сюда признание судебных решений (Бахин также считает это частью правовой помощи, а не отдельным институтом).

Под правовой помощью понимается какая либо помощь со стороны властей иностранного государства по делу в производстве местного суда или иного органа, а также помощь местных властей по делу в производстве суда иностранного государства.

Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании норм национального законодательства страны выполнения судебного поручения и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок оказания правовой помощи. Вместе с тем по просьбе суда запрашивающего государства исполнитель запроса может в определенных случаях, применить и нормы иностранного процессуального права.

 

-виды правовой помощи

(Процессуальная форма обращения за оказанием МПП может быть выражена в виде просьб, поручений и запросов).

 

Под судебным поручением понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства.

Часто встречаются два случая, когда суду одного государства приходится обращаться за содействием к судебным органам другого государства.

 

Первый случай - вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей.

 

Второй случай - выполнение отдельных процессуальных действий и, в частности, допрос свидетелей, находящихся за границей. Если суд считает, что для выяснения обстоятельств по данному делу необходимо допросить свидетеля, проживающего за границей, он заранее составляет список вопросов, которые должны быть поставлены свидетелю. Допрос производится через судебные органы той страны, в которой проживает свидетель.

 

При обращении суда одного государства к суду другого государства могут применяться четыре исторически сложившихся порядка:

 

- непосредственное обращение суда государства А к суду государства Б;

 

- дипломатический порядок. Он заключается в том, что суд государства А обращается к своему министерству иностранных дел, которое через свое посольство или консульство обращается в министерство иностранных дел государства Б с нотой. Министерство иностранных дел государства Б направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении;

 

- выполнение судебных поручений в государстве Б специальным уполномоченным, назначенным судом государства А;

 

- выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции (министерствам юстиции, прокуратуре и т.п.). Суд одной страны направляет поручение центральному органу своей страны, который, в свою очередь, передает его центральному органу другой страны.

 

- правовое регулирование оказания правовой помощи

Основным международным документом, устанавливающим порядок выполнения судебных поручении и совершения иных процессуальных действий за границей, является Гаагская Конвенция по вопросам международного гражданского процесса 1954 г (около 30 государств-участников, включая Россию). Этим документом допускается возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и посредством их прямой передачи компетентным властям государства, на территории которого судебное поручение должно быть исполнено.

Самая сложная проблема. СССР сделал оговорку, что он будет направлять и получать поручения только дипломатическим путем. Это значит, что суд другого государства должен сначала направить в свое министерство юстиции, оттуда в МИД, оттуда в МИД СССР, оттуда в МинЮст, оттуда в суд. Очень долгая процедура. Россия согласилась на прямую процедуру, но оговорку не сняла, поэтому действует эта сложная процедура.

согласно конвенции доставка письменных просьб об оказании правовой помощи по гражданским и торговым делам лицам, пребывающим за границей,осуществляется в любом государстве,подписавшим конвенцию, по просьбе консула обращающейся страны и направляется тем органам, которые определила эта страна.

компетентные органы государств, подписавших конвенцию, в случае обращения к ним с просьбой об оказании правовой помощи компетентных органов другого государства обязуются удовлетворить данную просьбу.

в просьбе может быть оказано если только это может нанести ущерб суверенитету или безопасности государства. судебные власти могут обращаться к компетентным органам др договаривающегося государства с судебным поручением.

исполнение судебного поручения не должно давать повода для взыскания каких бы то не было сборов и издержек, за исключением возмещения сумм, уплаченных свидетелям или экспертам, а также судебных издержек связанных с применением принудительных мер по указанию судебного исполнителя.

нуждающиеся лица- граждане одного из договаривающихся государств могут на равных с местными гражданами основаниях требовать бесплатной выдачи выписок о регистрации актов гражданского состояния, а также документов необходимых им для заключения брака.

также Гаагская конвенция от 25 октября 1980 г регулирует вопросы, связанные с оказанием правовой помощи. граждане государств подписавших конвенцию, и лица, постоянно проживающие в х, имеют право обратиться за судебной помощью по гражданским и торговым делам в любой из подписавших Конвенцию государств на тех же условиях, что и граждане и лица, постоянно проживающие в этом государстве.

конвенция обязывает все договаривающиеся государства назначить центральный орган власти, который должен принимать просьбы о судебной помощи и поступать в соответствии с ними., а также назначить один или несколько органов для отправления просьб для отправления в компетентный центральный орган запрашиваемого государства. также в конвенции прилагают образцы просьб о предоставлении судебной помощи и заявления об экономическом положении предъявителя просьбы.

конвенция запрещает лишение свободы как таковое или как меру защиты по торговым и гражданским делам в отношении граждан одного из договаривающихся государств или лиц, постоянно в нем пребывающих, если данная мера не может быть применена к собственным гражданам этого государства.

более конкретные положения об оказании правовой помощи содержатся в двусторонних договорах. такие как:

- соглашение между СФРЮ и французской республикой об облегчении применения Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954.

-ФНРЮ и Румынией 1960, СФРЮ и Монгольской народной республикой 1981.

-договор между Югославией и СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1962 и тд.

правовая помощь оказывается в соответствии с законодательством запрашиваемого государства в форме и порядке, требуемыми запрашивающим государством.

официальные документы, выданные на территории одной из договаривающихся сторон, обладают той же доказательной силой на территории др договаривающейся стороны наравне с официальными документами этой стороны

по гражданским делам суды договаривающейся стороны признают и исполняют решения судов другой договаривающейся стороны.

Всегда оговаривается язык, как правило осуществляется на языке запрашиваемой стороны (м б на 2 языках).

требование о признании исполнении может быть подано любым заинтересованным лицом, а процедура признания и исполнения осуществляется в соответствии с нормами государства, которое принимает решения о признании и исполнении. оказание правовой помощи государствами, не заключившими международный договор, осуществляется в соответствии с законодательством запрашиваемого государства. как правило, в таких случаях просьбы удовлетворяются, если они не противоречат правовому устройству запрашиваемого государства. при отсутствии установившихся отношений на базе фактической взаимности обычно запрашивающая сторона несет все расходы, связанные с исполнением судебного поручения. Некоторые придерживаются, что основанием исполнения является не только международный договор, но и такое основание как принцип взаимности. Бахин: уязвимым является сам посыл о существовании какого-то принципа взаимности. Взаимность – это лишь условие, которое может содержаться в м-н договоре или национальном законодательстве, при этом оговаривается ее объем. Когда утверждают, что можно исполнить на основании принципа взаимности, то возникает вопрос с разграничением юрисдикции (речь об исключительной компетенции судов на территории одного государства). В США в Хьюстоне рассмотрено дело по Юкосу на основания того только, что в банке США есть определенная сумма компании + 15 % акций, принадлежащих лицу из США.

Исполнение на основании принципа взаимность, по Бахину, возможно при одном условии: между государствами должен быть решен вопрос о разграничении юрисдикции.

Конвенция о разграничении юрисдикций и исполнений судебных решений 1968. Т.е. сначала устанавливают, какой суд рассматривает дело, а потом уже исполнять. Параллельная конвенция 1988. К 1968 разграничивает в рамках Европейского Союза. К 1988 распространила эти же положения на другие страны (члены ЕЭС). России следовало бы присоединиться к К 1988.

Ст 409 ГПК – только на основании м-н договора (принцип взаимности не указывается). Сторонники же принципа взаимности обосновывают тем, что это общепризнанные принципы МП, которые, якобы, априори, стоят выше всего остального.

Россия является участницей: Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса 1954, Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965, Гаагской конвенции о получении за границей документов по гражданским или торговым делам 1970, Нью Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958. В рамках Совета Европы Россия участвует в Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства 1968. это все важнейшие универсальные соглашения относительно оказания международной правовой помощи.

на сегодняшний день РФ имеет оформленные отношения (двусторонние договоры по вопросам оказания правовой помощи) в этой сфере более чем с 30 государствами. у России нет договоров о правовой помощи с Великобританией, Германией,Израилем, Швейцарией, Японией, со многими странами Латинской Америки


57. ВРУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ЗА ГРАНИЦЕЙ:

― понятие вручения документов за границей;

 

― процедуры вручения документов за границей;

 

― основания отказа во вручении документа.

 

Поскольку национальные суды рассматривают споры с участием иностранных граждан и юридических лиц, может возникнуть вопрос о вручении документов за границей. Например, российский арбитражный суд рассматривает иск российской организации к организации, находящейся в Бельгии. Для вручения определения о назначении слушания по делу следует соблюдать процедуру, установленную Гаагской конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г., участниками которой являются и Российская Федерация, и Бельгия.

Под вручением документа понимается его засвидетельствованная передача. Обычно вручение документов рассматривается как акт государственной власти, но в государствах англо-американской системы права существует иной подход к вручению документов: оно рассматривается как действительное уведомление, и может быть осуществлено и частными лицами.

Существующие международные договоры предусматривают различные процедуры вручения документов за границей. Такие процедуры установлены международными договорами, в которых участвует Российская Федерация:

· Гаагской конвенцией по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.;

· Гаагской конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г.;

· Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.;

· Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г.

Гаагская конвенция 1954 года предусматривает, что вручение документов за границей производится по просьбе консула, к которой прилагается копия документа, подлежащего вручению, с обязательным переводом на язык запрашиваемых властей; перевод должен быть удостоверен дипломатическим или консульским представителем запрашивающего государства или присяжным переводчиком запрашиваемого государства. СССР при присоединении к конвенции сделал оговорку, что все документы пересылаются только дипломатическим путем.

Следует отметить, что Россия является участником Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г., которой предусмотрено, что требование легализации (т. е. удостоверения дипломатическим или консульским представителем) официальных документов заменено проставлением апостиля.

Во вручении судебного документа может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится вручение, находит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Подтверждение вручения имеет место или в виде удостоверенной расписки адресата с указанием даты или в виде свидетельства властей запрашиваемого государства, в котором констатируется факт вручения и указывается способ и дата вручения. Расписка или свидетельство оформляются на одной из копий документа или в виде приложения.

С 1 декабря 2001 г. для России вступила в силу Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. В этой Конвенции для вручения судебных и внесудебных документов предусматривается более простой путь: все государства - участники назначают центральный орган, который обязан принимать просьбы о вручении документов.

Указом Президента РФ № 1101 от 24 августа 2004 г. «О центральном органе Российской Федерации по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам» в качестве центрального органа назначено Министерство юстиции Российской Федерации.

Конвенцией предусмотрена форма запроса для вручения документов, образец которого приложен к Конвенции. Стандартные условия, указанные в образцах, прилагаемых к Конвенции, во всех случаях приводятся на французском или английском языке. Кроме того, они могут быть также приведены на официальном языке или одном из официальных языков запрашивающего государства. Соответствующие графы бланков заполняются либо на языке запрашиваемого государства, либо на французском или английском языке.

Конвенция предусматривает и иные способы вручения документов. Каждое Договаривающееся государство вправе осуществлять с помощью своих дипломатических или консульских агентов вручение, без применения мер принуждения, судебных документов лицам, находящимся за границей. Каждое Договаривающееся государство вправе, кроме того, использовать консульские каналы для доставки предназначенных для вручения судебных документов органам другого Договаривающегося государства, которые были для этого назначены. В исключительных обстоятельствах каждое Договаривающееся государство может использовать в тех же целях дипломатические каналы.

В ст. 10 Конвенции предусмотрено, что если запрашиваемое государство не заявляет возражений, Конвенция не препятствует:

· возможности непосредственно посылать по почте судебные документы лицам, находящимся за границей;

· возможности судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашивающего государства осуществлять вручение судебных документов, прибегая непосредственно к услугам судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашиваемого государства;

· возможности любого лица, участвующего в судебном разбирательстве, осуществлять вручение судебного документа, непосредственно прибегая к услугам судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашиваемого государства.

При присоединении к Конвенции Российская Федерация сделала заявление, что вручение документов способами, предусмотренными ст. 10 Конвенции, на территории Российской Федерации не допускается.

Вручение документов между государствами – участниками Минской конвенции регулируется ст. ст. 10-12 Конвенции. Запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его государстве, если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять.

Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению.

Вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения, и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ, или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения.

Договаривающиеся Стороны имеют право вручать документы собственным гражданам через свои дипломатические представительства или консульские учреждения.

Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г. (Киевское соглашение) в ст. 6 устанавливает, документы, выданные в одном государстве или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции и скрепленные официальной печатью, принимаются на территории других государств-участников Соглашения без какого-либо специального удостоверения. В ст. 5 данного документа предусмотрено, что при оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы государств-участников сносятся друг с другом непосредственно.

Вручение документов за границей регулируется также двусторонними договорами об оказании правовой помощи, заключенными Россией с рядом государств. В частности в Договоре между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам от 20 ноября 2000 г. в ст. 2 регламентируется порядок сношений при вручении документов: через Министерство юстиции РФ и Министерство иностранных дел, международной торговли и культа Аргентинской Республики; кроме того, возможно направление запросов по дипломатическим каналам. В Договоре между СССР и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам от 26 октября 1990 г. предусматривается такой же порядок вручения документов (ст. 4), т. е. через Министерства юстиции. В ст. 8 данного Договора указано, что запрашиваемое учреждение осуществляет вручение документов в соответствии с правилами вручения документов, действующими в его государстве, если вручаемые документы составлены на его языке или снабжены заверенным переводом.

Поскольку Российская Федерация является участником многосторонних и двусторонних договоров, регулирующих порядок вручения документов за границей, то следует напомнить, что при сношениях с государствами, с которыми РФ имеет двусторонние договоры, будут действовать нормы этих двусторонних договоров, а не правила многосторонних договоров.

ГПК РФ и АПК РФ отдельно не регулируют вручение документов, направленных иностранными судами, в Российской Федерации. Вручение документов рассматривается как часть исполнения судебных поручений (ст. 407 ГПК РФ, ст. 256 АПК РФ).

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.01 с.)