Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 14 Социальная и региональная политика государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: четкое определение содержания социальной и региональной политики государства: необходимость, сущность и цели, а так же региональной политики для самостоятельного освоения всех остальных вопросов, охватываемых этой темой.
Структура лекции:
1. Особенности и роль социальных преобразований требуют осуществления це- лостной социальной политики, которая должна быть ориентирована на создание социальной стабильности и устойчивости, а также улучшение жизни людей по мере создания экономических предпосылок для этого. Основной задачей и целью социальной политики является формирование социально-устойчивого развития на базе национальной модели экономики и социального устройства общества. Достижение этой цели требует как определения взаимной роли и ответственности государства, граждан и предпринимателей, так и опреде- ления модели поведения семей и домашних хозяйств в экономической и социаль- ной жизни. Другой круг задач и целей вытекает из содержания перехода общества на ры- ночные основы воспроизводства. Эти цели включают постепенный переход к удов- летворению социальных потребностей за счет использования собственных дохо- дов населения, создания для граждан условий, обеспечивающих более высокий уровень потребления, за счет более высокого уровня доходов; определения тех по- требностей, которые должны удовлетворяться нерыночным путем. Третья группа целей связана с созданием общих условий обеспечения соци- ального равенства всех членов общества в удовлетворении минимальных соци- альных потребностей, дающих возможность поддерживать основы жизнедеятель- ности общества. Это прежде всего потребности в образовании и медицинском об- служивании. Четвертая группа целей социальной политики связана с устранением небла- гоприятных последствий перехода к рынку, а также поддержанием социально уяз- вимых слоев и групп населения. Это требует проведения совокупности разнород- ных мер, ориентированных на использование рыночных и нерыночных способов поддержки населения, включая льготы, прямые социальные трансферты и даже бесплатное предоставление ряда социальных услуг отдельным категориям граждан. Социально-трудовые отношения национальной экономики занимают клю: чевое место в структуре формирования рынка т^эуда; изменении структуры и ха - рактера получения доходов населением; проведении комплекса мер, направлен- ных на обеспечение социальной защиты граждан и развитие на новых принципах отраслей социальной сферы. Коренные изменения социально-трудовых отношений определяются не толь- ко формированием рынка труда, но и системой распределения доходов. Доходы населения являются важнейшим показателем социально-экономического поло- жения граждан, а особенности их распределения во многом характеризуют соци- альную ориентацию экономической системы. В переходной экономике совершается переход от прежней системы социального патернализма и опеки государством населения к системе социальной защиты населения, присущей экономике с рыночными основами хозяйствования. Основные направления социальной защиты включают: социальное страхование; социальную помощь; обеспечение всеобщей доступности базовых социальных благ и минимальных гарантий. Осуществление преобразований в области предоставления базовых социальных услуг всему населению неразрывно связано с реформированием отраслей социальной сферы. Их реформирование може т быть успешным лишь в том случае, если оно ведет к улучшению качественны х характеристик и результатов этих важнейших сфер жизнедеятельности общества: повышению качества образования, росту многообразия и качества услуг здравоохранения; улучшению жилищно-коммунальных услуг населению; более широкому доступу населения к ценностям культуры и т. д. 2. В условиях рыночных отношений государственная региональная политика должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц, изменения и перераспределения функций между центром, субъектами РК и органами местного самоуправления. Реализация основных целей и задач социальной политики предполагает со- здание новой системы социальной защиты населения и преобразование принци- пов, экономических основ и организации деятельности отраслей и предприятий социальной сферы, и прежде всего здравоохранения, образования, коммунально- жилищного хозяйства, культуры, физической культуры и спорта, туризма и сана- торно-курортных учреждений. В настоящее время главные цели государственной региональной политики следующие: • создать во всех регионах Республики Казахстан равные политические и социально-экономические условия для реализации на их территории прав, установленных в Конституции Республики Казахстан и республиканских законах; • гарантировать получение всеми гражданами Казахстана минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты. Реализация данных целей предполагает: создание в регионах благоприятной среды для установления новых экономических отношений и общехозяйственных условий, облегчающих функционирование субъектов хозяйствования различных типов собственности; формирование в регионах условий для реализации интересов территорий (как совокупных интересов проживающего населения); активное содействие местному самоуправлению; воссоздание (реконструкцию) полноценной межрегиональной инфраструктуры, способствующей становлению единого экономического пространства страны, эффективному территориальному разделению и интеграции общественного труда, развитию рыночных отношений; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное значение для Республики Казахстан; оказание государственной поддержки депрессивным регионам. Основными направлениями реализации государственной региональной политики являются: • формирование правовых основ федеративных отношений и местного самоуправления (что подразумевает перераспределение полномочий между федеральными органами, субъектами Казахстана и органами местного самоуправления в соответствии с реально выполняемыми ими функциями), а также практическое обеспечение конституционного принципа взаимного равноправия субъектов РК; • систематическая разработка прогнозов социально-экономического развития РК и республиканских целевых программ; методическое и нормативное обеспечение деятельности органов государственной власти РК, субъектов республики и органов местного самоуправления; периодическое изменение административно-территориального деления страны — как отражения происходящих перемен в ее политическом и социально-экономическом развитии. При этом важно подчеркнуть, что непременными условиями реализации государственной региональной политики являются: • обеспечение единого экономического пространства РК, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетной и финансовой систем, единым информационным пространством, скоординированным развитием основных институциональных структур; • стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов Казахстана и повышение на этой основе уровня жизни всех слоев населения; • повышение квалификации госслужащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности, а также резерва на их замещение; координация научной и учебной работы региональных кадровых центров; координация деятельности организаций и учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации госслужащих, и др. Региональная политика — составная часть общенациональной политики, нацеленная на устранение несоответствий показателей в развитии важнейших макроэкономических показателей и пропорций в региональном развитии. Под региональной политикой понимается система целей и задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Принципами государственной региональной политики являются структурная перестройка экономики региона, создание и развитие рыночной инфраструктуры, использование организационных форм общественного и административного управления и др. Субъект регионального управления и его интересы. Поведение субъекта регионального управления можно выразить исходя из рассмотрения регионального экономического интереса. Региональный экономический интерес — это система экономических интересов групп населения, проживающих в данном регионе или имеющих здесь какую-либо собственность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.011 с.) |