Лекция 11 Экономическое равновесие и экономический рост



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 11 Экономическое равновесие и экономический рост



Цель: четкое определение совокупного спроса и совокупного предложения, экономическго роста: сущности, показателей и факторов экономического роста для самостоятельного освоения всех остальных вопросов, охватываемых этой темой.

 

Структура лекции:

1. Совокупный спрос и совокупное предложение.

2. Экономический рост: сущность, показатели и факторы экономического роста.

1. Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные това-

ры и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом сово-

купного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и об-

щим уровнем цен в экономике.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсут-

ствии сильной инфляции рост совокупного спроса стимулирует увеличение объе-

ма выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Такое

воздействие на экономику в период кризиса 30-х годов оказала государственная

политика стимулирования совокупного спроса в США.

Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного

спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все

мощности уже задействованы), сколько рост цен.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

1) спрос на потребительские товары и услуги;

2) спрос на инвестиционные товары;

3) спрос на товары и услуги со стороны государства;

4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экс-

порт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса).

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяют-

ся медленно, например, потребительские расходы. Другие — более динамичны,

например, инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания эконо-

мической активности.

Кривая совокупного спроса AD (от английского aggregate demand) — показы-

вает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каж-

дом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего

уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в

равновесии.

К неценовым факторам совокупного спроса, относится все, что воздействует

на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм,

государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их

ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесто-

рам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение

количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного

спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. Изменение нецено-

вых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD. Например, увеличе-

ние предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост

платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой

AD вправо (рис. 23.1), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответ-

ствующее сокращение экспорта отразится графически сдвигом AD влево.

Совокупное предложение — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто

используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.

Кривая совокупного предложения — AS (от английского aggregate supply) — показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

Неценовыми факторами совокупного предложения являются изменения в тех-

нологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отра-

жается сдвигом кривой AS. Например, резкое повышение цен на нефть и нефте-

продукты приводит к росту издержек и снижению объема предложения при каж-

дом данном уровне цен в экономике, что графически интерпретируется сдвигом

кривой AS влево. Высокий урожай, вызванный неожиданно благоприятными по-

годными условиями, увеличит объем совокупного предложения и отразится на гра-

фике сдвигом кривой AS вправо.

Форма кривой AS интерпретируется по-разному в классической и кейнсиан-

ской школах. Изменения величины совокупного предложения под влиянием од-

ного и того же фактора, скажем, совокупного спроса, могут оказаться разными.

Это зависит от того, учитываем ли мы изменения совокупного спроса за короткий

отрезок времени или же нас интересуют долгосрочные последствия воздействия

данного фактора.

Различие между краткосрочным (обычно до 2—3 лет) и долгосрочным периода-

ми в макроэкономике связывают главным образом с поведением номинальных и

реальных переменных. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены,

номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием

рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относитель-

ной «жесткости». Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реаль-

ная ставка процента) — более подвижные, «гибкие». В долгосрочном периоде, на-

оборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно, их счита-

ют «гибкими», а реальные меняются крайне медленно, так что для удобства анализа

их часто рассматривают как постоянные.

Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения в классической теории строится исходя из следующих условий:

— объем выпуска зависит только от количества факторов производства (труда и капитала) и технологии и не зависит от уровня цен;

— изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

— экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному;

— цены и номинальная заработная плата - гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.

Кривая AS в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов.

2. Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязанными способами: возрастанием реальных объемов ВНП или ЧНП (валового и чистого национального продукта) за определенный период времени или как увеличение общественного продукта в расчете на душу населения, что означает повышение уровня жизни.
Растущая экономика характеризуется приростом годового реального продукта, который может использоваться для более эффективного удовлетворения существующих потребностей или для разработки новых программ. Динамично развивающаяся экономика в отличие от статической позволяет обществу иметь пирог и съесть его. Так, с начала этого века реальный продукт США увеличился в 12 раз, а численность населения возросла лишь в 3 раза. Это позволило не только увеличить поток товаров и услуг к среднему американцу в 4 раза, но и решать другие социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.
Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связаны с физической способностью экономики к росту, с предложением или наличием ресурсов.
Этими факторами являются:
1. Количество и качество природных ресурсов.
2. Количество и качество трудовых ресурсов.
3. Объем основного капитала.
4. Технология.
Есть два пути экономического роста: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивном типе экономический рост достигается благодаря количественному увеличению факторов производства при сохранении его прежней технической основы: возводятся дополнительные производственные мощности, открываются новые шахты, рудники, создаются новые рабочие места. В сельском хозяйстве вовлекаются в хозяйственный оборот новые земельные массивы, как это было у нас в 50-х годах во времена освоения целинных и залежных земель.
При интенсивном типе экономического роста увеличение выпуска продукции и совершенствование ее качества достигается за счет улучшения использования имеющегося производственного потенциала и роста выхода конечной продукции с каждой единицы вовлеченных в производство ресурсов. Применяются новая техника и прогрессивные технологии, повышается квалификация рабочей силы.
Современный тип экономического роста связан с изменением его источников, с переходом к преимущественно интенсивным факторам роста. Достижение высоких конечных результатов связывается не с притоком в производство дополнительных природных ресурсов, сырья, материалов, а с переводом его на трудосберегающие, фондосберегающие и материалосберегающие технологии. Решение этой задачи непосредственно связано с коренными преобразованиями в подготовке специалистов и квалифицированных кадров, с одной стороны, и более полным проникновением науки в производственную деятельность, с другой стороны. Последствием реализации этого направления станут структурные изменения во всем народнохозяйственном комплексе. Прежде всего изменяются пропорции между добывающими и перерабатывающи-ми отраслями промышленности, между двумя подразделениями общественного производства в пользу конечной продукции. Одновременно возрастает значение и удельный вес химической, нефтехимической, радиотехнической, электронной промышленности, средств связи, т.е. отраслей, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса.

Общество никогда не было безразличным к затратам на достижение того или иного успеха. В основе прогресса лежит повышение эффективности производства. Под ним понимается экономическая и социальная результативность хозяйственной деятельности. При определении эффективности приходится сравнивать ожидаемую ценность того, что будет получено, с ожидаемой ценностью того, что будет потеряно.
В практических подсчетах этот показатель определяется отношением результатов производства к затратам.


Факторами повышения эффективности производства являются:
1. Ускорение научно-технического прогресса.
2. Структурная перестройка народного хозяйства.
3. Совершенствование хозяйственного механизма.
4. Повышение социальной активности населения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.008 с.)