Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние миграции на социально-экономическую структуру населения и его воспроизводство.

Поиск

Одним из важнейших источников формирования населения в отдельных регионах мира и в России в частности, стала миграция населения.

В узком смысле миграция населения представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е. в буквальном смысле означает “переселение”.

Миграция населения в широком значении слова - любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населёнными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.

Миграция населения в широком смысле охватывает четыре вида перемещений: безвозвратные, маятниковые, эпизодические, сезонные.

Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией населения в строгом значении слова, т.е. перемещение населения, которое ведёт к его территориальному перераспределению. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населённых пунктов в другие и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в место постоянного жительства. Они в большинстве своём имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отраслей с сезонным характером производства.

Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населённых пунктах, и их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде.

Миграция населения увеличивает качественно и количественно трудовые ресурсы тех поселений, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения.

Маятниковая миграция населения создаёт условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.

Эпизодические миграции населения представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и не обязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвует трудоспособный контингент, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодических миграций населения весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграций превосходит все остальные. От сезонных миграций эпизодические не отличаются ни своей продолжительностью, ни целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми.

Все виды миграций населения тесно взаимосвязаны. Для населения, участвующего в перемещениях, один вид миграции населения может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграция населения порой бывают предшественниками безвозвратной миграции населения, так как они создают условия (в первую очередь - информационные) для выбора постоянного места жительства.

В условиях глобализации происходит увеличение роли миграционных процессов. Современная демографическая ситуация в глобальном масштабе охарактеризована сочетанием двух полярных структур населения, в одной из них наблюдается естественная убыль населения, в другой прирост.

Демографическое старение и сокращение трудовых ресурсов - одни из важнейших аргументов для стимулирования миграции. Основной движущей силой миграции является трудовая мобильность. Недостаток рабочих мест и необходимость внешних заработков, для поддержания мигрантских домохозяйств – мощный фактор миграции. Такие иммигранты, как правило, находятся в трудоспособном возрасте, в случае их интенсивной миграции это позволяет снизить демографическую нагрузку в странах притока

Отрицательная сторона миграции населения проявляется при перемещении не только внутри страны, но и между отдельными странами. Перемещаются промышленные центры. В результате возникают районы бедствий и районы процветания, что неизбежно сказывается на судьбах людей, т.к. меняются структура занятости населения, профессиональный и квалификационный уровень работников, условия труда, жизни. В одних регионах люди остаются без работы, в других, ощущается острая нехватка рабочей силы.

Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов. Приток квалифицированных кадров в районы нового освоения позволяет развивать в них не только сырьевые, но и технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сырья. Создаваемые переселенцами новые города, промышленные объекты, сельскохозяйственные предприятия повышают экономический потенциал территории.

Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.

В целом, миграция оказывает положительное влияние на экономику: она улучшает аллокативную эффективность рынков труда и приводит к перемещению знаний и компетенций, что упрощает международную торговлю, передачу технологий, устраняет препятствия экономическому развитию. Иммиграция квалифицированных кадров может вести к улучшению положения неквалифицированных рабочих и к ухудшению положения квалифицированных рабочих в стране, куда прибыл иммигрант. И, наоборот - в случае иммиграции неквалифицированных работников. Аналогичные эффекты наблюдаются в случае эмиграции.

Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отделенные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.

 

  1. Основные черты миграционных процессов в мире и России.

 

Вынужденная миграция - совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей по независящим от них причинам, как правило, вопреки их желанию (стихийные бедствия, экологические катастрофы, военные действия, нарушение основных прав и свобод граждан). Понятие "беженцы" имеет устоявшееся определение в международном праве, а в российском законодательстве наряду с этим появилась категория "вынужденные переселенцы", к которой относят граждан Российской Федерации, вынужденных (или намеревающихся) покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства или на территории России вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию, в связи с обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.

По официальным данным, с начала 90-х гг. из бывших союзных республик на территорию России прибыло более 5 млн. человек, но лишь 1,3 млн. были зарегистрированы как вынужденные переселенцы и беженцы и могли рассчитывать на содействие государственных органов в своем обустройстве в установленном законодательством порядке. Переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешённостью проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации в стране. Приток мигрантов в Россию из постсоветских государств - бывших республик СССР вызван рядом факторов, среди которых, как уже отмечалось, наиболее значимыми являются состояние межнациональных отношений в том или ином государстве и проводимая им политика в отношении русских и русскоязычных граждан, кризисная социально-экономическая ситуация, особенности ее проявления и воздействия на различные социально-этнические слои населения, а также разработка и реализация государственной миграционной политики в России.


В последнее время наметилось заметное изменение центра тяжести в приёме вынужденных мигрантов, который сместился с юга России в Урало-Поволжский регион и Западную Сибирь. Новым центром притяжения переселенцев стали приграничные с Казахстаном регионы, среди которых лидирующее положение принадлежит Оренбургской области (занимает территорию 124 тыс. км2, включает 35 административно-территориальных единиц, из которых 14 граничат с Казахстаном; население области на 1 января 1997 года - 2,225 млн. человек, свыше 100 национальностей, русские составляют более 80%).
Количество официально зарегистрированных вынужденных переселенцев и беженцев здесь составляет около 60 тыс. чел. Наибольший приток мигрантов отмечен в 1994 г., когда в область прибыло почти 16 тыс. человек. Затем поток вынужденных переселенцев пошел на убыль и в 1998 г. составил 5,5 тыс. чел. Необходимо отметить, что в Оренбургскую область, как и в Россию в целом, прибывает весьма перспективное в трудовом отношении население. Среди переселенцев, по сравнению с коренными жителями области, на 3-7% меньше пенсионеров, зато на 5-7% больше детей, т.е. потенциальной рабочей силы. Кроме того, у работоспособных мигрантов более высокий уровень образования, что могло бы позитивно отразиться на социально-экономическом развитии уже сегодня.
Несмотря на некоторое снижение миграционного притока. Оренбургская область в долгосрочном плане опережает другие традиционно притягательные для переселения регионы. Поэтому весьма интересно рассмотреть, каким образом основные тенденции и особенности миграционных процессов в России проявляются в этом, активно принимающем мигрантов регионе.


Первое. Практически все принимающие регионы России в большей или меньшей мере подвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев.
Характеризуя социально-экономические процессы, протекающие в Оренбургской области, можно отметить, что они в целом совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, при этом единственные отрасли народного хозяйства с относительно благополучной динамикой показателей - сырьевые (нефтегазовый комплекс), но и они в последние 1,5-2 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства, пик которого прошел 2-3 года назад, в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров.

 

Второе. Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение их материального и социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно-конфликтный потенциал в общественном сознании.
Свидетельством этого могут служить такие данные: свое материальное положение как бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезные материальные затруднения, когда денег хватает только на скромную жизнь. Наибольшие потери от переезда понесли работники здравоохранения, финансово-экономической сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье безработными. Негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, которые они имели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных.
Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным конфликтом. Следует учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются мигранты, преобладают вполне "земные", а не оторванные от реальности фантазии или прихоти. На первом месте стабильно упоминается решение жилищной проблемы (63%), более того, вынужденные переселенцы и беженцы начисто лишены "рваческих" настроении: 25% из них считают, что помощь должна состоять в компенсации стоимости утраченного жилья, 22% -в продаже им жилья в рассрочку, 16% - в выделении льготных кредитов на строительство домов.
С реальными трудностями переселенцы сталкиваются и в такой сфере жизненных интересов, как трудоустройство, которое традиционно стоит на втором месте в иерархии ценностных ориентации. На сегодня 21% из них работают не по специальности, а 17% не имеют работы. Всего же по ранее приобретенной специальности трудятся менее половины квалифицированных работников здравоохранения, образования, финансово-экономической сферы, инженерных кадров.
Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности областной миграционной службы, упускающей из сферы своего внимания перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и вынужденным переселенцам.


Третье. Социально-экономические трудности в обустройстве вынужденных переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратной миграции переселенцев в прежние государства проживания.
Не выдерживая социально-экономической нестабильности ситуации, настороженного, а порой враждебного отношения к себе, своим детям, часть прибывших в область переселенцев (12% от общего числа опрошенных) высказывают пожелание сменить место жительства, причем каждый пятый из них даже не исключает возможности вернуться обратно в ту страну, из которой они прибыли. В масштабах одной Оренбургской области это еще сравнительно небольшое число - 8,1 тыс. человек за 1997 г., но 40-60% из них - русские и русскоязычные граждане, вынужденные покидать негостеприимную Родину, возвращаясь в те места, откуда они были еще недавно "выжаты", а то и просто изгнаны. Зафиксированы случаи, когда русские семьи возвращались по этой причине даже в районы Таджикистана, охваченные войной.


Четвертое. Пульсирующая миграционная активность русскоязычного населения стран Центральной Азии имеет тенденции к росту. Можно предположить, что наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев в обозримой перспективе по-прежнему будет прибывать в Россию из государств Центральной Азии. Этот прогноз без учета внутренней миграции на основе уже проявившихся тенденций иллюстрируют данные о том, что миграционный отток из Казахстана вырос с 0,2% в 1993 г. до 61,2% в 1998 г. в общем объеме мигрантов в России. Учитывая, что в этой республике сосредоточено более двух третей россиян, проживающих в Центральноазиатском регионе, резко возросший миграционный поток может усугубить и без того напряженную социально-экономическую ситуацию в приграничных регионах Российской Федерации.
Так, сегодня особое беспокойство органов исполнительной и законодательной властей Оренбургской области вызывает тенденция к увеличению числа вынужденных переселенцев и беженцев из соседнего Казахстана. Динамику этого процесса характеризует постоянное увеличение удельного веса мигрантов из этой республики в общем объеме прибывших в область вынужденных переселенцев (1993 г. - 8,0%, 1998 г. - 65,52%).
В этой связи этнополитическая ситуация в Казахстане заслуживает более подробного анализа. По мнению специалистов, скачок в миграционных потоках произошел в 90-е годы, когда за шесть лет Казахстан покинули более 2 млн. человек. В 1994 г., например, по официальным данным, из Казахстана уехали свыше 480 тыс. человек, а в 1998 г. произошел еще более мощный всплеск миграции из этой страны.
Но аналитики считают, что миграция из Казахстана не является добровольной. Ее причина видится в сочетании взаимодействия социально-экономических и политических факторов. Экономический кризис отбросил большинство населения за черту бедности (по официальным оценкам, ниже черты бедности живут 44% населения, на самом деле это - 70-80%); уровень безработицы, включая скрытую, по экспертным оценкам, составляет 10%, а в регионах с конверсионными предприятиями она достигает 16-18%.

 


Пятое. Усиливается приток в исконно русские регионы России лиц других национальностей, прежде не характерных для этих местностей, что существенно влияет на этнополитическую ситуацию. Рассмотрим это на примере Оренбургской области, хотя аналогичные факты отмечены практически во всех принимающих регионах страны.
Как свидетельствует анализ, таджики, составившие всего 0,5% от общего числа принятых областью мигрантов, едут зачастую целыми "кланами", бывшими во время войны в оппозиции к той или иной противоборствующей стороне. Селиться они предпочитают компактно - с 1994 г. в совхозе "Целинный" Ясненского района, например, проживают 70 таджиков, в Дамбровском районе - 50. А новые компактные поселения представителей национальностей, нетрадиционных для данного региона, в большей мере способны обострить этнокультурные противоречия. Порой приезжие, особенно выходцы из закавказских республик, не настроены на соблюдение общественного порядка, уставов населенных пунктов. По этой причине, к примеру, в Подольском сельсовете Красногвардейского района восьми семьям вынужденных мигрантов было настоятельно предложено выехать на другое место жительства.
В целом для области неприязненное отношение населения к представителям нетрадиционных для Оренбуржья национальностей становится серьезной этносоциальной проблемой. По данным социологических опросов, наибольшая неприязнь отмечена к чеченцам (24,6%) и выходцам из закавказских республик (12,8%). 38% опрошенных отметили, что в их отношении к беженцам играет роль такой фактор, как национальная принадлежность.
В итоге необходимо отметить, что приграничным регионам, являющимся по существу "фильтрами" миграционных потоков из ближнего зарубежья, свойственны все основные особенности, наметившиеся в развитии общероссийских процессов вынужденной миграции, причем проявляются они в наиболее острой и болезненной форме, что, в свою очередь, требует конкретного подхода к изучению и решению проблем вынужденной миграции в них.


  1. Демографическая политика. Структурная модель демографической политики.

Демографическая политика — комплекс экономических, административных пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.

В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.015 с.)