Тема: Общая Характеристика Международного Частного Права (МЧП) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Общая Характеристика Международного Частного Права (МЧП)



Тема: Общая Характеристика Международного Частного Права (МЧП)

 

Правовое регулированеи невластных отношений

Итак, есть международные отношения, в которые вступают невластные субъекты, и эти отношения регулируются нормами МЧП.

Если говорить о системе международного права, то мы должны сказать, что есть международные межгосударственные отношения, которые регулируются нормами международного публичного права, и есть международные невластные отношения, которые регулируются нормами МЧП. Но МЧП тесно связано и с публичным правом, и с внутренним правом, и его иногда считают двухкорневым, говорят, что МЧП одной ногой стоит в публичном праве, а другой ногой стоит во внутреннем праве.

Всё это говорит о том, что отношения, в которые вступают иностранные юридические и физические лица, регулируются достаточно сложно, то есть в МЧП присутствуют нормы внутреннего права, международного публичного права, поскольку есть огромное количество всевозможных договоров, конвенций, соглашений и т.д., международных актов межгосударственных организаций, то есть всё это присутствует. И в то же время надо знать соответствующие нормы внутреннего права, потому что в любом случае императивные нормы внутреннего права гражданин данного государства или юридическое лицо, зарегистрированное в этом государстве, изменить не может. Императивные нормы остаются императивными. Например, у нас в гражданском праве императивная норма какая? Норма об исковой давности. Перепрыгнуть через эту норму вы не можете. Если вы у себя в контракте напишете, что у вас исковая давность будет 10 лет, эта статья как раз будет признана недействительной, потому что вы нарушили императивное указание российского права.

Итак, есть разные концепции, вы можете придерживаться любой, я не запрещаю, но с соответствующим доказательством, что вот эта позиция, по вашему мнению, является наиболее правильной.

А ктэр – тот, кто действует на международной арене.

Международные отношения партий, муниципалитетов, общественных организаций, парламентов, юрлиц, физлиц и т.д. – они тоже общаются.

Закон 1995 о координировании международных и иных экономических отношений субъектов: договоры субъектов федерации не являются МД и они не должны противоречить внутреннему законодательству! А тогда что это? Отсюда регулирование отношений невластных субъектов делится на:

1) отношения властных субъектов, но негосударственных, например субъект РФ

2) отношения невластных субъектов

Т.о.:

1) межгосударственные отношения – МПП

2) отношения властных субъектов, не являющихся государствами. Экономические соглашения субъектов РФ с другими государствами, например. Регулирование турзима, иные формы сотрудничества. Это нормы частного права.

3) отношения невластных субъектов

 

Понятие МЧП

МЧП – Это система норм, регулирующих международные отношения невластного характера.

МЧП регулирует три группы отношений (Предмет):

- Отношения в которых один из субъектов является иностранным юридическим лицом или иностранным гражданином.

Пример: отношения по внешнеэкономической сделке; заключение брака с иностранным гражданином.

- Отношения, объект которых находится за границей

- Отношения, в которых юридический факт, послуживший возникновению данных отношений, имел место за границей.

Пример: причинение вреда гражданину своего же государства. (граждане РФ нанесли друг другу увечья за границей. Следовательно вред будет возмещаться по праву иностранного государства)

Для международных частноправовых отношений характерно участие юридического или физического лица в качестве обязательного субъекта.

В МЧП существует два метода:

1) Материально-правовой замены. Заключается в непосредственном применении правил поведения к регулируемым отношениям. Большинство норм материального права содержатся в международных договорах (Венская Конвенция о договорах международной купли – продажи товаров 1980г)

Материально-правовые нормы могут содержаться в национальном законодательстве, а именно: о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, об иностранных инвестициях, о правовом положении иностранных граждан, в таможенном законодательстве.

2) Коллизионный. Заключается в выборе права, регулирующего поведение сторон. Этот выбор осуществляется с помощью коллизионных норм, которые вместе с материально-правовыми нормами регулируют соответствующие отношения.

Три группы норм МЧП

1. Материальные (содержат право)

2. Процессуальные (способ)

3. Коллизионные (См. ниже, они характерны для МЧП)

 

Отличие МЧП от МПП

МЧП и МПП имеют общие принципы, исходные источники, но они различаются:

1) По субъектам:

- Основным субъектом МПП является государство;

- В МЧП – государство и межгосударственные организации – это не основные субъекты. Основными – являются физические лица, юридические лица, неправительственные организации и транснациональные корпорации.

2) По источникам:

МПП – это международные договоры, международные обычаи, и в отдельных случаях – резолюции международных организаций.

МЧП – источниками будут – международные договоры и международные обычаи, которые регулируют поведение юридических и физических лиц, кроме того, их источниками является национальное законодательство, судебная практика и внутренние обычаи.

3) По способам регулирования общественных отношений:

МПП непосредственно регулирует отношения между субъектами МПП.

МЧП прибегает к коллизионному методу. В доктрине МЧП нет некоего понятия МЧП.

 

Равенство правовых систем

В современном мире существуют три основные системы: континентальная, общего права (англо-американская) и мусульманская. Суд при применении иностранного права вправе применить право любой системы. Он не вправе отказать в применении права только по тому, что право относится к другой правовой системе.

При заключении внешнеэкономической сделки, стороны могут избрать любое применимое право независимо от правовой системы, однако они должны учитывать связь избранного права с правоотношением сторон. В ином случае коммерческий арбитраж может применить то право, которое наиболее тесно связано со сделкой.

Автономии воли сторон

Означает, что стороны вправе свободно заключать контракт и определять его содержание. Действует преимущественно в сфере внешнеэкономических отношений. Однако может распространяться на выбор сторонами права при заключении брачного контракта; на отношения по патентованию, когда соавторы определяют содержание отношений между ними по договору. (Это основной специальный принцип)

Право на судебную защиту

Реализуется вследствие заключения договоров о правовой помощи. Эти договоры предусматривают взаимный доступ в суды и другие учреждения юстиции для граждан каждого из государств.

Право на судебную защиту по договорам реализуется на началах равенства и национального режима для граждан другого государства. Кроме того, государства в своем национальном законодательстве предоставляют национальный режим иностранцам по доступу в учреждения юстиции, включая суды. В отличии от прав иностранцев в публичном правовой сфере это право ничем не ограничивается.

5. Lex fori (закон суда)

Суд всегда применяет собственное процессуальное право. Эта оговорка может быть изменена только в случае исполнения судебных поручений иностранных судов. Иностранный суд может попросить о применении своего права при направлении судебного поручения. Право другого суда применяется если это не противоречит суверенитету и безопасности государства и не нарушает его законодательства.

Процессуальное право всегда свое, следовательно, это и составляет закон суда.

Источники МЧП (Вопрос № 3)

Международные:

- Международный договор

- Международный обычай

Национальные:

- Национальное законодательство

- Судебная практика

- Внутренние обычаи

 

1. Международный договор – это соглашение между государствами, а также между государствами и международными организациями независимо от их наименования (Конвенция, Пакт и др.). К источникам МЧП относят только те договоры, котрые регулируют поведение юр. и физических лиц. Договоры бывают:

1) Универсальные – потенциально доступны для участия каждого государства:

- Бернская Конвенция “Об охране литературных и художественных произведений” 1986г.

- Всемирная Конвенция “Об авторском праве” 1952г.

- Договор “О патентной кооперации” 1970г.

- Парижская Конвенция “Об охране промышленной собственности” 1883г

2) Региональные договоры – объединяют в определенных правоотношениях государства отдельного региона:

- Кодекс Бустаманте принят для государств латинской Америки (Бустаманте – кубинский юрист)

- Римская Конвенция “О праве применимом к договорным обязательствам” – действует для государств – членов ЕС

- В рамках СНГ приняты:

а) Соглашение “Об общих условиях поставок между организациями государств участников СНГ” 1992г.

б) Соглашение “Об общих условиях производственной кооперации” 1993г

в) Евразийская патентная Конвенция 1994г.

3) Двусторонние договоры – заключаются в отдельных сферах сотрудничества касающихся МЧП:

- О торговле и экономическом сотрудничестве

- О правовой помощи

- О взаимной защите капиталовложений

- Об избежании двойного налогообложения

- По вопросам гражданского процесса

- “О неторговых платежах”

- “О социальном обеспечении”

- “О защите авторских прав”

 

2. Международный обычай – исторически сложившееся правило поведения применяемое государством в качестве правовой нормы. Источниками МЧП являются только те обычаи, которые регулируют поведение юр. и физических лиц: Международная Торговая Палата (МТП) обобщает обычаи в сфере торговли в сборники ИНКОТРЕРМС. Первый ИНКОТЕРМС издан в 1936г., последняя редакция 1990 и 2000гг. МТП в ИНКОТЕРМСе не только обобщает обычаи в чистом виде, но и добавляет собственные правила. Международные обычаи включены в Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993г которые также издает МТП.

 

3. Национальное законодательство. К источникам МЧП относятся некоторые законы в следующих сферах:

1) Законы о МЧП которые приняты в Польше, Австрии, Швейцарии и других государствах.

2) Коллизионные нормы в Гражданских Кодексах (вводный закон к Германскому Гражданскому Уложению)

3) Таможенные кодексы

4) Законы о государственном регулировании внешней торговли

5) Законы об иностранных инвестициях

6) Правила валютного регулирования.

В РФ к источникам МЧП относятся:

1) Часть IIIГК РФ в части международного права

2) Раздел 7 СК РФ (содержащий коллизионные нормы)

3) Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”

4) Закон “О международном коммерческом арбитраже” 1993г

5) Закон “О государственном регулировании внешне торговой деятельности” 1995г

6) Закон “Об иностранных инвестициях” 1999г.

7) Закон “О координации международных внешне экономических связей субъектов федерации” 1999г.

4. Судебная практика – в государствах Романо-Германской правовой системы судебная практика не является источником права. Следовательно, практика государственных судов не будет являться источником МЧП. Источником МЧП не является практика международного коммерческого арбитража. Только судебная практика государств Англо-Американской правовой семьи является источником МЧП и только в части разрешения споров с участием иностранных граждан.

5. Внутренний обычай – существуют и применяются в пределах одного государства. В принципах УНИДРУА говорится, что стороны связаны любым обычаем, который они установили в своих взаимоотношениях, а также обычаем в определенной сфере коммерческой деятельности. Внутренний обычай применяется субсидиарно к национальному законодательству (Пример: обычай портов).

 

 

Субъект

это участник правоотношений.

Все могут вступать в международные невластные отношения, если свое государство это разрешает.

Субъекты МЧП делятся на:

1) основные – те, кто в любом случае при заключении соглашения, совершении актов остается субъектом и регулируется только нормами МЧП. Это физлица, юрлица, неправительственные организации (национальные и международные), субъекты РФ, территориальные образования, партии, транснациональные корпорации, образования, не являющиеся юрлицами.

2) неосновные. Могут вступать в международные невластные отношения, но это для них исключение. Это государства, межгосударственные международные организации, нации, - т.е. субъекты МПП.

Диагональные отношения (властных и невластных субъектов) регулируются нормами частного права.

Не во всех странах есть термин "юридическое лицо", есть только в континентальной системе. Поэтому в дальнейшем под юрлицом понимаем и корпорацию, объединение.

Государство как субъект МЧП

Государство периодически вступает в частноправовые отношения с основными субъектами МЧП. (Пример: выдает займы, заключает комиссионные соглашения, привлекает иностранные инвестиции, причиняет ущерб иностранному гражданину, является наследником выморочного имущества.) Государство пользуется в частноправовых отношениях иммунитетом, что означает изъятие из под юрисдикции других государств. Виды иммунитета по содержанию:

1) Иммунитет от предъявления иска. Означает, что в суде другого государства государству не может быть предъявлен иск без явно выраженного согласия первого государства.

2) Иммунитет от мер обеспечения иска. Означает, что в суде другого государства на имущество государства не может быть наложен арест, государству не может быть запрещено совершать определенные действия и против него не могут быть приняты другие меры обеспечения иска без его согласия.

3) Иммунитет от принудительного исполнения решения. Означает, что вынесенное против государство решение не может быть исполнено, если на его исполнение не дано согласие государства. Иммунитет государства имеет обычно правовую природу: он принадлежит государству с момента его возникновения. Государство может отказаться от иммунитета прямо заявив об этом, однако отказ от одного иммунитета не влечет отказ от всех других иммунитетов. От каждого иммунитета следует отказ в отдельности. (Государство может отказаться от судебного иммунитета, но не отказаться от 2 иммунитета.).

По своему объему иммунитеты бывают ограниченными и абсолютными. Абсолютный иммунитет применялся в XIX в. Он означает, что государство пользуется иммунитетом во всех отношениях, включая частноправовые и публично правовые. С 70-х годов XXв. Начала развиваться теория ограниченного иммунитета, которая получила закрепление в национальном законодательстве и МП. В 1976г. был введен в действие закон США “Об иммунитетах иностранных государств”, в соответствии с которым государство не пользовалось иммунитетом в случае осуществления им коммерческой деятельности за пределами США если последствия такой деятельности касаются территории США. В 1978г. был принят закон об иммунитете государства на территории Великобритании.

Европейская Конвенция “Об иммунитетах государств” 1972г. существенно расширяет круг случаев ограниченного иммунитета. Государства не пользуются иммунитетом в следующих случаях:

1. Осуществление коммерческой деятельности.

2. Заключение трудовых контрактов.

3. Споры по поводу недвижимости.

4. Споры по поводу авторских прав и прав промышленной собственности.

5. Споры по поводу наследования.

6. Споры по поводу возмещения ущерба.

Такие государства, как Канада, Пакистан, Сингапур, ЮАР также приняли законы об ограниченном иммунитете государств. Теория ограниченного иммунитета нашла отражение в судебной практике в Германии, Италии, Франции, Бельгии и других европейских государств. Против теории выступил СССР, КНР и Индия. В законодательстве этих государств иммунитет иностранного государства признается как абсолютный. (Пример: в АПК РФ записано, что иск к иностранному государству не может быть подан. Иностранное государство не может быть привлечено в качестве третьего лица, к нему не могут быть применены арест и другие меры обеспечения иска, а также в отношении него не может быть исполнено арбитражное решение без явно выраженного согласия иностранного государства. Абсолютный иммунитет закреплен в законодательстве РФ не смотря на ряд исключений из этого правила. РФ постепенно приходит к ограничению своего иммунитета. (Пример: заключение торговых договоров с отказом от иммунитета; заключение кредитных, концессионных и инвестиционных соглашений, по которым Россия отказывается от иммунитета в определенных случаях).

Возможность отказа от иммунитета предусмотрена в законе “О соглашениях о разделе продукции”. Заключая подобное соглашение РФ как правило отказывается от иммунитета. В части II ГК РФ вопрос об иммунитетах никак не решен. В соответствии со ст. 127 ГК РФ ответственность РФ перед иностранным юридическими (Физическими) лицами должна регулироваться отдельным законом об иммунитете государств. До настоящего времени такой закон не принят.

 

Совместные предприятия

Создание совместных предприятий (СП) имеет два основных правовых основания – такие предприятия могут создаваться по международному договору либо по национальному законодательству. СП созданные по международному договору имеют следующие особенности:

1. Их участниками являются уполномоченные лица договаривающихся государств.

2. Устав предприятия прилагается к международному договору и составляет его неотъемлемую часть.

3. Предприятия обычно создаются в форме АО или хозяйственных товариществ в которых каждое из государств имеет равную долю участия.

4. Такие СП не подпадают под национальную юрисдикцию одного государства. Их статус урегулирован в международном договоре.

5. Предприятия также именуются международными хозяйственными объединениями.

СП созданные по национальному праву объединяют юридических и физических лиц различных государств. Это обычное предприятие с иностранными инвестициями. В РФ отсутствует организационно-правовая форма “СП”.

Такое образование возможно, если гос-во допускает иностранные инвестиции. Серьезные ограничения в арабских странах, чтобы они могли контролировать такие предприятия. У нас раньше тоже были такие нормы (не меньше 51% д.б. у россиян).

Сейчас у нас остались только ограничения по сферам деятельности. Например, оборонная промышленность, авиационная промышленность (закон об авиации) – участие допускается, но ограничено процентом.

Сейчас у нас в РФ нет льгот для СП, только если инвестиции больше 100 тысяч долларов.

Предприятия со 100% капиталом, образованные на территории другого государства. Таких предприятий очень много, могут образовываться только тех гос-вах, где нет ограничений капитала. В арабских государствах запрещено. У нас такого рода предприятия есть в Бельгии, Голландии, Финляндии, Англии, Канаде и т.д. Это обычно сбытовые предприятия и банковские, а также снабженческие организации (в Испании, например, у нас есть предприятия, снабжающие суда в портах). Существуют еще производственные предприятия, но у нас, вроде, таких нет.

Самые крупные банки, которые у нас есть за рубежом – Московский народныйбанк (входит в десятку крупнейших банков Великобритании), он является АО, его акционеры – Интурист, Аэрофлот и Внешэкономбанк. Есть филиалы в Бейруте и на Дальнем Востоке.

Сбытовая организация в Бельгии – часы. Продажа автомашин (раньше в Канаду и Белоруссию).

 

Вопрос о правовом положении таких предприятий. Банк, например. Он является ю\л по праву Англии. Ведет всю деятельность по праву Англии, подчиняется праву Англии, но акционеры у него российские! Банк несет ответственность перед своими акционерами, т.е., по сути, он в двойном подчинении. Если что, служащие будут нести ответственность по российскому праву.

Правовой режим

- совокупность прав и обязанностей предоставляемых гражданам и юр. лицам на основании международного договора и национального законодательства.

Существует три вида правового режима:

1. Наибольшего благоприятствования

2. Национальный

3. Специальный

 

1. Режим наибольшего благоприятствования – предоставляется на основании договоров о торговле и мореплавании, а также договоров о торгово-экономическом сотрудничестве. Он представляет собой оговорку в договоре, которая звучит следующим образом: “Государство предоставляет гражданам и юр. лицам другого государства те же права, что и гражданам и юр. лицам третьего государства рассматриваемого как наиболее благоприятная нация”. Данный режим уравнивает в правах всех иностранцев с государствами которых заключены договоры о торгово-экономическом сотрудничестве.

В заключительном акте СБСЕ 1975г подчеркивалось огромное значение этой оговорки для установления торгово-экономических связей. Примером оговорки о наибольшем благоприятствовании может быть соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и государствами – членами с одной стороны и РФ с другой стороны, заключенные на острове Корфу в 1994г. В этом соглашении режим наибольшего благоприятствования предоставляется в отношении доступа товаров на рынке, а также в таможенной сфере, сфере иностранных инвестиций, режиме представительств обществ одного государства на территории другого государства. Следовательно эта оговорка всегда конкретна. Она не касается общего правового режима и охватывает отдельные сферы ее действия. (Пример: Соглашение “О торговле и экономическом сотрудничестве между РФ и Польшей” 1993г. указывает, что стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в следующих сферах при торговле товарами:

1) Таможенного регулирования включая взимание таможенных пошлин, таможенную очистку, транзит, перегрузку и хранение.

2) Налогов и сборов взимаемых в отношении импортируемых товаров.

3) Методов платежей по внешне экономическим сделкам (ВЭС) и переводов этих платежей.

4) Продажи и закупки, а также транспортировки и хранения товаров на внутреннем рынке.

Договоры всегда предусматривают изъятие из режима наибольшего благоприятствования, что не является нарушением этого режима.

Изъятия из под режима наибольшего благоприятствования:

- Не распространяется на таможенные союзы и зоны свободной торговли.

- Не распространяется на приграничную торговлю

- Не касается отношений с развивающимися государствами.

Режим наибольшего благоприятствования отличается от режима не дискриминации:

- Не дискриминация существует без международного договора в силу равенства государств.

- Не дискриминация уравнивает всех, а наибольшее благоприятствование – только иностранцев.

- В договорах о торговле не дискриминация касается только количественных ограничений и лицензий.

2. Национальный режим – обычно не имеет договорной основы; исключение составляют договры о правовой помощи в которых национальный режим закреплен в виде доступа в суды и другие государственные органы. Кроме того, договоры в области авторского и патентного права предоставляют национальный режим.

В Конституциях почти всех государств закреплен национальный режим для иностранцев. В РФ ст. 62 предоставляет иностранцам такой же правовой режим, как и собственным гражданам. Однако, во всех государствах существуют изъятия из под национального режима: - не представляются избирательные права. Национальный режим нельзя рассматривать как общий режим для иностранцев. Он существует только в отдельных сферах: - в отношении собственности, брачно – семейных отношениях, наследственных отношениях, авторском и патентном праве.

3. Специальный режим – во всех государствах существуют ограничения прав иностранцев (В РФ иностранные инвесторы ограниченно допускаются в банковскую и страховую сферы; они могут пользоваться недрами только на основании концессионных соглашений). Специальный режим является общим режимом для иностранных граждан и юр. лиц. В доктрине было высказано мнение, что существует только специальный режим, т.к. режим наибольшего благоприятствования представляет собой оговорку в договоре, а национальный режим распространяется только на отдельные сферы.

Взаимность

– предоставление одним государством гражданам и юр. лицам другого государства тех же прав, которыми пользуются граждане первого государства в другом государстве.

Существует два вида взаимности:

1. Материальная взаимность – когда гражданам и юр. лицам предоставляются те же права, которые они имеют у себя на родине. (Фактически не распространена, т.к. суверенные государства избегают предоставления тех же прав, что и другое государство).

2. Формальная взаимность – когда граждане и юр. лица другого государства приравниваются по своему статусу к гражданам и юридическим лицам первого государства (т.е. на них распространяется такой же правовой режим, как и на граждан).

В части IIIГК РФ взаимность применяется в случае применения иностранного права. Указано, что по общему правилу применение иностранного права носит безусловный характер и не зависит от того, применяется ли в иностранном государстве российское право. Однако ФЗ могут предусматривать применение иностранного права на началах взаимности. В РФ взаимность предусмотрена отдельными ФЗ:

1) Патентным законом, который предоставляет права иностранным и юр. и физическим лицам только на основании международного договора или на началах взаимности.

2) Закон “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” содержит аналогичные положения. При этом, зарегистрировать наименование места происхождения товаров иностранцы в РФ могут только в случае, если соответствующее государство предоставляет такое право российским юр. и физическим лицам.

3) Закон “О правовой охране топологий интегральных микросхем” также содержит положение о взаимности.

Взаимность существует не только в области патентного права, но и в переводе наследственных сумм за границу, взыскании алиментов, исполнении судебных поручений. Таким образом, взаимность существует в отдельных сферах и неверным является утверждение Богуславского и Избекова о существовании принципа взаимности, а также о наличии взаимности на основе международных договоров.

Реторсии

- правомерные с точки зрения международного права ответные действия государства вы ответ на дискриминацию другим государством юр. и физических лиц первого государства.

Применение реторсии должно быть соразмерным и адекватным. Реторсии не нарушают принцип неприменения силы и угрозы ее применения. В части IIIГК РФ указано, что Правительство РФ вправе вводить ответные ограничения имущественных и личных неимущественных прав юр. лиц и граждан тех государств, которые ввели специальные ограничения прав российских граждан и юр. лиц.

О введении реторсии говорится в следующих законах:

1) Закон “О правовом положении иностранных граждан в СССР” 1981г

2) АПК и ГПК, где указано, что в ответ на нарушение процессуальных прав российских граждан и организаций – могут вводиться ответные ограничения. Кроме того, такие ограничения имеют место, если российскому государству и его представителям не обеспечивается должная процессуальная неприкосновенность.

3) Закон “О государственном регулировании внешне торговой деятельности” 1995г. (ВТД), где говорится, что при нарушении прав РФ, ее субъектов, муниципальных образований, и российских лиц на внешнем рынке – Правительство вправе вводить ответные ограничения. Правительство принимает федеральные программы развития ВТД, в которых отражаются дискриминационные меры в отношении РФ и российских лиц, а также меры, которые приняты и которые следует принять по фактам дискриминации. Правительство может ввести количественные ограничения, либо повысить таможенные пошлины и т.д.

 

 

Квалификация в МЧП

Происходит поэтапно и подразделяется на первичную и вторичную.

Первичная квалификация заключается в выборе правовой системы подлежащей применению. При первичной квалификации толкуется объем и привязка коллизионной нормы.

Вторичная квалификация заключается в толковании и применении определенной нормы иностранного права.

При первичной квалификации основной проблемой является толкование термина (Пример: исковая давность в европейских государствах и в РФ относится к материальному праву. В США, Великобритании и Финляндии она относится к процессуальному праву. Суд же не может применять чужое процессуальное право). Кроме того, различается понятие места заключения сделки (В европейском праве – это место получения акцепта оферентом. Для общего права характерна теория почтового ящика, и местом заключения сделки считается место отправки акцепта).

 

Существует три различных теории в отношении толкования терминов:

1. Термины толкуются по праву суда, однако в иностранной правовой системе эти термины могут пониматься по другому.

2. Термины толкуются так, как они понимаются в иностранном праве, однако суд может не знать иностранного права.

3. Теория автономной квалификации (выдвинул немецкий ученый Рамбель) – заключается в том, что термины толкуются в том общем значении, которые они имеют для всех правовых систем. Общее значение терминов выявить сложно с учетом количества правовых систем, и того, что термины неоднозначно понимаются в доктрине.

В части III ГК РФ говорится, что юридические понятия должны толковаться по российском у праву, но если понять неизвестно российскому праву, либо известно с другим словесным обозначением или содержанием, то для его толкования применяется иностранное право. В части III ГК содержатся также общие правила первичной квалификации:

1) Применимое право определяется в соответствии с законами РФ, ее международными договорами и обычаями, которые она признает.

2) Если по предыдущему правилу нельзя определить применимое право, то применяется право, которое наиболее тесно связано с правоотношением.

3) Если международный договор устанавливает нормы непосредственно применимые к правоотношениям, то коллизионные нормы не применяются.

 

Вторичная квалификация

- уяснение содержания норм иностранного права, толкование и применение.

В части IIIГК РФ указано, что суд устанавливает содержание иностранного права в соответствии с официальным толкованием, практикой применения и доктриной существующей в соответствующем государстве. Для уточнения норм иностранного права суд может обращаться в министерство юстиции, другие органы в РФ и за рубежом. Стороны могут представлять иностранные нормативно-правовые акты в подтверждение своих требований и возражений, а также иным образом содействовать суду в установлении норм иностранного права.

По спорам, возникающим из предпринимательских отношений, суд может возложить обязанность по доказыванию содержания норм иностранного права на стороны. Следовательно, суд может обязать искать нормы иностранного права и доказывать их содержание. Сложность в том, что документы должны быть только из официальных источников. В случае, если содержание иностранного права установить невозможно – применяется российское право.

В других государствах существует различная практика доказывания содержания норм иностранного права:

1. В США такие нормы рассматриваются как фактические обстоятельства и доказываются сторонами наряду с другими фактами.

2. В Германии, Австрии и Венгрии содержание норм иностранного права устанавливает суд.

3. В Швейцарии доказываение норм иностранного права возложено на суд, но по имущественным спорам суд может возложить бремя доказывания на стороны.

4. Во Франции содержание иностранного права доказывают стороны, но суд может сам применить иностранное право, если содержание норм ему известно.

Наиболее сложным при вторичной квалификации является получение информации об иностранном праве. С целью обмена правовой информацией заключаются договоры об обмене правовой информацией.

(Пример: - Конвенция “О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам” 1993г. предусматривает обмен информацией между министерствами юстиции.

- Киевское соглашение “О порядке разрешения споров связанных с осуществлением хозяйственной

деятельности” 1992г. предусматривает обмен информацией между высшими судебными органами и министерствами юстиции.)

РФ заключила ряд двусторонних соглашений об обмене правовой информацией с государствами СНГ (Украина, Белоруссия, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия).

 

 

Понятие императивных норм

1192 ГК:

1. Правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства Российской Федерации, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.

2. При применении права какой-либо страны согласно правилам настоящего раздела суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения.

Существуют императивные нормы – имеют особое значение – это надо помнить при применении коллизионных норм – которые не подлежат неприменению в случае действия коллизионной нормы, т.е. применяются всегда. Они лежат в основе публичного порядка. Речь идет не о принципах, а о нормах права. У нас к таким нормам специалисты относят нормы о сроках исковой давности, стороны не могут изменить эти правила.

Если стороны указали применимое право российское, то действует срок в три года (исковая давность), если не указали, то действует правило пункта 2 ст. 1192 ГК: императивная норма иностранного права обязательно подлежит применению.

Есть еще такая норма: форма внешне-экономической сделки должна быть письменной – это императивная норма российского права.

Российский суд обязан учитывать императивные нормы иностранного права. Но при этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения. Т.е. опять говорится о последствиях. Позволяет отказать в применении императивных норм иностранного права, а вот наши всегда применяются. Решение этого вопроса – на усмотрение нашего суда.

 

Обход закона

 

Это преднамеренные действия субъектов по изменению применимого права с целью получения льгот и преимуществ, либо избежания ограничений. Обход закона характеризуется двумя чертами:

- преднамеренность

- получение необоснованных преимуществ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.149 с.)