Лекция 14 Социальная и региональная политика государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 14 Социальная и региональная политика государства



Цель: четкое определение содержания социальной и региональной политики государства: необходимость, сущность и цели, а так же региональной политики для самостоятельного освоения всех остальных вопросов, охватываемых этой темой.

 

Структура лекции:

  1. Социальная и региональная политика государства: необходимость, сущность и цели.

 

  1. Региональная политика.

 

1. Особенности и роль социальных преобразований требуют осуществления це-

лостной социальной политики, которая должна быть ориентирована на создание

социальной стабильности и устойчивости, а также улучшение жизни людей по

мере создания экономических предпосылок для этого.

Основной задачей и целью социальной политики является формирование социально-устойчивого развития на базе национальной модели экономики и социального

устройства общества. Достижение этой цели требует как определения взаимной

роли и ответственности государства, граждан и предпринимателей, так и опреде-

ления модели поведения семей и домашних хозяйств в экономической и социаль-

ной жизни.

Другой круг задач и целей вытекает из содержания перехода общества на ры-

ночные основы воспроизводства. Эти цели включают постепенный переход к удов-

летворению социальных потребностей за счет использования собственных дохо-

дов населения, создания для граждан условий, обеспечивающих более высокий

уровень потребления, за счет более высокого уровня доходов; определения тех по-

требностей, которые должны удовлетворяться нерыночным путем.

Третья группа целей связана с созданием общих условий обеспечения соци-

ального равенства всех членов общества в удовлетворении минимальных соци-

альных потребностей, дающих возможность поддерживать основы жизнедеятель-

ности общества. Это прежде всего потребности в образовании и медицинском об-

служивании.

Четвертая группа целей социальной политики связана с устранением небла-

гоприятных последствий перехода к рынку, а также поддержанием социально уяз-

вимых слоев и групп населения. Это требует проведения совокупности разнород-

ных мер, ориентированных на использование рыночных и нерыночных способов

поддержки населения, включая льготы, прямые социальные трансферты и даже

бесплатное предоставление ряда социальных услуг отдельным категориям граждан.

Социально-трудовые отношения национальной экономики занимают клю:

чевое место в структуре формирования рынка т^эуда; изменении структуры и ха -

рактера получения доходов населением; проведении комплекса мер, направлен-

ных на обеспечение социальной защиты граждан и развитие на новых принципах

отраслей социальной сферы.

Коренные изменения социально-трудовых отношений определяются не толь-

ко формированием рынка труда, но и системой распределения доходов. Доходы

населения являются важнейшим показателем социально-экономического поло-

жения граждан, а особенности их распределения во многом характеризуют соци-

альную ориентацию экономической системы.

В переходной экономике совершается переход от прежней системы социального патернализма и опеки государством населения к системе социальной защиты населения, присущей экономике с рыночными основами хозяйствования.

Основные направления социальной защиты включают: социальное страхование; социальную помощь; обеспечение всеобщей доступности базовых социальных благ и минимальных гарантий.

Осуществление преобразований в области предоставления базовых социальных услуг всему населению неразрывно связано с реформированием отраслей социальной сферы.

Их реформирование може т быть успешным лишь в том случае, если оно ведет к улучшению качественны х характеристик и результатов этих важнейших сфер жизнедеятельности общества: повышению качества образования, росту многообразия и качества услуг здравоохранения; улучшению жилищно-коммунальных услуг населению; более широкому доступу населения к ценностям культуры и т. д.

2. В условиях рыночных отношений государственная региональная политика должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц, изменения и перераспределения функций между центром, субъектами РК и органами местного самоуправления.

Реализация основных целей и задач социальной политики предполагает со-

здание новой системы социальной защиты населения и преобразование принци-

пов, экономических основ и организации деятельности отраслей и предприятий

социальной сферы, и прежде всего здравоохранения, образования, коммунально-

жилищного хозяйства, культуры, физической культуры и спорта, туризма и сана-

торно-курортных учреждений.

В настоящее время главные цели государственной региональной политики следующие:

• создать во всех регионах Республики Казахстан равные политические и социально-экономические условия для реализации на их территории прав, установленных в Конституции Республики Казахстан и республиканских законах;

• гарантировать получение всеми гражданами Казахстана минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты.

Реализация данных целей предполагает: создание в регионах благоприятной среды для установления новых экономических отношений и общехозяйственных условий, облегчающих функционирование субъектов хозяйствования различных типов собственности; формирование в регионах условий для реализации интересов территорий (как совокупных интересов проживающего населения); активное содействие местному самоуправлению; воссоздание (реконструкцию) полноценной межрегиональной

инфраструктуры, способствующей становлению единого экономического пространства страны, эффективному территориальному разделению и интеграции общественного труда, развитию рыночных отношений; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное значение для Республики Казахстан; оказание государственной поддержки депрессивным регионам.

Основными направлениями реализации государственной региональной политики являются:

• формирование правовых основ федеративных отношений и местного самоуправления (что подразумевает перераспределение полномочий между федеральными органами, субъектами Казахстана и органами местного самоуправления в соответствии с реально выполняемыми ими функциями), а также практическое обеспечение конституционного принципа взаимного равноправия субъектов РК;

• систематическая разработка прогнозов социально-экономического развития РК и республиканских целевых программ; методическое и нормативное обеспечение деятельности органов государственной власти РК, субъектов республики и органов местного самоуправления; периодическое изменение административно-территориального деления страны — как отражения происходящих перемен в ее политическом и социально-экономическом развитии.

При этом важно подчеркнуть, что непременными условиями реализации государственной региональной политики являются:

• обеспечение единого экономического пространства РК, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетной и финансовой систем, единым информационным пространством, скоординированным развитием основных институциональных структур;

• стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов Казахстана и повышение на этой основе уровня жизни всех слоев населения;

• повышение квалификации госслужащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности, а также резерва на их замещение; координация научной и учебной работы региональных кадровых центров; координация деятельности организаций и учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации госслужащих, и др.

Региональная политика — составная часть общенациональной политики, нацеленная на устранение несоответствий показателей в развитии важнейших макроэкономических показателей и пропорций в региональном развитии.

Под региональной политикой понимается система целей и задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Принципами государственной региональной политики являются структурная перестройка экономики региона, создание и развитие рыночной инфраструктуры, использование организационных форм общественного и административного управления и др.

Субъект регионального управления и его интересы.

Поведение субъекта регионального управления можно выразить исходя из рассмотрения регионального экономического интереса.

Региональный экономический интерес — это система экономических интересов групп населения, проживающих в данном регионе или имеющих здесь какую-либо собственность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.013 с.)