Система правового регулирования внешнеэкономических отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система правового регулирования внешнеэкономических отношений



Основу системы правового регулирования составляют принципы, которые подразделяются на две группы: общие принципы и специальные принципы.

Общие принципы зафиксированы:

1. В Уставе ООН

2. В Декларации “О принципах международного права касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами” 1970г.

3. В заключительном акте СБСЕ (Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе). Таких принципов десять, включая:

- Принцип не применения силы и угрозы ее применения;

- Мирного разрешения споров;

- Невмешательства во внутренние дела государства, и другие принципы.

Специальные принципы – зафиксированы в Хартии Экономических прав и обязанностей государств 1974г. и Декларации “О новом международном экономическом порядке” 1974г. Оба документа приняты Генеральной Ассамблеей ООН. Как резолюция Генеральной Ассамблеи они имеют рекомендательный характер. Однако положение документов является обязательными в качестве принципов.

Специальные принципы:

1. Взаимной и справедливой выгоды – должен соблюдаться при заключении внешнеэкономических сделок (ВЭС). Ни одна из сторон не вправе получать чрезмерную выгоду или несправедливое преимущество. Но сфера действия принципа гораздо шире. Он используется в международной торговле в частности с развивающимися государствами. Государства должны содействовать друг – другу в достижении справедливого баланса внешней торговли. Цены на сырье не должны существенным образом отличаться от цен на готовую продукцию. Хартия обязывает все государства участвовать в корректировке цен на экспортируемые и импортируемые товары, с тем, чтобы эти цены были сбалансированными.

2. Принцип неотъемлемого суверенитета над своими богатствами и природными ресурсами. Каждое государство имеет суверенное право распоряжаться своими экономическими богатствами и природными ресурсами. Ни один народ не может быть лишен средств к существованию. В рамках распоряжения богатствами и ресурсами государства осуществляют следующие действия:

1) Регулируют иностранные инвестиции в соответствии со своим национальным законодательством. Ни одно государство не может быть принуждено к предоставлению льгот иностранным инвесторам.

2) Государство вправе регулировать деятельность ТНК в соответствии со своими национальными законами и экономической политикой. Государства могут осуществлять сотрудничество в деле регулирования ТНК. ТНК не должны вмешиваться во внутренние дела государств.

3) Государство вправе осуществлять национализацию частной собственности в соответствии со своими внутренними правилами. При национализации частной собственности должна выплачиваться компенсация. Но выплата компенсации не может ставить государство в тяжелое материальное положение. Все споры по национализации решаются во внутренних судах государств, если только государства не прибегнут к международным средствам разрешения споров.

3. Принцип преференциального режима. Этот принцип касается развивающихся государств. Развитые государства обязаны представить им не взаимный и не дискриминационный преференциальный режим. Развивающиеся государства не обязаны предоставлять льготы в обмен на такой режим. Преференциальный режим действует в основном в таможенной сфере и в сфере внешней торговли. Он выражается во льготных пошлинах и отменен экспортно – импортных ограничений. Развивающиеся государства предоставляют такой режим в отношениях друг с другом. И тогда третьи государства не могут претендовать на такой же режим.

4. Принцип устранения несправедливостей, возникающих в следствии применения силы, которые лишают какой-либо народ средств к существованию.

В Хартии запрещены неоколониализм, расовая дискриминация, апартеид, агрессия и другое применение силы. Государства, допустившие принуждение по отношению к стране, народу или территории обязано компенсировать все последствия такого принуждения. Все другие государства обязаны сотрудничать с пострадавшим государством. Ни одно государство не может поощрять инвестиции, направленные на принуждение или поддержание режима принуждения.

5. Недопущение стремления гегемонии и раздела сфер влияния. Принцип направлен на защиту государств являющихся бывшими колониями. Их метрополии стремятся сохранить влияние в этих государствах даже после освобождения от колониальной зависимости. Принцип не допускает какого то ни было экономического давления с целью сохранить экономическую зависимость государств.

6. Принцип международной социальной справедливости. Хартия устанавливает равные условия доступа к благам цивилизации для всех государств. Экономическое развитие влечет изменения в социальной сфере. Устранение экономического неравенства государств, связано с повышением уровня их развития, соответственно при распределении экономических благ на началах равенства повышается уровень социальной справедливости.

7. Принцип сотрудничества в целях развития. Сотрудничество в целях развития является общим долгом всех государств. Государства применяют различные формы сотрудничества:

- в рамках международных организаций

- на региональном и субрегиональном уровне. Все группировки государств должны соблюдать положения Хартии.

- По средствам заключения двусторонних и многосторонних договоров.

Для осуществления сотрудничества развитые государства передают развивающимся государствам технологии, достижения науки и техники на льготных условиях.

8. Принцип свободного доступа к морю для государств, не имеющих выхода к морю. Все государства, имеющие выход к морю, предоставляют свои порты, суда тем государствам, которые выхода к морю не имеют. Кроме того, для выхода к морю предоставляются внутренние водные пути. (90 % грузов перевозятся морским транспортом).

 

В системе правового регулирования международных экономических отношений выделяют 4 уровня:

I – Универсальный

II – Региональный

III – Двусторонний

IV – Национальный

На Универсальном уровне действует целый ряд универсальных договоров:

- Венская Конвенция “О договорах международной купли продажи товаров” 1980г.

- Женевские вексельные Конвенции 1930г.

- Женевские чековые Конвенции 1931г.

- Конвенция УНИДРУА “О международном факторинге” 1988г.

- Конвенция УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” 1988г.

- Нью-йоркская Конвенция “О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений” 1952г.

На региональном уровне действуют соглашения, в которых могут участвовать только государства определенного региона. Пример: - Римская Конвенция “О праве применимом к контрактным обязательствам” 1980г. действует в рамках ЕС. В рамках СНГ действуют следующие договоры:

- Соглашение об общих условиях поставок между организациями государств участников СНГ 1992г.

- Соглашение об общих условиях производственной кооперации 1993г.

На Двустороннем уровне заключаются договоры о торгово-экономическом сотрудничестве. Эти договоры могут именоваться по-разному: “О торговле и мореплавании”, “О торговом и экономическом сотрудничестве”, “О торговом сотрудничестве”. Общим для этих договоров является то, что в основном тексте договора содержатся общие обязательства сторон по осуществлению сотрудничества. Обычно, к таким договорам заключаются протоколы, которые содержат конкретные экономические программы (Пример: условия встречных поставок). В развитие протоколов заключаются внешнеэкономические контракты по межгосударственным поставкам.

На национальном уровне международные экономические отношения регулируются таможенным законодательством, законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ВТД), законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, отдельными коллизионными нормами. Для РФ основное значение имеют:

1. Закон “О валютном регулировании и валютном контроле” 1992г.

2. Закон “О государственном регулировании ВТД” 1995г.

3. Закон “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ” 1999г.

Закон “О валютном регулировании и валютном контроле” 1992г. предусматривает понятие валютной операции, к которой относится:

1) Переход прав собственности на валютные ценности.

2) Международные расчеты.

3) Вывоз и ввоз валюты и валютных ценностей.

4) Расчеты в рублях РФ.

Валютные операции – это понятие более широкое, чем валютная сделка. Валютная сделка связана с переходом прав собственности на валютные ценности. Все валютные операции делятся на 2 группы:

- текущие валютные операции;

- валютные операции связаны с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

1) Расчеты по экспортно-импортным контрактам с отсрочкой платежа не более чем на 90 дней.

2) Получение и выдача кредитов на срок до 180 дней.

3) Выплата процентов и дивидендов по операциям связанным с движением капитала.

4) Неторговые платежи (Ранее их состав определялся в соответствии с соглашением о неторговых платежах. Сейчас перечень таких платежей есть в законе и включает: заработную плату, пенсии и пособия, алименты, государственную пошлину, плату за участие в выставках и семинарах и другие виды выплат).

К операциям связанным с движением капитала относятся:

1) Инвестиционные операции (включая вклады в уставный капитал и купля – продажа акций);

2) Операции связанные с расчетами по сделкам с недвижимостью;

3) Все иные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Для совершения операций связанных с движением капитала необходимо разрешение ЦБ РФ. Если только ЦБ не разъясняет, что какая-либо операция на требует специального разрешения (Пример: сейчас не требуется разрешения для вкладов в уставной капитал, хотя эта операция связана с движением капитала).

В законе “О государственном регулировании ВТД” 1995г. даны полномочия органов по регулированию ВТД, а также охарактеризованы основные способы государственного регулирования ВТД, включая тарифное и не тарифное регулирование.

В законе “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ” 1999г. изложен общий порядок заключения договоров между субъектами РФ и иностранными государствами или субъектами иностранных государств. Кроме того, даны положения о представительствах субъектов иностранных государств за границей.

 

Lex mercatoria

Это система рекомендательных источников права международной торговли. Она не объединяет нормативные акты в их традиционном смысле. Она представляет собой субправо (т.е. систему рекомендательных положений). Формирование Lex mercatoria началось в средние века, когда купеческое сословие стало разрабатывать собственные правила торговли, независимые от существующего феодального права. В настоящее время Lex mercatoria создается в основном международными организациями (в частности МТП). К актам Lex mercatoria относятся:

- ИНКОТЕРМС

- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов;

- Унифицированные правила по инкассо;

- Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980г.

- Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976г.

и другие рекомендательные документы. Особенностью этих документов является то, что они становятся обязательными при ссылке на них в контракте. К Lex mercatoria можно отнести торговые обычаи и практику, которую установили стороны в своих взаимных отношениях, кроме того, частью Lex mercatoria является формулярное право, которое объединяет типовые формы контрактов. Типовые формы контрактов могут разрабатываться сторонами, ассоциациями предпринимателей, а также международными организациями (Пример: МТП разработала формы агентского и дистрибьюторского контрактов).

В международных невластных отношениях объем актов Lex mercatoria постоянно увеличивается. Особое значение имеют принципы международных коммерческих контрактов УНИДРУА и Европейские принципы контрактного права, которые могут использоваться для всех видов контрактов.

Основные принципы МП действуют в торгово-экономических отношения, есть и специальные принципы. Последние закреплены в документах, носят обычный характер. Хартия экономических прав и обязанностей государств 12.12.1974. Основы международных экономических отношений – раздел 1.

Хартия:

Специальные принципы (по Хартии):

1) взаимная и справедливая выгода. Выгоду понимать в широком смысле слова. Что такое справедливая выгода? Взаимная – понятно. Например, в отношения вступают США и Марокко. США – более сильное и влиятельное государство, поэтому может предусмотреть не совсем выгодные для Марокко условия, т.е. выгодные, но не справедливые.

2) устранение несправедливостей, возникших в результате применения силы, которые лишают какую-либо нацию естественных средств, необходимых для ее нормального развития. Что имеется ввиду под силой в данной статье? Допустим, какая-то страна обладает единственным в мире природным ресурсом, это ее национальное богатство, под политическим давлением добыча этой руды отдана иностранной компании, что приводит к тому, что практически весь доход уходит за рубеж и нация лишается естественного источника существования. М.б. по-другому: в результате агрессивного акта захватили часть территории, где оно находится, и нация тоже не может пользоваться. Для какого-то государства это может быть и просто вода; если его лишают, то лишается нация и средств к существованию, - актуально для африканского континента.

3) достаточно странный принцип: отсутствие стремления к гегемонии и сферам влияния. Но принцип – обязательное правило поведения, т.е. у государств не может быть такого стремления, но ведь это нереально. О сферах влияния все открыто говорят. Например, мы претендуем на определенную сферу влияния в Африке, на Балканах и т.д. Да и вообще, можно ли категорически сказать, что сфера влияния – это плохо?..

4) содействие международной социальной справедливости. Весьма интересный принцип. Мы обычно говорим о социальной справедливости в отношении людей, можно ли говорить о социальной справедливости в международных отношениях? Если толковать расширительно, то, наверное, можно. Чтобы сильные не обижали слабых, чтобы отношения были равные, оказывалась помощь слабым государствам – это и будет социальная справедливость в международных отношениях.

5) международное сотрудничество в целях развития. Это уже интересно, когда указывается на такой принцип (что есть обязательное правило); т.е. международное сотрудничество не просто так, а чтобы содействовало развитию каждого народа. В теории говорят о таком общем принципе, как право государства на развитие. Он и в экономических отношениях находит свою отражение, т.е. отношения государств в экономических отношениях должны идти на пользу этих государств.

6) свободный доступ к морю и из него для стран, которые имеют внутриконтинентальное положение. Считают его принципом морского права. Это серьезный экономический фактор. Он закреплен и в Конвенции ООН по морскому праву и ряде других документов.

 

В Хартии экономических прав и в других разделах (не только в первом) закреплены принципы:

7) в ст. 3 – принцип на свободное использование природных богатств в каждом государстве. Т.е. на природные богатства распространяется суверенитет государства, оно свободно ими распоряжается. Из этого вытекает контроль за деятельностью транснациональных корпорация.

8) право на свободное участие в международной торговле

9) право на объединение в экономические организации.

Регулирование этих отношений осуществляется путем использования договоров. Эти договоры очень разнообразны и м.б. классифицированы. Основная классификация:

 

1) многосторонние:

- универсальные. Договор о международной купле-продаже товаров, Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе 1930. Соглашения по товарным группам – по сахару, кофе, какао.

- региональные. Ведется еще более активно, чем на универсальном уровне. Установление зон свободной торговли, соглашения о таможенном регулировании на региональном уровне, о приграничной торговле и др.

 

2) двусторонние. Это основная масса. Договоры о торговле, соглашения о торговле и платежах, соглашение о специализации, о кооперировании, о строительстве объектов, кредитные соглашения, соглашения в области сельского хозяйства, ядерное сотрудничество и многие другие.

 

Выделяется один договор, который появился только во второй половине 20 века. Это долгосрочные программы экономического и научно-технического сотрудничества. Такие договоры и у нас имеются. Отличаются эти договоры тем, что заключаются на длительный срок – не менее 15 лет. Они носят программный, общий характер. В них предусматриваются направления сотрудничества, его формы. На базе долгосрочных программ и заключаются остальные договоры, торговые, например. Последние заключаются обычно на 5 лет. В них уже указываются права и обязанности сторон, товарные позиции; иногда указываются, как будут производиться расчеты между сторонами, здесь часто содержится оговорка о наибольшем благоприятствовании.

Но, скажите, государство само торгует? Ведь очень редко бывает такое, чтобы от имени государства заключался какой-то торговый договор и там бы предусматривалось, кто и что будет делать. Как правило, такого не происходит. Государство обычно поручает выполнение этих экономических договоров каким-то конкретным юридическим лицам, причем это могут быть не обязательно какие-то государственные юридические лица, а это могут быть какие-то предприятия с частным капиталом, которые там указываются. Поэтому одного только торгового договора недостаточно для его выполнения.

Заключаются годовые протоколы, в которых предусматривается качество, цена, количество, указываются исполнители договора – кому государство поручает заключение сделок для выполнения договора. Я видела такой протокол, у нас их обычно нигде не публикуют, потому что там конкретные исполнители уже указаны, все-таки это конфиденциальные сведения, а я видела протокол к российско-китайскому договору. И там среди участников было названо и одно наше питерское предприятие. При этом было сказано, что это предприятие будет поставлять соответствующей китайской экспортно-импортной фирме машиностроительную продукцию, а взамен эта экспортно-импортная компания вот этому нашему предприятию будет поставлять арахис. Я долго думала, что машиностроительный завод будет делать с этим арахисом. Тем не менее, такое имело место. Но, вы знаете, русские нигде не оплошают. Завод когда увидел, что ему вменили в обязанности, как он попал в международный договор, а это акционерное общество, они, недолго думая, переадресовали этот арахис в Швейцарию какой-то фирме, которая его потом продавала, а нашему заводу перечисляла деньги.

Обычно в двухсторонних договорах предусматривается создание органа, который следит за исполнением договора. Обычно комиссия, создается на паритетных началах, заседают два раза в год, решают вопросы исполнения МД; по результатам исполнения выносят резолюции, свои рекомендации адресуют конкретным исполнителям, которые не носят обязательного характера, но они неукоснительно исполняются на практике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.032 с.)