Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система правового регулирования внешнеэкономических отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основу системы правового регулирования составляют принципы, которые подразделяются на две группы: общие принципы и специальные принципы. Общие принципы зафиксированы: 1. В Уставе ООН 2. В Декларации “О принципах международного права касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами” 1970г. 3. В заключительном акте СБСЕ (Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе). Таких принципов десять, включая: - Принцип не применения силы и угрозы ее применения; - Мирного разрешения споров; - Невмешательства во внутренние дела государства, и другие принципы. Специальные принципы – зафиксированы в Хартии Экономических прав и обязанностей государств 1974г. и Декларации “О новом международном экономическом порядке” 1974г. Оба документа приняты Генеральной Ассамблеей ООН. Как резолюция Генеральной Ассамблеи они имеют рекомендательный характер. Однако положение документов является обязательными в качестве принципов. Специальные принципы: 1. Взаимной и справедливой выгоды – должен соблюдаться при заключении внешнеэкономических сделок (ВЭС). Ни одна из сторон не вправе получать чрезмерную выгоду или несправедливое преимущество. Но сфера действия принципа гораздо шире. Он используется в международной торговле в частности с развивающимися государствами. Государства должны содействовать друг – другу в достижении справедливого баланса внешней торговли. Цены на сырье не должны существенным образом отличаться от цен на готовую продукцию. Хартия обязывает все государства участвовать в корректировке цен на экспортируемые и импортируемые товары, с тем, чтобы эти цены были сбалансированными. 2. Принцип неотъемлемого суверенитета над своими богатствами и природными ресурсами. Каждое государство имеет суверенное право распоряжаться своими экономическими богатствами и природными ресурсами. Ни один народ не может быть лишен средств к существованию. В рамках распоряжения богатствами и ресурсами государства осуществляют следующие действия: 1) Регулируют иностранные инвестиции в соответствии со своим национальным законодательством. Ни одно государство не может быть принуждено к предоставлению льгот иностранным инвесторам. 2) Государство вправе регулировать деятельность ТНК в соответствии со своими национальными законами и экономической политикой. Государства могут осуществлять сотрудничество в деле регулирования ТНК. ТНК не должны вмешиваться во внутренние дела государств. 3) Государство вправе осуществлять национализацию частной собственности в соответствии со своими внутренними правилами. При национализации частной собственности должна выплачиваться компенсация. Но выплата компенсации не может ставить государство в тяжелое материальное положение. Все споры по национализации решаются во внутренних судах государств, если только государства не прибегнут к международным средствам разрешения споров. 3. Принцип преференциального режима. Этот принцип касается развивающихся государств. Развитые государства обязаны представить им не взаимный и не дискриминационный преференциальный режим. Развивающиеся государства не обязаны предоставлять льготы в обмен на такой режим. Преференциальный режим действует в основном в таможенной сфере и в сфере внешней торговли. Он выражается во льготных пошлинах и отменен экспортно – импортных ограничений. Развивающиеся государства предоставляют такой режим в отношениях друг с другом. И тогда третьи государства не могут претендовать на такой же режим. 4. Принцип устранения несправедливостей, возникающих в следствии применения силы, которые лишают какой-либо народ средств к существованию. В Хартии запрещены неоколониализм, расовая дискриминация, апартеид, агрессия и другое применение силы. Государства, допустившие принуждение по отношению к стране, народу или территории обязано компенсировать все последствия такого принуждения. Все другие государства обязаны сотрудничать с пострадавшим государством. Ни одно государство не может поощрять инвестиции, направленные на принуждение или поддержание режима принуждения. 5. Недопущение стремления гегемонии и раздела сфер влияния. Принцип направлен на защиту государств являющихся бывшими колониями. Их метрополии стремятся сохранить влияние в этих государствах даже после освобождения от колониальной зависимости. Принцип не допускает какого то ни было экономического давления с целью сохранить экономическую зависимость государств. 6. Принцип международной социальной справедливости. Хартия устанавливает равные условия доступа к благам цивилизации для всех государств. Экономическое развитие влечет изменения в социальной сфере. Устранение экономического неравенства государств, связано с повышением уровня их развития, соответственно при распределении экономических благ на началах равенства повышается уровень социальной справедливости. 7. Принцип сотрудничества в целях развития. Сотрудничество в целях развития является общим долгом всех государств. Государства применяют различные формы сотрудничества: - в рамках международных организаций - на региональном и субрегиональном уровне. Все группировки государств должны соблюдать положения Хартии. - По средствам заключения двусторонних и многосторонних договоров. Для осуществления сотрудничества развитые государства передают развивающимся государствам технологии, достижения науки и техники на льготных условиях. 8. Принцип свободного доступа к морю для государств, не имеющих выхода к морю. Все государства, имеющие выход к морю, предоставляют свои порты, суда тем государствам, которые выхода к морю не имеют. Кроме того, для выхода к морю предоставляются внутренние водные пути. (90 % грузов перевозятся морским транспортом).
В системе правового регулирования международных экономических отношений выделяют 4 уровня: I – Универсальный II – Региональный III – Двусторонний IV – Национальный На Универсальном уровне действует целый ряд универсальных договоров: - Венская Конвенция “О договорах международной купли продажи товаров” 1980г. - Женевские вексельные Конвенции 1930г. - Женевские чековые Конвенции 1931г. - Конвенция УНИДРУА “О международном факторинге” 1988г. - Конвенция УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” 1988г. - Нью-йоркская Конвенция “О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений” 1952г. На региональном уровне действуют соглашения, в которых могут участвовать только государства определенного региона. Пример: - Римская Конвенция “О праве применимом к контрактным обязательствам” 1980г. действует в рамках ЕС. В рамках СНГ действуют следующие договоры: - Соглашение об общих условиях поставок между организациями государств участников СНГ 1992г. - Соглашение об общих условиях производственной кооперации 1993г. На Двустороннем уровне заключаются договоры о торгово-экономическом сотрудничестве. Эти договоры могут именоваться по-разному: “О торговле и мореплавании”, “О торговом и экономическом сотрудничестве”, “О торговом сотрудничестве”. Общим для этих договоров является то, что в основном тексте договора содержатся общие обязательства сторон по осуществлению сотрудничества. Обычно, к таким договорам заключаются протоколы, которые содержат конкретные экономические программы (Пример: условия встречных поставок). В развитие протоколов заключаются внешнеэкономические контракты по межгосударственным поставкам. На национальном уровне международные экономические отношения регулируются таможенным законодательством, законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ВТД), законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, отдельными коллизионными нормами. Для РФ основное значение имеют: 1. Закон “О валютном регулировании и валютном контроле” 1992г. 2. Закон “О государственном регулировании ВТД” 1995г. 3. Закон “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ” 1999г. Закон “О валютном регулировании и валютном контроле” 1992г. предусматривает понятие валютной операции, к которой относится: 1) Переход прав собственности на валютные ценности. 2) Международные расчеты. 3) Вывоз и ввоз валюты и валютных ценностей. 4) Расчеты в рублях РФ. Валютные операции – это понятие более широкое, чем валютная сделка. Валютная сделка связана с переходом прав собственности на валютные ценности. Все валютные операции делятся на 2 группы: - текущие валютные операции; - валютные операции связаны с движением капитала. К текущим валютным операциям относятся: 1) Расчеты по экспортно-импортным контрактам с отсрочкой платежа не более чем на 90 дней. 2) Получение и выдача кредитов на срок до 180 дней. 3) Выплата процентов и дивидендов по операциям связанным с движением капитала. 4) Неторговые платежи (Ранее их состав определялся в соответствии с соглашением о неторговых платежах. Сейчас перечень таких платежей есть в законе и включает: заработную плату, пенсии и пособия, алименты, государственную пошлину, плату за участие в выставках и семинарах и другие виды выплат). К операциям связанным с движением капитала относятся: 1) Инвестиционные операции (включая вклады в уставный капитал и купля – продажа акций); 2) Операции связанные с расчетами по сделкам с недвижимостью; 3) Все иные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. Для совершения операций связанных с движением капитала необходимо разрешение ЦБ РФ. Если только ЦБ не разъясняет, что какая-либо операция на требует специального разрешения (Пример: сейчас не требуется разрешения для вкладов в уставной капитал, хотя эта операция связана с движением капитала). В законе “О государственном регулировании ВТД” 1995г. даны полномочия органов по регулированию ВТД, а также охарактеризованы основные способы государственного регулирования ВТД, включая тарифное и не тарифное регулирование. В законе “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ” 1999г. изложен общий порядок заключения договоров между субъектами РФ и иностранными государствами или субъектами иностранных государств. Кроме того, даны положения о представительствах субъектов иностранных государств за границей.
Lex mercatoria Это система рекомендательных источников права международной торговли. Она не объединяет нормативные акты в их традиционном смысле. Она представляет собой субправо (т.е. систему рекомендательных положений). Формирование Lex mercatoria началось в средние века, когда купеческое сословие стало разрабатывать собственные правила торговли, независимые от существующего феодального права. В настоящее время Lex mercatoria создается в основном международными организациями (в частности МТП). К актам Lex mercatoria относятся: - ИНКОТЕРМС - Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов; - Унифицированные правила по инкассо; - Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980г. - Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976г. и другие рекомендательные документы. Особенностью этих документов является то, что они становятся обязательными при ссылке на них в контракте. К Lex mercatoria можно отнести торговые обычаи и практику, которую установили стороны в своих взаимных отношениях, кроме того, частью Lex mercatoria является формулярное право, которое объединяет типовые формы контрактов. Типовые формы контрактов могут разрабатываться сторонами, ассоциациями предпринимателей, а также международными организациями (Пример: МТП разработала формы агентского и дистрибьюторского контрактов). В международных невластных отношениях объем актов Lex mercatoria постоянно увеличивается. Особое значение имеют принципы международных коммерческих контрактов УНИДРУА и Европейские принципы контрактного права, которые могут использоваться для всех видов контрактов. Основные принципы МП действуют в торгово-экономических отношения, есть и специальные принципы. Последние закреплены в документах, носят обычный характер. Хартия экономических прав и обязанностей государств 12.12.1974. Основы международных экономических отношений – раздел 1. Хартия: Специальные принципы (по Хартии): 1) взаимная и справедливая выгода. Выгоду понимать в широком смысле слова. Что такое справедливая выгода? Взаимная – понятно. Например, в отношения вступают США и Марокко. США – более сильное и влиятельное государство, поэтому может предусмотреть не совсем выгодные для Марокко условия, т.е. выгодные, но не справедливые. 2) устранение несправедливостей, возникших в результате применения силы, которые лишают какую-либо нацию естественных средств, необходимых для ее нормального развития. Что имеется ввиду под силой в данной статье? Допустим, какая-то страна обладает единственным в мире природным ресурсом, это ее национальное богатство, под политическим давлением добыча этой руды отдана иностранной компании, что приводит к тому, что практически весь доход уходит за рубеж и нация лишается естественного источника существования. М.б. по-другому: в результате агрессивного акта захватили часть территории, где оно находится, и нация тоже не может пользоваться. Для какого-то государства это может быть и просто вода; если его лишают, то лишается нация и средств к существованию, - актуально для африканского континента. 3) достаточно странный принцип: отсутствие стремления к гегемонии и сферам влияния. Но принцип – обязательное правило поведения, т.е. у государств не может быть такого стремления, но ведь это нереально. О сферах влияния все открыто говорят. Например, мы претендуем на определенную сферу влияния в Африке, на Балканах и т.д. Да и вообще, можно ли категорически сказать, что сфера влияния – это плохо?.. 4) содействие международной социальной справедливости. Весьма интересный принцип. Мы обычно говорим о социальной справедливости в отношении людей, можно ли говорить о социальной справедливости в международных отношениях? Если толковать расширительно, то, наверное, можно. Чтобы сильные не обижали слабых, чтобы отношения были равные, оказывалась помощь слабым государствам – это и будет социальная справедливость в международных отношениях. 5) международное сотрудничество в целях развития. Это уже интересно, когда указывается на такой принцип (что есть обязательное правило); т.е. международное сотрудничество не просто так, а чтобы содействовало развитию каждого народа. В теории говорят о таком общем принципе, как право государства на развитие. Он и в экономических отношениях находит свою отражение, т.е. отношения государств в экономических отношениях должны идти на пользу этих государств. 6) свободный доступ к морю и из него для стран, которые имеют внутриконтинентальное положение. Считают его принципом морского права. Это серьезный экономический фактор. Он закреплен и в Конвенции ООН по морскому праву и ряде других документов.
В Хартии экономических прав и в других разделах (не только в первом) закреплены принципы: 7) в ст. 3 – принцип на свободное использование природных богатств в каждом государстве. Т.е. на природные богатства распространяется суверенитет государства, оно свободно ими распоряжается. Из этого вытекает контроль за деятельностью транснациональных корпорация. 8) право на свободное участие в международной торговле 9) право на объединение в экономические организации. Регулирование этих отношений осуществляется путем использования договоров. Эти договоры очень разнообразны и м.б. классифицированы. Основная классификация:
1) многосторонние: - универсальные. Договор о международной купле-продаже товаров, Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе 1930. Соглашения по товарным группам – по сахару, кофе, какао. - региональные. Ведется еще более активно, чем на универсальном уровне. Установление зон свободной торговли, соглашения о таможенном регулировании на региональном уровне, о приграничной торговле и др.
2) двусторонние. Это основная масса. Договоры о торговле, соглашения о торговле и платежах, соглашение о специализации, о кооперировании, о строительстве объектов, кредитные соглашения, соглашения в области сельского хозяйства, ядерное сотрудничество и многие другие.
Выделяется один договор, который появился только во второй половине 20 века. Это долгосрочные программы экономического и научно-технического сотрудничества. Такие договоры и у нас имеются. Отличаются эти договоры тем, что заключаются на длительный срок – не менее 15 лет. Они носят программный, общий характер. В них предусматриваются направления сотрудничества, его формы. На базе долгосрочных программ и заключаются остальные договоры, торговые, например. Последние заключаются обычно на 5 лет. В них уже указываются права и обязанности сторон, товарные позиции; иногда указываются, как будут производиться расчеты между сторонами, здесь часто содержится оговорка о наибольшем благоприятствовании. Но, скажите, государство само торгует? Ведь очень редко бывает такое, чтобы от имени государства заключался какой-то торговый договор и там бы предусматривалось, кто и что будет делать. Как правило, такого не происходит. Государство обычно поручает выполнение этих экономических договоров каким-то конкретным юридическим лицам, причем это могут быть не обязательно какие-то государственные юридические лица, а это могут быть какие-то предприятия с частным капиталом, которые там указываются. Поэтому одного только торгового договора недостаточно для его выполнения. Заключаются годовые протоколы, в которых предусматривается качество, цена, количество, указываются исполнители договора – кому государство поручает заключение сделок для выполнения договора. Я видела такой протокол, у нас их обычно нигде не публикуют, потому что там конкретные исполнители уже указаны, все-таки это конфиденциальные сведения, а я видела протокол к российско-китайскому договору. И там среди участников было названо и одно наше питерское предприятие. При этом было сказано, что это предприятие будет поставлять соответствующей китайской экспортно-импортной фирме машиностроительную продукцию, а взамен эта экспортно-импортная компания вот этому нашему предприятию будет поставлять арахис. Я долго думала, что машиностроительный завод будет делать с этим арахисом. Тем не менее, такое имело место. Но, вы знаете, русские нигде не оплошают. Завод когда увидел, что ему вменили в обязанности, как он попал в международный договор, а это акционерное общество, они, недолго думая, переадресовали этот арахис в Швейцарию какой-то фирме, которая его потом продавала, а нашему заводу перечисляла деньги. Обычно в двухсторонних договорах предусматривается создание органа, который следит за исполнением договора. Обычно комиссия, создается на паритетных началах, заседают два раза в год, решают вопросы исполнения МД; по результатам исполнения выносят резолюции, свои рекомендации адресуют конкретным исполнителям, которые не носят обязательного характера, но они неукоснительно исполняются на практике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.144 (0.013 с.) |